6. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. — М., АПО, 1999.
УДК 377.35 ББК Ч446.87
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО РЕМЕСЛЕННЫМ ПРОФЕССИЯМ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О. Б. Читаева
Московская городская Дума приняла Закон от 16 июня 1999 г. № 25 «О ремесленной деятельности в городе Москве», который направлен на возрождение традиций ремесленной деятельности в городе в целях удовлетворения его потребностей в определенных видах товаров (работ, услуг), создания дополнительных рабочих мест.
Задача эта чрезвычайно сложна и ответственна, поскольку речь идет об установлении правовых основ не просто ремесленной деятельности, но и (это в конечном счете главное) о возрождении в обществе сословия ремесленников — той социальной группы производителей-предпринимателей, играющих важную роль в экономической жизни страны.
Однако просто установить правовые основы возрождения сословия ремесленников недостаточно. Чтобы это возрождение действительно состоялось, необходимо создать новые основы его воспроизводства, самоорганизации, защиты и поддержки со стороны государства, в данном случае органов власти Москвы. Видимо, отдавая себе в этом отчет, авторы Закона наряду с определением новых понятий предусмотрели в нем меры по воспроизводству новой социальной группы, ее самоорганизации, защиты прав и интересов, поддержки со стороны органов власти столицы. В данном Законе вводятся следующие понятия. Ремесленная деятельность (ремесленничество) — деятельность, относящаяся к одному из видов ремесел (ремесленных профессий), определяемых распоряжением мэра Москвы, производству продуктов труда, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов, предназначенных для удовлетворения утили-
тарных, эстетических, ритуальных и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов (ст. 2). Перечень видов ремесленной деятельности, дополнения изменения к нему утверждаются распоряжением мэра Москвы по представлению Московской палаты ремесел. Основными критериями возможности отнесения профессии к категории ремесленной устанавливаются: производство конечного продукта труда без использования устройств телемеханики и полностью автоматического оборудования (способного выполнять целесообразные функции без непосредственного участия и контроля оператора), за исключением измерительного оборудования; индивидуальность объективных и субъективных характеристик продукта труда при выполнении разными лицами однородных операций (ст. 4).
Из приведенного выше текста следует, что признаками ремесленной профессии является непосредственное участие человека при воздействии на предмет труда, а также характеристики продукта этого труда, отличные от общепринятых для аналогичной продукции.
Профессиональное обучение ремесленников регламентируется статьями 13—17 Закона. Оно осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и нормативными правовыми актами Москвы и может быть получено:
• в учреждениях начального и среднего профессионального образования (профессиональных училищах, лицеях, колледжах);
• в форме ученичества, т. е. индивидуальной подготовки у мастера.
Профессиональное образование ремесленников состоит из двух этапов,
соответствующих двум уровням образовательных программ:
Первый этап — получение профессионального образования в профессиональных училищах. По результатам аттестации ремесленник получает квалификацию «подмастерье».
Получение второй ступени образования по ремесленным профессиям возможно после двух лет практической работы в качестве подмастерья;
Второй этап — получение профессионального образования в лицеях и колледжах. После сдачи квалификационного экзамена подмастерью присваивается квалификация «мастер».
Анализ социально-экономических и организационно-педагогических особенностей подготовки ремесленников позволил определить структуру их профессионального образования и разработать профессиональные характеристики ремесленников (мастера и подмастерья). Их научная новизна заключается в том, что отражает динамику профессионального обучения ремесленников (от ученика к подмастерью и далее — к мастеру).
Нами проведен анализ содержания профессиональной подготовки ремесленников в Европейских странах и России, разработан проект концепции начального профессионального образования по ремесленным профессиям, определена номенклатура профессий ремесленного труда, проекты профессиональных характеристик ремесленников (мастеров и подмастерьев).
Профессиональная характеристика ремесленника (подмастерья, мастера) содержит дополнительный уровень квалификации в рамках конкретной (одноименной с ремесленной) профессией, входящей в Перечень профессий начального профессионального образования.
Общими характеристиками дополнительного профессионального мастерства для получения квалификации ремесленника-подмастерья являются:
• знания уникальных технологий, основанных на применении инструментов ручного труда, средств малой механизации, свойственных данному ремеслу;
• умения правильно выполнять порученные виды работ в рамках заданных эстетических, функциональных параметров;
• умение контролировать качество своей работы и сроки их выполнения.
Применительно к конкретной ремесленной профессии требования к знаниям, умениям и навыкам ремесленника-подмастерья регламентируются критериями, которые разрабатываются и утверждаются Аттестационной комиссией.
Ремесленник — субъект малого предпринимательства, ведущий одну из ремесленных деятельностей.
Подмастерье работает по трудовому договору (контракту) на ремесленном предприятии или у ремесленника — индивидуального предпринимателя — под контролем мастера.
Объекты профессиональной деятельности подмастерья: производство материального продукта (или услуги), удовлетворяющего личные потребности человека или субъектов хозяйственной деятельности.
Виды профессиональной деятельности подмастерья — участие под руководством мастера в производственном процессе.
Мастер — физическое лицо, получившее документ установленного образца (свидетельство, диплом) о присвоении ему квалификации «мастер», имеющее право привлекать для производства товаров и проведения работ подмастерьев и учеников, имеющее право на личное клеймо и являющееся носителем художественной традиции, какого-либо ремесла или промысла.
Профессиональная характеристика ремесленника-мастера состоит из трех разделов:
• квалификационных требований к мастерству, профессиональной компетенции;
• требований к знаниям по менеджменту (управленческой и финансовохозяйственной деятельности);
• требований к знаниям по профессиональной педагогике.
Общими квалификационными требованиями к ремесленнику-мастеру являются:
• знание и умение осуществлять проектный метод: от формулирования идеи до воплощения ее в виде эскиза, чертежей, рисунка, макета;
• умение самостоятельно (без разделения труда) производить продукцию с заданными потребительскими свойствами и применением уникальных технологий, ориентированных на использование ручного труда и средств малой механизации;
• обеспечение признанного качества продукта, отвечающего эстетической и функциональной нормам жизни;
• способность рационально организовывать и планировать работу;
• способность быстро адаптироваться при изменении технологии, организации и условий труда.
Подробные критерии требований к уровню квалификации ремесленника-мастера по конкретной ремесленной профессии разрабатываются и утверждаются соответствующими аттестационными комиссиями по присвоению квалификации мастера.
Мастер осуществляет свою деятельность в индивидуальной или коллективной форме, как субъект малого предпринимательства.
Объекты профессиональной деятельности: производство материального продукта (или услуг), удовлетворяющего личные потребности человека или субъектов хозяйственной деятельности самостоятельно или с помощью услуг подмастерьев и учеников.
Виды профессиональной деятельности мастера: личное участие в производственном процессе; организационно-управленческая; плановая; контрольноаналитическая; обучающая, передача мастерства ученикам.
Подготовка ремесленников может осуществляться в системе начального профессионального образования.
Предусматривается подготовка учащихся по ремесленным профессиям в профессиональных училищах (базовый уровень начального профессионального образования, профессии 3 ступени квалификации), с присвоением выпускникам квалификации «подмастерье» и в профессиональных лицеях (повышенный уровень начального профессионального образования, профессии 4 ступени квалификации) с присвоением выпускникам квалификации «мастер».
Подготовка подмастерьев может осуществляется из выпускников основной школы с получением среднего (полного) общего образования, нормативный срок обучения 3 года и из лиц имеющих среднее (полное) общее образование со сроками обучения 1—2 года.
Подготовка мастеров может осуществляется из выпускников основной школы с получением среднего (полного) общего образования, нормативный срок обучения 4 года; из лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, нормативный срок обучения 2—3 года; из лиц, имеющих квалификацию «подмастерье» — 1 год.
Изучение опыта подготовки ремесленников в Европейских странах показывает неоднозначность подходов к определению ремесленничества и профессионального обучения ремесленников.
Несмотря на то, что в рамках Европейского Союза нет единого содержания понятия ремесла, здесь придерживаются требований, сформулированных по отношению к ремеслу, в Германии (Г. А. Федотова):
• в целом ремесло, как группа экономики, развивается внутри общего экономического поля;
• высокая профессиональная квалификация делает возможным прямое влияние ремесленника-предпринимателя на технологический и производственный процессы и энергичное вмешательство в них;
• ремесленные предприятия выполняют функцию подготовки рабочих-ремесленников;
• ремесленные предприятия:
а) являются гибкими поставщиками полуфабрикатов и комплектующих для промышленности;
б) осуществляют технический ремонт и обслуживание техники, выпускаемой промышленными и ремесленными предприятиями;
в) оказывают сервисные услуги;
г) сами являются производителями продукции.
Спрос на продукцию и услуги ремесленников меняется в процессе экономического развития, но не уменьшается. Наоборот, потребности в индивидуальных и дифференцированных услугах ремесленников в развитых странах увеличиваются с ростом жизненных стандартов.
Для реализации профессионального образования по ремесленным профессиям необходимо сформировать концепцию российских взглядов на подготовку нового типа рабочего: с новым перечнем профессий, обновленными профессиограммами и учебно-программной документацией, разработанными под рабочие профессии, ориентированные не на промышленные, а на индивидуальные предприятия. По статистике мэрии в Москве не менее 10000 ремесленных предприятий.
К ремесленным относятся те малые и средние предприниматели, которые в конкретной профессиональной сфере (профессии) получили квалификацию мастеров — как в техническом, так и в экономическом аспектах. Предпринимательская деятельность ремесленника-предпринимателя (мастера) ограничивается, как правило, технологическими комплексами, соответствующими его профессии.
Работа ремесленника ориентирована, главным образом, на индивидуальные требования с постоянно меняющимися рабочими ситуациями. Работники ремесленного предприятия несут непосредственную ответственность за свою
работу, как в технологическом, так и экономическом плане. Этим ремесленный труд отличается от работы в промышленном производстве.
Передача навыков, технологий и знаний ремесленника происходит в индивидуальном порядке посредством обучения и стажировки учеников и подмастерьев у мастера — обладателя данной особой технологии.
Становление ремесленничества в России не может состояться без подготовки квалифицированных специалистов, профессионально мобильных и легко адаптирующихся в современных социально-экономических условиях.
Владение ремеслом дает реальную возможность активному и квалифицированному специалисту открыть собственное дело. В промышленности и торговле таких шансов нет.
Для реализации этих целей необходимо особое внимание уделять практическому обучению (не менее 50% учебного времени). Профессиональные и специальные предметы целенаправленно обеспечивают практическое обучение, которое должно быть максимально интенсивным. Теоретические же предметы — это необходимый минимум для освоения практического обучения. Теоретические и практические занятия не могут осуществляться изолированно друг от друга или параллельно. Следовательно, эта специфика должна учитываться при разработке учебных планов. Предметы общеобразовательного цикла должны нести профессиональную направленность, быть максимально приближенными к потребностям ремесленной профессии. Обучение профессии практически индивидуализировано. Учащиеся должны работать в современных учебных мастерских, приближенных по своему оборудованию и материалам к реальным производственным объектам. Такой подход требует особого способа планирования учебного процесса и другого стиля работы преподавателей и мастеров производственного обучения, так как теоретическое и практическое обучение профессии представляют собой единое дидактическое целое.
На основе проведенных исследований, а также зарубежного опыта в ИР-ПО разработана модель учебного плана начального профессионального образования (ремесленные профессии). Она служит необходимым основанием для разработки элементов государственного стандарта профессионального образования применительно к конкретным ремесленным профессиям и для разработки типовых учебных планов. Проектирование типового учебного плана осуществ-
ляется в два этапа: на федеральном уровне — Институтом развития профессионального образования МО РФ и на региональном — региональными методическими органами образования и ремесленными палатами.
Модель учебного плана разработана в соответствии с требованиями «Основных положений государственного образовательного стандарта начального профессионального образования» и Законом Москвы «О ремесленной деятельности в Москве», утвержденного 16 июля 1999 г. № 25, Московской городской думой.
Подготовка подмастерьев осуществляется из выпускников основной школы с получением среднего (полного) общего образования, нормативный срок обучения 3 года и из лиц имеющих среднее (полное) общее образование со сроками обучения 1—2 года.
Подготовка мастеров осуществляется из выпускников основной школы с получением среднего (полного) общего образования, нормативный срок обучения 4 года; из лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, нормативный срок обучения 2—3 года; из лиц, имеющих квалификацию «подмастерье» — 1 год.
Кроме этого возможна профессиональная подготовка ремесленников из лиц, не имеющих основного общего образования, а также лиц, имеющих среднее и высшее профессиональное образование.
Модель имеет единую структуру для всех форм подготовки.
Все обучение делится на два вида: обязательное (в рамках учебной недели) и факультативное (за рамками учебной недели).
Объем учебной нагрузки в неделю не должен превышать 36 часов (для учащихся до 18 лет).
Раздел «Общеобразовательная подготовка» подразделяется на два цикла: гуманитарный и естественно-научный. Структура (набор предметов и время, отводимое на их изучение) гуманитарного цикла определяется на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базисного учебного плана) с учетом специфики начального профессионального образования и едина для всех учебных планов, ориентированных на конкретную форму подготовки. Естественнонаучный цикл является дифференцированным по объему и содержанию в зависимости от профиля ремесленной профессии.
Раздел «Профессиональная подготовка» является наиболее гибкой частью модели. Для ремесленных профессий он включает в себя общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.
Общепрофессиональный цикл — это совокупность предметов, обеспечивающий изучение научных основ рыночной экономики и предпринимательства, народных промыслов и ремесел, деловой культуры. Этот цикл формируется на федеральном уровне и призван решать задачи политехнического образования в рамках ремесленных профессий.
Профессиональный цикл — наиболее вариативная часть федерального компонента учебного плана. В него входят предметы, обеспечивающие подготовку непосредственно по ремесленной профессии: специальные предметы, практическое (производственное) обучение и производственная практика. Профессиональный цикл делится на две части: базовый и специальный курсы.
Содержание базового курса (основы мастерства) определяется ремесленной профессией, по которой ведется обучение, и составляет основу для дальнейшего обучения по конкретным профессиям (ОК 016—94), входящим в ремесленную профессию. Содержание курса (его предметное наполнение) разрабатывается на федеральном уровне.
Содержание специального курса (ремесленного) разрабатывается на региональном уровне. Специальный курс является логическим продолжением базового. Отнесение специального курса к региональному компоненту связано с необходимостью учитывать особенности рынка в регионе, местные условия и специфику конкретной ремесленной профессии. Однако набор предметов специального курса, определяется федеральными органами и предлагается регионам в качестве основы для дальнейшей разработки регионального компонента учебно-программной документации.
Факультативные предметы для всех видов подготовки составляют 2 часа в неделю (сверх 36 часовой учебной нагрузки). Этот раздел целиком находится в компетенции учебного заведения.
Разработка на основе модели типового учебного плана для конкретной профессии означает наполнение курсов и циклов учебного плана предметами в соответствии с видом деятельности, к которой относится ремесленная профессия.
Психолого-педагогическая подготовка (блок) включает в себя основы профессиональной педагогики. Это предметные области: «Возрастная физиология и гигиена», «Психология», «Педагогика», «Организация и методика практического обучения и воспитательной работы».
Предметная область «Возрастная физиология и гигиена»: значение возрастно-половых факторов в практическом обучении; психологические основы обучения, воспитания и профессионального совершенствования; развитие психомоторных и познавательных способностей в процессе практического обучения; влияние практической деятельности на психическое состояние личности и коллектива, методы ее изучения и коррекции; психорегуляция.
Предметная область «Психология»: объект и предмет психологии; соотношение субъективной и объективной реальности; психика и организм; активность психики (души), психика, поведение и личность; структура субъективной реальности; личность и межличностные отношения; свобода воли; личностная ответственность; общее и индивидуальное в психике человека.
Предметная область «Педагогика»: предмет педагогики; цели образования и воспитания; средства и методы педагогического воздействия на личность; общие принципы дидактики и их реализация в конкретных методиках обучения; нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений; семейное воспитание и семейная педагогика; межличностные отношения в коллективе; нравственно-психологический образ педагога; мастерство педагогического общения.
Предметная область «Организация и методика практического обучения и воспитательной работы»: методика практического обучения — система научнообоснованных методов, правил, приемов практического обучения учащихся, выработка у них навыков самостоятельного применения полученных знаний и умений на практике; методы организации учебно-познавательной деятельности, ее стимулирования и контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; организация практического обучения учеников и подмастерьев; организация воспитательной работы — взаимосвязанная деятельность мастера и обучаемых, направленная на решение задач воспитания в процессе практического обучения; методы формирования сознания личности, организации позна-
вательной и практической деятельности и поведения обучаемых, стимулирования практической деятельности.
В результате освоения психолого-педагогического блока мастер (в рамках соответствующей профессиональной группы) владеет системой знаний и методов обучения других людей; обладает психолого-педагогической и профессиональной компетенцией; умеет организовать и реализовать процесс профессионального обучения учеников и подмастерьев, формировать и совершенствовать их профессиональные умения и навыки, выявлять и оценивать результаты педагогической деятельности мастера и работы учеников (подмастерьев); организовать процесс профессионального самоопределения личности обучаемых, производительный труд и их предпринимательскую деятельность; организовать учебно-материальную базу практического обучения, осуществлять подбор, эксплуатацию, техническое обслуживание и модернизацию ее оборудования; владеет методами проектирования структуры и содержания учебно-производственных работ, способами дидактического оснащения занятий.
Общеменеджерская подготовка (блок) — основы управленческой деятельности, включает предметные области «Основы маркетинга», «Основы менеджмента», «Основы бухгалтерского учета и налогооблажения», «Основы права», «Основы малого предпринимательства».
Предметная область «Основы маркетинга»: Сущность, задачи и принципы; сущность рынка и его типы; основные законы рынка; типология покупателей; методы маркетинговых исследований; ценовой инструмент в маркетинге.
Предметная область «Основы права»: понятие, система, источники; нормативные акты, регулирующие отношения предприятия и государства; Федеральный закон РФ «О предпринимательской деятельности»; юридическая ответственность и ее виды; виды сделок и договоров, порядок их заключения и оформления.
Предметная область «Основы менеджмента»: сущность и характерные черты; управление конфликтами и стрессами; власть и партнерство; деловое общение.
Предметная область «Основы бухгалтерского учета и налогооблажения»: основные требования к ведению бухгалтерского учета; объекты учета; первичные учетные документы, их реквизиты; сводная учетная документация; регистры
бухгалтерского учета; оценка имущества и обязательств; инвестиция имущества и обязательств, порядок и сроки проведения; систематизация информации; бухгалтерская отчетность, ее состав, формы, периодичность, адреса и сроки представления; публичность бухгалтерской отчетности; хранение документов бухгалтерского учета; ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете. Кассовые операции; кассовые и банковские документы; правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; порядок составления кассовой отчетности. Понятие налога и налоговой системы; функции и классификация налогов; виды налогов, объекты налогооблажения, ставки, льготы; организация налоговой службы; формы отчетности; налогоплательщики, их права и обязанности.
Предметная область «Основы малого предпринимательства»: Финансы и кредит: сущность и функции денег; денежное обращение; сущность финансов, их функции и роль в экономике; финансовая политика; содержание и основы организации финансов предприятий; государственные финансы; бюджет и бюджетная система РФ; внебюджетные формы; страховое дело; ссудный капитал и кредит; банки и банковская система; рынок ценных бумаг; финансирование и кредитование капитальных вложений; финансовое планирование и методы финансового контроля; валютная система РФ и международные кредитные отношения. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: предмет и задачи экономического анализа, метод, приемы анализа; виды экономического анализа; оценка финансового состояния предприятия. Аудит: понятие, сущность, виды; законы об аудиторской деятельности; нормативные основы для аудита; права, обязанности и ответственность аудитора; формы и методы аудиторской проверки; аудиторское заключение.
Профессиональная подготовка молодежи к ремесленной деятельности способствует решению социально-педагогических и социально-экономических задач. В ней отражен объективный характер целеполагания профессионального образования, его связь с постановкой общественно и личностно значимых целей.
Социальная значимость реставрации ремесленничества:
• возрождение новых квалификаций: подмастерье и мастер;
• профессиональное образование специалистов с высоким уровнем квалификации (повышенные разряды) в начальном профессиональном образовании;
• рост престижности учреждений начального профессионального образования в связи с обучением специалистов для малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности;
• расширение социального партнерства с работодателями, Российской и региональными палатами ремесел (обеспечение учащихся ученическими и рабочими местами, организация производственного обучения и практики, обеспечение учащихся материалами, комплектующими, инструментами, проведение квалификационного экзамена);
• расширение функции профессиональных лицеев;
• развитие творческого потенциала личности и раскрытие его таланта и способностей, передачи секретов своего мастерства;
• сохранение национальных традиций в ремесленном производстве;
• передача опыта уникальных технологий мастеров от поколения к поколению.