11. Проворов Л., Проворова О., Сенаторова Н. О роли магистратуры и аспирантуры в подготовке научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 1999. № 2.
12. ПережогинаЛ. Л. Профессионально-педагогическая адаптация начинающего преподавателя вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Курган, 2000.
13. Трифонова Т. В. Молодые преподаватели вузов: проблемы профессиональной деятельности // Инновации в профессиональном и профессиональнопедагогическом образовании: Тез. докл. конф. Екатеринбург, 1999.
14. Исаев Е. И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии, 2000, № 3.
УДК 159.9.072 ББК Ю941.19
РЕМЕСЛЕННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ1
Э. Ф. Зеер
Введение в проблему
В последние годы в нашей стране придается большое значение развитию малого предпринимательства. Одной из форм малого бизнеса является ремесленничество. Его развитие зависит от социально-экономической и профессиональной подготовленности ремесленников. Чтобы определить основные направления, содержание и технологии ремесленного профессионального образования, необходимо проанализировать деятельность ремесленника.
Основываясь на психологическом строении деятельности и отличии ремесленничества от крупного индустриального труда, мы спроектировали функциональную модель деятельности ремесленника. Эта модель в дальнейших наших исследованиях станет ориентировочной основой разработки стандарта ремесленной профессии и проектировании модели личности ремесленника.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 02—06—00163а) Образование и наука. 2003. № 1 (19) 81
Выполнение ремесленных видов труда, требует от ремесленника владения широким кругом политехнических знаний, трудовых умений и навыков, сенсо-моторной культуры, эстетического вкуса, профессиональной честности. Можно сказать, что ремесленник это универсальный работник с отчетливо выраженным индивидуальным стилем деятельности и социально-профессиональными качествами.
Следует отметить, что ремесленная деятельность может быть направлена, как на производство и продажу товаров, так и на предоставление услуг. При этом товары характеризуются уникальностью, соответствуют духу народных художественных промыслов, имеют специфические черты, выпускаются малыми сериями. Услуги также несут эксклюзивный характер, предоставляются в ограниченных масштабах, имеют эстетическую и общественную значимость. В ремесленной деятельности присутствуют элементы предпринимательства и творчества в сочетании с эстетической и художественной ценностью результатов. Соответственно специалист, обладающий квалификацией для выполнения этой деятельности, должен не только обладать определенными знаниями, умениями, навыками и способностью их применять, но и обязательно иметь качества личности и способности, позволяющие быть предпринимателем, творцом художественных и эстетических ценностей, организатором производства.
Таким образом, ремесленник как специалист, осуществляющий ремесленную деятельность, должен быть хорошо подготовлен к выполнению действий по обработке материалов, изготовлению изделий, пользованию инструментами и оборудованием, а также обладать чертами предпринимателя и уметь действовать в соответствии с технологиями предпринимательской деятельности, обладать творческими способностями и потенциалом, эстетической чувствительностью, способностями к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира.
Психологическое строение деятельности
В отечественной психологии получили признание несколько психологических концепций деятельности. Это теории деятельности С. Л. Рубинштейна,
A. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, Ананьева Б. Г., К. А. Абульхановой-Славской,
B. Д. Шадрикова и др. Практико-ориентированные подходы к изучению конкретных видов деятельности представлены в работах К. К. Платонова, Б. Ф. Ло-
мова, В. П. Зинченко, А. А. Крылова, Г. М. Зараковского, В. А. Пономаренко, В. П. Дружинина, А. В. Карпова и др. Несмотря на различные трактовки психологического содержания деятельности и ее структуры, все они признают следующие положения:
• любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны и они связаны между собой неразрывно; любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний психологический процесс так или иначе проявляется вовне (А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов);
• выполняя деятельность, человек развивается сам, и вносит изменения в сам процесс деятельности, придавая ей индивидуальный характер (С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов);
• теоретической моделью деятельности является ее функциональная психологическая система, которая строится из уже имеющихся психических элементов путем их динамической мобилизации в соответствии с вектором «цель — результат».
Значительное влияние на развитие проблемы психологического содержания деятельности оказали работы Б. Ф. Ломова. На основании анализа и обобщения результатов собственных исследований и работ других авторов он выделил ряд «образующих» компонентов системы деятельности, таких как «мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ (концептуальная модель), принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий» [1, с. 216]. Перечисленные компоненты не являются изолированными друг от друга «блоками» деятельности, а выступают как взаимосвязанные, выполняющие различные регулирующие функции психического в подготовке, организации и выполнении деятельности, в ходе которой осуществляется преобразование ее предмета в продукт.
Важной задачей изучения психологических особенностей деятельности, является необходимость представить основные компоненты структуры деятельности как единую целостную структуру, при условии изучения системы деятельности в развитии, в плане ее генезиса. Эта задача успешно решена в разработанной В. Д. Шадриковым концепции системогенеза профессиональной деятельности. Он показал, что процесс овладения профессиональной деятельностью не является аддитивным в том смысле, что сначала формируются одни ее состав-
ляющие, а затем — другие. Деятельность как бы «закладывается вся целиком», но в неразвитой форме. При этом развитие любой из составляющих на каком-либо определенном этапе овладения деятельностью достигает лишь того уровня, который является для данного этапа достаточным (не максимальным). Иначе говоря, развитие каждой из составляющих подчиняется развитию системы в целом.
В. Д. Шадриков на основе анализа теоретических работ и обобщения эмпирических исследований различных видов деятельности выделил следующие основные функциональные блоки:
• мотивы деятельности;
• цели деятельности;
• программы деятельности;
• принятия решения;
• деятельностно важные качества [2, с. 134].
Изучение работ В. А. Бодрова, Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова, собственные исследования позволили нам выделить следующие психологические компоненты профессиональной деятельности:
• мотивы и цели деятельности;
• актуализация необходимой информации (когнитивный компонент);
• программы и планирование деятельности;
• принятие решения;
• действия и операция (способы выполнения, реализации деятельности);
• контроль процесса и результата деятельности;
• коррекция компонентов деятельности и ее развития.
Эти компоненты легли в основу построения функциональной модели деятельности ремесленника. Чтобы ее спроектировать следует рассмотреть отличия ремесленничества от крупного индустриального труда.
Особенности ремесленной деятельности
Ремесленничество — это целостная деятельность, начинающаяся с замысла проекта и завершающаяся реализацией продукта труда. Ремесленник — это целостный работник широкого профессионального поля — профессионал в буквальном смысле этого слова. Трудовые действия и операции работников индустриального труда отчуждены от производства. Разделение труда порождает ча-
стичного работника — рабочего специалиста. Его профессионализация приводит к формированию индивидуального стиля деятельности.
Преобразование целостной трудовой деятельности ремесленника приводит к возникновению частичного работника, который в свою очередь заменяется рабочим оператором. Эти изменения порождают две взаимосвязанные тенденции развития мира профессии:
• человек (работник) все более отчуждается от материального производства;
• дегуманизация, расщепление первоначальной целостной деятельности.
Важной особенностью ремесленной деятельности является то, что она является фактором всестороннего развития личности. Совершенствуя свое профессиональное мастерство, ремесленник все больше и больше вносит и в процесс и в продукт своего труда свою профессиональную индивидуальность — неповторимое сочетание способов производства и индивидуально-психологических способностей. Индивидуальный почерк результата труда приводит к созданию уникальных продуктов, имеющих личностно ориентированный характер. Этот процесс профессионально-личностного развития подчас приводит к созданию высокохудожественных произведений.
Личностное развитие выражалось не только в исполнительском мастерстве, но также в интересах, склонностях и призвании. Призвание в той или иной ремесленной деятельности приводило к созданию шедевров прикладного искусства.
Чтобы рельефнее обозначить особенности ремесленной деятельности сравним ее с современным материальным производством. Социально экономической основой ремесленничества является малое предпринимательство, личная или кооперативная собственность на средства производства. Результатом труда является целостный продукт (товар). Ремесленный труд предполагает высокое качество производимого продукта в ущерб производительности труда.
Современное машинное и автоматизированное производство характеризуется масштабностью, большой численностью работников и управленческого персонала, государственной или кооперативной собственностью на средства производства. Результатом труда становится качество выполняемых трудовых действий и операций, а также заработная плата. Разделение целостного труда на
действия и операции обуславливает высокую производительность труда и качество конечного продукта.
Существенно отличаются способы (технологии) ремесленного и крупного машинного производства. Для ремесленного труда характерны индивидуальное и мелкосерийное производство с преобладанием ручного труда. Орудия труда — инструменты, приспособления и механизмы. Важным моментом является самостоятельная организация и планирование труда. Для крупного машинного производства характерно серийное производство, содержание труда заключается в управлении механизмами, машинами и автоматами, а также контроль за их работой. Орудия труда — машины и автоматы. Главное — соблюдение технологических норм и предписаний.
Основные отличия ремесленничества и современного индустриального труда отражены в таблице.
Таблица 1
Отличительные признаки ремесленничества и современного материального
производства
Признаки Ремесленничество Современное материальное производство
Социально-эко- номические Т ехнологические Психологичес- кие Малое предпринимательство, личная или кооперативная собственность на средства производства; результат труда - целостный продукт, производительный труд Индивидуальное или мелкосерийное производство, самостоятельные организация и планирование труда, ручной труд; орудия труда - инструменты, приспособления, механизмы Целостная деятельность, идентификация с процессом и результатом труда, целостный (универсальный) работник широкого профессионального профиля - профессионал, индивидуальное мастерство, художественно-эстетическая ценность Крупное машинное и автоматизированное производство, государственная или частная собственность; результат труда - качество выполненного действия, высокая производительность Серийное производство, управление механизмами и машинами и контроль за их работой; орудия труда - машины и автоматы; соблюдение технологических норм и предписаний Трудовые действия и операции, отчуждение от производства; частичный работник - рабочий - специалист, индивидуальный стиль деятельности, дегуманизации целостной профессиональной деятельности
Функциональная модель деятельности ремесленника
Модель деятельности представляет собой профессиографическое описание содержания труда посредством логических конструктов, схематически отображающих их взаимосвязь. Ремесленная деятельность по своей сути является целостной и в большей степени приближена к профессиям широкого профиля. Особенностью интегрированной профессии является подвижность трудовых функций, способность работника, носителя данной профессии, к быстрой адаптации в постоянно изменяющихся условиях современного рынка труда и в соответствии с требованиями конкретных заказчиков.
В профессиональной педагогике представлены различные варианты группировки профессий широкого профиля:
• на основе общности содержания, средств, орудий и предметов труда, являющихся инвариантом для объединения родственных профессий;
• на основе реально существующей на практике необходимости в полном объеме выполнять все работы в рамках единого технологического процесса [3, с. 275].
Анализ распространенных ремесленных профессий позволяет выделить следующие профессиональные группы: профессии строительного профиля, ремонта бытовой техники, кузнечное, мебельное, обувное производство и др. Широкий круг профессий, тесно примыкающих к ремесленным, образуют художественные промыслы: вышивальшики, кружевники, изготовители художественных изделий из дерева, камня, металла и др.
Объединение этих профессий в одну большую группу возможно на основе следующих признаков:
• высокая степень сходства содержания выполняемой работы — преобладание ручного труда;
• технологическое единство — выполнение работ по индивидуальным заказам клиентов;
• основные орудия труда — инструменты, приспособления, механизмы.
• нормативно-техническая документация отличается большим однообразием;
• высокая общность организационно-экономической деятельности;
• соблюдение правил профессиональной этики;
• художественная и эстетическая ценность результата труда (продукта).
Специфика ремесленной деятельности заключается в том, что она носит в основном индивидуально-бригадный характер и отличается широким спектром функций: от проектирования до изготовления изделия и его реализации. Значительную роль играет не только прямое взаимодействие работника со средствами труда, но и его взаимодействие с коллегами, клиентами, а также включенность в правовые и экономические отношения малого предпринимательства.
Абстрагируясь от конкретной ремесленной профессии построим ее функциональную модель. Началом ремесленной деятельности, в самом общем случае, является организационно-экономическая ситуация, обусловленная потребностью в каком-либо продукте или услуге и потенциальной возможностью ее удовлетворения и получения какой-либо прибыли ремесленником. Эта ситуация приводит к осознанию субъектом деятельности своего предмета. То есть, предметным содержанием целостной ремесленной деятельности становится ее продукт, который и определяет всю последовательность конкретного вида труда. Предметная детерминация определяет мотивы и цели деятельности. Вектор «мотив — цель» выступает в роли своеобразного стержня, определяющего последовательность деятельности и ее преобразование. Осмысление цели и задач деятельности позволяет ремесленнику (приступить) к разработке проектного задания с учетом экономических и технологических рамочных условий.
Вхождение ремесленника в организационно-экономическую ситуацию приводит к актуализации необходимой информации, а также изучению опыта и аналогов данного продукта или услуги. Результатом этого поиска становится формулировка целей и задач проекта. Важное значение при этом приобретает учет экономических и технологических рамочных условий.
Принятие цели проекта приводит к интеграции организационно-экономических и производственно-технологической ситуации в проектное задание. Формулировка проектного задания предполагает анализ заданного реально существующего процесса производства и существующих технологий осуществления проекта. При этом анализируются возможности обеспечения качества и конкурентоспособности продукта, его экономические достоинства, художественно-эстетическая ценность. Принятие проектного задания изменяет (усиливает) мотивацию всей деятельности.
Следующий этап ремесленной деятельности — разработка программы работ или ремесленного проекта. Создаются общие эскизы конструкции, осуществляются расчеты, выполняются схематические чертежи. Дальнейшая детализация отдельных частей и элементов конструкции, уточнение экономической эффективности, приводят к созданию ремесленного проекта. Проект согласовывается с заказчиком и эта процедура опять-таки вносит изменения в вектор «мотив — цель».
На этапе разработки технологического процесса в проект вносятся отдельные изменения и дополнения. Технология — это совокупность методов производства продукции и она определяет необходимый инструмент, приспособления, материалы. Технология во многом определяет качество продукции, ее художественно-эстетическую ценность. При разработке техпроцесса вносятся коррективы в проект, придавая ему технологически более приемлемый вариант.
При разработке технологической последовательности выполнения проекта обязательно учитывается уровень квалификации самого ремесленника. Подчас именно квалификация определяет конструктивный замысел и технологию ее реализации.
Основной способ практической реализации проекта — ручной труд с использованием электрофицированного инструмента. Качество труда определяется квалификацией ремесленника уровнем сформированности исполнительских действий и операций. Качество выполняемой работы зависит также от самоконтроля выполняемой работы. То есть, практическая реализация проекта требует интеграции профессионально-квалификационной подготовленности ремесленника с производственным процессом: средствами труда, технологией, санитарно-гигиеническими условиями и др.
Оценка результата деятельности ремесленника осуществляется совместно с заказчиком, а если продукт ремесленного труда реализуется путем продажи — то клиентом, который оценивает качество и достоинство продукции. В отдельных случаях, при оценке результата труда ремесленника происходит корректировка качества продукта.
Такова в самом общем виде функциональная модель ремесленной деятельности (см. рис. 1).
Организационноэкономическая ситуация
Ї
Формулировка цели и задач __________проекта__________
I
Экономические и технологические рамочные
Актуализация Интеграция органпзационно-
необходимой экономическои и
информации, производственной ситуации в
изучение опыта, проектном задании
Мотивация
Разработка программы деятельности или ремесленного проекта Согласование проекта с заказчиком
1
г
Коррекция Разработка (построение) технологической последовательности работы Учет уровня квалификации ремесленника
проекта
1 г
Практическая реализация Самоконтроль
проекта качества работы
. .
Корректировка Оценка результата Оценка
качества продукта деятельности (продукта) заказчика
1 '
Реализация продукта
Рис. 1 Функциональная модель деятельности ремесленника
Завершая ее анализ, следует подчеркнуть, что целостная деятельность ремесленника в процессе ее реализации постоянно изменяется и трансформирует-
ся. Эти преобразования постоянно изменяют психологическую сущность целостной деятельности ремесленника.
Основываясь на функциональной модели деятельности ремесленника (см. рис.), можно выделить конкретные виды обобщенных действий или компетенций. К ним относятся:
• генерирование новых идей, новых технологий по обработке материалов, по улучшению качества товаров и услуг;
• технико-экономическое обоснование эффективности ремесленного проекта;
• изучение и формирование спроса на ремесленные товары и услуги;
• чтение технической и конструкторской документации;
• организация и планирование ремесленного труда;
• выполнение производительных видов труда (приготовление и обработка материалов, сборочные работы, монтажные работы, работа с использованием специального инструмента, станков, ручная работа);
• соблюдение техники безопасности труда и санитарно-гигиенических
норм;
• художественно-эстетическое оформление результатов работы (разработка дизайна, цветовое решение, создание композиции и др.);
• привлечение покупателей для своих товаров;
• продажа товаров и услуг собственного производства;
• взаимодействие и обмен опытом с другими ремесленниками.
Выполнение в полном объеме профессиональных функций обуславливают следующие психологические особенности личности ремесленника:
• полимодальность способностей и действий ремесленника (сочетание в труде ремесленника сенсомоторных, творческих, художественных, эстетических, конструкторских, математических способностей, способностей к общению и взаимодействию с людьми; существенное различие видов деятельности, которые должен выполнять ремесленник — производство, конструирование, художественное оформление, экономические и маркетинговые расчеты, взаимодействие с потребителями, клиентами и др.);
• личностная ориентация и индивидуально-стилевая окраска труда (в труде ремесленника находит выражение его личность, индивидуальные особенно-
сти, что делает продукцию ремесленника отличимой от любой другой продукции);
• необходимость связей с общественностью требует от ремесленника высокого уровня социально-коммуникативной компетентности;
• непостоянство рынка товаров и услуг обуславливает необходимость профессиональной мобильности.
Завершая анализ профессиональной деятельности ремесленника, следует еще раз подчеркнуть, что психологический и функциональный подходы не исчерпывают все ее аспекты. Некоторая одностороность анализа объясняется за-данностью исследовательского проекта: построение стандарта ремесленной профессии и модели личности ремесленника.
Литература
1. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.
2. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. — М.: Логос, 1994.
3. Батышев С. Я. Подготовка техников в новых экономических условиях. — М., 1993.
УДК 159.9.019 ББК Ю91 (2)6
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. Н. ЛЕОНТЬЕВА (К 100-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева)
Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова
Алексей Николаевич Леонтьев родился в Москве 5 февраля 1903 г., умер 21 января 1979 г. Его биография неотделима от противоречивого периода развития страны в 30—50 гг. прошлого столетия. После окончания Московского университета он стал научным сотрудником Психологического института. Плодотворное сотрудничество с Г. И. Челпановым, А. Р. Лурия и Л. С. Выготским определило его научную биографию.