УДК 332.142.4
формирование условий для создания и развития инновационных подсистем в мезоэкономике
к. с. мохначев,
аспирант кафедры гражданского права E-mail: [email protected]
Удмуртский государственный университет
В статье определена совокупность условий для формирования инновационных подсистем в мезоэкономике и их дальнейшего развития. Автором статьи предложено создание инновационных подсистем в мезоэкономике на базе гибкого правового механизма.
Ключевые слова: инновационная подсистема, инновационное предпринимательство, правовое регулирование, мезоэкономика.
Модернизация экономики и инновационное развитие определены руководством страны в качестве стратегических приоритетов. Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию сказал: «Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. По моему убеждению, это вопрос выживания нашей страны в современном мире». России необходимо изменить свой облик, осуществить переход от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному, социально ориентированному. Движение России к новому этапу развития требует учета исторической, географической и природно-ресурсной специфики регионов страны.
Очевидной задачей инновационного развития субъектов РФ является ощутимое повышение их конкурентоспособности. Локальная социально-экономическая система, создание которой повысит конкурентоспособность региона и обеспечит повышение уровня и качества жизни жителей субъекта Федерации, определяется как инновационная подсистема на мезоуровне. Это элемент национальной инновационной системы, основу которой составляет научно-технический комплекс,
объединяющий в регионе учреждения науки, образования и производства, направленный на создание знаний, разработку современных технологий и соответствующих условиям новых ценностей.
Приступая к выявлению условий создания инновационных подсистем на мезоуровне, необходимо отметить, что основные их характеристики могут быть разделены на три группы — формальные, количественные и качественные характеристики.
К формальным характеристикам инновационных подсистем на мезоуровне относятся следующие: юридический статус территории; особенности размещения (находится территория в рамках одного или нескольких смежных муниципальных образований); вид органа управления территории; наличие четких административных границ.
К количественным характеристикам рассматриваемых подсистем относятся: удельный вес наукоемкой продукции и образовательных услуг в общем объеме производства продукции, работ и услуг; удельный вес населения, занятого в сфере науки и образовании, наукоемком секторе; число инновационно активных предприятий; количество малых инновационных предприятий; доля экспортируемой инновационной продукции в общем объеме ее производства; общий объем инвестиций в науку, образование, инновационные проекты.
К качественным характеристикам инновационных подсистем на мезоуровне относятся: количество полученных патентов, наличие изобретений и т. п.; отраслевая структура; образовательный уровень населения.
В основе создания инновационных территорий, на базе которых формируются инновационные подсистемы на мезоуровне, лежит идея
обеспечения конкурентоспособности, что и обусловливает их значение в качестве «локомотивов» развития экономики регионов. Конкурентоспособность инновационной подсистемы на мезоуровне складывается из конкурентоспособных секторов: научных исследований, образования, разработки инноваций, их внедрения, а также реализации эффективной политики на территории и неуклонного роста уровня жизни местного населения.
Формированию инновационных подсистем на мезоуровне должно предшествовать глубокое изучение их потенциала — трудового, финансового, материального, инвестиционного и т. п. Создание нового (или развитие имеющегося) научно-производственного потенциала, адекватного потребностям и возможностям конкретной территории, является фундаментальной задачей ее последующего инновационного саморазвития. Особая роль в обеспечении механизма формирования инновационных подсистем на мезоуровне принадлежит государству [2].
Во-первых, принципиальным является то положение, что государственная власть на федеральном и субфедеральном уровнях при создании инновационных подсистем на мезоуровне в решении социальных вопросов должна действовать в безусловном согласии с органами местного самоуправления, поскольку проблемы жизнеобеспечения населения непосредственно решаются на низовом уровне, в муниципальных образованиях.
Во-вторых, прерогативой органов государственной власти (при учете региональных и муниципальных интересов) является разработка стратегии формирования и развития инновационных подсистем на мезоуровне, включая: определение границ соответствующей территории; оценку потенциала территории и ее конкурентных преимуществ, установление возможностей интеграции со смежными территориальными образованиями; определение потенциальных рынков сбыта инновационной продукции, оценку источников финансирования инновационных проектов и т. п.
В-третьих, первостепенной задачей государства является правовое обеспечение инновационной деятельности в конкретных границах локальной территориальной инновационной системы. При этом региональные законодатели должны иметь возможность «адаптировать» федеральные законы к условиям конкретных инновационных территорий [2]. Обобщенный опыт правового регулирования инновационного предпринимательства в про-мышленно развитом регионе также подтверждает актуальность решения данной задачи [1].
В-четвертых, важнейшим условием функционирования инновационных подсистем на мезо-уровне является их государственная поддержка, что должно быть продиктовано соответствием инновационных проектов приоритетам общегосударственной научно-технической политики. Очевидно, государство должно, с одной стороны, непосредственно участвовать в финансировании стратегически важных проектов и, с другой (что не менее важно), — способствовать формированию надлежащей инфраструктуры: социальной, транспортной, связи, деловой, информационной и т. п.
Механизм формирования инновационных подсистем на мезоуровне предполагает формирование и планомерную реализацию соответствующей государственной политики на кратко-, средне- и долгосрочный периоды.
Государственная политика должна иметь двусторонний характер. С одной стороны, она должна отражать общую линию государства на инновационное развитие экономики страны в целом. С этой точки зрения технологическое развитие должно быть направлено на последовательное формирование современных технологических укладов. органически «вырастающих» из фактически сложившихся укладов. Целесообразно обоснованно подходить к выбору приоритетных направлений инновационной деятельности, вести курс на консолидацию средств федерального, регионального и местного бюджетов, заемных средств, средств частных инвесторов и собственных средств хозяйствующих субъектов. Государством должны быть определены базовые федеральные ведомства (агентства), отвечающие за то или иное направление инновационной деятельности.
С другой стороны, государственная политика (это относится преимущественно к субфедеральному уровню государственной власти) должна быть направлена на непосредственную государственную поддержку конкретных инновационных подсистем на мезоуровне. Поддержка в данном случае должна заключаться в разработке и реализации специального комплекса мероприятий, включающего:
• определение критериев, условий и реальных возможностей организации и функционирования инновационных подсистем на мезоуровне;
• уточнение целей, задач и ожидаемых результатов инновационной деятельности в условиях конкретных территорий;
• оценку возможностей прямой государственной поддержки, прежде всего в сфере прямого финансирования и предоставления соответствующих гарантий;
- 49
• определение перспектив получения государственных заказов на инновационную продукцию, включая НИОКР;
• определение возможностей развития всех видов инфраструктуры для осуществления инновационной деятельности и др. Ключевым элементом механизма формирования инновационных подсистем на мезоуровне является разработка и реализация соответствующих программ федерального, регионального и муниципального уровней.
Принципы, виды, формы и содержание программ создания и функционирования инновационных подсистем на мезоуровне должны быть, по мнению автора, регламентированы специальными законодательными и нормативными актами, составляющими в совокупности правовую базу решения данной задачи как в масштабе всей страны, так и каждой отдельной территориальной инновационной системы. При этом правовая база развития инновационных территорий должна быть согласована и взаимоувязана с существующими находящимися в стадии разработки нормативными и законодательными документами об особых экономических зонах (ОЭЗ) и др.
Целесообразно выделить пять основных этапов перехода территории к инновационному развитию и формирования инновационных подсистем на мезоуровне.
Содержание первого этапа заключается в подготовке, обосновании и принятии органами государственной власти и местного самоуправления согласованного решения о переходе к инновационному развитию.
Это предполагает формирование группы специалистов, в состав которой должны войти представители инновационного бизнеса, местных органов власти, органов управления субъекта Федерации и других сторон. Задачами инициативной группы на этом этапе являются:
всесторонняя оценка социально-экономической ситуации на территории; определение целей и стратегии инновационного развития территории; обоснование направлений инновационного развития;
прогнозирование и оценка последствий инновационного развития;
разработка программы инновационного развития;
оценка результативности реализации программы инновационного развития. Содержанием второго этапа перехода территории к инновационному развитию и формирования
50 -
инновационных подсистем на мезоуровне является создание инновационной инфраструктуры на территории, включая объекты:
• инженерной инфраструктуры;
• информационной инфраструктуры, в том числе технологических парков, бизнес-инкубаторов
[3];
• финансовой инфраструктуры, в том числе венчурных фондов и т. п.;
• объекты, связанные с реализацией природоохранных мероприятий.
Финансирование этих мероприятий может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Федерации, федерального бюджета и частных инвесторов. Каждый объект требует разработки специального технико-экономического и социально-экономического обоснований, содержащих оценку последствий как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Третий этап включает формирование специальных экономических институтов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в инновационных подсистемах на мезоуровнях, в том числе:
• формирование благоприятного налогового климата;
• создание саморегулируемых организаций предпринимателей;
• создание особых условий для кредитования венчурных компаний;
• определение форм государственной поддержки инновационного предпринимательства.
В разработке данных мероприятий должны принимать участие все заинтересованные стороны и институты.
На четвертом этапе происходит формирование инновационного предпринимательства за счет привлечения исследовательских и внедренческих коллективов из:
• оборонной промышленности;
• институтов Российской академии наук;
• отраслевых институтов;
• университетов;
• других источников.
Следует особо отметить, что привлечение специалистов и творческих коллективов к инновационному предпринимательству должно осуществляться путем создания для их работы исключительно благоприятных условий.
На пятом этапе реализуется активная структурная инновационная политика, которая призвана обеспечить необходимые структурные сдвиги в экономике территории и ее инновационной пере-
ориентации в сферах науки и образования, производства и технологий, инфраструктуры.
Как показывает анализ и обобщение литературных источников и фактических материалов, на процессы перехода территории к инновационному развитию и созданию инновационных подсистем на мезоуровне существенное влияние оказывают две основные группы факторов — эндогенные и экзогенные, в конечном счете определяющие результативность инновационной деятельности. Эти группы факторов взаимосвязаны, а потому их разделение в известной степени является условным.
С другой стороны, всю совокупность факторов можно проанализировать по четырем сферам инновационной деятельности на площадке инновационных подсистем на мезоуровне: наука и образование; производство и технологии; инфраструктура; институциональная и социальная среда.
Влияние каждого фактора и их соотношение, в свою очередь, зависят от:
• особенностей конкретной территории;
• этапа ее перехода к инновационному развитию;
• социально-экономической политики органов
власти всех уровней.
Анализ, оценку и прогнозирование воздействия факторов при переходе территории к инновационному развитию и формированию инновационных подсистем на мезоуровне необходимо осуществлять в комплексе с учетом всех отмеченных ранее особенностей.
Формирование инновационных подсистем на мезоуровне может осуществляться двояко: а) оно может базироваться на имеющемся научно-техническом комплексе, б) создаваться вновь, «в чистом поле». В первом случае научно-технический комплекс территории, объединяющий ряд научных и производственных организаций, должен изначально обладать данными для разработки и внедрения инноваций (с привлечением в случае необходимости отечественных и/или зарубежных инвестиций и новейших технологий). Во втором — в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями от 25 декабря 2009 г.) предлагается в составе инновационных подсистем на мезоуровне использовать не занятые промышленным производством ареалы, на которых с использованием новейших технологий создавать комплексы двух типов: промышленно-производственные (на площади не более 20 км2) и технико-внедренческие (на площади не более 3 км2).
И, наконец, создание инновационных подсистем в мезоэкономике не должно рассматриваться в
качестве самоцели, предполагающей лишь технологическое развитие соответствующих производств. Результаты инновационной деятельности должны, по мнению автора, найти отражение в повышении качества жизни людей, проживающих на данной территории. Социально-экономический эффект инновационного развития должен быть выражен в повышении доходов населения, обеспечении занятости с возрастанием в составе работников доли лиц, занимающихся более квалифицированным трудом, увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и т. д.
Особая роль в обеспечении механизма формирования инновационных подсистем на мезо-уровне принадлежит государству. Государственная власть на федеральном и субфедеральном уровнях при создании территорий инновационного развития в решении социальных вопросов должна действовать в безусловном согласии с органами местного самоуправления. Прерогативой органов государственной власти является разработка стратегии формирования и развития инновационных территорий. Первостепенной задачей государства является правовое обеспечение инновационной деятельности в конкретных границах локальной территории. При этом региональные законодатели должны иметь возможность «адаптировать» федеральные законы к условиям конкретных инновационных территорий. Важнейшим условием функционирования инновационных территорий является их государственная поддержка, что должно быть продиктовано соответствием инновационных проектов приоритетам общегосударственной научно-технической политики.
Ключевым элементом механизма формирования инновационных подсистем на мезоуровне является разработка и реализация соответствующих программ федерального, регионального и муниципального уровней.
При разработке программ функционирования инновационных подсистем на мезоуровне необходимо учитывать, что в условиях реформирования российской экономики государственным целевым программам пока не отводится роли основного инструмента региональной и структурной политики. Определяющим при отборе проблем для программной проработки становится критерий существующих бюджетных ограничений всех уровней. Для успеха программ функционирования инновационных подсистем на мезоуровне важным условием является постоянная взаимная координация региональных программ с отраслевыми программами, осуществляемыми на территории региона.
- 51
Необходим объективный комплексный учет факторов, влияющих на развитие основных направлений инновационных преобразований. Государство в лице федеральных и региональных властей должно выработать и претворять в жизнь системную региональную инновационную политику, осуществлять общую координацию, экспертизу и контроль, а по наиболее проблемным территориям — непосредственно участвовать в формировании и функционировании инновационных территорий.
При условии целенаправленной поддержки данных структур со стороны государства они способны ускорить решение таких актуальных проблем, как сокращение разрыва между Россией и западными странами по уровню технико-экономического развития, переход РФ к новому технологическому укладу, повышение в российской экономике удельного веса современных наукоемких технологий и производств, выпуск конкурентоспособной продукции на основе новых технологий, формирование инновационного предпринимательства, развитие рыночной инфраструктуры и многих других.
Таким образом, в основе создания и развития инновационных подсистем на мезоуровне лежит идея обеспечения конкурентоспособности субъектов Российской Федерации. Создание инновационных подсистем в мезоэкономике на базе гибкого правового механизма, учитывающего особенности хозяйственного развития России и опыт зарубежных стран в этой области, будет способствовать ускорению социально-экономического развития России и ее отдельных регионов.
Список литературы
1. Мохначев К. С. Роль правового регулирования в развитии инновационного предпринимательства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 31. С. 40-43.
2. Райзберг Б. Государственное управление инновационными процессами / Б. Райзберг, Н. Морозов // Экономист. 2008. № 1. С. 35-38.
3. Технопарки: организация и управление / под ред. В. Е. Шукшунова. М.: МЭИ, 1997.
25 августа 2011 г. в гостинице «Holiday Inn Moscow Lesnaya» (г. Москва) группа компаний HeadHunter совместно с группой компаний SLON проводят мастер-класс
«Практика построения HR-бренда: пошаговая программа»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
hh©
В программе мастер-класса:
HeadHunter
4+
slon
group of companies
• как избежать дефицита кандидатов с необходимыми навыками и квалификацией;
• что делать если у вас сложности с привлечением и адаптацией талантливых молодых специалистов;
• создание сильного HR-бренда и стратегия его продвижения;
• примеры из практики ведущих международных и российских компаний.
В рамках мастер-класса у участников будет уникальная возможность разобрать личный рабочий кейс по каждому этапу работы над HR-брендом.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 663-72-13; +7 (916) 471-86-20 либо E-mail: [email protected].
www. makehrbrand. ru