ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УТВЕРЖДЕН УСТАВ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА
Региональный учебный округ, функционирующий при Мордовском государственном университете имени
Н. П. Огарева как добровольное самоуправляемое научно-методическое объединение всех типов инновационных учебных заведений, министерств и ведомств, молодежных организаций и коммерческих структур, обеспечивающих разностороннюю творческую деятельность его субъектов, был учрежден на установочной конференции ученых и руководителей органов образования Республики Мордовия 28 января 1993 года. Тогда же был
принят и его временный устав.
За истекший период округом проделана весьма значительная организацион-но-методическая, научная и редакционно-издательская работа, качественно обогатились задачи, содержание и направления его деятельности. Одновременно с этим произошла существенная организационная перестройка и самой федеральной системы образования: создан единый интеграционный центр образовательных учреждений Российской Федерации — Министерство общего и профессионального образования. Принят ряд законодательных актов, других важных государственных документов по различным вопросам образования, направленных на перестройку и совершенствование образовательной практики Российской Федерации.
С целью подведения итогов работы и определения перспектив развития РУО попечительский совет и дирекция округа по согласованию с органами управления образованием Республики Мордовия 13 ноября 1996 года провели 2-ю республиканскую конференцию по вопросам интеграции региональных систем образования. Около 170 ученых, учителей и методистов, руководителей органов образования и директоров преимущественно инновационных учебных заведений республики, членов попечительского и научно-методического советов, блоков и секций РУО, представителей министерств и ведомств, предприятий и учреждений, банков и ассоциаций собрались на это представительное совещание.
Открыл заседание председатель попечительского совета РУО ректор МГУ имени Н. П. Огарева академик
Н. П. Макаркин. На обсуждение участников конференции были вынесены два вопроса: а) отчет проректора универ-
ситета, директора РУО профессора И. Л. Наумченко о работе округа за время, прошедшее после первой конференции; б) обсуждение и утверждение обновленного Устава Регионального учебного округа.
Сконцентрировав внимание на задачах РУО, И. Л. Наумченко сделал подробный анализ их решения в отчетный период и определил перспективы деятельности субъектов и органов самоуправления округа в целях качественного улучшения содержания его дальнейшей организационно-методической, научной и редакционно-издательской работы.
Поскольку о содержании и перспективах развития Регионального учебного округа наш постоянный читатель достаточно осведомлен по статьям Н. П. Ма-каркина, И. Л. Наумченко и других авторов, опубликованным в предшествующих номерах журнала, редакция не акцентирует на них внимание. Можно лишь отметить, что многогранная интеграционная практика субъектов и органов самоуправления РУО в процессе обсуждения ее содержания на конференции получила высокую оценку и единогласно одобрена ее участниками.
При обсуждении второго вопроса предложенный председателем попечительского совета округа проект нового Устава Регионального учебного округа при Мордовском университете после внесения некоторых уточнений также был одобрен и утвержден участниками конференции.
В связи с тем, что опыт Регионального учебного округа при Мордовском госуни-верситете получил широкую поддержку педагогических коллективов страны, а в целом ряде вузов внедрен в практику, редколлегия журнала, стремясь содействовать им в более успешном решении этой задачи, сочла необходимым опубликовать текст названного Устава на своих страницах.
УТВЕРЖДЕН
конференцией Региональной) учебного округа при Мордовском государственном университете имени I I. Г1. Огарева 13 номбря 1996 г.
УСТАВ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА ПРИ МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
имени Н. П. ОГАРЕВА
1. Общие положения
задачи
Рос-
1.1. Региональный учебный округ (РУО) при Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева создан решением учредительной конференции ученых и работников органов образования
Мордовской ССР 28 января 1993 года.
1.2. Региональный учебный округ — структурный компонент республиканской системы образования, функционирующий при Мордовском университете как добровольное самоуправляемое объединение дошкольных, общеобразовательных, профессиональных и других учебных заведений, реализующих свои задачи в соответствии с законодательством сийской Федерации и Республики Мордовия, а также министерств и ведомств, обеспечивающих разностороннюю творческую деятельность его субъектов.
1.3. Образовательное пространство, на которое распространяется деятельность РУО, — Республика Мордовия.
1.4. Решением Министерства образо-
вания РФ, Госкомвуза России, Госсобра-ния и Правительства Республики
Мордовия от 12 июля 1995 года „О
работе и перспективах развития Регионального учебного округа Мордовского государственного университета
имени Н. П. Огарева“ РУО признан экспериментальной формой ского самоуправления региональной
системы образования на территории субъектов Российской Федерации.
1.5. В соответствии со ст. 8 Федераль-
ного Закона „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ РУО наделяется правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном Уставом Мордовского государственного университета, имеет самостоятельный баланс, печать, угловой штамп.
1.6. Свою деятельность Региональный учебный округ осуществляет за счет бюджетных, внебюджетных средств и других источников финансирования. В соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом может быть истцом и ответчиком в суде и органах арбитража.
1.7. Региональный учебный округ имеет право:
— вступать в договорные и иные имущественные отношения с любыми юридическими лицами и гражданами;
— создавать свои филиалы и отделения, формировать творческие коллективы для разработки соответствующих проблем интеграции образования и совершенствования учебно-воспитательного процесса в субъектах округа;
— в установленном порядке вести предпринимательскую деятельность, самостоятельно распоряжаться доходами от этой деятельности и имуществом, приоб-
академиче- ретенным за ее счет;
реализовать другие полномочия, не
запрещенные действующим законодательством и отвечающие целям и направлениям деятельности округа.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ............
§ ^
2. Назначение, цели и задачи учебного округа
2.1. Региональный учебный округ при Мордовском госуниверситете — научно-методическое объединение, целями которого являются:
— широкая академическая интеграция образовательных учреждений республики;
— разработка и внедрение передовых идей в области образования, науки и культуры;
— распространение опыта сотрудничества ученых университета с педагогическими коллективами школ, училищ, техникумов республики;
— содействие созданию в структуре университета и других вузов республики инновационных средних образовательных учреждений (гимназий, лицеев, колледжей), совмещение их программ в системе многоуровневого образования.
2.2. Основными задачами Регионального учебного округа являются:
— участие в прогнозировании и разработке стратегии развития образования в Мордовии;
— содействие развитию сети новых типов общеобразовательных школ, сред-
них профессиональных учебных заведений повышенного уровня;
— разработка образовательных программ, ориентированных на интеграцию личности учащегося в систему мировой и национальной культур;
— содействие созданию национальнорегиональных компонентов государственных образовательных стандартов;
— разработка концептуальных положений по совершенствованию учебного процесса и качества обучения (самообучения) учащихся и студентов, подготовки специалистов;
— разработка методологических основ, технологий и техники непрерывного образования во всех звеньях преемственной системы „средние учебные заведения — вузы региона“;
— вовлечение учителей и учащихся, студентов и преподавателей учебных заведений, входящих в Региональный учеб- • ный округ, в научно-исследовательскую работу;
— изучение, обобщение и распространение передового опыта учебно-методической и другой работы субъектов учебного округа.
3. Организационные основы функционирования округа
3.1. Организационными основами функционирования Регионального учебного округа являются:
— добровольность вступления учебных заведений в состав субъектов округа;
— рациональная интеграция матери-
альной базы для решения приоритетных задач академической деятельности и социальной защиты учащихся, преподавателей и сотрудников;
— коллегиальность самоуправления, учет мнения всех субъектов при принятии решений.
4. Состав субъектов творческого сотрудничества округа
4.1. Региональный учебный округ включает:
— Министерство образования РМ, городские (районные) управления образования;
— высшие учебные заведения Республики Мордовия, заключившие договоры о научно-методическом сотрудничестве с РУО и его субъектами;
— гимназии, лицеи, колледжи;
— базовые школы вузов и школы-комплексы;
— базовые средние профессиональные учебные заведения;
— внутривузовские средние учебные заведения (гимназии, лицеи, колледжи);
— институты переподготовки и повышения квалификации специалистов;
— детские учреждения образования (ясли, детсады, прогимназии);
— городские и вузовские библиотеки;
— спортивные объединения города;
— военные комиссариаты, воинские части;
ю
музеи боевой и трудовой славы; другие учреждения и организации, заин-
— коммерческие структуры. тересованные в развитии образования в
4.2. Субъектами округа могут быть и Республике Мордовия.
5. Механизм вступления в региональный учебный округ
и выхода из его состава
5.1. В состав Регионального учебного округа при Мордовском университете могут входить любые образовательные учреждения и иные юридические лица, отвечающие условиям, предусмотренным настоящим Уставом.
5.2. Условиями вступления в состав округа являются:
— наличие в педагогическом коллективе учебного заведения (учреждения образования) инновационных заделов в учебно-воспитательной и научно-методической работе с детьми, учащимися и студентами;
— признание общей цели округа — обеспечение повышенного уровня образования и воспитания учащихся на основе приоритетной ориентации на овладение основами мировой и отечественной (в том числе национальной) культур;
— сбалансированность, взаимный учет интересов субъектов округа;
— признание требований настоящего Устава и руководство ими в повседневной творческой работе.
5.3. Порядок оформления вступления в состав округа:
5.3.1. Руководитель учебного заведения, изъявившего желание войти в состав округа, представляет на имя председателя попечительского совета заявление. К заявлению прилагаются:
— выписка из решения педагогического совета учебного заведения с обоснованным ходатайством о вступлении в состав округа;
— копия договора (договоров), заключенного (заключенных) с соответствующими подразделениями университета или другого высшего учебного заведения региона.
5.3.2. По представлению президиума попечительский совет принимает решение о приеме учебного заведения в состав округа.
5.4. Порядок выхода из состава округа:
5.4.1. Если педагогический коллектив образовательного учреждения, входящего в состав округа, сочтет необходимым выйти из него, его руководитель представляет на имя председателя попечительского совета мотивированное заявление и выписку из решения педагогического совета.
5.4.2. Попечительский совет округа по представлении заявления о выходе из состава РУО принимает соответствующее решение.
5.4.3. Региональный учебный округ при Мордовском госуниверситете может быть ликвидирован по решению конференции его субъектов.
6. Договор — основа сотрудничества субъектов
регионального учебного округа
6.1. Правовой основой интеграции субъектов РУО являются договоры о на-учно-методическом сотрудничестве, которые по форме и количеству участвующих сторон могут быть двухсторонними либо многосторонними.
6.2. Договор включает в свое содержание:
краткую информацию об участниках сотрудничества;
цели и предмет договора;
— обязанности сторон по разделам: научно-исследовательская, учебно-мето-дическая, редакционно-издательская работа, платежи и расчеты, прочие условия;
— юридические адреса сторон.
6.3. Двухсторонний договор подписывается: со стороны РУО — директором института (деканом факультета, заведующим общевузовской кафедрой) и руководителем научно-методической секции
округа; со стороны образовательного уч- 6.4. Многосторонний договор подпи-
реждения (иного юридического лица) — сывается руководителями всех заинтере-
его руководителем. сованных сторон.
7. Самоуправление в региональном
7.1. Региональный учебный округ — самоуправляемое интеграционное научно-методическое объединение. Самоуправление осуществляется посредством таких его органов, как конференция, попечительский совет и дирекция округа, научно-методический совет и входящие в него блоки, а также секции по профилям и предметам образования.
7.2. Конференция — высший представительный орган учебного округа, имеющий право утверждать и вносить изменения в Устав, концепцию и основные направления развития округа; избирать коллегиальные органы управления.
7.3. Управление Региональным учеб-
ным округом осуществляется избираемым конференцией попечительским советом, включающим в свой состав руководителей образовательных учреждений, представителей органов управления
образованием, заказчиков на продукцию округа и спонсоров. Председателем попечительского совета является ректор Мордовского университета. Он же выполняет обязанности главного редактора научно-методического журнала „Интеграция образования“ Попечительский совет избирает заместителей председателя, ученого секретаря и членов президиума.
Основными задачами попечительского совета являются:
— интегрирование деятельности субъектов округа на качественное обновление образовательной системы Мордовии;
— участие в разработке проектов законов и директивных документов по развитию образовательной системы республики;
— определение приоритетных направлений деятельности РУО и входящих в него субъектов;
— формирование внебюджетных фондов и определение направлений рационального их использования;
— утверждение годовых планов работы учебного округа;
— утверждение изменений в структуре учебного округа;
учебном округе
— прием в состав округа новых субъектов;
— поощрение авторов лучших учебников, учебно-методических пособий и разработок, новых технологий эффективной организации учебно-воспитательного процесса;
— решение других вопросов развития и функционирования округа, требующих административного рассмотрения.
7.4. Для осуществления текущего руководства деятельностью РУО попечительский совет избирает директора округа. Директор РУО одновременно утверждается в должности проректора Мордовского государственного университета и подчинен председателю попечительского совета РУО, ректору университета.
7.5. В состав дирекции входят: заместитель директора, руководители научно-методических блоков и секций, методисты.
7.6. Дирекция выполняет следующие функции:
— координирует разностороннюю творческую* деятельность органов самоуправления округа, осуществляющих интеграцию образования с соответствующими учебными заведениями (органами образования) и другими учреждениями, министерствами и ведомствами региона в целях решения задач;
— обеспечивает информационное обслуживание попечительского совета, его президиума и председателя;
— готовит проекты планов и решений, приказов председателя попечительского совета округа и организует контроль за их исполнением;
— принимает участие в изучении, обобщении и распространении опыта работы органов самоуправления и субъектов округа;
— осуществляет издательскую деятельность учебного округа;
— ведет учет формирования и использования внебюджетного фонда округа;
— выполняет другие поручения попечительского совета.
Директор РУО назначается замести-
телем главного редактора научно-методического органа РУО — журнала „Интеграция образования“
7.7. Для организации инновационной деятельности педагогов образовательных учреждений округа в учебно-воспита-тельном процессе решением конференции создается научно-методический совет. Функции председателя совета возлагаются председателем попечительского совета на директора РУО или его заместителя по научно-методической работе.
Основными задачами научно-методического совета округа являются:
— оказание помощи учебным заведениям — субъектам РУО в разработке новых поколений образовательных программ, отвечающих требованиям национально-региональных компонентов образовательного стандарта;
— совершенствование форм и методов учебно-воспитательной, научной и другой деятельности в инновационных учебных заведениях округа;
— разработка концептуальных положений в области оптимизации учебного процесса и повышения качества обучения;
— проведение научных исследований по вопросам интеграции и совершенствования учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведе-
V/
нии;
— научное обоснование и практическое решение вопросов совершенствования республиканской системы переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей;
— изучение, обобщение и распространение передового опыта интеграции в рамках РУО и учебно-воспитательной работы субъектов;
— сбор материалов для ежеквартального
журнала
скую деятельность вузовских подразделений, межсекционных блоков РУО и научно-методических секций по профилям и предметам образования.
7.8. В состав научно-методического совета РУО в качестве непосредственного исполнителя его задач и направлений деятельности входят научно-методические секции по профилям и предметам образования и межсекционные блоки округа.
7.9. Научно-методическая секция РУО — основной структурный компонент округа, занимающийся решением задач интеграции образовательных учреждений республики, их организационно-методической, учебно-практической, научной и редакционно-издательской работ ы.
7.10. Состав научно-методических секций РУО формируется по принципу добровольного вхождения в них ученых
научно-методического „Интеграция образования“;
— подготовка и издание учебно-методической литературы, пособий и учебников для инновационных учебных заведений округа;
— руководство научно-исследовательской работой соискателей и аспирантов по проблемам, исследуемым округом.
Одновременно с этим научно-методический совет вместе с дирекцией округа координирует разностороннюю творче- листов;
и учителеи, методистов и преподавателей учебных заведений и учреждений образования всех типов, а также представителей науки, культуры, здравоохранения, других организаций и ведомств республики.
7.11. Руководителями секций назначаются опытные ученые и методисты, руководители учебных подразделений вузов и органов образования республики, академики, профессора и доценты, хорошо знакомые с особенностями интеграции образования, с организацией учебно-воспитательного процесса в дошкольных, средних и высших учебных заведениях, в системе дополнительного профессионального образования. В целях стимулирования их работы сокращаются академические поручения до ста часов каждому руководителю секции.
7.12. Основными задачами, решением которых занимаются руководители и члены научно-методических секций РУО, являются:
— интеграция научного и учебно-педагогического потенциала учебных заве-
■
дений разных уровней в соответствии с программой работы округа;
— изучение тенденций развития соответствующих направлений образования в мировой и российской практике и использование их в целях совершенствования учебного процесса и подготовки специа-
— разработка преемственных учебных планов субъектов округа на основе дифференцированных требований по видам обучения и создание единых учебных программ по профилям образования;
— совершенствование методологии, методики и техники обучения и унификация требований, предъявляемых к качеству знаний обучаемых;
— гуманизация и гуманитаризация образования;
— улучшение индивидуализации обучения и оптимизация самостоятельной работы учащихся и студентов, самообразования учителей и преподавателей высшей школы;
— вовлечение учителей и учащихся, студентов и преподавателей вузов в различные виды научно-исследователь-ской работы;
— совершенствование методики использования и внедрения в учебный процесс средней и высшей школы новейших технических средств обучения;
— организация непрерывной практи-
ки учащихся субъектов округа по профилям образования;
— изучение, обобщение и распространение передового опыта учебно-ме-тодической и научно-исследовательской работы субъектов округа;
— участие в разработке и издании учебно-методических материалов, пособий и учебников в помощь учителям и учащимся инновационных учебных заведений учреждений образования.
7.13. Входящие в состав Регионального учебного округа научно-методические секции по профилям и предметам образования осуществляют разностороннюю организационно-методическую, научно-исследовательскую и редакционно-издательскую деятельность.
7.14. Координацию работы научно-ме-тодических секций осуществляют меж-секционные блоки. Их руководителями назначаются ведущие ученые вузов, опытные методисты, академики и профессора, возглавляющие соответствующие учебные и научно-методические подразделения вузов, органы образования.
8. Материально-техническое обеспечение и стимулирование
работы членов и субъектов учебного округа
8.1. Материально-техническое обеспечение деятельности Регионального учебного округа ведется как на основе бюджетных источников финансирования, так и путем привлечения внебюджетных средств. При этом каждое образовательное учреждение — субъект округа сохраняет финансовую самостоятельность.
8.2. В целях стимулирования работы образовательных учреждений, учителей, преподавателей и талантливой учащейся молодежи попечительский совет округа формирует внебюджетный Фонд социальной поддержки, который предназначается для поощрения лиц, внесших существенный вклад в развитие округа, в разработку и издание учебников, учебных
пособий и материалов, а также для поощрения учебных заведений за прогрессивные инновационные системы образования и отработку новых педагогических технологий.
8.3. Трудовые взаимоотношения с исполнителями заказов определяются на основе договоров, контрактов и т. д., в которых оговариваются условия оплаты, сроки выполнения работ, требования к качеству продукции, другие вопросы, представляющие интерес для заказчика и исполнителя.
8.4. Расчетный счет Регионального учебного округа при Мордовском университете № 000141476 в РКЦ Национального банка г. Саранска, МФО 188007.
9. Учет и отчетность
9.1. Региональный учебный округ при Мордовском университете осуществляет координацию и учет результатов деятельности входящих в него субъектов и органов самоуправления.
9.2. Учет слагается из таких компонентов, как:
— контроль за выполнением планов и программ органов самоуправления, дирекции, научно-методических блоков и
секций по профилям и предметам образования;
— контроль за качеством подготовленной су(п>ектами, научно-методически-ми секциями и отдельными учеными — членами РУО научно-методической продукции, учебных пособий и учебников для гимназий, лицеев, колледжей и дру-
гих учебных заведений (учреждений образования), входящих в состав округа.
9.3. Руководители научно-методических секций, межсекционных блоков, на-учно-методического и попечительского советов РУО в конце каждого учебного года отчитываются о выполнении планов работы.