Научная статья на тему 'Каким быть региональному учебному округу'

Каким быть региональному учебному округу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каким быть региональному учебному округу»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КАКИМ БЫТЬ РЕГИОНАЛЬНОМУ

УЧЕБНОМУ ОКРУГУ

Н.П. МАКАРКИН, ректор Мордовского

государственного университета им. Н.П.Огарева,

профессор

Формирование в структуре единого образовательного пространства страны целостных региональных систем образования, объединяющих образовательные учреждения всех уровней, направлений и ведомств, является одной из приоритетных задач современной региональной политики в области образования. При решении этой задачи должно обеспечиваться оптимальное сочетание механизмов административной и академической интеграции образовательных учреждений. В последние годы оба направления интеграции получили заметное развитие. В субъектах Российской Федерации в структуре исполнительной власти создаются специальные органы управления образованием, которые координируют и направляют работу образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности. Академическая интеграция обеспечивается путем создания советов, заключения договоров между учебными заведениями, а в последние годы в регионах с этой целью начали формироваться региональные учебные округа (РУО).

В новейшей истории России первый региональный учебный округ был создан при Мордовском государственном университете 28 января 1993 г. на учредительной конференции педагогов и ученых образовательных и научных учреждений, руководителей органов образования,

представителей исполнительной и законодательной власти Республики Мордовия. В настоящее время по опыту Мордовского университета созданы или создаются учебные округа примерно в 30 субъектах Российской Федерации.

Термин «университетский учебный округ», как известно, для России не нов. Впервые учебные округа как территориальные образовательные объединения, возглавляемые университетами, появились в России в начале XIX в. Тогда они включали в свой состав учебные заведения нескольких губерний и у них преобладающими были административноконтрольные функции. Все учебные заведения округа: приходские и уездные училища, гимназии - были подведомственны университетам. Таким образом, дореволюционные учебные округа России представляли собой крупные государственные межрегиональные структуры управления образовательными учреждениями. Они сыграли выдающуюся роль в развитии образования России.

При современной разветвленной сети учебных заведений разных уровней и направлений в каждом регионе России, находящихся в ведении различных ведомств, нецелесообразно, да и просто невозможно воспроизвести прежнюю модель университетского учебного округа. В современных условиях университетский учебный округ может эффек-

тивно функционировать лишь в рамках образовательного пространства отдельного субъекта Российской Федерации, при добровольной академической интеграции учебных заведений региона. Именно из этих положений мы исходили, создавая учебный округ при Мордовском госуни-верситете.

Создание университетских учебных округов способствует формированию в структуре единого образовательного пространства страны целостных региональных систем образования, объединяющих образовательные учреждения независимо от их уровня, направления и ведомственной подчиненности. Академическая интеграция в рамках учебного округа обеспечивает высокий уровень преемственности между общеобразовательными учреждениями, средними профессиональными и высшими учебными заведениями. Вот почему опыт Мордовского университета был подхвачен многими университетами России, особенно после проведения в Мордовии в мае 1995 г. Всероссийской научно-прак-ти-ческой конференции «Интеграция региональных систем образования».

В июле 1995 г. было принято совместное решение Госкомвуза и Министерства образования Российской Федерации, Государственного Собрания и Правительства Мордовии «О работе и перспективах развития Регионального учебного округа Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева». В этом документе был одобрен опыт организации и работы Регионального учебного округа как одной из перспективных форм интеграции региональных систем образования на территории субъектов Российской Федерации и предлагалось создать оптимальные условия для дальнейшего развития

округа как экспериментальной формы академического самоуправления региональной системы образования.

В настоящее время деятельность РУО при Мордовском госуниверси-тете осуществляется в соответствии с Уставом, принятым на конференции округа.

Конференция утверждает и вносит изменения в Устав РУО, определяет концепцию развития округа, избирает попечительский совет и формирует внебюджетные фонды.

Попечительский совет формируется из руководителей и работников образовательных учреждений, представителей органов управления образованием, предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства. Председателем попечительского совета является ректор университета. Попечительский совет избирает также заместителей председателя, ученого секретаря и членов президиума.

Основными задачами попечительского совета являются:

интегрирование деятельности субъектов округа по качественному обновлению образовательной системы Мордовии;

участие в разработке проектов законов и директивных документов по развитию образовательной системы республики;

определение приоритетных направлений деятельности учебного округа и входящих в него субъектов;

формирование внебюджетных фондов и определение направлений их рационального использования;

утверждение годовых планов учебного округа;

утверждение изменений в структуре округа;

прием в состав округа новых субъектов;

б

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:

поощрение авторов лучших учебников, учебно-методических

осуществляется, как правило, на основе двух- и многосторонних дого-

пособий и разработок, новых техно- воров, которыми определяются главлогий эффективной организации ные направления и формы совмест-учебно-воспитательного процесса; ной деятельности, и ежегодных пла-

решение других вопросов фун- нов работы.

кционирования и развития учебного

В качестве примера можно рас-

округа, требующих административ- смотреть совместную интеграционного рассмотрения. ную работу университета со средни-

Коллективной кафедрой академи- ми профессиональными учебными

ческого сообщества Регионального заведениями в рамках некоторых

учебного округа стал федеральный секций.

научно-методический журнал «Ин- Средние профессиональные теграция образования», издаваемый учебные заведения на сегодняшний

с января 1996 г. день находятся на разных стадиях

Оперативное управление работой интеграции с подразделениями уни-

РУО осуществляет дирекция, кото- верситета. Так, например, совхоз-

рая обеспечивает информационное колледж «Кемлянский» осуществля-

обслуживание попечительского сове- ет образовательную деятельность по

та, его президиума и председателя; специальностям «Агрономия» и

готовит проекты планов и решений «Механизация сельского хозяйства»

попечительского совета округа и по учебным планам, согласованным

организует их исполнение; принима- с Аграрным институтом и Институ-

ет участие в изучении, обобщении и том механики и энергетики при МГУ.

распространении опыта работы Ковылкинский строительный кол-

субъектов округа и т.д.

Научно-методический совет организует учебную, научную, воспитательную работу в РУО. В компетенцию научно-методического совета входят следующие вопросы:

ледж сотрудничает со строительным факультетом университета, саранские колледжи электроники и электромеханический - с факультетами электронной техники и светотехническим. Мордовское республиканс-

- разработка национально-регио- кое училище культуры наладило тес-нальных компонентов образователь- ные связи с факультетом национальной культуры.

Согласованные с университетом

ных программ для субъектов округа;

организация научных исследо-

ваний по вопросам совершенствова- учебные планы предполагают фор-ния учебно-воспитательного процес- мирование в колледжах специальных

са;

научное обоснование совер-

групп «повышенного уровня», с увеличением срока обучения в них до

шенствования республиканской сис- 5 лет. После окончания колледжа вы-темы подготовки и повышения ква- пускники имеют право по рекомен-

фикации

дации педсовета поступать на I курс

разработка и издание учебно- университета на основе собеседова-

методических материалов, пособий и ния. Специальной комиссией прово-

учебников для учащихся гимназий, дится переаттестация ряда пройден-

ных дисциплин, что дает возмож-

лицеев и колледжей.

Взаимодействие университета и ность выпускникам колледжей обу-его подразделений с субъектами РУО чаться по индивидуальному плану.

I акая форма обучения позволяет более эффективно сочетать глубокую теоретическую подготовку, которая фактически является университетской. с практической.

Хорошим примером интеграции «по вертикали» может служить и работа секции медицинского образования, которая объединяет преподавателей медицинского факультета и четырех медицинских училищ республики. Ученые медицинского факультета совместно с преподавателями училищ регулярно проводят республиканские педагогические чтения и семинары, постоянно участвуют в приеме курсовых и государственных экзаменов в медицинских училищах, рецензируют методические материалы и разработки,составленные преподавателями училищ, готовят вместе с ними соответствующие пособия. Ежегодно на коллегиях Минздрава Мордовии обсуждаются вопросы интеграции медицинского образования. При факультете организовано отделение повышения квалификации врачей, на котором проходят обучение преподаватели клинических дисциплин медицинских училищ.

Приоритетными в работе Регионального учебного округа являются вопросы формирования национальной культуры, национального образования.

В качестве одной из основных задач своей деятельности секция национального образования РУО определила содействие разработке стратегии национального образования в республике. Члены секции принимают самое активное участие в проводимых Министерством образования РМ мероприятиях, посвященных вопросам совершенствования содержания образования в национальной школе. Результатом такого рода ме-

роприятий стало то, что мордовские языки и литература вводятся как предметы образовательного цикла в детских садах, городских школах. Родилась обновленная программа совместной деятельности, предусматривающая создание нормативных документов, сквозных учебных планов и программ силами преподавателей школ и вуза, выработку единых требований к содержанию обучения.

По инициативе секции традиционными стали встречи преподавателей и студентов филологического факультета с работниками Министерства образования. На этих встречах, в частности, был проработан вопрос об открытии первой национальной гимназии на базе Саранской средней школы № 14. Секция и гимназия заключили двусторонний договор о на-учно-методическом сотрудничестве.

Корректировка учебных планов и разработка новых преемственных программ по национальному образованию были осуществлены и в других учебных заведениях. Так, в учебный план национального отделения филологического факультета университета введены спецкурсы: «Научные основы школьного курса литературы», «Методика учебно-воспита-тельной работы в инновационных учебных заведениях», «Народная педагогика в мордовском фольклоре» и др. Совместно с учителями составлены новые программы по мордовской литературе для 5 - 11-х классов национальной школы. Завершается разработка новых программ по мордовским языкам, в которых усилен акцент на межпредметные связи и конкретное приложение знаний на практике. Программы ориентируют преподавателя на знакомство учащихся с национальной культурой, обычаями, традициями, что послужит целям непосредственного при-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:

общения детей к культурному и историческому наследию своего народа. Усиливается внимание к введе-

В плане патриотического и национального воспитания большие задачи стоят перед формирующимся в

нию в содержание образования воп- рамках округа краеведческим отде-росов этикета мордвы, этимологии, лением. Объединив усилия специа-краеведения, которые становятся листов, занимающихся изучением обязательными элементами совре- национальной культуры, истории менного гуманитарного образования родного края и его природы, отделе-

^ а

ние должно стать центром формиро-

С участием преподавателей фило- вания единой республиканской сис-логического факультета подготовле- темы краеведческой работы школьна программа «Мордовская школа в ников, учащихся и студентов.

в национальной школе.

диаспоре: опыт, проблемы, перспек-

Достойное место в указанной си-

тивы». В рамках данной программы стеме займут университетские му-прочитаны лекции, проведены семи- зеи. Минералогический музей дает

возможность школам вести уроки

ь

географии с учащимися 6 - 8-х клас-

нары с учителями в Ульяновской и Самарской областях.

Секция национального образова- сов по соответствующим темам. На ния ведет большую издательскую базе зоологического и ботаническо-работу. Преподаватели филологичес- го музеев осуществляется углублен-кого факультета довольно эффектив- ная подготовка по биологии. Музей но занимались такой работой задол- истории университета активно зани-го до создания секции. Особых успе- мается со школьниками города про-хов добились в этом члены кафедр фориентационной и патриотической финно-угорских литератур, эрзяне- работой.

кого и мокшанского языков. Главным

На базе Регионального учебного

в их практике было издание учебно- округа открыто Волго-Вятское реги-методических пособий для нацио- ональное отделение Академии педа-нальных школ по родным (мокшане- гогических и социальных наук. Си-кому и эрзянскому) языкам и лите- лами округа и отделения АПСН про-ратуре. Многие методические посо- ведены три научно-практические бия для учителей школ написаны конференции: в ноябре 1996, июне также преподавателями факультета. 1998 и октябре 1999 г. Последняя Практически все национальные шко- стала второй Всероссийской научно-лы Мордовии занимаются по учебни- практической конференцией «Интег-кам и учебным пособиям, авторами рация региональных систем образо-которых являются ученые кафедр эр- вания». В ее работе приняли участие зянского, мокшанского языков и представители педагогической обще-

финно-угорских литератур.

ственности 15 регионов Российской

Преподаватели факультета наци- Федерации.

ональной культуры оказывают систе-

Опыт Мордовского университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

матическую методическую помощь и многогранная деятельность по ин-учителям музыки сельских и город- теграции академического потенциа-ских музыкальных и общеобразова- ла в других регионах подтверждают тельных школ, совместно со студен- эффективность создания учебных ок-тами осуществляют концертно-про- ругов и указывают на необходимость

светительскую деятельность

дальнейшего развития и распространения такой деятельности. Опыт го-

ворит также о том, что в регионах административная поддержка интеграционных процессов должна подкрепляться финансовой. Вот почему руководство нашей республики, понимая это, предусмотрело в республиканском бюджете специальную статью по финансированию Регионального учебного округа при университете.

Накопленный позитивный опыт и необходимая поддержка органов государственного управления создают все предпосылки для создания и развития региональных учебных округов. Как известно, после состоявшегося 3 ноября 1999 г. совещания группы ректоров у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина было сделано следующее протокольное поручение Председателя Правительства: «Минобразованию России (В.М.Филиппову) совместно с Российским Союзом ректоров рассмотреть предложение о создании в регионах Российской Федерации образовательных округов с целью координации учебно-воспита-тельной работы с детьми и молодежью, повышения преемственности между общеобразовательными учреждениями и высшими учебными заведениями и при необходимости представить в Правительство Российской Федерации соответствующие материалы».

В связи с этим поручением 1 марта текущего года состоялось заседание Правления Российского Союза ректоров с участием руководства Минобразования Российской Федерации, на котором обсуждался вопрос об учебных (университетских) округах.

Правление Союза ректоров одобрило опыт работы учебных округов и рекомендовало Советам ректоров вузов провести консультации о воз-

можности и целесообразности создания округов в регионах. В ходе заседания были высказаны различные мнения о задачах и функциях учебных округов. И это понятно, поскольку многие вопросы, связанные с их деятельностью, еще недостаточно отработаны. К тому же учитывается не только современный, но и дореволюционный опыт функционирования учебных округов. Поэтому не удивительно, что прозвучали мнения, значительно расширяющие сложившиеся в настоящее время функции РУО.

Анализ современного опыта

9

учебных округов позволяет высказать некоторые предложения, которые могут быть использованы при организации деятельности подобных структур.

Во-первых, в современных условиях РУО должен формироваться в виде добровольного академического сообщества образовательных и научных учреждений, в котором объединяются усилия субъектов округа по всем аспектам деятельности: учебнометодическому, кадровому, издательскому и т.д. Поэтому основной задачей РУО является академическая интеграция образовательных учреждений.

Во-вторых, РУО должен интегрировать образовательные и иные учреждения, как правило, в рамках одного субъекта Российской Федерации. Это, бесспорно, не исключает в отдельных случаях включения в состав* РУО образовательных учреждений других регионов (субъектов) России. Например, в работе секции национального образования РУО при Мордовском госуниверситете участвуют учреждения, общеобразовательные школы соседних регионов, где имеются районы компактного проживания мордовского населения.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В-третьих, РУО должны созда- предусматривается. В соответствии с ваться, как правило, на базе класси- новым законодательством РУО орга-

ческих университетов, а в крупных

формлен

НИИ.

вузовских регионах — на базе Совр- в виде ассоциации учебных заведе-тов ректоров вузов.

В-четвертых, для усиления реги- Для первого варианта разработа-ональной роли и финансово-матери- ны проекты примерного учредитель-

альной поддержки РУО цеЛесообраз- ного договора о создании ассоциа-

но, чтобы председателем попечи- ции «Региональный учебный округ»

тельского совета учебного округа и примерного устава ассоциации.

являлся один из руководителей пред-

|,ля второго

проекты примерного

ставительнои или исполнительной договора о совместной деятельнос-

власти субъекта РФ.

ти в области образования и пример-

В-пятых, РУО как структурообра- ное положение об ассоциации «Реги-

зующий элемент региональной обра- ональный учебный округ». Проекты

зовательной системы должен иметь названных документов представлены

соответствующую финансовую под- в настоящем номере журнала. Состо-

держку регионального бюджета.

явшаяся в мае этого года в г.Элиста

Принятие законов «Об образова- Всероссийская научно-практическая

нии», «О высшем и послевузовском конференция «О роли университетов

профессиональном образовании», «О в социально-экономическом разви-

некоммерческих организациях» и тии республик в составе Российской

Гражданского кодекса Российской Федерации» рекомендовала распро-

Федерации поставило перед руковод- странить среди вузов России пред-

ством РУО при Мордовском универ- ставленные на конференции Мордов-

ситете вопрос о внесении изменений ским университетом нормативнопра-

в основной нормативный документ.

вовые документы по организации де-

регламентирующий деятельность ятельности учебных округов.

округа, - в действующий Устав. В настоящее время рассматриваются два варианта уставных документов. По

В связи с принципиальной поддержкой Правительством Российской Федерации процесса создания

первому варианту предусматривает- учебных округов открываются широ-ся предоставление РУО права юри- кие возможности для его большей дического лица, по второму это не интенсификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.