5. КузнецовА.А. Элективные курсы образовательной области «Информатика» // Профильная школа. - 2005. - №>3. - С. 19-22.
6. Куулар Л.Л. Организация предпрофильно-го обучения химии в основной школе с использованием учебно-методического комплекта: На материале школ республики Тыва: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 182 с.
7. ЛюгаеваА. С. Симметрия вокруг нас // Физика. - 2008. - №>15. - С. 8-13.
8. Орлов В.А. Элективные курсы по физике // Физика. - 2008. - №44. - С. 6-7.
9. Симонян Р.Я. Методика управления учебнопознавательной деятельностью учащихся по физике в условиях предпрофильного образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 247 с.
10. СорокинА.В., ТоргашинаН.Г., Ходос Е.А., Чиганов А.С. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 175 с.
11. Фесенко С.В. Физика для всех // Физика. -2009. - №>12. - С. 6-11.
12. Физика. 8-9 классы: сборник программ элективных курсов / Сост. В.А. Попова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 191 с.
13. Классификатор [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %Р0%9А%Р0%ВВ%Р0%В0%Р 1%81%Р 1%81%Р 0%В8%Р 1%84%Р0%В8%Р0%ВА%Р0%В0%Р1% 82%В0%ВЕ%Б1%80%Б1%8В (дата обращения 02.08.2010).
УДК 373.2
Иванова Наталья Михайловна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье описаны результаты работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в рамках апробации программы «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста». Программа апробировалась в ходе опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста, проведенной в ряде дошкольных образовательных учреждений г. Костромы.
Ключевые слова: развитие, эмпатия, сопереживание, сочувствие, толерантность, агрессивность.
Проявление эмпатии в старшем дошкольном возрасте мы рассматриваем как способность и готовность ребенка эмоционально реагировать и откликаться на состояние другого человека. Эмпатия дошкольника находит своё проявление в умении правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека, выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию, а также в умении оказывать реальное содействие [1].
При этом эмпатия является один из основных психологических механизмов формирования толерантности.
Работа по развитию эмпатии проводилось в рамках опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании участвовал 121 ребенок в возрасте от 5,5 до 7 лет, из них 86 детей в экспериментальной группе, 35 - в контрольной.
Для исследования проявления способности детей к сопереживанию и сочувствию была использована диагностическая методика «Проявление эмпатии у детей старшего дошкольного возраста» (Л.П.Стрелкова). Детям зачитывался отрывок из сказочной повести О. Уайльда «Мальчик -звезда» (основные герои - мальчик-«звезда», мать-нищенка). Далее давалась инструкция для осуществления детьми индивидуального предпочтительного выбора. Выбор предлагалось обосновать.
Предпочтение детьми «звездного» мальчика рассматривалось как проявление слабой эмпа-тийности ( отрицательный выбор), предпочтение матери-нищенки как проявление развитой эмпатии (положительный выбор).
Результаты начальной диагностики представлены в диаграммах (рис. 1).
Как видно из диаграмм, 60,5 % (п=52) детей экспериментальной группы и 63% (п=22) контрольной группы не проявляли эмпатию в данной
© Иванова Н.М., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
27
□ положительный выбор □ отрицательный выбор
Контрольная групп п=35 63,00%\-__ J а ■'-. 37,00% 4
□ положительный выбор □ отрицательный выбор
Рис. 1. Проявление эмпатии детьми старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-экспериментальной работы
ситуации. Способность к сопереживанию и сочувствию проявили лишь 39,5% (п=34) и 37% (п=13) от общего количества детей экспериментальной и контрольной групп соответственно.
Ответы детей, объясняющих свой выбор, были объединены в несколько групп. Часть детей, выбравших звездного мальчика, сделала свой выбор потому, что «он красивый», «красиво одет», «веселый», «можно с ним весело играть». В данном случае значимым для выбора оказались внешние характеристики объекта. Несколько детей, обосновывая свой выбор, давали весьма показательный ответ: «не люблю старых».
Дети, выбиравшие «мать-нищенку», обосновывали свой выбор следующим образом: «нельзя обижать маму», «мама самая добрая», «без мамы нельзя». Можно предположить, что если бы вместо матери-нищенки был другой персонаж (например, просто старый нищий) дети, отвечавшие подобным образом, сделали бы возможно другой выбор (вероятно, отрицательный).
Экспериментальная группа
П=86 ____________ 23,00%
77,00%
□ положительный выбор □ отрицательный выбор
Лишь некоторые из детей, объясняя свой выбор, отвечали, что нельзя кидать камнями в людей и нельзя обижать людей вообще. Подобные ответы старших дошкольников свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что у этих детей уже сформированы необходимые обобщенные представления об отношении к людям.
Необходимо отметить, что во всех ответах, объяснявших выбор детей, не прозвучало ни слов сожаления по отношению к персонажу «матери-нищенки», ни слов осуждения действий «звездного мальчика».
Таким образом, результаты начальной диагностики свидетельствовали о весьма низком уровне сформированности эмпатии у большинства детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы по развитию эмпатии у дошкольников стало формирование у них, прежде всего, сопереживания и сочувствия, а также профилактика детской агрессивности. (Известно, что агрессия тормозит формирование эмпатии).
Основными педагогическими средствами реализации стали специально отобранные произ-
Контрольная группа
п=35
□ положительный выбор □ отрицательный выбор
Рис. 2. Проявление эмпатии детьми старшего дошкольного возраста в ходе повторной диагностики
28
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
90,00%
80,00%
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
77%
60,50%
63%
39,50%
37%
1
23%
59%
41%
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
начальная диагностика
итоговая диагностика
□ отрицательный выбор □ положительный выбор
Рис. 3. Сравнительные результаты проявления эмпатии детьми старшего дошкольного возраста
ведения художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства, а также общение, игровая, изобразительная, театрально-игровая и проектная деятельность детей.
С целью развития эмпатии у дошкольников была проведена «Осенняя неделя добра». Неделя была приурочена к празднованию Международного дня толерантности 16 ноября. В рамках проведения этой недели дети и взрослые (педагоги и родители) участвовали в конкурсе «Домики для птиц», в акции «Добрые помощники», в семейной акции «Спешите делать добро».
Было специально организовано общение и взаимодействие дошкольников экспериментальной группы со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья, происходившее в условиях детского сада .№75, а также в детском саду для детей с нарушениями слуха. Дети сами проводили для сверстников экскурсии по детскому саду, принимали участие в «Веселых стартах». Дошкольники ещё раз встретились на новогоднем празднике, дарили друг другу подарки, вместе смотрели мультфильмы и рассматривали журналы, участвовали в совместных играх.
Сравнительные результаты начальной и итоговой диагностики проявления эмпатии старшими дошкольниками представлены на рисунке 3.
Результаты, представленные на диаграмме, свидетельствуют о достаточно значимых изменениях, которые произошли в развитии эмпатии у старших дошкольников экспериментальной
группы: положительная динамика проявления детьми эмпатии составила 39,5%.
Анализ ответов детей, поясняющих свой выбор, также показал, что ответы существенно изменились. Выбор детьми «звездного мальчика», как и на начальном этапе исследования, в контрольном эксперименте по-прежнему определялся в основном красивым внешним видом персонажа.
Выбор «матери-нищенки» большинство детей мотивировали уже следующим образом: «нужно жалеть тех, кому плохо», «если кто-то плохо одет или бедный, нужно пожалеть и помочь», «я бы дала что-нибудь одеть, это же мама», «если старый и больной, что же, нужно обижать? Нет, надо пожалеть и помочь». Подобные обоснования детьми своего выбора существенно отличаются от тех пояснений, которые давали дети, сделавшие положительный выбор при проведении констатирующего диагностического замера. На заключительном этапе исследования в ответах детей звучало не только сопереживание, но и сочувствие, желание помочь, сделать что-то доброе другому. Это свидетельствует об активном формировании у дошкольников активной эмпатии. Кроме того, большинство старших дошкольников, отдавших выбор «нищенке», высказали отрицательное отношение к действиям «звездного мальчика», назвав его «злым», «недобрым», чего ранее не было.
Таким образом, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы доказывают
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
29
возможность развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сен-зитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.unam/pages/issues/vestшk/.
2. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального разви-
тия дошкольников: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
3. Гайворонская Т.А., ДеркунскаяВ.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: Методическое пособие. -М.: Центр педагогического образования, 2007.
4. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985.
УДК 811.161.1:378:341.95
Петрова Лиллия Геннадиевна
кандидат педагогических наук, доцент,
Калугина Татьяна Владимировна
Белгородский государственный университет
jasper80@mail. т
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПОНИМАНИЮ СМЫСЛА ТЕКСТА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ЭТАП ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с обучением чтению иностранных студентов-медиков на уроках русского языка, приводится система заданий, способствующая пониманию читаемого, конкретизируются факторы, влияющие на развитие и поддерживание у студентов данной категории потребности в чтении профессионально ориентированных текстов на русском языке.
Ключевые слова: иностранные студенты — нефилологи, обучение специальности, чтение и понимание текста, потребность в чтении, профессиональная и социокультурная компетенция, профессиональная значимость информации.
аже сегодня, когда быстрыми темпами развиваются и внедряются инновационные информационные технологии, роль чтения, как посредника в получении информации, едва ли можно переоценить. Без чтения пока трудно обойтись в повседневной жизни, а в образовательном процессе - абсолютно невозможно, ведь чтение выступает как отдельный, самостоятельный вид коммуникативной деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте. Тем более, нельзя недооценивать роль чтения, если дело связано с обучением иностранных студентов русскому языку как специальности или средству приобретения ими профессии в вузах РФ: в этом случае процесс обучения чтению, во-первых, напрямую связан с развитием устной / письменной речи иностранных студентов. Во-вторых, чтение способствует погружению в язык, обогащает словарный запас, открывает возможность познакомиться с аутентичной лите-
ратурой. В-третьих, повышает профессиональную и социокультурную компетенцию студентов, а также расширяет их кругозор.
Кроме того, и это очень важно, именно благодаря чтению иностранцы, вернувшись на родину, имеют реальную возможность сохранять и даже расширять свои знания по русскому языку, знакомиться с печатными материалами на русском языке как в рамках профессиональнонаучной сферы, так и за её пределами, а впоследствии обмениваться опытом с обучавшимися в России зарубежными коллегами. В последнем случае речь идёт о профессиональной коммуникации (которая, в числе прочего, подразумевает как чтение интересующих материалов по специальности, так и их создание), иными словами, о практическом профессионально значимом уровне владения русским языком, которого можно достичь лишь в процессе речевой деятельности.
Итак, опираясь на цитату И.А. Зимней о том, что «речевая деятельность есть активный, целе-
30
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Петрова Л.Г, Калугина Т.В., 2010