потенциалом, который необходимо активно использовать в процессе музыкально-образовательной деятельности подрастающего поколения и молодежи. Результатом продуманной организации народно-инструментальной деятельности, на наш взгляд, будет высокий уровень развития художественной культуры, духовно-нравственных ценностей молодежи и их творческое развитие.
Библиографический список
1. Абдулин Э.Б. Теория преподавания музы-
ки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Прометей, 2003. - 224 с.
2. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. - М.: «Прометей» МИТУ, 2002. - 204 с.
3. Шафеев Р.Н. Системный подход к изучению музыкальной культуры. Структура музыкальной культуры // Вестник СамТУ: гуманитарная серия. - 2007. - №> 3 (53). - С. 223-231.
УДК 372.8 И.В. ГУРЬЯНОВА
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье раскрываются основы, образовательные задачи и содержание существующих на сегодняшний день концепций преподавания изобразительного искусства в начальной школе. Современные концепции предполагают по-разному реализовывать главную цель преподавания изобразительного искусства в школе - воспитание эстетического отношения к жизни.
Ключевые слова: изобразительное искусство в начальной школе, концепция художественного образования, эстетическое отношение к жизни, вариативность преподавания, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание.
В настоящее время современные учебные заведения находятся на этапе модернизации и обновления содержания образования. На сегодняшний день основной стратегической целью образования является создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. На духовное становление человека, на формирование его культуры существенно влияют занятия искусством, которые могут служить механизмом развития культурного потенциала общества, его художественно-творческой элиты. Однако осуществление главной стратегической цели образования через занятия искусством связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, к которым относятся:
- недооценка в социальной практике роли
эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;
- культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;
- усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;
- второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;
- распространение платных форм обучения, на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных техни-
© И.В. Турьянова, 2009
35
ческих средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;
- чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса. [10]
В соответствии с возникшими проблемами модернизации образования, в том числе и художественного, возникла необходимость в новых подходах к преподаванию в общеобразовательных учреждениях. Реализация принципов и задач современной школы предполагает не только изменение взглядов на содержание, формы и методы учебной деятельности школьников, но и радикальное преобразование деятельности учителя. Личность учителя и его профессиональная подготовка занимают центральное место в системе общего и педагогического образования. Актуальность проблемы определяется тем, что без существенных изменений отношения учителя к педагогической деятельности и ее компонентам, к себе и к другим субъектам этой деятельности, качественного обновления системы школьного образования, не произойдет.
Целью данного исследования является определение роли изобразительного искусства в процессе духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника. На наш взгляд роль изобразительного искусства в современном понимании содержания образования следует определять через решение следующих задач:
- выявление главной цели преподавания изобразительного искусства в школе;
- анализ современных концепций преподавания изобразительного искусства в начальной школе;
- определение условий успешного формирования духовного мира младшего школьника и тактики деятельности учителя изобразительного искусства.
Как известно, содержание образования — это социальный опыт, то есть опыт деятельности человечества за всю историю его развития. И. Я. Лернер называет четыре основных элемента содержания образования: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. [14, с. 27]
В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последо-
вательности их значимости в художественном развитии личности школьника. Таким образом, для младших школьников наиболее актуальным в процессе преподавания изобразительного искусства является опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных и духовных отношений. [4, с. 12]
Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни.
Эстетическое отношение к жизни — это особое качество личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях:
- непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира;
- видеть в окружающем мире своё продолжение;
- чувствовать сопричастность к другому человеку и к человеческой истории и культуре в целом;
- осознавать неутилитарную ценность всего в мире;
- осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения. [14, с. 28]
Развитие именно этого качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания.
Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. Преподавание искусства должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе. На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам. [14, с. 30]
Начальное образование по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает
общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников.
В период начального художественного образования в процессе реализации главной цели, то есть воспитания эстетического отношения к жизни, акцент в преподавании делается на развитии:
- эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира;
- первичных форм художественного воображения;
- способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах.
Собственно творческая практика младших школьников должна преобладать над работой по восприятию искусства, которая постепенно и неуклонно расширяется. Общее для всех видов искусства должно преобладать над специфическими особенностями отдельных его видов.
В условиях вариативного обучения важно отметить некоторую общность поставленных задач изучения изобразительного искусства. Изобразительное искусство в начальной школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и другие. [15, с. 313]
Каждая действующая программа показывает, с помощью каких задач можно достигнуть вышеназванной главной цели обучения изобразительному искусству, воспитания эстетического отношении к жизни. Следует отметить, что, несмотря на общности поставленных целей образовательной системы «Искусство» разные авторы не имеют единого мнения в концептуальных обоснованиях своих программ. Поэтому выбор единственной необходимой в данных конкретных условиях программы среди существующих направлений преподавания изобразительного искусства в школе является существенной проблемой для учителя начальной школы.
К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.
Первую концепцию всеобщей графической грамоты представляет традиционная программа, действующая во многих школах страны. Это направление было основано во время становления Российской Академии художеств (начало ХУШ в), когда методы и принципы подготовки профессиональных художников в крайне упрощенном виде были «спущены» в общеобразовательные школы на уроки рисования. То, что было профессионально необходимым и значимым для подготовки художников-профессионалов, искусственно переносилось на общее образование. Современный автор этой концепции — доктор педагогических наук, профессор В. С. Кузин.
Основные задачи программы по изобразительному искусству: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка; аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. [12]
Вторая концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ», разработана в конце 60-х — начале 70-х годов XX века заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея — понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися. Принципиально отличаясь от предыдущих, эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства.
Основной задачей программы по изобразительному искусству является создание художе-
ственного образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства средствами графической грамоты.
Изобразительная грамота наполнилась новым содержанием, идущим от специфики художественно-изобразительного языка, от способов создания художественного образа. Способы создания художественного образа предполагают разнообразные виды учебной деятельности: изображения на плоскости, в объеме (лепка), в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению, на основе фантазии и воображения, а также эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства. А специфика художественно-изобразительного языка изучается в процессе решения следующих учебных проблем: форма, пропорции, конструкция; цвет и освещение; пространство и объём; композиционная организация изображения; работа с художественными материалами; развитие художественного восприятия и эстетической отзывчивости. [3]
Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б. П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.
Третья концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х годов XX века проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20-30-е годы (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.
Основные задачи программы: формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; формирование художественно-творческой активности; овладение образным языком
изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например: I класс
— «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», II класс — «Ты и искусство», III класс — «Искусство вокруг нас», IV класс — «Каждый народ — художник».
Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной. [11]
Четвёртая концепция приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор педагогических наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.
Основные задачи программы: формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков; создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.
В содержании предмета выделены следующие разделы: основы художественного изображения; орнамент в искусстве народов мира: построение и виды; народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения; художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).
Каждый из разделов включает в себя следующие виды учебно-творческой деятельности: экспериментирование (упражнения-опыты), учебная практика (упражнения-повторы, учебные задания), творческие работы (композиции, вариа-
ции, импровизации), беседы по искусству [2; 13]
Пятая концепция реализуется в рамках образовательной программы «Школа 2100». Это одна из программ развития общего среднего образования, направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами. Научный руководитель программы — академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев.
Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему, которая:
- во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа —внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
- во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново;
- в-третьих, была бы разработана именно как целостная система — от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;
- в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.
По эстетическому циклу в этом направлении работают коллективы под руководством Б. М. Неменского и О. А. Куревиной. Авторами программы по изобразительной деятельности являются О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. Она направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся по-
лучают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.
Задачами курса являются: расширение художественно-эстетического кругозора; приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства; освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов; создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики; освоение простейших технологий дизайна и оформления; воспитание зрительской культуры.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок. [5, с. 232]
Шестая концепция построена Полуяновым Ю. А. в рамках системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Эта система разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы N° 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогичес-кой концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологическо-
го комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.
Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.
Интегрированный курс «Изобразительное искусство и художественный труд» в рамках системы Эльконина-Давыдова предполагает решение основных образовательных задач в соответствии с возрастом учащихся.
В первый год обучения дети знакомятся с теми видами изобразительной и трудовой деятельности, которые по технологии им доступны. Курс первого класса является вводным и переходным от дошкольных занятий к занятиям школьным, построенным на принципах системы развивающего обучения. Содержание занятий по видам учебной и творческой работы представлено следующими разделами: линии — пятна — силуэты, общность и различия, мера величины и формы, соединение по замыслу; скульптурная лепка; краски и цвет; декоративная роспись; художественное конструирование; архитектура и монументальная роспись; художественное шитье. [6]
Содержание второго года обучения изобразительному искусству и художественному труду включает пять разделов: гармония сочетания цветов, гармония и выразительность цвета, ритм в жизни и в искусстве, симметрия в жизни и в искусстве, очертания предметов и изображений. Все эти разделы взаимосвязаны между собой и направлены к единой задаче: формированию у детей умения видеть не только отдельные изображения и части изделий, а отношения между ними, что невозможно без развития способности обобщенного восприятия цвета, пространства, формы того, что они изображают. [7]
Главная задача третьего года обучения: создание условий для формирования и успешной реализации учащимися новых творческих интересных замыслов. Такая задаче реализуется через изучение следующих разделов курса: компози-
ционное и конструктивное равновесие, динамичное и статичное равновесие композиции и конструкции, контрасты — аналогии, пропорции изображения и композиции, рисунок пером, очертания — форма — пропорции изображений. [8]
На четвёртом этапе главная задача обучения заключается в такой перестройке уже сложившихся представлений детей, при которой у них включается пространственное воображение об окружающем мире и способах его изображения. Поэтому содержание обучения включает в себя такие разделы как: пространственные планы композиции; объемные изображения; наблюдение и изображение деревьев; искусство акварели; конструирование объемных форм из плоского листового материала; ритм в живописи, графике, скульптуре; конструкция объемных художественных изделий, наш город (село, деревня) в разное время года. [9]
Анализ задач и содержания программы Ю. А. Полуянова показывает, что каждый способ художественного изображения, будучи введен (не пройден, не заучен, а именно введен в изобразительную деятельность детей) на каком-то из этапов обучения, затем постоянно включается во все последующие занятия, разворачиваясь перед учениками все новыми и более богатыми возможностями. Вместе с тем при знакомстве с каждым из этих способов и практических пробах каждого из них у детей должно сложиться новое и очень важное умение смотреть и видеть.
Итак, представленные здесь концепции и программы преподавания изобразительного искусства в школе являются разнообразными и не одинаково предлагают реализовывать главную цель формирования эстетического отношения к жизни. Руководствуясь основными положениями непрерывного художественного образования в общеобразовательной школе, учителю начальных классов, преподающему изобразительное искусство, следует ориентироваться на ту учебную программу по изобразительному искусству, которая реализуется в основном звене общеобразовательной школы.
выводы.
Развитие современной системы общего образования определяется таким концептуальным положением как неотделимость школы и общества. Общество живет и развивается, так как оно учится. Однако сегодня все чаще политики, ученые, работники образования, учащиеся и их ро-
дители отмечают, что интересы ребенка и потребности общества оказываются за порогом школы. Многие исследователи видят единственный выход из создавшегося положения — кардинальные изменения школьной политики в сторону ее демократизации и гуманизации. В связи с этим ведется работа по перестройке и обновлению всей системы образования, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения.
Разнообразие концепций художественного образования является ярким примером современных тенденций развития системы образования и усложняет задачи учителя, преподающего изобразительное искусство в начальной школе при выборе ведущих принципов и методов воспитания и обучения. Тем не менее, любая школьная программа по изобразительному искусству ориентирована на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством.
Роль изобразительного искусства в решении общих задач воспитания четко определяет концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». [16, с. 3]
При решении основных задач духовного обогащения младших школьников через приобщение к изобразительному искусству для учителя важно, каким образом будет организован художественно-педагогический процесс, через какое содержание и формы он будет влиять на формирование творческой личности. Основным принципом, определяющим успех педагогической деятельности учителя изобразительного искусства, должно стать бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом.
Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:
- вариативный подход к постановке и реше-
нию художественно-творческих задач,
- национально ориентированное обучение изобразительному искусству,
- стимулирование самостоятельности младших школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов,
- стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др.
Учителю изобразительного искусства в начальной школе всегда следует помнить о том, что изменяющиеся общественные ценности, все более насыщенные информационные потоки всегда находят свое отражение в изобразительном искусстве. Только истинно духовные произведения искусства становятся бессмертными. Поэтому классические образцы живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства должны составлять основу содержания предметной области «Искусство», так как им время не подвластно. Аналогичные процессы можно проследить и в развитии методики преподавания. В то время как самые современные методики преподавания могут постепенно устаревать, методики, которые начинающий учитель сам проверил на практике, и которые не один раз показали себя успешными, составят основу его педагогической деятельности в будущем.
Библиографический список
1. Живой мир искусства: (программа поли-художественного развития школьников 1 - 4 классов): Для общеобраз. и спец. школ, лицеев, гимназий и внешкол. дет. учреждений / Науч. рук. Б.П.Юсов. — М.: РАО, 2000. — 40с.
2. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа и тематическое планирование / Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.Р.Ма-карова. — М.: Просвещение, 2008. — 92 с.
3. Комплект интегрированных полихудоже-ственных программ / Науч. рук. Б. П. Юсов.— М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000. —
148 с.
4. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / отв. ред. Б.М.Неменский. -М., 1992. - 123 с.
5. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование.
Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фельдш-тейна. — М.: Баласс, 2008. — 336 с.
6. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. (Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова): Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2003. — 224 с.
7. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 2 класс. (Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова): Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 256 с.
8. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 3 класс. (Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова): Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2005. — 224 с.
9. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 4 класс. (Система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова): Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2007. — 208 с.
10. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федераци» — http: //www.gnesin.ru
11. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б.М.Неменс-кий. — М.: Просвещение, 2009. — 141 с.
12. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 кл. / Науч. рук. В.С.Кузин. — М.: Просвещение, 1994.
— 160 с.
13. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративноприкладного искусства. I - IV кл. / Науч. рук. Т.Я.-Шпикалова. — М.: Просвещение, 1992. — 78 с.
14. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Учебное пособие.
— Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. — 310 с.
15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М.: Академия, 2002. — 368 с.
16. Сборник нормативных документов. Начальная школа / сост. А.Г.Аркадьев, Э.Д.Днепров и др. — М.: Дрофа, 2004. — 64 с.
УДК 373.2 Н.М. ИВАНОВА РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье излагаются основные результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста, проведенной в ряде дошкольных образовательных учреждений г. Костромы.
Ключевые слова: воспитание, толерантность, интолерантность, эмпатия, развивающая предметно-пространственная среда, учебно-дисциплинарная модель взаимодействия, личностно-ориентированная модель взаимодействия.
Опытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантности у старших дошкольников проводилась на базе Центра развития ребенка муниципального детского сада .№75 г. Костромы, муниципального детского сада .№78 г. Костромы, муниципального детского сада .№49 г. Костромы. Были образованы две группы: экспериментальная и контрольная. В исследовании участвовало
149 человек - 121 ребенок в возрасте от 5,5 до 7 лет и 28 педагогов.
В ходе опытно-экспериментальной работы проверялась гипотеза о том, что воспитание толерантности у старших дошкольников в детском саду будет эффективным, если обеспечить готовность педагогов к подобной работе и реализовать следующие педагогические условия: