профориентация. профессиональная адаптация
подготовка ремесленников
Современный ремесленник: преодоление стереотипов*
Ремесленник, как художник, создает уникальный объект. Поэтому подготовка ремесленника, как подготовка музыканта, должна начинаться как можно раньше и быть ориентированной на развитие творческого потенциала человека.
ЧАПАЕВ
николай кузьмич,
доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования РГППУ, Екатеринбург
ефанов
Андрей Викторович,
кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра развития ремесленничества РГППУ, Екатеринбург
к определению понятия
Под ремесленной деятельностью понимается комплексный вид трудовой (производственной и предпринимательской) деятельности, основывающийся на личном труде работника, с использованием специальных знаний, навыков, технологий,
именно в ремесленной сфере в свое время проявлялись первые инновационные тенденции, апробировались технические новшества, создавались организационные технологии.
При благоприятном развитии нарождающийся социальный слой ремесленников мог бы стать в России частью креативного среднего класса.
современных инструментов, материалов, высокопроизводительного оборудования, направленный на производство продукции или услуг по индивидуальным заказам или малыми партиями [3].
Проведенный анализ структуры и содержания деятельности работников ремесленных профессий позволил выявить ряд онтологических, аксиологических и функциональных признаков, присущих ремесленной деятельности.
Во-первых, ремесленная деятельность есть такое «место», где происходит тесное соприкосновение материальных и духовных сторон жизни человека, в результате которого формируется целостный человек. А. Н. Яеонтьев писал, что целостность жизни человека заключается в общности, единстве его внешней практической деятельности и деятельности внутренней, мыслительной, а возникшая на определенном этапе «дезинтеграция» жизни человека привела к противопоставлению его внутренней, мыслительной деятельности — деятельности практической, ограниченной рамками узкой специализации, и тем самым создала отноше-
ния разрыва между ними. В результате такого разрыва происходит отчуждение человека от собственной деятельности в целом: его деятельность перестает быть для него тем, что она есть на самом деле [2].
Во-вторых, творческая активность и предприимчивость являются не столько средством приращения достатка ремесленника, сколько условием самореализации, раскрытия его внутренних потенций. Ремесло — это челове-котворящая система знаний и практического опыта. По В. Ф. Моргуну, к ремесленнику применимо понятие «многомерная человеческая целостность» с присущими ему многовариантными структурами личности: пространственно-временными ориентациями; потребност-но-волевыми эстетическими переживаниями; содержательной направленностью личности; уровнями освоения деятельности и формами реализации деятельности [5]. Настоящему мастерству всегда чужды консерватизм и ограниченность. В живую ткань ремесленничества заложена мощная созидательная, новаторская функция, аккумулируя которую, ремесленничество всегда адекватно отвечало на изменения рыночной ситуации. Именно в ремесленной сфере в свое время проявлялись первые инновационные тенденции, апробировались технические новшества, создавались организационные технологии.
* Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки, проект № 2014/393 «Теоретические и технологические основы возрождения социального слоя ремесленников-предпринимателей в России».
подготовка ремесленников
профориентация. профессиональная адаптация
В-третьих, ремесленнику в значительной степени приходится ориентироваться на местный рынок, знать свое ближайшее окружение, поддерживать с ним лояльные отношения. Именно поэтому ремесленнику-предпринимателю должно быть свойственно безупречное отношение к делу, высокая производственная и технологическая культура. При благоприятном развитии нарождающийся социальный слой ремесленников мог бы стать в России частью креативного среднего класса.
Ремесленное образование
Однако процесс становления и признания ремесленничества в России идет очень медленно, и на сегодняшний день его можно охарактеризовать как стихийно развивающийся, слабо регулируемый сектор малого предпринимательства. одним из ключевых условий формирования социального слоя ремесленников является необходимость создания системы профессионального обучения ремесленных кадров, включающей в себя как вопросы подготовки ремесленников, так и профессиональную ориентацию и профотбор абитуриентов.
Комплексный характер трудовой деятельности ремесленников дает основание считать, что ремесленная профессия — это несколько отличный от классического предпринимателя коммерческого типа образ профессиональной жизнедеятельности, да и иной тип мышления. Подготовка современных ремесленников в учреждениях профессионального образования требует особых подходов к построению и содержанию образовательного процесса.
отметим наиболее значимые из них, выработанные в ходе многолетней экспериментальной работы в рамках международных образовательных проектов:
- достижение максимальной интеграции образовательных программ начального и среднего профессионального ремесленного образования через преемственность целей, задач, содержания, методов и организационных форм обучения. На базе начального профессионального образования проходило обучение ремесленника-мастера, далее на базе среднего профессионального образования — руководителя малого ремесленного предприятия (ремесленника-предпринимателя);
- организация обучения ремесленников возможна только при условии использования самого современного технологического инструмента и оборудования, что, по-суще-ству, является требованием концепции опережающего образования;
- необходимо соблюдать дидактическое единство предметов общеобразовательного и профессионального циклов, обеспечивать интеграцию теоретического и практического обучения с преобладанием доли последнего;
- качество ремесленного образования должно обеспечиваться действенным практическим обучением, не только на учебных моделях, но и на реальных производственных объектах;
- использование проектной технологии как технологической основы обучения предпринимательскому мышлению и предпринимательской деятельности [1].
Преодоление социальных предубеждений
Противоречие между динамично развивающимся ремесленным сектором экономики, растущим спросом на высококвалифицированную рабочую силу и низкой оценкой в обществе сущности ремесленничества актуализирует необходимость внесения соответствующих корректировок в организацию про-фориентационной работы среди молодежи по ремесленным профессиям.
Анализ учебных достижений той части абитуриентов, которую сегодня привлекают ремесленные профессии, показывает, что это отнюдь не школьная элита. одной из главных причин является сложившиеся у молодежи представления о ремесленных профессиях как о профессиях низкоквалифицированного труда. на рынке образовательных услуг сегодня престижность профессии определяется такими индикаторами, как конкурс поступающих и стоимость образовательных услуг. но престижность профессии не эквивалентна такой же высокой ее потребности на рынке труда. В данном случае дело обстоит прямо противоположным образом. Рынок труда все более испытывает нужду в высококвалифицированных ремесленных кадрах, в этом секторе экономики растет заработная плата, улучшается качество рабочих мест, а сформированные в предыдущие годы представления о ремесленнике как об аутсайдере продолжают сохраняться в сознании абитуриентов и их родителей.
Поиск путей преодоления сложившихся стереотипов, привлечения в ремесленные профессии ценных абитуриентов, способных добиться успеха в профессиональной деятельности, и осуществления социализации новых кадров выводит нас на проблемное поле ак-меологии — науки, занимающейся изучением высших профессиональных достижений человека. Достижение профессионализма в большинстве творческих видов деятельности опосредовано рядом факторов, как объек-
Подготовка современных ремесленников в учреждениях профессионального образования требует особых подходов к построению и содержанию образовательного процесса.
Профориентационная работа в области ремесленных профессий должна сосредоточиться на демонтаже сложившихся в сознании молодежи и их родителей стереотипов относительно роли и статуса современного ремесленника.
Представления о ремесленнике как об аутсайдере продолжают сохраняться в сознании абитуриентов и их родителей.
ремесленных
профориентация. профессиональная адаптация
подготовка ремесленников
тивных (материальная база, общественное мнение и т.д.), так и субъективных (цели, ценности, компетентность, ответственность, творческий потенциал, способности, умелость, мотивы, направленность личности и др.) [4]. К указанным факторам мы бы добавили еще необходимость для будущего ремесленника ранней специализации.
Вся предшествующая история профессиональной школы говорит о том, что у разных народов мастера-ремесленники всегда брали к себе в ученики детей с самого раннего возраста, прививая им желание полноценной профессиональной и творческой самореализации, тем самым с детства наполняя их мировоззрение и установки необходимым ценностно-мотивационным содержанием. Такое акмеологическое це-леполагание, ориентирующее на вершины профессионального мастерства, понимание профессии не как инструмента для добывания насущного хлеба, а как дела всей жизни представляется нам весьма важным и должно закладываться в ремесленных профессиях с самого раннего возраста. Аналогичных позиций сегодня придерживаются специалисты-наставники во многих видах спорта, художественного творчества, музыки. Для успешной профессиональной самореализации в данных видах деятельности такой путь представляется единственно возможным. Вероятно, это справедливо и по отношению к ремесленным профессиям, в которых ува-
Иеобходимо формировать в общественном сознании новый образ ремесленника — образ человека, интегрирующего в себе компетенции рабочего высокой квалификации, технолога, предпринимателя.
сохранения технологии изготовления фарфора и расширения производства гжельской продукции в конце семидесятых годов прошлого века встала необходимость возродить подготовку квалифицированных ремесленных кадров. Объединением «Гжель» были сформированы так называемые летучие отряды из мастеров-художников для работы в детских садах и школах. Была создана четы-рехзвенная система обучения и воспитания будущего мастера: детский сад — средняя (или художественная) школа — художественно-промышленный колледж — художественно-промышленный институт. Результат подготовки работников не замедлил сказаться: искусство гжельских мастеров было сохранено и сегодня знаменито на весь мир.
Понимание профессии не как инструмента для добывания насущного хлеба, а как дела всей жизни должно закладываться в ремесленных профессиях с самого раннего возраста.
жение к своему делу и его престиж должны закладываться в как можно более раннем возрасте
Опыт «Гжели»
Можно привести современный пример ремесленной деятельности из опыта известного российского промысла «Гжель». С целью
Профессиональная ориентация на ремесленные профессии
Однако главной задачей, на которой должна сосредоточиться профориентационная работа в области ремесленных профессий, должен стать «демонтаж» сложившихся в сознании молодежи и их родителей стереотипов относительно роли и статуса современного ремесленника. Необходимо формировать в общественном сознании новый образ ремесленника — образ человека, интегрирующего в себе компетенции рабочего высокой квалификации, технолога, предпринимателя, не умаляя при этом творческую составляющую в его профессиональной деятельности.
К особенностям профориентационной работы по ремесленным профессиям следует также отнести необходимость психологического сопровождения и наглядно-визуальной поддержки этого процесса при сохранении контроля за текущей и перспективной потребностями рынка труда в ремесленных кадрах.
Изменение и корректировка «внешнего» имиджа ремесленной профессии, в свою очередь, не должны входить в противоречие с ее истинным содержанием. Другими словами, особенность ведения профориентационной работы состоит не в том, чтобы убедить выпускника школы, что ремесленная профессия — это именно то, что ему необходимо, но в том, чтобы осмысленно донести и укрепить в общественном и личном сознании новое содержание, наполняющее понятия «ремесленная деятельность», «ремесленник», «ремесленник-предприниматель». Таким образом, первоначальная цель ведения про-фориентационной работы по ремесленным профессиям приобретает более широкий масштаб.
Литература
1. Доронин Н.А., Ефанов А. В. Новое ремесленное образование: результаты педагогического эксперимента // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 2. С. 22-25.
2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Наука, 1981. — 310 с.
3. Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России: коллективная монография / Г. М. Романцев, Н. К. Чапаев, А. В. Ефанов [и др.]; под науч. ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. — 233 с.
4. Сабанчиева Р. 3. Акмеологические факторы продуктивной деятельности преподавателей в развитии творческой готовности студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. Нальчик, 2004. — 28 с.
5. Чапаев Н. К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: дис... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 462 с.