Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фельдш-тейна. — М.: Баласс, 2008. — 336 с.
6. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. (Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова): Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2003. — 224 с.
7. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 2 класс. (Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова): Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 256 с.
8. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 3 класс. (Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова): Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2005. — 224 с.
9. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 4 класс. (Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова): Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2007. — 208 с.
10. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федераци» — http: //www.gnesin.ru
11. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б.М.Неменс-кий. — М.: Просвещение, 2009. — 141 с.
12. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 кл. / Науч. рук. В.С.Кузин. — М.: Просвещение, 1994.
— 160 с.
13. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративноприкладного искусства. I - IV кл. / Науч. рук. Т.Я.-Шпикалова. — М.: Просвещение, 1992. — 78 с.
14. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Учебное пособие.
— Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. — 310 с.
15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М.: Академия, 2002. — 368 с.
16. Сборник нормативных документов. Начальная школа / сост. А.Г.Аркадьев, Э.Д.Днепров и др. — М.: Дрофа, 2004. — 64 с.
УДК 373.2
Н.М. ИВАНОВА
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье излагаются основные результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста, проведенной в ряде дошкольных образовательных учреждений г. Костромы.
Ключевые слова: воспитание, толерантность, интолерантность, эмпатия, развивающая предметно-пространственная среда, учебно-дисциплинарная модель взаимодействия, личностно-ориентированная модель взаимодействия.
Опытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантности у старших дошкольников проводилась на базе Центра развития ребенка муниципального детского сада .№75 г. Костромы, муниципального детского сада .№78 г. Костромы, муниципального детского сада №49 г. Костромы. Были образованы две группы: экспериментальная и контрольная. В исследовании участвовало
149 человек - 121 ребенок в возрасте от 5,5 до 7 лет и 28 педагогов.
В ходе опытно-экспериментальной работы проверялась гипотеза о том, что воспитание толерантности у старших дошкольников в детском саду будет эффективным, если обеспечить готовность педагогов к подобной работе и реализовать следующие педагогические условия:
■ создание в дошкольном образовательном учреждении специальной развивающей предметно-пространственной среды;
■ личностно-ориентированное взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с детьми;
■ вариативность и комплексность используемых педагогических средств.
Опытно-экспериментальная работы проходила в несколько этапов.
На первом (предварительном) этапе была проведена диагностика готовности педагогов детских садов к работе по воспитанию толерантности у старших дошкольников позволил комплекс диагностических методов.
Готовность к работе по воспитанию толерантности у дошкольников мы понимаем как сложное состояние (новообразование) субъекта, которое включает:
■ осознанную установку педагогов на толерантное отношение к дошкольникам как субъектам образовательного процесса;
■ понимание педагогами сущности процесса воспитания толерантности;
■ сформированные у педагогов дошкольных учреждений навыки личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.
Результаты диагностики показали, что педагоги детских садов не могут раскрыть сущность понятия «толерантность», не знают психологопедагогической и методической литературы по проблеме, не владеют методикой организации такой работы в детском саду.
Результаты опроса на выявление отношения педагогов к детям показали, что 68% педагогов продемонстрировали толерантное отношение к дошкольникам, 32% - интолерантное отношение.
Проведенное исследование также показало преимущественное проявление установки педагогов на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия (71,5%), причем выраженную установку продемонстрировали более половины педагогов.
С учетом полученных результатов была разработана программа специальной подготовки педагогов дошкольных учреждений по ряду направлений, а именно:
■ коррекция педагогической позиции инто-лерантности через формирование толерантного отношения к детям;
■ ознакомление педагогов с основными те-
оретическими положениями психологии и педагогики толерантности, формирование практических навыков организации работы по воспитанию толерантности у старших дошкольников;
■ формирование навыков личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
Для педагогов детских садов, участвующих в опытно-экспериментальной работе, были организованы занятия в «Школе толерантности для взрослых», в ходе которых использовались такие формы как семинар-практикум, «круглый стол», разговорный тренинг, семинары, практические занятия, психолого-педагогические тренинги.
По окончании занятий была проведена повторная диагностика с использованием того же комплекса, что и в начальном диагностическом обследовании.
По результатам повторного анкетирования нами были сделаны выводы, что общая ориентация педагогов в проблеме воспитания толерантности у дошкольников существенно изменилась. В качестве основных показателей изменений в установках педагогов можно назвать следующие:
1. Все педагоги признают актуальность проблемы воспитания толерантности у дошкольников.
2. Педагоги раскрывают сущность и содержание понятия «толерантность» применительно к дошкольному возрасту, уверенно называют основные положения педагогики толерантности.
3. Педагоги дошкольных учреждений признают недостаточность своих знаний и организационных умений, но при этом способны выбрать и грамотно использовать научно-методическую литературу и учебно-методические пособия для организации работы по воспитанию толерантности у дошкольников.
Сравнительные результаты диагностики отношения педагогов к дошкольникам на этапах начальной и итоговой диагностики представлены в диаграммах (рис. 1).
Как видим, динамика увеличения количества педагогов, проявляющих толерантное отношение к детям, составила 25%.
Сравнительные результаты проявления установок педагогов на учебно-дисциплинарную или личностно ориентированную модель взаимодействия с дошкольниками на этапах начальной и итоговой диагностик представлены в диаграмме (рис.2).
Рис.1. Отношение педагогов к детям
Начальная диагностика
Итоговая диагностика
68,00%
32,00%
7,00%
93,00%
□ Интолерантное отношение
□ Толерантное отношение
□ Интолерантное отношение
□ Толерантное отношение
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
64%
57,00%
0%
21,50%
18% ___________,18%
^4,00%—|
выраженное умеренное учебно-дисциплинарная
умеренное выраженное
личностно-
ориентированная
□ начальная диагностика
□ итоговая диагностика
Рис.2
Сравнительные результаты проявления установки педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми дошкольного возраста
Представленные в диаграмме сравнительные результаты свидетельствует о том, что в ходе опытно-экспериментальной работы произошла существенная переориентация педагогов.
В целом проведенная итоговая диагностика показывает преимущественное ориентирование испытуемых на личностную модель взаимодействия с дошкольниками (82% по сравнению с 28,5 на начальном этапе исследования). Выраженная установка на личностную модель взаимодействия с дошкольниками на этапе итоговой диагностики выявлена у 64% педагогов. Положительная дина-
мика, таким образом, составила 57%.
Итак, результаты итогового анкетирования и диагностики отражают эффективность проведенной нами работы по осуществлению коррекции внутренней позиции и установки педагогов на взаимодействие с детьми дошкольного возраста.
Педагогами-участниками опытно-экспериментальной работы была спроектирована, а затем сконструирована специальная развивающая предметно-пространственная среда.
Под специальной развивающей предметнопространственной средой мы понимаем такое предметное наполнение пространства детского сада,
которое стимулирует процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного
возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда создавалась вначале в отдельной комнате, а затем элементы среды по желанию детей переносились в игровые уголки групповых комнат. Содержанием предметно-пространственной среды стали: изменяющийся объемно-пространственный интерьер (модульная мягкая мебель, декорации, ширмы, портьеры, драпировки ткани, универсальные стенды и др.); «игра света» за счет изменения верхнего и бокового освещения, использования светофильтров; звуковой дизайн; символические артефакты культурной направленности (например, элементы национальных костюмов); бумажно-картонные плоскостные куклы размером с детей; тематические альбомы; игротека; библиотека; видеотека; материалы для детского творчества; техническое оборудование и др.
Построенная подобным образом развивающая предметно-пространственная среда обеспечила необходимую для воспитания толерантности информационную наполняемость пространства; стала средством развития дошкольников, стимулируя их активность и творчество в построении пространства и деятельности, в познании окружающего мира. Предметно-пространственная среда обеспечила возможность апробации программы «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
На основе теоретического анализа научнометодической литературы по проблеме и собственного практического опыта нами были выявлены основные показатели проявления толерантности в старшем дошкольном возрасте, а именно: общительность, умение строить отношения, проявление дружелюбия, проявление миролюбия. Кроме того, в качестве важного показателя проявления толерантности мы рассматриваем способность к эмпатии.
Вышеозначенные показатели проявления толерантности старшими дошкольниками замерялись нами при помощи диагностических методик - «Диагностика особенностей взаимодействия детей дошкольного возраста» (авторы В.А-. Ситаров, В.Г. Маралов), «Проявление эмпатии у детей старшего дошкольного возраста» (автор Л.П. Стрелкова), с помощью беседы «Как ты относишься к людям, детям, если они не такие, как ты (говорят на другом языке, другого цвета кожи, в инвалидной коляске, не слышат, плохо ходят и
др.)?», а также в ходе включенного наблюдения.
Результаты комплексной психолого-педагоги-ческой диагностики дошкольников, проведенной в начале опытно-экспериментальной работы, позволили сделать следующие выводы.
1. У детей старшего дошкольного возраста, составивших как экспериментальную, так и контрольную группы, выявлен достаточно низкий уровень сформированности толерантности.
2. Выявлен низкий уровень проявления эмпатии старшими дошкольниками в экспериментальной и контрольной группах.
3. К представителям других рас и национальностей большинство детей проявили нейтральное отношение. Кроме того, выявилось определенное количество детей, демонстрирующих отрицательное отношение.
4. К людям, имеющим физические недостатки, не выявилось отрицательного отношения. Вместе с тем, более 2/3 детей проявили положительно пассивное отношение.
В ходе опытно-экспериментальной работы была апробирована программа «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста». Программа направлена на воспитание поколения детей, которые в дальнейшем:
■ смогут правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязи и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете;
■ будут способны понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей;
■ смогут найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других;
■ будут иметь чувство собственного достоинства и уверенность в себе.
Программа «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» направлена на формирование компонентов толерантности: когнитивного, эмоционального, поведенческого - и, соответственно, включает три раздела, взаимосвязанных между собой: «Веселые путешественники», «Развитие эмпатии», «Социальнокоммуникативное развитие». Основными средствами реализации программы стали специально отобранные произведения художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства, а также общение, игровая, изобразительная и проектная деятельность детей.
На аналитическом этапе опытно-эксперимен-
тальной работы была проведена повторная диагностика детей экспериментальной и контрольной групп с использованием методик и процедур, аналогичных методикам, использовавшимся в начальном диагностическом обследовании.
Сравнительные результаты начальной и итоговой диагностик отношения детей к представителям разных рас и национальностей представлены в диаграмме (рис.3).
Представленные результаты свидетельствует, как видим, что в ходе опытно-экспериментальной работы у дошкольников экспериментальной
группы показатель положительного отношения увеличился с 39,5% до 92% (динамика составила 52,5%), показатель нейтрального отношения снизился с 44.2% до 8%. Отрицательного отношения не проявил ни один ребенок.
Сравнительные результаты проявления эмпатии детьми, представленные в диаграмме (рис.4), показывают, что в экспериментальной группе сформированность эмпатии достигла 77% (динамика 40%), тогда как в контрольной группе уровень сформированности эмпатии практически не изменился.
Рис.3. Сравнительные результаты диагностики отношения детей к представителям
разных рас и национальностей
1 0 0,00% 9 0,00% 8 0,00% 7 0,00% 6 0,00% 5 0,00% 4 0,00% 3 0,00% 2 0,00% 10,00% 0,00%
39,50%
0%
43%
4%
23%
Э Г К Г Э Г К Г
начальная д иагностика и то го ва я диагностика
□ положительное отношение
□ нейтральное отношение
□ отрицательное отн ош ение
92%
46%
4 4,00 %
60%
1 6
8%
90,00%
80,00%
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
Рис.4. Сравнительные результаты проявления эмпатии детьми старшего дошкольного возраста
77%
60,50%
63%
9,50%
37%
23%
59%
41%
ЭГ | КГ
начальная диагностика
ЭГ | КГ
итоговая диагностика
□ отрицательный выбор □ положительный выбор
Рис.5. Сравнительные результаты диагностики особенностей взаимодействия детей дошкольного возраста
22%
21,00%
!0%
начальная диагностика
1=0.
25,70%
20%
итоговая диагностика
□ общит ельно-друж елюбные
□ общительно-враждебные
□ необщительно-дружелюбные
□ необщительно-враждебные
90,00%
80,00%
70,00%
60,00%
50,00%
41,00%
40,00%
34%
30,00%
0%
20,00%
К,
%
5,80%
10,00%
7%
0,00%
ЭГ
К Г
ЭГ
КГ
Итоговая диагностика, проведенная на аналитическом этапе исследования, позволила определить динамику развития показателей толерантности у старших дошкольников. Сравнительные результаты начальной и итоговой диагностик особенностей взаимодействия детей дошкольного возраста, представленные в диаграмме (рис. 5), показали следующее.
В ходе опытно-экспериментальной работы у старших дошкольников экспериментальной группы произошли значимые изменения в формировании общительно-дружелюбного показателя взаимодействия, характеризующего проявление толерантности старшими дошкольниками (увеличение с 41% до 84%). В экспериментальной группе также значительно снизилось количество общительно-враждебных детей с 16% до 7%. В контрольной группе количество таких детей не изменилось. Количество необщительно-враждебных детей в экспериментальной группе снизилось с 22% до 5,8%.
В целом сравнительные результаты итоговой комплексной диагностики показали, что в ходе экспериментальной работы у старших дошкольников, составляющих экспериментальную группу, произошли достаточно значимые изменения в формировании показателей толерантности, в формировании у детей эмпатии, а также в отношении дошкольников к представителям разных
рас и национальностей и к инвалидам.
Количество общительно-дружелюбных детей (проявляющих толерантность) увеличилось на 43%. Динамика проявления детьми эмпатии составила 39,5%. Положительное отношение к людям других стран проявили 92% дошкольников (динамика 52,5%). Изменилось отношение детей к инвалидам: на 24,4% детей больше изъявили желание оказать помощь таким людям.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что апробированная в ходе опытно-экспериментальной работы программа «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста», а также сформированная готовность педагогов к организации подобной работы способствовали воспитанию толерантности у старших дошкольников.
Библиографический список
1. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2005.
2. Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Ситаров, В.Г.Маралов; под ред. В.А. Сласте-нина. - М.: «Академия», 2000.