УДК 373.2; 159.9:370
Иванова Наталия Михайловна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К РАБОТЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
В статье предлагается теоретическое обоснование и описание результатов практической работы по формированию готовности педагогов дошкольных учреждений к работе по воспитанию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: психологическая готовность, профессиональная готовность, коррекция интолерантности, личностно-ориентированная модель педагогического взаимодействия, толерантное или нетерпимое отношение к дошкольникам как субъектам педагогической реальности.
Обеспечение готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста является необходимым педагогическим условием воспитания толерантности на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми.
Готовность педагогов к работе по воспитанию толерантности у дошкольников мы рассматриваем как сложную систему, включающую в себя две составляющие: психологическую и профессиональную. Психологическая готовность проявляется в стремлении и способности педагогов проявлять толерантность в собственной жизнедеятельности, осознанной установке на толерантное отношение к дошкольникам как субъектам образовательного процесса, а также в понимании необходимости целенаправленного воспитания толерантности у детей. Содержание профессиональной готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений составляют: понимание ими сущности процесса воспитания толерантности, умения организовать и провести подобную работу, а также навыки личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.
Многими исследователями толерантность рассматривается как важнейшее профессиональное качество личности педагога (Е.Ю. Клепцова, С.А. Козлова, М.И. Рожков, В.А. Ситаров, Г.У Солдатова, И.С. Якиманская). Именно поэтому одной из важных задач на сегодня является развитие толерантного сознания педагогов и формирование у них установок на толерантное отношения к детям.
В исследовании Е.Ю. Клепцовой представлены характеристики терпимых и нетерпимых педагогов. Согласно позиции автора, нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает, если ребенок не соответствует тем требованиям, которые выдвигает педагог и соблюдение которых считает строго обязательным. В свою очередь, терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, поведение ребенка, оказываясь способным принимать детей и особенности их поведения такими, какие они есть, что, разумеется,
не отменяет для таких педагогов необходимости решать задачи воспитания - формирования у детей положительных качеств и моделей поведения.
По данным Е.Ю. Клепцовой, педагогов с низким уровнем толерантного отношения к детям в большей степени выявлено именно среди воспитателей детских садов (26%), отсюда следует актуальность разработки и внедрения в практику дошкольных учреждений технологии коррекции интолерантности педагогов.
На наш взгляд, этой цели может служить организация психолого-педагогических тренингов. Педагогическая технология по принятию педагогом позиции толерантности может включать два этапа. На первом этапе целесообразно проведение диагностики на выявление отношения педагогов к детям как субъектам образовательного процесса. На втором этапе организуется цикл психолого-педа-гогических тренингов, основная цель которых - принятие педагогами позиции толерантности и коррекция интолерантного отношения педагогов к детям.
Помимо собственного проявления толерантности, педагоги должны понимать сущность толерантности, знать психологические механизмы ее формирования, уметь проектировать и реализовывать педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания толерантности.
С целью формирования у педагогов дошкольных образовательных учреждений комплекса знаний и умений целесообразно организовать цикл теоретических и практических занятий по психологии и педагогике толерантности. Предметом изучения на занятиях должны стать: сущность и виды толерантности, основные черты толерантной личности; психолого-педагогические предпосылки и психологические механизмы формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте; педагогические условия воспитания толерантности у дошкольников и др.
Формы проведения групповых занятий с педагогами весьма разнообразны. Это и короткие лекции-дискуссии, и мини-конференции, и заседания «круглого стола», и семинары-практикумы, а так-
же тренинги, деловые игры, мастер-классы и другие формы методической работы.
Толерантное отношение педагогов к детям характерно для личностно-ориентированной модели педагогического взаимодействия.
В рамках личностно-ориентированной модели педагогического взаимодействия основная цель деятельности педагога - содействие становлению ребенка как личности. Знания, умения и навыки рассматриваются как средство развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает субъектность участников образовательного процесса и является средством формирования таких отношений.
Среди основных критериев готовности педагогов дошкольных учреждений к личностно-ориентированному взаимодействию И.Ф. Слепцова выделяет искренний интерес к детям, владение технологией организации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, коммуникативную компетентность.
Личностно-ориентированное взаимодействие представляет особую трудность для современных педагогов дошкольных образовательных учреждений в плане недостаточной теоретической подготовки и серьезных затруднений в процессе организации такого взаимодействия. Р.Б. Стеркина отмечает, что неумение работников детских садов организовывать партнерские отношений с детьми связано с приверженностью педагогов к учебно-дисциплинарной модели воспитания, для которой характерно восприятие ребенка как объекта приложения педагогических усилий, а также с отсутствием у педагогов навыков партнерского общения.
Формирование навыков личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста может быть организовано в виде семинара-практикума (Ю.Б. Надточий, Е.И. Русина). Цель подобного семинара - формирование у педагогов системы знаний, умений и навыков по организации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Формы работы достаточно разнообразны: диагностика установки педагогов на модель взаимодействия, изучение психолого-педа-гогической литературы по проблеме, лекции-дискуссии, семинары, психолого-педагогические тренинги, деловые игры, практические занятия.
Итак, подготовленные подобным образом и проявляющие толерантное отношение к детям педагоги дошкольных образовательных учреждений способны, по нашему мнению, успешно организовать в дошкольных учреждениях работу по воспитанию толерантности у старших дошкольников.
В начале подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по воспи-
танию толерантности было проведено диагностическое обследование с помощью следующих методик: авторская анкета «Что Вы знаете о толерантности?», разработанная для выявления ориентации педагогов дошкольных учреждений в проблеме воспитания толерантности у дошкольников; опросник на выявление толерантного или нетерпимого отношения к дошкольникам как субъектам педагогической реальности (автор Е.Ю. Клепцова) и диагностическая методика констатирующего типа «Ориентированность педагогов на учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную модель взаимодействия» (автор В.Г. Маралов).
Результаты диагностики, проведенной среди педагогов дошкольных учреждений, показали, что почти 1/3 часть педагогов (32%) демонстрирует интолерантное отношение к детям; во взаимодействии с детьми дошкольного возраста более 2/3 педагогов ориентируются на учебно-дисциплинарную модель. Кроме того, педагоги слабо ориентируются в проблеме, не владеют необходимыми для организации работы по воспитанию толерантности умениями и навыками.
На основе полученных результатов нами была разработана программа подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по воспитанию толерантности у старших дошкольников. В качестве основных задач программы мы рассматривали коррекцию позиции интолерантности педагогов через формирование толерантного отношения к дошкольникам, формирование навыков личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, а также формирование практических навыков организации работы по воспитанию толерантности у старших дошкольников.
Для реализации этих задач нами были организованы занятия в «Школе толерантности для взрослых», которые проводились в форме теоретических семинаров, семинаров-практикумов, практических занятий, психолого-педагогических тренингов, деловых и ролевых игр и др.
С целью коррекции педагогической позиции интолерантности, выработки у педагогов приемов и способов бесконфликтного взаимодействия, а также формирования навыков толерантного поведения в различных условиях проводился психо-лого-педагогический тренинг. Педагогам были рекомендованы для усвоения алгоритмы «Толерантное отношение к детям», «Несогласие с точкой зрения другого»; предложено участие в тренингах «Смыслы-эмоции-поведение», «Развитие эмпати-ческой ассертивности». Участники тренинга побывали в роли отвергнутого, непринятого (игры «Белая ворона», «Пустите меня в круг») и передали чувства, возникающие при этом. Занятие с использованием техники «Ковер идей» способствовало поиску ответов на вопрос «Почему в нашей жизни
нелегко быть толерантным?» и что можно сделать, чтобы изменить ситуацию. Возможности решения проблемы взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации предлагалось в ситуационной игре «Что делать?».
Для успешной апробации программы «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» важно было обеспечить соответствующий уровень теоретических знаний и практических умений педагогов в области педагоги толерантности. В ходе «круглого стола», теоретических семинаров педагоги обосновали актуальность проблемы, проанализировали содержание понятия «толерантность», составили характеристику толерантной личности, выяснили основные психологические механизмы формирования толерантности, содержание компонентов толерантности в дошкольном возрасте. Высказывая свою точку зрения по вопросу о пределах толерантности, педагоги приводили примеры из своей жизни или из жизни близких людей.
На практических занятиях педагоги изучали программу «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» с целью ее дальнейшей апробации. Кроме того, воспитатели дошкольных учреждений обучались технологии выбора произведений искусства для работы по воспитанию толерантности, проектировали развивающую предметно-пространственную среду, овладевали проектной деятельностью как средством воспитания толерантности у дошкольников, разрабатывали педагогические ситуации.
С целью формирования навыков личностноориентированного взаимодействия был проведен семинар-практикум. Основная задача этого семинара - переориентация педагогов дошкольных образовательных учреждений, участвующих в опытно-экспериментальной работе, с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с дошкольниками.
Участвуя в лекции-диалоге, диспутах, теоретических семинарах, дискуссиях, педагоги познакомились с теоретическими основами личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста, изучили психолого-педагогические исследования и литературу по проблеме, провели сравнительную характеристику учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной модели взаимодействия, проанализировали стили общения между педагогом и ребенком, выявили связь между личностно-ориентированная моделью и процессом воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Для формирования у педагогов практических навыков личностно-ориентированного взаимодействия в рамках семинара-практикума был проведен психолого-педагогический тренинг. В ходе тренинга педагоги освоили алгоритм деятельности по организации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми (Т.А. Каширова), упражнялись в выборе позиции, дистанции и пространства общения (А.В. Петровский), овладевали технологией построения стилей общения с ребенком на основе элементов трансактного подхода (А.В. Петровский). Для формирования умений управлять своим поведением в сложных ситуациях использовались тренинговые упражнения на осознание состояния принуждения и ненасилия, на развитие способности к ненасильственному сопротивлению, на разрешение конкретных ситуаций с использованием методов ненасильственного взаимодействия (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров).
По окончании занятий в «Школе толерантности для взрослых» была проведена повторная диагностика. Использовались те же методики и процедуры, что и в начальном диагностическом обследовании.
Повторная диагностика показала заметную положительную динамику по каждому из трех направлений:
Начальная диагностика
□ Интоле рантное отношение
□ Толерантное отношение
Итоговая диагностика
7,00%
□ Интолерантноеотношение
□ Толерантное отношение
Диаграмма 1. Показатели отношения педагогов к детям
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
64%
57,00%
□ начальная диагностика
□ итоговая диагностика
выраженное умеренное учебно-дисциплина рная
умеренное выраженное
личностноориентированная
Диаграмма 2. Сравнительные показатели ориентации педагогов на учебно-дисциплинарную или личностно-ориентированную модели взаимодействия с детьми дошкольного возраста
- существенно изменилось понимание педагогами проблемы воспитания толерантности у дошкольников;
- изменилось отношение к детям как субъектам педагогической реальности;
- произошла переориентация позиции педагогов во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста.
В качестве основных показателей изменений в установках педагогов можно рассматривать признание всеми педагогами актуальности проблемы воспитания толерантности у дошкольников, уверенное изложение основных положений педагогики толерантности, а также готовность педагогов использовать научно-методическую литературу и учебнометодические пособия для организации работы по воспитанию толерантности.
Изменение отношения педагогов к детям как субъектам образовательного процесса отражено в диаграмме 1.
Динамика увеличения количества педагогов, проявляющих толерантное отношение к детям, составила 25%.
Качественный анализ результатов опроса выявил следующее.
Педагоги, проявляющие толерантность по отношению к детям, стараются быть «ровными» даже к детям, которые им нравятся меньше других; в основном реагируют не на сам факт плохого поведения воспитанника, а на то, что побудило ребенка так себя вести; научились быть сдержанными в своих реакциях относительно того, что не нравится в ребенке, стараясь понять причину такого отношения. Подобные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что в ходе экспериментальной работы педагогическая позиция интоле-рантности педагогов была успешно скорректирована.
Сравнительные результаты проявления установок педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с дошкольниками на этапах начальной и итоговой диагностик представлены в диаграмме 2.
Анализ представленных в диаграмме сравнительных результатов свидетельствует о том, что в ходе опытно-экспериментальной работы произошла существенная переориентация позиции педагогов, а именно преимущественное ориентирование испытуемых на личностную модель взаимодействия с детьми дошкольного возраста (82% по сравнению с 28,5% на начальном этапе исследования). Выраженную установку на личностную модель взаимодействия с дошкольниками на этапе итоговой диагностики проявило 64% педагогов, динамика составила 57%. Важным результатом опытно-экспериментальной работы, по нашему мнению, стал тот факт, что ни один педагог не проявил выраженной ориентированности на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми, тогда как на констатирующем этапе таких педагогов было 57% от общего количества испытуемых.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы с педагогами дошкольных учреждений, отметим следующее:
1. Основными критериями готовности педагогов к организации работы по воспитанию толерантности у дошкольников являются:
- проявление педагогами толерантности по отношению к детям дошкольного возраста как к участникам образовательного процесса;
- организация взаимодействия педагогов с детьми старшего дошкольного возраста на основе личностно-ориентированной модели;
- знания и умения, необходимые для данной работы.
2. Результаты итогового анкетирования и диагностики отражают эффективность проведенной работы по коррекции педагогической позиции, а также готовность педагогов к организации работы по воспитанию толерантности у дошкольников.
Библиографический список
1. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Академический проект, 2005. - 192 с.
2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации // Вестник образования. - 1991. - № 12.
3. Надточий Ю.Б. Формирование личностно-ориентированного подхода у педагогов к обучению дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 183 с.
4. Русина Е.И. Педагогические условия личностно-ориентированного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. -М., 2005. - 236 с.
5. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 216 с.
6. Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 3. - С. 74-80.
7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. -М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.