ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 377.015.3 ББКЮ 940
КЛЮЧЕВЫЕ КОНСТРУКТЫ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕМЕСЛЕННИКА-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ1
Э. Ф. Зеер
Ремесленная деятельность (ремесло) - вид предпринимательской деятельности, связанный с конкретной ремесленной профессией и направленной на производство товаров и услуг по индивидуальным заказам, малыми сериями и для удовлетворения утилитарных, эстетических и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов.
Ремесленник - субъект малого бизнеса, самостоятельно или совместно с другими работниками производящий конечный продукт высокого качества, в том числе и изделия народных промыслов, отвечающих определенным эстетическим нормам и функциональным потребностям, на основе технологий, ориентированных на использование специальных знаний, умений и навыков, инструмента и средств малой механизации. Отличительной чертой ремесленника является его профессия, квалификация, орудия труда, обеспечивающие признаки и свойства, характерные только для данного вида ремесленной продукции.
Ремесленник-предприниматель - это деловой человек, организатор и руководитель малого предприятия по производству и продаже товаров, а также предоставлении услуг, которые могут принести прибыль.
Анализ деятельности ремесленников-предпринимателей позволяет выделить следующие основные функции:
• организационно-экономическая (хозяйственная) деятельность, направленная на получение прибыли в пределах организационно-правовой формы предприятия;
• организация и планирование совместной деятельности небольшой группы ремесленников (самоменеждмент);
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ - грант 02-06-001
163а.
• генерирование новых идей, новых технологий по улучшению качества товаров и услуг;
• продвижение своих товаров и услуг с учетом факторов спроса и рыночных условий с целью получения прибыли (маркетинг);
• выполнение производительных видов ремесленного труда: чтение технической и технологической документации, приготовление и обработка материалов, сборочных и монтажных работ с использованием станков, специального инструмента, средств контроля и др.
Ремесленник-предприниматель - это работник широкого профессионального профиля, в деятельности которого объединены работа и ремесленника, и предпринимателя. Поэтому вначале мы рассмотрим психологические особенности деятельности личности ремесленника, затем ремесленника-предпринимателя.
В соответствии с профессиональными функциями ремесленника выделим психологические особенности:
1) полимодальность способностей и деятельностей ремесленника (сочетание в труде ремесленника сенсомоторных, творческих, художественных, эстетических, конструкторских, математических способностей, способностей к общению и взаимодействию с людьми; существенное различие видов деятельности, которое должен выполнять ремесленник, - производство, конструирование, художественное оформление, экономические и маркетинговые расчеты, взаимодействие с потребителями, клиентами и др.);
2) личностная ориентация и индивидуально-стилевая окраска труда (в труде ремесленника находят выражение его личность, индивидуальные особенности, что делает продукцию ремесленника отличимой от любой другой продукции);
3) необходимость связей с общественностью (требует от ремесленника высокого уровня личностного развития и, в частности, направленности);
4) непостоянство рынка товаров и услуг (требует от ремесленника гибкости, способности перестроиться на другие товары, переключиться на другую деятельность).
Особенности профессиональной деятельности ремесленников позволяет определить психологические ориентиры их подготовки.
Основной критерий подготовки ремесленников - это высокий уровень знаний, умений и навыков по конкретной ремесленной специальности в соответствии с теми профессиональными функциями, которые должен выполнять ремесленник. Ремесленнику необходимы как теоретические знания, так и практические умения в области материалов, техники, конструирования, черчения, организации производства, эстетики, дизайна, художественного творчества, психологии, экономики и элементов бухгалтерского учета, маркетинга.
К дополнительным критериям подготовки ремесленника следует отнести высокий уровень развития ряда способностей: способностей к самостоятельному учению, творческих способностей, способностей к эстетическому восприятию и оформительских способностей, сенсомоторных способностей (ручная умелость, глазомер), способностей к общению и сотрудничеству, способностей к самоуправлению, предпринимательских способностей. Также к дополнительным критериям подготовки ремесленника относится ряд личностных качеств, которые важны для взаимодействия с другими людьми: общительность, организованность, предприимчивость, социально-профессиональная мобильность (гибкость социально-профессионального поведения, позволяющая быстро менять профессию, переквалифицироваться, находить новое место работы и т. д.), лидерство, наблюдательность, конвенциональность (сознательное соблюдение морально-нравственных норм и законов, принятых в обществе), сверхнормативная профессиональная активность (одна из форм проявления надситуативной активности, выражающаяся в стремлении индивида превысить официально предъявляемые обществом требования к тому или иному виду профессиональной деятельности), дисциплинированность, эстетическая чувствительность и др.
Ремесленник как предприниматель - это специалист-менеджер малого бизнеса, занимающийся самостоятельной деятельностью по производству и продвижению товара, способного принести прибыль.
Для установления социально (профессионально) - психологических характеристик рассмотрим стадии реализации ремесленных проектов.
1. Зарождение проекта или поиск инновационной идеи. На этой стадии собирается информация о неудовлетворенных социально-экономических потребностях и поиск путей удовлетворения этих потребностей. Способности, необходимые на этом этапе: социально-экономическая компетентность, деловая активность, творческая активность (креативность), социально-профессиональная интуиция, новаторство, склонность к взвешенному (умеренному) риску, адекватная самооценка, аналитическое мышление.
2. Составление бизнес-плана, в котором отражаются (расписываются) финансовые, маркетинговые ориентации, источники прибыли и убытков, продумываются необходимые средства, возможные инвестиции и действия в случае неудачи. Успешное составление бизнес-плана требует от ремесленника-предпринимателя следующие профессионально-психологические характеристики: оптимистическая жизненная ориентация, развитый практический интеллект, эвристический стиль мышления, самостоятельность, отсутствие морально сдерживающих стереотипов, эстетическая чувствительность.
3. Поиск ресурсов и организация производства. На этой стадии решаются вопросы кредитования проекта, материальные ресурсы, аренда помещений, приобретение технологического оборудования, технических средств и др. Организация производства по реализации проекта предъявляет к предпринимателю дополнительные требования, выполнение которых обусловливает необходимость в следующих качествах: потребность в достижениях, коммуникативные качества (атрактивность, толерантность, ассертивность), волевые качества (настойчивость, смелость, надежность, решительность), социально-профессиональная мобильность (гибкость), доминантность, обязательность, пунктуальность, сверхнормативная профессиональная активность.
4. Реализация проекта предполагает изготовление качественного продукта, выполнение технологически значимого заказа, оказание материально ценных услуг. В выполнении этих видов практической деятельности, как правило, принимает участие помимо ремесленников и сам предприниматель. Чтобы удержаться в конкурентной среде, предприниматель должен поддерживать свое производство, инициировать производительность (продуктивность) труда сотрудников, обеспечивать оптимальный социально-психологический климат; он должен обладать специальной (профессиональной) квалификацией, стремлением (потребностью) в преобразующей деятельности, коммуникабельностью, организованностью, профессиональной честностью, эмоциональной стабильностью, поведенческой стабильностью, развитым самоконтролем, саморегуляцией поведения.
5. Продвижение на рынок продукта (результата) труда, услуг, оформление выполненной работы, проведение экономических расчетов, подведение итогов, определение прибыли. Эта стадия предпринимательства обусловливает следующие социально значимые качества личности предпринимателя: восходящая мотивация, ответственность, социально-профессиональная нравственность, уверенность, надежность, независимость, ассертивность, толерантность к неудачам, самодостаточность, эмоциональная уравновешенность, способность поддерживать восходящий вектор развития своего предприятия.
Таким образом, анализ деятельности ремесленника-предпринимателя показывает, что психологических ориентиров подготовки (профессионального образования) этих универсальных работников очень много. Очевидно, необходимо выбрать из них наиболее значимые, наиболее интегрированные, наиболее проверяемые на практике. На наш взгляд данную проблему (задачу) следует решать через концепцию «ключевых конструктов» содержания профессионального образования, к которым мы относим базовые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессиональные качества.
Определение состава ключевых конструктов осуществлялось в следующей последовательности:
• на основе структурно-функционального анализа деятельности ремес-ленника-предпринимателя1 составлялся ориентировочный перечень компетентностей, компетенций и профессионально важных качеств;
• формировался состав экспертов из числа наиболее квалифицированных педагогов лицея ремесленников-предпринимателей и предпринимателей малого бизнеса;
• экспертам был выдан пакет информационно-методических материалов (кейс), в котором был представлен перечень конструктов;
• эксперты были разделены на три группы в зависимости от их профессиональной специализации. Каждая из них последовательно определяла состав наиболее важных ключевых конструктов;
• в процессе обсуждения этого состава в группах осуществлялись отбор наиболее универсальных конструктов и ранжирование по степени их значимости;
• на основе экспертной валидизации выявленных конструктов был определен их эталонный состав2.
К базовым компетентностям мы относим комплекс универсальных знаний, отличающихся широким уровнем обобщения. Эти интегральные, надпредметные знания включают общенаучные и общепрофессиональные категории, понятия, законы, принципы и закономерности функционирования науки, техники и общества.
К базовым компетентностям ремесленника-предпринимателя относятся:
• общенаучные - знания понятий, основных законов природы, общества и деятельности человека;
• социально-экономические знания - знания основ экономики и организационного поведения;
• гражданско-правовые - знание гражданско-правовых норм;
• информационно-коммуникационные - знание основ информатики и коммуникационных технологий;
• политехнические знания - знание естественнонаучных основ техники и технологий, принципов функционирования автоматизированного производства, системы контроля и управления ими;
• специальные - общепрофессиональные знания в области целостной ремесленной деятельности.
1 См.: Зеер Э. Ф. Ремесленная профессиональная деятельность: психологический аспект // Образование и наука, 2003. № 1(19). С. 81-92.
2 В проектировании и определении эталонного состава ключевых конструктов субъектов ремесленной деятельности принимали участие Н. А. Доронин, П. Ф. Зеер, А. П. Зольников, А. М. Павлова, Ж. А. Филиппова.
В динамичных социально-профессиональных условиях все более востребованной становится не обученность как таковая, а способность специалиста реализовывать ее в конкретной практической деятельности. Эти практикоориентированные действия, имеющие обобщенный характер, называются компетенциями.
Компетенции - это знания в действии, комплексные умения и навыки выполнения деятельности. Это интегративные деятельностные конструкты, включенные в конкретную ситуацию и направленные на достижение реального результата. Компетенции, по определению, включены в контекст будущей профессии, отсюда их социально-профессиональная значимость.
На основе изучения литературы и обобщения результатов анализа содержания деятельности специалистов ремесленных профессий нами выделены следующие группы компетенций:
• управленческие компетенции - способность к организации и планированию ремесленной деятельности, руководству людьми, решению проблем, лидерству и др.;
• социальные компетенции - способность к сотрудничеству, ведению дискуссий, восприятию критики, готовность к согласованным действиям, направленным на достижение поставленных целей, и др.;
• познавательные (гностические) компетенции - способность к систематизации и оценке учебно-профессиональной информации, готовность к дальнейшему повышению профессиональной квалификации и др.;
• операциональные компетенции - способность и готовность к целеустремленному и планомерному выполнению профессиональных заданий на основе освоенных методов работы, способов мышления;
• специальные компетенции - способность самостоятельно решать возникающие задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний с соблюдением соответствующих норм.
Наряду с базовыми компетентностями, ключевыми компетенциями важное значение в деятельности ремесленника-предпринимателя принадлежит ме-тапрофессиональным качествам. Это качества, востребованные в профессиях широкого радиуса действия. В зарубежной педагогике эти социально-профессиональные конструкты получили название «ключевых квалификаций» или «базовых навыков». С учетом традиций отечественной педагогики и психологии эквивалентным понятием будет словосочетание «метапрофессиональные качества».
Метапрофессиональные качества - это личностные и межличностные качества, способности, умения и навыки, которые обусловливают продуктивность деятельности специалиста в многообразных ситуациях профессиональной жизни.
Экспертный опрос предпринимателей малого бизнеса позволил нам определить следующий состав метапрофессиональных качеств личности ремес-ленника-предпринимателя.
Самоменеджмент - это синтез качеств и способностей, которые позволяют человеку эффективно управлять собой в различных видах деятельности и общения.
Предприимчивость - это предпринимательская активность, способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельности, склонности действовать на свой страх и риск, готовность работать сверх установленных планов для того, чтобы получить прибыль, заработать деньги, найти рынок сбыта продукции, войти в контакт с нужными людьми и организациями.
Социально-профессиональная мобильность - готовность и способность к быстрой смене профессии (к переквалификации), выполняемых производственных заданий, рабочего места. Умение быстро адаптироваться к новым социально-экономическим и внутриорганизационным условиям работы.
Коммуникативность - способность общаться и сотрудничать в трудовом коллективе. Коммуникативные возможности состоят в умении правильно выражать свои мысли в письменном и устном виде, в обладании навыками делового общения, в умении передавать информацию другим на вербальном и невербальном уровне, в умении слушать и входить в контакт. Способности к взаимодействию во многом основываются на коммуникативных возможностях личности, но включают, помимо этого, готовность работать совместно с другими людьми, терпимость к мнению других, корпоративность, чувство взаимопомощи.
Социально-профессиональная ответственность - внутренние формы саморегуляции деятельности субъекта, характеризующиеся сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную и профессиональную необходимость.
Практический интеллект - это интегральная способность продуктивного (успешного) решения практических проблем и задач. Важное место в структуре практического интеллекта занимают неявные знания, эмоциональное предвосхищение, профессиональная интуиция.
Креативность - это такие способности, знания и умения, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Это способность создавать новые необычные оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления.
Эмоционально-волевая стабильность (устойчивость) - это способность к саморегуляции психических состояний и поведения, самоконтролю, самодостаточности.
Эстетическая чувствительность - свойство человека ощущать прекрасное в реальной действительности, эталоны красоты и дизайна, художественное восприятие, ощущение красоты при создании вещей, имеющих художественную ценность. Эстетическая чувствительность основана на субъективно усвоенных эталонах красоты и дизайна и психологических механизмах субъективного соотнесения объективной реальности с усвоенными эталонами.
Мы рассмотрели ведущие конструкты личности ремесленника-предпри-нимателя. В структуру каждого конструкта входят когнитивная (познавательная) и мотивационно-потребностная составляющая, которые обеспечивают их взаимодействие. Эти социально-психологические образования определяют вектор развития личности ремесленника-предпринимателя, выступают в качестве социально-психологического ядра. Схематически взаимодействие всех профессионально-обусловленных конструктов личности ремесленника-предпринима-теля представлено на рисунке.
Социально-
психологическое
Взаимосвязь профессионально-обусловленных конструктов ремесленника-предпринимателя
Завершая анализ ведущих конструктов личности ремесленника-предпри-нимателя, следует подчеркнуть (отметить) что базовые компетентности формулируются в объектно-знаниевой форме, ключевые компетенции - в деятельностной, а метапрофессиональные качества - в социально-психологических понятиях.
Формирование этих универсальных конструктов в профессиональной школе не может быть реализовано в рамках одного учебного предмета, пусть
даже такого интегративного, как производственное обучение. Это возможно при объединении педагогических усилий всего профессионально-педагогического персонала образовательного учреждения.
УДК 37.015.3 ББКЮ 940
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ПЕДАГОГОВ
Э. Э. Сыманюк, Н. О. Садовникова
Профессиональное развитие происходит неравномерно и гетерохронно. Противоречия профессионального развития порождают психологическую разба-лансированность в структуре субъекта деятельности и в самой деятельности.
Это порождает состояние неустойчивости, неравновесности профессионального развития. Возникает состояние флуктуации (переход от равновесия к неравновесию, от упорядоченности структуры к ее неопределенности). Небольшие флуктуации, обусловленные недовольством собой, неудовлетворенностью профессиональной деятельностью, могут стать началом новой траектории развития. Сильные флуктуации способствуют образованию точек бифуркации. В точках бифуркации, то есть критических, пороговых точках, поведение системы становится неустойчивым и может эволюционировать к нескольким альтернативам [4]. В процессе профессионального развития личности в качестве критических точек правомерно выделение профессионально обусловленных кризисов, т. е. периодов кардинальной перестройки структуры сознания, профессиональной деятельности и личности. Переживание кризисов сопровождается неудовлетворенностью собой и своей профессиональной деятельностью, сознательным или бессознательным поиском путей преодоления психологического дискомфорта. Преодоление кризиса открывает перед человеком новые, вариативные траектории развития.
Кризису характерно нарушение психологического будущего, смысла и целостности жизни. Как любая система личность стремиться к восстановлению равновесия, что приводит к смене состояний индивида. Вместе с тем, возможны различные варианты достижения целостности личности. Первый путь - формирование профессиональной направленности. В этом случае происходит интеграция личности в профессии. Личность согласовывает свои про-