УДК 346.2, 377.3
А.В. ЕФАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент, директор научно-образовательного центра развития ремесленничества, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», e-mail:
efanov.prof@mail.ru
СТАНОВЛЕНИЕ РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕМЕСЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
A.V. Efanov
BECOMING CRAFT ACTIVITIES AND CRAFT EDUCATION IN MODERN RUSSIA
В статье поднимается проблема перспективного развития ремесленного сегмента сферы малого и среднего предпринимательства, дается обоснование и предлагаются пути и способы институциализации ремесленной деятельности и ремесленного образования в современной России. Раскрываются особенности современного ремесленного образования и его влияние на социально-экономическое развитие страны, проводится анализ экспериментальной работы по ремесленным профессиям в учебных заведениях уральского региона. Выводы автора содержат ряд предложений, которые могут способствовать улучшению организации подготовки в образовательных организациях по ремесленным профессиям. Статья адресована специалистам профессионально-педагогического образования, социологам, занимающимся анализом и прогнозированием спроса на современном рынке труда. Ключевые слова: ремесленничество, ремесленная деятельность, институциализация, социально-экономическая политика, постиндустриальное общество, частно-государственное партнерство, профессиональное образование
The article raises questions of craft economy, explains the rationale and suggests ways and means to institutionalize the craft activities and craft education in modern Russia. The peculiarities of craft education and its impact on the socio-economic development of the country, an analysis of experimental work on the craft professions in educational institutions of the Urals. The author's conclusions contain a number of proposals aimed at improving the organization of training in educational institutions. The article is addressed, skilled professional teacher education. Keywords: crafts, craft activities, institutsialition, social and economic policy, post-industrial society, public-private partnerships, vocational education
Поиску путей социально-экономического развития России в последнее время уделяется должное внимание [15]. Основной тезис, который красной нитью проходит через правительственные и экспертные документы состоит в том, что развитие страны в среднесрочной и долгосрочной перспективах должно осуществляться не только за счет обилия природных ресурсов и большого внутреннего рынка, а за счет формирования высокого качества человеческого капитала. Такой маневр повлечет за собой изменение системы экономических стимулов, обновление социальной политики, развитие институциональной базы в тех сегментах общественного хозяйства, где назрела необходимость перехода от неформальных отношений к упорядочиванию и регламентации деятельности, созданию инфраструктуры поддержки в лице объединений на принципах частно-государственного партнерства и правовой легализации.
На социально-экономическое развитие страны существенное влияние оказывает и формирующийся новый тип общественных отношений - «постиндустриальное общество», одним из ключевых признаков которого выступает стремление значительной части общества
к индивидуализации и персонификации потребления. Это влечет за собой ускоренное развитие сектора малого и среднего предпринимательства, преимущественного работающего на рынке индивидуального спроса, а также рост потребности в соответствующих, как правило, высококвалифицированных кадрах.
Законодательство и экономическая практика многих стран, в том числе и международных структур (ООН, ВТО, ЕС), говорит о том, что данный сегмент экономики нуждается в особой правовой и экономической поддержке, в том числе та его часть, которая связана с производством материальной продукции и оказанием бытовых услуг населению, именуемая ремесленным сектором [10]. Под ремесленной деятельностью в научном сообществе понимается вид предпринимательской и/или профессиональной деятельности, которая направлена на производство товаров (услуг) с использованием особых знаний, навыков, технологий, средств малой механизации для удовлетворения утилитарных, эстетических и других потребностей граждан или субъектов хозяйствования [4].
В международной классификации ремесленными предприятиями именуют малые предпринимательские структуры (в том числе индивидуальных предпринимателей), которые обеспечивают население товарами или услугами, необходимыми для обустройства жизни и быта. Они характеризуются небольшими размерами, территориальной близостью к потребителю, мелкосерийным выпуском продукции, большой долей ручных операций, высоким качеством выполняемой работы. Ремесленные предприятия представлены в различных отраслях экономики: металлообработке, деревообработке, пищевом, кожгалантерейном, текстильном производстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании, народных промыслах и т.д. В связи с недавним вхождением России во Всемирную торговую организацию становится актуальной проблема гармонизации национального законодательства с системой международных экономических отношений, где, в частности, ремесленные товары и ремесленные услуги включены в основные документы ВТО - генеральные соглашения по торговле товарами (ГАТТ) и по торговле услугами (ГАТС) как обособленные группы.
Последние два века индустриализация безжалостно уничтожала ремесленный тип хозяйственных структур, но они не только «выживали», но и занимали все более весомые позиции. Некоторые эксперты в своих прогнозах говорят о том, что в XXI веке вполне следует ожидать ренессанс ремесленничества и формирование «новой ремесленной экономики» [17], в которой малые предприятия станут более гибкими и динамичными, получат доступ к местным и глобальным рынкам, будут оснащены самыми современными технологиями, станут успешно сотрудничать и конкурировать с крупными производствами.
Деятельность таких предпринимательских структур вполне обоснованно рассматривать как особый вид предпринимательства. Это связано, во-первых, с тем, что ремесленная деятельность требует значительно больших инвестиционных вложений (помещение, оборудование, складское хозяйство), меньшую рентабельность, долгий период окупаемости в сравнении с «интеллектуальным» бизнесом или сферой торговли. Во-вторых, сегодня малые и средние предприятия, осуществляющие ремесленную деятельность, попадают под завышенные требования экологического, санитарного, противопожарного и других видов законодательства, предназначенных для крупного бизнеса. В-третьих, ремесленное производство располагает более высокими предпринимательскими рисками, поскольку жестко привязано к одному виду хозяйственной деятельности, не имеет возможности осуществить производственную диверсификацию, что значительно увеличивает риск несостоятельности, особенно в условиях экономической стагнации или кризиса.
Российское ремесленничество также переживает своё второе рождение и, безусловно, остро нуждается в кадровом потенциале и его постоянном воспроизводстве. Однако, значительное увеличение за последние два десятилетия малых ремесленных предприятий не сопровождается созданием системы подготовки кадров для них. Казалось бы, на «вызовы»
времени система профессионального образования должна была отреагировать глубокой переоценкой основополагающих целей, принципов, содержания, требований к качеству подготовки выпускников, но сложилась парадоксальная ситуация - кадры продолжают готовить на основе образовательной модели, предназначенной для обслуживания экономики индустриального типа. Профессиональное образование по-прежнему несет в себе многие родовые признаки системы, ориентированной на крупное промышленное производство с жесткими директивными методами управления, системой плана и выпуска специалистов, безотказной системой распределения и трудоустройства выпускников, что противоречит идущим в современном обществе социально-экономическим процессам.
Этот тезис отчасти подтверждается и тем обстоятельством, что Наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив в ноябре 2012 г. поддержал проект «Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей» [11]. Целью проекта является легализация ремесленных видов деятельности с последующей разработкой профессиональных и образовательных стандартов по ремесленным профессиям.
Развитие системы профессиональной подготовки специалистов ремесленного профиля связано с целым рядом объективных и субъективных трудностей, разрешение которых в принципе не возможно без участия других общественных и властных институтов, частно-государственного партнерства [13]. Анализ указанных проблем и путей их решения представлен ниже в таблице 1. [2].
Таблица 1 - Проблемы развития сферы ремесленничества и ремесленного образования в России и пути их решения
Существующие проблемы в сфере ремесленной деятельности и в системе подготовки ремесленных кадров Уровни и участники частно-государственного партнерства, необходимые для их разрешения
В России на федеральном уровне отсутствует системообразующее законодательство о ремесленничестве, не введены ключевые нормы: «ремесленная деятельность», «ремесленное предприятие», «ремесленник», без которых невозможно легализовать ремесленничество как вид экономической деятельности и как систему подготовки кадров Решение данной проблемы во многом зависит от позиции и действий высшего законодательного органа государственной власти, профильных комитетов Государственной думы. Ускорить эти шаги могли бы инициативные и скоординированные действия объединений ремесленников - общероссийской и региональных ремесленных палат
В общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и специалистов нет группы ремесленных профессий, нет разработанных и утвержденных профессиональных стандартов на ремесленные профессии Решение этой задачи возможно при участии министерства труда и социальной защиты, общественных объединений ремесленников; научно-исследовательских центров по изучению проблем ремесленничества и др.
Невысокая квалификация работников и, как следствие, низкое качество товаров и услуг предприятий ремесленного профиля Проблема носит комплексный характер и должна решаться совместными усилиями региональных властей, научных, общественных и образовательных организаций путем совершенствования подготовки кадров
В сфере образования отсутствуют общепризнанные федеральные Данная задача требует активного участия со стороны соответствующих подразделений
нормативные и учебно-программные документы: перечень образовательных ремесленных специальностей и утвержденных образовательных программ, государственные образовательные стандарты и учебные планы подготовки ремесленников и т.д. Министерства образования и науки РФ, научных и образовательных структур, образовательных учреждений, осуществляющих подготовку ремесленников и др.
На сегодняшний день практически отсутствует специальная учебная и учебно-методическая литература по большинству ремесленных профессий Разработку учебной литературы для подготовки ремесленников могут взять на себя учебно-методические и ресурсные центры ремесленного профиля, научно-образовательные структуры профессионально-педагогических вузов, факультетов и отделений
Практика «пилотных» учебных заведений, осуществляющих подготовку ремесленников показывает, что новые образовательные программы требуют и новых преподавателей, поэтому для их успешной реализации необходимо начать подготовку и переподготовку педагогов профессионального обучения ремесленного профиля Подготовку и переподготовку профессиональных педагогов для ремесленного вида образования призваны осуществлять профессионально-педагогических вузы, инженерно-педагогические факультеты и отделения технических и педагогических вузов, профессионально-педагогические колледжи
Немногочисленность, разобщенность и экономическая слабость предприятий ремесленного профиля не позволяет им стать заказчиками кадров для своих нужд или иным образом участвовать в процессе подготовки ремесленников Заказчиками на подготовку ремесленных кадров могут стать региональные и муниципальные органы власти, ремесленные палаты с учетом востребованных ремесленных профессий для данного региона или территории
Экспериментальная реализация программ профессионального ремесленного образования «Поддержка ремесел через профессиональное образование» и «Профессиональное образование специалистов малого предпринимательства в сфере строительства Свердловской области», осуществлялась в Свердловской области в 1998-2013 гг. Основными участниками данных проектов стали Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Фонд Эберхарда Шёка (Германия) и Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург). Главной образовательной площадкой по реализации проектов стал Уральский колледж технологий и предпринимательства (г. Екатеринбург), выпустивший за это время почти 800 специалистов ремесленного профиля. В 2005-2009 гг. география проектов расширилась и обучение ремесленников по апробированным программам началось в образовательных учреждениях гг. Березовский, Каменск-Уральский, Асбест, Магнитогорск и Тарко-Сале (ЯНАО).
Цель указанных международных проектов заключалась в разработке и апробации новых для России экспериментальных образовательных программ подготовки специалистов по следующим ремесленным профессиям: маляр-дизайнер, столяр, плиточник-мозаичник, монтажник по санитарно-техническому и вентиляционному оборудованию, кровельщик. Подготовка будущих ремесленников велась на основе европейского (немецкого) опыта по интегрированным образовательным программам: на базе начального профессионального образования проходило обучение ремесленника, далее на базе среднего профессионального образования - руководителя ремесленного предприятия (ремесленника-предпринимателя).
Образовательная программа среднего профессионального образования являлась логическим продолжением программы начального профессионального образования и позволяла будущему ремесленнику освоить организационные и управленческие функции предпринимателя.
Экспериментальная работа по реализации новой модели профессионального обучения стала основанием для разворачивания многолетней научно-исследовательской работы в колледже. За прошедшие годы группой исследователей велась работа в различных областях научного знания и общественной практики:
выявлялись основные тенденции и перспективы развития сектора малого предпринимательства в Свердловской области;
• исследовался характер и содержание труда работников ремесленных профессий;
• изучался существующий в России и за рубежом теоретический и эмпирический опыт обучения по ремесленным профессиям;
• разрабатывались профессиограммы и профессионально-квалификационные характеристики ремесленных профессий;
формировались организационно-педагогические условия подготовки ремесленников и ремесленников-предпринимателей и т.д.
В основу профессионального образования будущих ремесленников-предпринимателей были положены образовательные технологии и требования, существующие в системе подготовки ремесленных кадров Германии, которые сводились к следующим задачам:
1. Разработка и апробация экспериментальных образовательных программ по отдельным ремесленным профессиям.
2. Отработка модели профессионального образования ремесленников и перенесение ее в другие учреждения профессионального образования Свердловской области.
3. Переподготовка преподавателей и мастеров профессионального обучения, работающих с учащимися ремесленных профессий.
4. Создание схем социального партнерства между учреждениями профессионального образования и сектором малых и средних предприятий Свердловской области.
Отметим, что в процессе научного поиска были сформулированы и впоследствии апробированы наиболее важные особенности процесса обучения по ремесленным профессиям.
Во-первых, максимальная интеграция образовательных программ начального и среднего профессионального ремесленного образования через преемственность целей, задач, содержания, методов и организационных форм обучения.
Во-вторых, организация обучения с использованием самого современного технологического инструмента и оборудования.
В-третьих, дидактическое единство предметов общеобразовательного и профессионального циклов, интеграция теоретического и практического обучения, с преобладанием доли последнего.
В-четвертых, качественное практическое обучение на учебных моделях и реальных производственных объектах.
В-пятых, обучение предпринимательской деятельности и предпринимательскому мышлению на основе использования проектной технологии [3].
Подготовка ремесленника нового типа потребовала корректировки нормативно-правовой базы, повышения квалификации педагогов, перестройки и создания принципиально новой учебно-материальной базы, разработки нового содержания образования, форм и методов обучения, дополнительных финансовых вложений. Руководители проектов исходили из того, что необходимо было осуществить ряд мероприятий технологического, дидактико-методического и психолого-педагогического характера, направленных на готовность педагогического коллектива к реализации задач по созданию условий для обучения ремесленников-предпринимателей, поэтому построение
системы образовательного процесса было выбрано в рамках интегративно-целостного подхода. Причем критериями для отбора новых принципов, технологий, методов и средств, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, были выбраны следующие критерии: научная обоснованность, практическая значимость и возможность внедрения.
Образовательные технологии подготовки будущих ремесленников были построены на следующих принципах: использование компетентностного подхода; единство образовательного, производственного и предпринимательского процессов за счет частичной включенности обучения в бизнес-среду; увеличение объема самостоятельной работы, обеспеченное учебно-методическими материалами нового поколения; активное использование информационно-коммуникационных технологий; учет требований системы менеджмента качества, широкое использование проектной технологии (метода проектов) [3].
Профессиональная подготовка ремесленников в колледже потребовала:
формирования у педагогического коллектива целостного представления о ремесленном образовании как новом виде профессионального образования;
пересмотра содержания профессионального образования, то есть кроме предметно-профессиональных дисциплин, нужны модели экономико-управленческих дисциплин, а также содержание образования ремесленников должно учитывать личностный жизненный опыт обучающихся, связанный с осваиваемой профессией;
• адаптации традиционных и использования инновационных образовательных технологий, направленных на развитие социально-значимых качеств личности (ключевых квалификаций для конкретной профессии);
разработки различных педагогических средств для педагогов и дидактических материалов для обучающихся, позволяющих реализовать принципы личностно- и деятельностно-ориентированного учения;
использования активных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, основанной на новых ценностных приоритетах;
ориентации педагогического процесса на развитие и саморазвитие личности, активность учения, самостоятельность учебной деятельности, моделирование будущей профессиональной деятельности обучающихся в условиях учебного процесса;
• разработки методических рекомендаций по внедрению в учебный процесс различных нормативных и учебных документов. Для организации образовательного процесса была разработана следующая учебно-программная документация: профессиональная характеристика выпускника, составленная на основе профессиограммы ремесленника; экспериментальные учебные планы по подготовке ремесленника по трем строительным профессиям; временные образовательные стандарты ремесленника, соответствующие повышенному уровню начального профессионального образования, а также экспериментальные программы специальных дисциплин.
За эти годы в учебном заведении была проведена системная работа по повышению профессионально-педагогической компетентности педагогических и руководящих работников. Повышение квалификации было организовано в различных формах: стажировка в учебных центрах Германии; обучение в мастерских колледжа под руководством немецких специалистов; повышение квалификации на производственных объектах и посредством проведения мастер-классов с участием социальных партнеров (фирмы Тикурилла, Капарол, Браас, Ремс и др.), участие в конференциях, выставках, научно-практических семинарах при поддержке Российского государственного профессионально-педагогического университета, Института развития образования Свердловской области. Были развиты и внутриколледжные формы повышения квалификации: школа педагога, курсы практических занятий, методические семинары и т.д.
Подход, основанный на компетенциях, поставил перед преподавателями и мастерами производственного обучения колледжа новые задачи, решение которых требует от педагогических работников большей профессиональной компетентности. Сегодня
практически каждый преподаватель, мастер профессионального обучения владеет деятельностно-ориентированными технологиями, самостоятельно разрабатывает учебно-программное и дидактико-методическое обеспечение учебного процесса. В педагогической практике колледжа сегодня реализуются новые дидактические подходы к взаимодействию всех педагогов, участвующих в образовательном процессе. Дидактическое единство педагогов колледжа позволяет выстроить логичную последовательность и технологию образовательных программ, взаимоувязать нетрадиционные формы и методы обучения, использовать разнообразные дидактические средства для достижения поставленных целей, что способствует избежать дублирования учебного материала. Квалификация педагогов обеспечила развитие содержания профессионального образования через усиление связи с реальным производством, с включением педагога в конкретные производства и сферу услуг.
Важным для экспериментальной работы является оценка качества образовательного процесса и результата. Оценка качества результата обучения рассматривается с позиций формирования у будущих ремесленников-предпринимателей компетенций, необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности и социально-гражданского становления. Показателями, непосредственно характеризующими результаты профессионального образования ремесленников-предпринимателей, были выбраны:
Качество выполнения практических (учебно-производственных) работ.
Производительность труда обучающихся (выпускников).
Владение трудовыми приемами и операциями выполнения практических (учебно-производственных) работ, включая самоконтроль процесса и результатов своего труда.
Организация труда и рабочего места.
Профессиональная самостоятельность обучающихся в практической работе [3].
Исследования уровня социально-профессиональной зрелости выпускников-ремесленников выявили, что выпускники-ремесленники уверены в своей готовности к самостоятельной профессиональной жизни, у большинства выпускников сложилось четкое представление относительно своей жизненной перспективы, профессиональной карьеры, следовательно, процесс их социального и профессионального самоопределения состоялся.
Какие главные итоги почти пятнадцатилетней инновационной работы педагогического коллектива колледжа? Образовательной практикой подтверждена необходимость создания новой модели профессионального образования - ремесленного образования, осуществляющего подготовку высококвалифицированных работников для малых предприятий сферы услуг, строительства, деревообработки и др.
В ходе экспериментальной работы был разработан и опробован комплекс организационно-педагогических условий, включающий в себя модель ремесленника-предпринимателя, структуру и содержание его образования, технологизацию образовательного процесса и создание развивающей образовательной среды. Определено, что профессиональное ремесленное образование позволяет найти баланс между интересами личности, экономики и общества в современных социально-экономических условиях. Был создан и опробован дидактический инструментарий подготовки ремесленников-предпринимателей, на основе личностно-, деятельностно- и компетентностно-ориентированных технологий (рабочие листы, направляющие тексты, учебные проекты). Разработанные организационно-педагогические условия подготовки ремесленников-предпринимателей позволяют выстраивать стратегию профессионального образования на основе гибкого реагирования на запросы рынка труда, сохранять социальную защищенность и профессиональную конкурентоспособность выпускников, следовательно, комплексно и качественно решать всю совокупность образовательных целей и задач.
Опыт и педагогический потенциал, наработанный в Уральском колледже технологий и предпринимательства, еще ждет своего осмысления и применения. В связи с этим перед колледжем стоят новые задачи по его распространению. Тем более что наряду с успешностью проекта есть и нерешенные проблемы, которые заключаются в том, что
экспериментальная работа, проводимая в колледже, и полученные результаты не всегда вписываются в существующие узкие рамки новых ФГОС. Также современный тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих не отражает те новые технологии и виды деятельности, которые уже широко используются в разных отраслях экономики. Главное то, что результаты образовательного эксперимента позволяют сделать вывод, что проделанная работа носит общероссийский характер, так как созданные технологии, модели и системы обучения, являются универсальными и могут использоваться при подготовке кадров по ремесленным профессиям не только строительного профиля, но и по другим ремесленным профессиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончаров, С. З. Креативность ремесленной деятельности / С. З. Гончаров// III Худо-яровские чтения. Н. Тагил: Медиа-Принт, 2008. С. 14-16.
2. Ефанов, А.В. Социальное партнерство как системное явление и условие возрождения ремесленничества в России / А.В. Ефанов, О.Н. Галиакбирова, А.Н. Патриков // Социальное партнёрство в профессиональном образовании: матер. Всерос. науч.-практ. конф. -Магнитогорск: ФГОУ СПО «Магнитог. гос. проф.-пед. колледж», 2010. - С. 126-220.
3. Доронин, Н.А. Новое ремесленное образование: результаты педагогического эксперимента / Н.А. Доронин, А.В. Ефанов // Профессиональное образование и рынок труда. - 2013. - № 2. - С. 22-25.
4. Круглый стол «Новое ремесленное образование: состояние, проблемы, перспективы» / А.В. Ефанов, Е.Д. Тельманова, Л.Ф. Беликова и др. // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. - 2011. - № 6 (85). - С. 124-142.
5. Моисеев, А. В. Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России: коллективная моногр. / Г. М. Романцев, Э. Ф. Зеер, А. В. Моисеев [и др.]; под ред. Г. М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. - 233 с.
6. Моисеев, А. В. Особенности профессиональной подготовки мастеров художественно-ремесленных профессий на Урале в XVIII веке / А. В. Моисеев // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 1. - С. 30-33.
7. Моисеев, А. В. Ремесленная мастерская как прообраз профессиональной школы / Г. С. Голошумова, А. В. Моисеев // Педагогика. - 2014. - № 1. - С. 111-115.
8. Моисеев, А. В. Институционализация системы ремесленного образования в России в XVII - начале XX в. / А. В. Ефанов, А. В. Моисеев // Педагогика. - 2014. - № 6. - С. 96-101.
9. Моисеев, А. В. Становление и развитие ремесленного обучения в Уральском регионе в XVII-XVШ вв. / А. В. Моисеев, А. В. Ефанов // Образование и наука. - 2014. - № 7. - С. 103114.
10. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства: Ответы на вопросы по теме «Ремесленничество». Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/article 1175.html
11. Проект «Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей». АНО «Агентство стратегических инициатив». Режим доступа: http://www.asi.ru/projects/800/
12. Пособие для руководителей малых предприятий ремесленного профиля (на примере плиточно-мозаичного предприятия) : учеб. пособие / Фонд Эберхарда Шека, Рос. гос. проф. -пед. ун-т ; сост. А. Кевело, А. И. Космодемьянская, Б. Тидеманн ; пер. с нем. М. В. Лукичевой ; вступ. ст.Г.М.Романцева.—Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2007.—127 с.: ил.
13. Романцев, Г.М. Новая отрасль профессионального образования / Г.М. Романцев // Профессиональное образование. - 2004. - № 9. - С. 2-3.
14. Романцев Г. М., Ефанов А. В. Ремесленники XXI века: впереди эпоха Ренессанса // Аккредитация в образовании. 2012. № 12 (60). С. 62-64.
15. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года. «Стратегия - 2020». Режим доступа: http://strategy2020.rian.ru/
16. Чапаев Н. К. Реинтегративная миссия ремесленного образования // Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России. Екатеринбург: РГППУ, 2011. С. 285-291.
17. Intuit Future of Small Business Report. Third Installment: The New Artisan Economy. Режим доступа: http://www.iftf.org/
© Ефанов А.В., 2014