Научная статья на тему 'Утвержден устав Регионального учебного округа'

Утвержден устав Регионального учебного округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Утвержден устав Регионального учебного округа»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДЕН УСТАВ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА

Региональный учебный округ, функционирующий при Мордовском государственном университете имени

Н. П. Огарева как добровольное самоуправляемое научно-методическое объединение всех типов инновационных учебных заведений, министерств и ведомств, молодежных организаций и коммерческих структур, обеспечивающих разностороннюю творческую деятельность его субъектов, был учрежден на установочной конференции ученых и руководителей органов образования Республики Мордовия 28 января 1993 года. Тогда же был

принят и его временный устав.

За истекший период округом проделана весьма значительная организацион-но-методическая, научная и редакционно-издательская работа, качественно обогатились задачи, содержание и направления его деятельности. Одновременно с этим произошла существенная организационная перестройка и самой федеральной системы образования: создан единый интеграционный центр образовательных учреждений Российской Федерации — Министерство общего и профессионального образования. Принят ряд законодательных актов, других важных государственных документов по различным вопросам образования, направленных на перестройку и совершенствование образовательной практики Российской Федерации.

С целью подведения итогов работы и определения перспектив развития РУО попечительский совет и дирекция округа по согласованию с органами управления образованием Республики Мордовия 13 ноября 1996 года провели 2-ю республиканскую конференцию по вопросам интеграции региональных систем образования. Около 170 ученых, учителей и методистов, руководителей органов образования и директоров преимущественно инновационных учебных заведений республики, членов попечительского и научно-методического советов, блоков и секций РУО, представителей министерств и ведомств, предприятий и учреждений, банков и ассоциаций собрались на это представительное совещание.

Открыл заседание председатель попечительского совета РУО ректор МГУ имени Н. П. Огарева академик

Н. П. Макаркин. На обсуждение участников конференции были вынесены два вопроса: а) отчет проректора универ-

ситета, директора РУО профессора И. Л. Наумченко о работе округа за время, прошедшее после первой конференции; б) обсуждение и утверждение обновленного Устава Регионального учебного округа.

Сконцентрировав внимание на задачах РУО, И. Л. Наумченко сделал подробный анализ их решения в отчетный период и определил перспективы деятельности субъектов и органов самоуправления округа в целях качественного улучшения содержания его дальнейшей организационно-методической, научной и редакционно-издательской работы.

Поскольку о содержании и перспективах развития Регионального учебного округа наш постоянный читатель достаточно осведомлен по статьям Н. П. Ма-каркина, И. Л. Наумченко и других авторов, опубликованным в предшествующих номерах журнала, редакция не акцентирует на них внимание. Можно лишь отметить, что многогранная интеграционная практика субъектов и органов самоуправления РУО в процессе обсуждения ее содержания на конференции получила высокую оценку и единогласно одобрена ее участниками.

При обсуждении второго вопроса предложенный председателем попечительского совета округа проект нового Устава Регионального учебного округа при Мордовском университете после внесения некоторых уточнений также был одобрен и утвержден участниками конференции.

В связи с тем, что опыт Регионального учебного округа при Мордовском госуни-верситете получил широкую поддержку педагогических коллективов страны, а в целом ряде вузов внедрен в практику, редколлегия журнала, стремясь содействовать им в более успешном решении этой задачи, сочла необходимым опубликовать текст названного Устава на своих страницах.

УТВЕРЖДЕН

конференцией Региональной) учебного округа при Мордовском государственном университете имени I I. Г1. Огарева 13 номбря 1996 г.

УСТАВ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА ПРИ МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

имени Н. П. ОГАРЕВА

1. Общие положения

задачи

Рос-

1.1. Региональный учебный округ (РУО) при Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева создан решением учредительной конференции ученых и работников органов образования

Мордовской ССР 28 января 1993 года.

1.2. Региональный учебный округ — структурный компонент республиканской системы образования, функционирующий при Мордовском университете как добровольное самоуправляемое объединение дошкольных, общеобразовательных, профессиональных и других учебных заведений, реализующих свои задачи в соответствии с законодательством сийской Федерации и Республики Мордовия, а также министерств и ведомств, обеспечивающих разностороннюю творческую деятельность его субъектов.

1.3. Образовательное пространство, на которое распространяется деятельность РУО, — Республика Мордовия.

1.4. Решением Министерства образо-

вания РФ, Госкомвуза России, Госсобра-ния и Правительства Республики

Мордовия от 12 июля 1995 года „О

работе и перспективах развития Регионального учебного округа Мордовского государственного университета

имени Н. П. Огарева“ РУО признан экспериментальной формой ского самоуправления региональной

системы образования на территории субъектов Российской Федерации.

1.5. В соответствии со ст. 8 Федераль-

ного Закона „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ РУО наделяется правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном Уставом Мордовского государственного университета, имеет самостоятельный баланс, печать, угловой штамп.

1.6. Свою деятельность Региональный учебный округ осуществляет за счет бюджетных, внебюджетных средств и других источников финансирования. В соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом может быть истцом и ответчиком в суде и органах арбитража.

1.7. Региональный учебный округ имеет право:

— вступать в договорные и иные имущественные отношения с любыми юридическими лицами и гражданами;

— создавать свои филиалы и отделения, формировать творческие коллективы для разработки соответствующих проблем интеграции образования и совершенствования учебно-воспитательного процесса в субъектах округа;

— в установленном порядке вести предпринимательскую деятельность, самостоятельно распоряжаться доходами от этой деятельности и имуществом, приоб-

академиче- ретенным за ее счет;

реализовать другие полномочия, не

запрещенные действующим законодательством и отвечающие целям и направлениям деятельности округа.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ............

§ ^

2. Назначение, цели и задачи учебного округа

2.1. Региональный учебный округ при Мордовском госуниверситете — научно-методическое объединение, целями которого являются:

— широкая академическая интеграция образовательных учреждений республики;

— разработка и внедрение передовых идей в области образования, науки и культуры;

— распространение опыта сотрудничества ученых университета с педагогическими коллективами школ, училищ, техникумов республики;

— содействие созданию в структуре университета и других вузов республики инновационных средних образовательных учреждений (гимназий, лицеев, колледжей), совмещение их программ в системе многоуровневого образования.

2.2. Основными задачами Регионального учебного округа являются:

— участие в прогнозировании и разработке стратегии развития образования в Мордовии;

— содействие развитию сети новых типов общеобразовательных школ, сред-

них профессиональных учебных заведений повышенного уровня;

— разработка образовательных программ, ориентированных на интеграцию личности учащегося в систему мировой и национальной культур;

— содействие созданию национальнорегиональных компонентов государственных образовательных стандартов;

— разработка концептуальных положений по совершенствованию учебного процесса и качества обучения (самообучения) учащихся и студентов, подготовки специалистов;

— разработка методологических основ, технологий и техники непрерывного образования во всех звеньях преемственной системы „средние учебные заведения — вузы региона“;

— вовлечение учителей и учащихся, студентов и преподавателей учебных заведений, входящих в Региональный учеб- • ный округ, в научно-исследовательскую работу;

— изучение, обобщение и распространение передового опыта учебно-методической и другой работы субъектов учебного округа.

3. Организационные основы функционирования округа

3.1. Организационными основами функционирования Регионального учебного округа являются:

— добровольность вступления учебных заведений в состав субъектов округа;

— рациональная интеграция матери-

альной базы для решения приоритетных задач академической деятельности и социальной защиты учащихся, преподавателей и сотрудников;

— коллегиальность самоуправления, учет мнения всех субъектов при принятии решений.

4. Состав субъектов творческого сотрудничества округа

4.1. Региональный учебный округ включает:

— Министерство образования РМ, городские (районные) управления образования;

— высшие учебные заведения Республики Мордовия, заключившие договоры о научно-методическом сотрудничестве с РУО и его субъектами;

— гимназии, лицеи, колледжи;

— базовые школы вузов и школы-комплексы;

— базовые средние профессиональные учебные заведения;

— внутривузовские средние учебные заведения (гимназии, лицеи, колледжи);

— институты переподготовки и повышения квалификации специалистов;

— детские учреждения образования (ясли, детсады, прогимназии);

— городские и вузовские библиотеки;

— спортивные объединения города;

— военные комиссариаты, воинские части;

ю

музеи боевой и трудовой славы; другие учреждения и организации, заин-

— коммерческие структуры. тересованные в развитии образования в

4.2. Субъектами округа могут быть и Республике Мордовия.

5. Механизм вступления в региональный учебный округ

и выхода из его состава

5.1. В состав Регионального учебного округа при Мордовском университете могут входить любые образовательные учреждения и иные юридические лица, отвечающие условиям, предусмотренным настоящим Уставом.

5.2. Условиями вступления в состав округа являются:

— наличие в педагогическом коллективе учебного заведения (учреждения образования) инновационных заделов в учебно-воспитательной и научно-методической работе с детьми, учащимися и студентами;

— признание общей цели округа — обеспечение повышенного уровня образования и воспитания учащихся на основе приоритетной ориентации на овладение основами мировой и отечественной (в том числе национальной) культур;

— сбалансированность, взаимный учет интересов субъектов округа;

— признание требований настоящего Устава и руководство ими в повседневной творческой работе.

5.3. Порядок оформления вступления в состав округа:

5.3.1. Руководитель учебного заведения, изъявившего желание войти в состав округа, представляет на имя председателя попечительского совета заявление. К заявлению прилагаются:

— выписка из решения педагогического совета учебного заведения с обоснованным ходатайством о вступлении в состав округа;

— копия договора (договоров), заключенного (заключенных) с соответствующими подразделениями университета или другого высшего учебного заведения региона.

5.3.2. По представлению президиума попечительский совет принимает решение о приеме учебного заведения в состав округа.

5.4. Порядок выхода из состава округа:

5.4.1. Если педагогический коллектив образовательного учреждения, входящего в состав округа, сочтет необходимым выйти из него, его руководитель представляет на имя председателя попечительского совета мотивированное заявление и выписку из решения педагогического совета.

5.4.2. Попечительский совет округа по представлении заявления о выходе из состава РУО принимает соответствующее решение.

5.4.3. Региональный учебный округ при Мордовском госуниверситете может быть ликвидирован по решению конференции его субъектов.

6. Договор — основа сотрудничества субъектов

регионального учебного округа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.1. Правовой основой интеграции субъектов РУО являются договоры о на-учно-методическом сотрудничестве, которые по форме и количеству участвующих сторон могут быть двухсторонними либо многосторонними.

6.2. Договор включает в свое содержание:

краткую информацию об участниках сотрудничества;

цели и предмет договора;

— обязанности сторон по разделам: научно-исследовательская, учебно-мето-дическая, редакционно-издательская работа, платежи и расчеты, прочие условия;

— юридические адреса сторон.

6.3. Двухсторонний договор подписывается: со стороны РУО — директором института (деканом факультета, заведующим общевузовской кафедрой) и руководителем научно-методической секции

округа; со стороны образовательного уч- 6.4. Многосторонний договор подпи-

реждения (иного юридического лица) — сывается руководителями всех заинтере-

его руководителем. сованных сторон.

7. Самоуправление в региональном

7.1. Региональный учебный округ — самоуправляемое интеграционное научно-методическое объединение. Самоуправление осуществляется посредством таких его органов, как конференция, попечительский совет и дирекция округа, научно-методический совет и входящие в него блоки, а также секции по профилям и предметам образования.

7.2. Конференция — высший представительный орган учебного округа, имеющий право утверждать и вносить изменения в Устав, концепцию и основные направления развития округа; избирать коллегиальные органы управления.

7.3. Управление Региональным учеб-

ным округом осуществляется избираемым конференцией попечительским советом, включающим в свой состав руководителей образовательных учреждений, представителей органов управления

образованием, заказчиков на продукцию округа и спонсоров. Председателем попечительского совета является ректор Мордовского университета. Он же выполняет обязанности главного редактора научно-методического журнала „Интеграция образования“ Попечительский совет избирает заместителей председателя, ученого секретаря и членов президиума.

Основными задачами попечительского совета являются:

— интегрирование деятельности субъектов округа на качественное обновление образовательной системы Мордовии;

— участие в разработке проектов законов и директивных документов по развитию образовательной системы республики;

— определение приоритетных направлений деятельности РУО и входящих в него субъектов;

— формирование внебюджетных фондов и определение направлений рационального их использования;

— утверждение годовых планов работы учебного округа;

— утверждение изменений в структуре учебного округа;

учебном округе

— прием в состав округа новых субъектов;

— поощрение авторов лучших учебников, учебно-методических пособий и разработок, новых технологий эффективной организации учебно-воспитательного процесса;

— решение других вопросов развития и функционирования округа, требующих административного рассмотрения.

7.4. Для осуществления текущего руководства деятельностью РУО попечительский совет избирает директора округа. Директор РУО одновременно утверждается в должности проректора Мордовского государственного университета и подчинен председателю попечительского совета РУО, ректору университета.

7.5. В состав дирекции входят: заместитель директора, руководители научно-методических блоков и секций, методисты.

7.6. Дирекция выполняет следующие функции:

— координирует разностороннюю творческую* деятельность органов самоуправления округа, осуществляющих интеграцию образования с соответствующими учебными заведениями (органами образования) и другими учреждениями, министерствами и ведомствами региона в целях решения задач;

— обеспечивает информационное обслуживание попечительского совета, его президиума и председателя;

— готовит проекты планов и решений, приказов председателя попечительского совета округа и организует контроль за их исполнением;

— принимает участие в изучении, обобщении и распространении опыта работы органов самоуправления и субъектов округа;

— осуществляет издательскую деятельность учебного округа;

— ведет учет формирования и использования внебюджетного фонда округа;

— выполняет другие поручения попечительского совета.

Директор РУО назначается замести-

телем главного редактора научно-методического органа РУО — журнала „Интеграция образования“

7.7. Для организации инновационной деятельности педагогов образовательных учреждений округа в учебно-воспита-тельном процессе решением конференции создается научно-методический совет. Функции председателя совета возлагаются председателем попечительского совета на директора РУО или его заместителя по научно-методической работе.

Основными задачами научно-методического совета округа являются:

— оказание помощи учебным заведениям — субъектам РУО в разработке новых поколений образовательных программ, отвечающих требованиям национально-региональных компонентов образовательного стандарта;

— совершенствование форм и методов учебно-воспитательной, научной и другой деятельности в инновационных учебных заведениях округа;

— разработка концептуальных положений в области оптимизации учебного процесса и повышения качества обучения;

— проведение научных исследований по вопросам интеграции и совершенствования учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведе-

V/

нии;

— научное обоснование и практическое решение вопросов совершенствования республиканской системы переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей;

— изучение, обобщение и распространение передового опыта интеграции в рамках РУО и учебно-воспитательной работы субъектов;

— сбор материалов для ежеквартального

журнала

скую деятельность вузовских подразделений, межсекционных блоков РУО и научно-методических секций по профилям и предметам образования.

7.8. В состав научно-методического совета РУО в качестве непосредственного исполнителя его задач и направлений деятельности входят научно-методические секции по профилям и предметам образования и межсекционные блоки округа.

7.9. Научно-методическая секция РУО — основной структурный компонент округа, занимающийся решением задач интеграции образовательных учреждений республики, их организационно-методической, учебно-практической, научной и редакционно-издательской работ ы.

7.10. Состав научно-методических секций РУО формируется по принципу добровольного вхождения в них ученых

научно-методического „Интеграция образования“;

— подготовка и издание учебно-методической литературы, пособий и учебников для инновационных учебных заведений округа;

— руководство научно-исследовательской работой соискателей и аспирантов по проблемам, исследуемым округом.

Одновременно с этим научно-методический совет вместе с дирекцией округа координирует разностороннюю творче- листов;

и учителеи, методистов и преподавателей учебных заведений и учреждений образования всех типов, а также представителей науки, культуры, здравоохранения, других организаций и ведомств республики.

7.11. Руководителями секций назначаются опытные ученые и методисты, руководители учебных подразделений вузов и органов образования республики, академики, профессора и доценты, хорошо знакомые с особенностями интеграции образования, с организацией учебно-воспитательного процесса в дошкольных, средних и высших учебных заведениях, в системе дополнительного профессионального образования. В целях стимулирования их работы сокращаются академические поручения до ста часов каждому руководителю секции.

7.12. Основными задачами, решением которых занимаются руководители и члены научно-методических секций РУО, являются:

— интеграция научного и учебно-педагогического потенциала учебных заве-

дений разных уровней в соответствии с программой работы округа;

— изучение тенденций развития соответствующих направлений образования в мировой и российской практике и использование их в целях совершенствования учебного процесса и подготовки специа-

— разработка преемственных учебных планов субъектов округа на основе дифференцированных требований по видам обучения и создание единых учебных программ по профилям образования;

— совершенствование методологии, методики и техники обучения и унификация требований, предъявляемых к качеству знаний обучаемых;

— гуманизация и гуманитаризация образования;

— улучшение индивидуализации обучения и оптимизация самостоятельной работы учащихся и студентов, самообразования учителей и преподавателей высшей школы;

— вовлечение учителей и учащихся, студентов и преподавателей вузов в различные виды научно-исследователь-ской работы;

— совершенствование методики использования и внедрения в учебный процесс средней и высшей школы новейших технических средств обучения;

— организация непрерывной практи-

ки учащихся субъектов округа по профилям образования;

— изучение, обобщение и распространение передового опыта учебно-ме-тодической и научно-исследовательской работы субъектов округа;

— участие в разработке и издании учебно-методических материалов, пособий и учебников в помощь учителям и учащимся инновационных учебных заведений учреждений образования.

7.13. Входящие в состав Регионального учебного округа научно-методические секции по профилям и предметам образования осуществляют разностороннюю организационно-методическую, научно-исследовательскую и редакционно-издательскую деятельность.

7.14. Координацию работы научно-ме-тодических секций осуществляют меж-секционные блоки. Их руководителями назначаются ведущие ученые вузов, опытные методисты, академики и профессора, возглавляющие соответствующие учебные и научно-методические подразделения вузов, органы образования.

8. Материально-техническое обеспечение и стимулирование

работы членов и субъектов учебного округа

8.1. Материально-техническое обеспечение деятельности Регионального учебного округа ведется как на основе бюджетных источников финансирования, так и путем привлечения внебюджетных средств. При этом каждое образовательное учреждение — субъект округа сохраняет финансовую самостоятельность.

8.2. В целях стимулирования работы образовательных учреждений, учителей, преподавателей и талантливой учащейся молодежи попечительский совет округа формирует внебюджетный Фонд социальной поддержки, который предназначается для поощрения лиц, внесших существенный вклад в развитие округа, в разработку и издание учебников, учебных

пособий и материалов, а также для поощрения учебных заведений за прогрессивные инновационные системы образования и отработку новых педагогических технологий.

8.3. Трудовые взаимоотношения с исполнителями заказов определяются на основе договоров, контрактов и т. д., в которых оговариваются условия оплаты, сроки выполнения работ, требования к качеству продукции, другие вопросы, представляющие интерес для заказчика и исполнителя.

8.4. Расчетный счет Регионального учебного округа при Мордовском университете № 000141476 в РКЦ Национального банка г. Саранска, МФО 188007.

9. Учет и отчетность

9.1. Региональный учебный округ при Мордовском университете осуществляет координацию и учет результатов деятельности входящих в него субъектов и органов самоуправления.

9.2. Учет слагается из таких компонентов, как:

— контроль за выполнением планов и программ органов самоуправления, дирекции, научно-методических блоков и

секций по профилям и предметам образования;

— контроль за качеством подготовленной су(п>ектами, научно-методически-ми секциями и отдельными учеными — членами РУО научно-методической продукции, учебных пособий и учебников для гимназий, лицеев, колледжей и дру-

гих учебных заведений (учреждений образования), входящих в состав округа.

9.3. Руководители научно-методических секций, межсекционных блоков, на-учно-методического и попечительского советов РУО в конце каждого учебного года отчитываются о выполнении планов работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.