ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КАКИМ БЫТЬ РЕГИОНАЛЬНОМУ
УЧЕБНОМУ ОКРУГУ
Н.П. МАКАРКИН, ректор Мордовского
государственного университета им. Н.П.Огарева,
профессор
Формирование в структуре единого образовательного пространства страны целостных региональных систем образования, объединяющих образовательные учреждения всех уровней, направлений и ведомств, является одной из приоритетных задач современной региональной политики в области образования. При решении этой задачи должно обеспечиваться оптимальное сочетание механизмов административной и академической интеграции образовательных учреждений. В последние годы оба направления интеграции получили заметное развитие. В субъектах Российской Федерации в структуре исполнительной власти создаются специальные органы управления образованием, которые координируют и направляют работу образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности. Академическая интеграция обеспечивается путем создания советов, заключения договоров между учебными заведениями, а в последние годы в регионах с этой целью начали формироваться региональные учебные округа (РУО).
В новейшей истории России первый региональный учебный округ был создан при Мордовском государственном университете 28 января 1993 г. на учредительной конференции педагогов и ученых образовательных и научных учреждений, руководителей органов образования,
представителей исполнительной и законодательной власти Республики Мордовия. В настоящее время по опыту Мордовского университета созданы или создаются учебные округа примерно в 30 субъектах Российской Федерации.
Термин «университетский учебный округ», как известно, для России не нов. Впервые учебные округа как территориальные образовательные объединения, возглавляемые университетами, появились в России в начале XIX в. Тогда они включали в свой состав учебные заведения нескольких губерний и у них преобладающими были административноконтрольные функции. Все учебные заведения округа: приходские и уездные училища, гимназии - были подведомственны университетам. Таким образом, дореволюционные учебные округа России представляли собой крупные государственные межрегиональные структуры управления образовательными учреждениями. Они сыграли выдающуюся роль в развитии образования России.
При современной разветвленной сети учебных заведений разных уровней и направлений в каждом регионе России, находящихся в ведении различных ведомств, нецелесообразно, да и просто невозможно воспроизвести прежнюю модель университетского учебного округа. В современных условиях университетский учебный округ может эффек-
тивно функционировать лишь в рамках образовательного пространства отдельного субъекта Российской Федерации, при добровольной академической интеграции учебных заведений региона. Именно из этих положений мы исходили, создавая учебный округ при Мордовском госуни-верситете.
Создание университетских учебных округов способствует формированию в структуре единого образовательного пространства страны целостных региональных систем образования, объединяющих образовательные учреждения независимо от их уровня, направления и ведомственной подчиненности. Академическая интеграция в рамках учебного округа обеспечивает высокий уровень преемственности между общеобразовательными учреждениями, средними профессиональными и высшими учебными заведениями. Вот почему опыт Мордовского университета был подхвачен многими университетами России, особенно после проведения в Мордовии в мае 1995 г. Всероссийской научно-прак-ти-ческой конференции «Интеграция региональных систем образования».
В июле 1995 г. было принято совместное решение Госкомвуза и Министерства образования Российской Федерации, Государственного Собрания и Правительства Мордовии «О работе и перспективах развития Регионального учебного округа Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева». В этом документе был одобрен опыт организации и работы Регионального учебного округа как одной из перспективных форм интеграции региональных систем образования на территории субъектов Российской Федерации и предлагалось создать оптимальные условия для дальнейшего развития
округа как экспериментальной формы академического самоуправления региональной системы образования.
В настоящее время деятельность РУО при Мордовском госуниверси-тете осуществляется в соответствии с Уставом, принятым на конференции округа.
Конференция утверждает и вносит изменения в Устав РУО, определяет концепцию развития округа, избирает попечительский совет и формирует внебюджетные фонды.
Попечительский совет формируется из руководителей и работников образовательных учреждений, представителей органов управления образованием, предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства. Председателем попечительского совета является ректор университета. Попечительский совет избирает также заместителей председателя, ученого секретаря и членов президиума.
Основными задачами попечительского совета являются:
интегрирование деятельности субъектов округа по качественному обновлению образовательной системы Мордовии;
участие в разработке проектов законов и директивных документов по развитию образовательной системы республики;
определение приоритетных направлений деятельности учебного округа и входящих в него субъектов;
формирование внебюджетных фондов и определение направлений их рационального использования;
утверждение годовых планов учебного округа;
утверждение изменений в структуре округа;
прием в состав округа новых субъектов;
б
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
поощрение авторов лучших учебников, учебно-методических
осуществляется, как правило, на основе двух- и многосторонних дого-
пособий и разработок, новых техно- воров, которыми определяются главлогий эффективной организации ные направления и формы совмест-учебно-воспитательного процесса; ной деятельности, и ежегодных пла-
решение других вопросов фун- нов работы.
кционирования и развития учебного
В качестве примера можно рас-
округа, требующих административ- смотреть совместную интеграционного рассмотрения. ную работу университета со средни-
Коллективной кафедрой академи- ми профессиональными учебными
ческого сообщества Регионального заведениями в рамках некоторых
учебного округа стал федеральный секций.
научно-методический журнал «Ин- Средние профессиональные теграция образования», издаваемый учебные заведения на сегодняшний
с января 1996 г. день находятся на разных стадиях
Оперативное управление работой интеграции с подразделениями уни-
РУО осуществляет дирекция, кото- верситета. Так, например, совхоз-
рая обеспечивает информационное колледж «Кемлянский» осуществля-
обслуживание попечительского сове- ет образовательную деятельность по
та, его президиума и председателя; специальностям «Агрономия» и
готовит проекты планов и решений «Механизация сельского хозяйства»
попечительского совета округа и по учебным планам, согласованным
организует их исполнение; принима- с Аграрным институтом и Институ-
ет участие в изучении, обобщении и том механики и энергетики при МГУ.
распространении опыта работы Ковылкинский строительный кол-
субъектов округа и т.д.
Научно-методический совет организует учебную, научную, воспитательную работу в РУО. В компетенцию научно-методического совета входят следующие вопросы:
ледж сотрудничает со строительным факультетом университета, саранские колледжи электроники и электромеханический - с факультетами электронной техники и светотехническим. Мордовское республиканс-
- разработка национально-регио- кое училище культуры наладило тес-нальных компонентов образователь- ные связи с факультетом национальной культуры.
Согласованные с университетом
ных программ для субъектов округа;
организация научных исследо-
ваний по вопросам совершенствова- учебные планы предполагают фор-ния учебно-воспитательного процес- мирование в колледжах специальных
са;
научное обоснование совер-
групп «повышенного уровня», с увеличением срока обучения в них до
шенствования республиканской сис- 5 лет. После окончания колледжа вы-темы подготовки и повышения ква- пускники имеют право по рекомен-
фикации
дации педсовета поступать на I курс
разработка и издание учебно- университета на основе собеседова-
методических материалов, пособий и ния. Специальной комиссией прово-
учебников для учащихся гимназий, дится переаттестация ряда пройден-
ных дисциплин, что дает возмож-
лицеев и колледжей.
Взаимодействие университета и ность выпускникам колледжей обу-его подразделений с субъектами РУО чаться по индивидуальному плану.
I акая форма обучения позволяет более эффективно сочетать глубокую теоретическую подготовку, которая фактически является университетской. с практической.
Хорошим примером интеграции «по вертикали» может служить и работа секции медицинского образования, которая объединяет преподавателей медицинского факультета и четырех медицинских училищ республики. Ученые медицинского факультета совместно с преподавателями училищ регулярно проводят республиканские педагогические чтения и семинары, постоянно участвуют в приеме курсовых и государственных экзаменов в медицинских училищах, рецензируют методические материалы и разработки,составленные преподавателями училищ, готовят вместе с ними соответствующие пособия. Ежегодно на коллегиях Минздрава Мордовии обсуждаются вопросы интеграции медицинского образования. При факультете организовано отделение повышения квалификации врачей, на котором проходят обучение преподаватели клинических дисциплин медицинских училищ.
Приоритетными в работе Регионального учебного округа являются вопросы формирования национальной культуры, национального образования.
В качестве одной из основных задач своей деятельности секция национального образования РУО определила содействие разработке стратегии национального образования в республике. Члены секции принимают самое активное участие в проводимых Министерством образования РМ мероприятиях, посвященных вопросам совершенствования содержания образования в национальной школе. Результатом такого рода ме-
роприятий стало то, что мордовские языки и литература вводятся как предметы образовательного цикла в детских садах, городских школах. Родилась обновленная программа совместной деятельности, предусматривающая создание нормативных документов, сквозных учебных планов и программ силами преподавателей школ и вуза, выработку единых требований к содержанию обучения.
По инициативе секции традиционными стали встречи преподавателей и студентов филологического факультета с работниками Министерства образования. На этих встречах, в частности, был проработан вопрос об открытии первой национальной гимназии на базе Саранской средней школы № 14. Секция и гимназия заключили двусторонний договор о на-учно-методическом сотрудничестве.
Корректировка учебных планов и разработка новых преемственных программ по национальному образованию были осуществлены и в других учебных заведениях. Так, в учебный план национального отделения филологического факультета университета введены спецкурсы: «Научные основы школьного курса литературы», «Методика учебно-воспита-тельной работы в инновационных учебных заведениях», «Народная педагогика в мордовском фольклоре» и др. Совместно с учителями составлены новые программы по мордовской литературе для 5 - 11-х классов национальной школы. Завершается разработка новых программ по мордовским языкам, в которых усилен акцент на межпредметные связи и конкретное приложение знаний на практике. Программы ориентируют преподавателя на знакомство учащихся с национальной культурой, обычаями, традициями, что послужит целям непосредственного при-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
общения детей к культурному и историческому наследию своего народа. Усиливается внимание к введе-
В плане патриотического и национального воспитания большие задачи стоят перед формирующимся в
нию в содержание образования воп- рамках округа краеведческим отде-росов этикета мордвы, этимологии, лением. Объединив усилия специа-краеведения, которые становятся листов, занимающихся изучением обязательными элементами совре- национальной культуры, истории менного гуманитарного образования родного края и его природы, отделе-
^ а
ние должно стать центром формиро-
С участием преподавателей фило- вания единой республиканской сис-логического факультета подготовле- темы краеведческой работы школьна программа «Мордовская школа в ников, учащихся и студентов.
в национальной школе.
диаспоре: опыт, проблемы, перспек-
Достойное место в указанной си-
тивы». В рамках данной программы стеме займут университетские му-прочитаны лекции, проведены семи- зеи. Минералогический музей дает
возможность школам вести уроки
ь
географии с учащимися 6 - 8-х клас-
нары с учителями в Ульяновской и Самарской областях.
Секция национального образова- сов по соответствующим темам. На ния ведет большую издательскую базе зоологического и ботаническо-работу. Преподаватели филологичес- го музеев осуществляется углублен-кого факультета довольно эффектив- ная подготовка по биологии. Музей но занимались такой работой задол- истории университета активно зани-го до создания секции. Особых успе- мается со школьниками города про-хов добились в этом члены кафедр фориентационной и патриотической финно-угорских литератур, эрзяне- работой.
кого и мокшанского языков. Главным
На базе Регионального учебного
в их практике было издание учебно- округа открыто Волго-Вятское реги-методических пособий для нацио- ональное отделение Академии педа-нальных школ по родным (мокшане- гогических и социальных наук. Си-кому и эрзянскому) языкам и лите- лами округа и отделения АПСН про-ратуре. Многие методические посо- ведены три научно-практические бия для учителей школ написаны конференции: в ноябре 1996, июне также преподавателями факультета. 1998 и октябре 1999 г. Последняя Практически все национальные шко- стала второй Всероссийской научно-лы Мордовии занимаются по учебни- практической конференцией «Интег-кам и учебным пособиям, авторами рация региональных систем образо-которых являются ученые кафедр эр- вания». В ее работе приняли участие зянского, мокшанского языков и представители педагогической обще-
финно-угорских литератур.
ственности 15 регионов Российской
Преподаватели факультета наци- Федерации.
ональной культуры оказывают систе-
Опыт Мордовского университета
матическую методическую помощь и многогранная деятельность по ин-учителям музыки сельских и город- теграции академического потенциа-ских музыкальных и общеобразова- ла в других регионах подтверждают тельных школ, совместно со студен- эффективность создания учебных ок-тами осуществляют концертно-про- ругов и указывают на необходимость
светительскую деятельность
дальнейшего развития и распространения такой деятельности. Опыт го-
ворит также о том, что в регионах административная поддержка интеграционных процессов должна подкрепляться финансовой. Вот почему руководство нашей республики, понимая это, предусмотрело в республиканском бюджете специальную статью по финансированию Регионального учебного округа при университете.
Накопленный позитивный опыт и необходимая поддержка органов государственного управления создают все предпосылки для создания и развития региональных учебных округов. Как известно, после состоявшегося 3 ноября 1999 г. совещания группы ректоров у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина было сделано следующее протокольное поручение Председателя Правительства: «Минобразованию России (В.М.Филиппову) совместно с Российским Союзом ректоров рассмотреть предложение о создании в регионах Российской Федерации образовательных округов с целью координации учебно-воспита-тельной работы с детьми и молодежью, повышения преемственности между общеобразовательными учреждениями и высшими учебными заведениями и при необходимости представить в Правительство Российской Федерации соответствующие материалы».
В связи с этим поручением 1 марта текущего года состоялось заседание Правления Российского Союза ректоров с участием руководства Минобразования Российской Федерации, на котором обсуждался вопрос об учебных (университетских) округах.
Правление Союза ректоров одобрило опыт работы учебных округов и рекомендовало Советам ректоров вузов провести консультации о воз-
можности и целесообразности создания округов в регионах. В ходе заседания были высказаны различные мнения о задачах и функциях учебных округов. И это понятно, поскольку многие вопросы, связанные с их деятельностью, еще недостаточно отработаны. К тому же учитывается не только современный, но и дореволюционный опыт функционирования учебных округов. Поэтому не удивительно, что прозвучали мнения, значительно расширяющие сложившиеся в настоящее время функции РУО.
Анализ современного опыта
9
учебных округов позволяет высказать некоторые предложения, которые могут быть использованы при организации деятельности подобных структур.
Во-первых, в современных условиях РУО должен формироваться в виде добровольного академического сообщества образовательных и научных учреждений, в котором объединяются усилия субъектов округа по всем аспектам деятельности: учебнометодическому, кадровому, издательскому и т.д. Поэтому основной задачей РУО является академическая интеграция образовательных учреждений.
Во-вторых, РУО должен интегрировать образовательные и иные учреждения, как правило, в рамках одного субъекта Российской Федерации. Это, бесспорно, не исключает в отдельных случаях включения в состав* РУО образовательных учреждений других регионов (субъектов) России. Например, в работе секции национального образования РУО при Мордовском госуниверситете участвуют учреждения, общеобразовательные школы соседних регионов, где имеются районы компактного проживания мордовского населения.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В-третьих, РУО должны созда- предусматривается. В соответствии с ваться, как правило, на базе класси- новым законодательством РУО орга-
ческих университетов, а в крупных
формлен
НИИ.
вузовских регионах — на базе Совр- в виде ассоциации учебных заведе-тов ректоров вузов.
В-четвертых, для усиления реги- Для первого варианта разработа-ональной роли и финансово-матери- ны проекты примерного учредитель-
альной поддержки РУО цеЛесообраз- ного договора о создании ассоциа-
но, чтобы председателем попечи- ции «Региональный учебный округ»
тельского совета учебного округа и примерного устава ассоциации.
являлся один из руководителей пред-
|,ля второго
проекты примерного
ставительнои или исполнительной договора о совместной деятельнос-
власти субъекта РФ.
ти в области образования и пример-
В-пятых, РУО как структурообра- ное положение об ассоциации «Реги-
зующий элемент региональной обра- ональный учебный округ». Проекты
зовательной системы должен иметь названных документов представлены
соответствующую финансовую под- в настоящем номере журнала. Состо-
держку регионального бюджета.
явшаяся в мае этого года в г.Элиста
Принятие законов «Об образова- Всероссийская научно-практическая
нии», «О высшем и послевузовском конференция «О роли университетов
профессиональном образовании», «О в социально-экономическом разви-
некоммерческих организациях» и тии республик в составе Российской
Гражданского кодекса Российской Федерации» рекомендовала распро-
Федерации поставило перед руковод- странить среди вузов России пред-
ством РУО при Мордовском универ- ставленные на конференции Мордов-
ситете вопрос о внесении изменений ским университетом нормативнопра-
в основной нормативный документ.
вовые документы по организации де-
регламентирующий деятельность ятельности учебных округов.
округа, - в действующий Устав. В настоящее время рассматриваются два варианта уставных документов. По
В связи с принципиальной поддержкой Правительством Российской Федерации процесса создания
первому варианту предусматривает- учебных округов открываются широ-ся предоставление РУО права юри- кие возможности для его большей дического лица, по второму это не интенсификации.