Научная статья на тему 'Из опыта организаций. I-но-методической работы в РУО'

Из опыта организаций. I-но-методической работы в РУО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта организаций. I-но-методической работы в РУО»

специализации хозяйств областного региона на основе изучения банковской статистики; новых, конструктивных взглядов на сущность современного пространства России и роль географической науки в изучении рыночной экономики (работы Б. Б. Родомана, В. А. Пуляркина и др.).

Значительное место в изложении основ региональной экономики должно быть уделено вопросам прогнозирования социальных и экономических процессов в регионах, трансформации систем расселения в новых экономических условиях, развития региональной инфраструктуры.

Все это требует и создания нового поколения учебников и учебных пособий, в том числе регионального характера. Так, в подготавливаемом автором данной статьи и доктором географических наук Б. Б. Родоманом учебном пособии „География Центральной России“ реализуется установка на активное, целостное и деятельное восприятие студентами проблем региона, сформировавшихся здесь культурных ландшафтов как непреходя-ей национальной ценности, соединив-ей природу, хозяйство, культуру (во всем ее многообразии), прошлое и настоящее территории. Этому замыслу подчинена и структура пособия, а именно: наличие историко-географических сюжетов, „встроенных“ в сегодняшние реалии,

нетрадиционный иллюстративно-спра-вочный аппарат, язык, сочетающий информативность с образностью, экскурсионная программа изучения региона и др. Кстати, на Всероссийском конкурсе учебников по гуманитарному образованию эскиз этой работы был отмечен Дипломом

1-й степени и премией Фонда Сороса. Это дает основание надеяться, что в конечном счете будет создано учебное пособие, одинаково полезное и студентам вузов, и учащимся старших классов средних школ.

Наконец, настала пора решить вопрос создания творческих объединений в преподавательском корпусе. Тем более, что несмотря на определенные цеховые перегородки, нас объединяет очень многое, и нам есть чем поделиться друг с другом. Кроме того, возникает необходимость в оказании творческой взаимопомощи. Применительно к коллективу Финансовой академии таким объединением мог бы стать клуб преподавателей (подобно Дому ученых Московского университета имени М. В. Ломоносова) со своим уставом, членскими взносами и разнообразными формами общения: от тихих пре-

и

подавательских „посиделок до совместных просветительных начинаний, инициатив, акций, встреч с коллегами из других вузов, учителями средних школ, художественной интеллигенцией, предпринимателями и т. д.

С. в. ГОРДИНА, методист РУО, аспирант кафедры управления системой образования

О. Н. МАРЧУКОВА, сотрудник Региональногс учебного округа

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РУО

В настоящее время в России на смену ориентированная модель, координирую-

устаревшей учебно-дисциплинарной мо- щаяся вокруг подхода к учащимся как

дели образования приходит личностно- к полноправным партнерам в условиях

© С. В. Гордина, О. Н. Марчукова, 1997

сотрудничества и отрицающая манипу-лятивный подход к ним. Перед обществом встает реальная задача в процессе партнерского сотрудничества экспериментально совершенствовать систему, характер, содержание и методы образования, подготовку педагогических кадров, стандарты образования и способы оценки их результативности, обеспечивать высокий социальный и экономический статус педагога, внедрять новые формы различных видов практики.

Основными принципами интеграционной политики в области образования становятся: прогнозирование и выработка стратегии развития региональных систем образования; создание новых типов средних учебных заведений; разработка и внедрение государственных образовательных стандартов; экспертиза содержания образовательно-профессиональных программ преемственной системы обучения; корректировка действующих и создание новых поколений учебных планов, программ и учебников для различных типов учебных заведений; внедрение новых организационных форм учебного процесса, отвечающих требованиям инновационных программ; интеграция информационных ресурсов; определение и внедрение оптимальных форм контроля знаний учащихся учебных заведений различных типов; совершенствование профессиональной ориентации, системы отбора и подготовки учащихся средних учебных заведений к поступлению в вузы. На решение этих и других задач направлена

организационно-методическая деятельность Регионального учебного округа (РУО) при МГУ имени Н. П. Огарева.

В целях совершенствования интеграционной работы РУО на заседании на-учно-методического- совета 26 декабря 1996 г. было принято рбшение о создании в его составе 7 блоков межсекционно-го общения, курирующих деятельность 33 секций по профилям и предметам образования. Это позволило систематизировать работу секций по ведущим направлениям интеграции образования, науки и культуры в близкой по содержанию разносторонней творческой деятельности, способствовало подготовке ряда коллективных монографий и научно-методиче-ских пособий. Уже в настоящее время ведется успешная работа по таким проблемам, как:

— „Образование, наука и культура в условиях рыночной экономики“;

— „Стандартизация образования. Разработка и внедрение национально-региональных компонентов образования в учреждениях региона“;

— „Информатизация образования и дистанционное обучение“;

— „Разработка экологической системы образования в регионе“ и др.

Создание блоков межсекционного общения, возглавляемых опытными учеными вузов региона, активизировало творческую деятельность как членов секций, так и многих других ученых, учителей и методистов. Уже сейчас можно говорить о конкретной работе, проведенной секциями с учетом их специфики и направления творческой деятельности.

В блоке „Наука и рынок, учебный процесс в системе рыночных отношений“ наибольшую активность проявляют секция экономического образования и преподаватели данного факультета. Продолжая совершенствовать учебный процесс в субъектах РУО (23-я, 36-я, 38-я средние школы Саранска, Темниковский сельскохозяйственный колледж), члены секции разработали новый вариант концепции экономического образования в Республике Мордовия; обновили календарные планы и программы обучения ~ биз-нес-классах курируемых секцией субъектов; провели выездное заседание в Тем-никовском сельскохозяйственном колледже с целью обсуждения и утверждения разработанных ими планов и программ интеграции в учебно-практической и научной работе; внесли изменения в содержание учебных программ курсов: „Международный бизнес“, „Основы менеджмента“, „Микроэкономика и ее госрегу-лирование“, „Основы рыночной экономики и предпринимательства“, разработали деловые игры по этим предметам; обосновали программу ознакомительной экономической практики учащихся на предприятиях и в учреждениях республики. На совете факультета был обсужден вопрос работы бизнес-класса в школе № 38, намечены пути ее совершенствования.

Успешная работа секции торгово-экономического образования, активно представляющая в РУО Саранский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации, позволила создать на базе института филиал

зз

округа (руководитель — первый проректор института В. Д. Золотков) и пополнить его секцией товароведно-технологического образования (руководитель — JI. И. Игольникова). С целью более оперативного управления работой филиала и оптимальной интеграции его в систему „вуз — средние учебные заведения“ созданы подсекции: отраслевых экономик и организации торговых процессов; финансово-экономического образования; бухгалтерского учета и аудита. О совместной творческой деятельности секций, педагогического коллектива института и средних учебных заведений рассказано в статьях ректора института Б. Ф. Кевбрина, проректора В. Д. Зо-лоткова и бывшего руководителя секции О. Н. Ридина на страницах нашего журнала (№ 1, 2 — 3 и 4 за 1996 г.).

Определенную работу в соответствии со своими планами совершенствования учебно-практической деятельности проводили и другие секции блока.

Многогранна учебно-методическая работа блока информатизации образования и дистанционного обучения (руководитель — А. И. Афоничкин). В университете по его инициативе создан и успешно функционирует Республиканский центр новых информационных технологий. Издаются информационные бюллетени и накапливаются базы данных о периодических и информационных изданиях.

С целью широкого внедрения в учебный процесс информационных средств и дистанционного обучения ученые сосредоточивают внимание на применении новых информационных технологий и компьютерного обеспечения, регулярно проводят семинары учителей и олимпиады учащихся. В настоящее время руководили блока ведут переговоры с Республиканским управлением федеральной связи, ассоциацией „Тридцатый век“ и другими организациями о предоставлении услуг терминального доступа в сеть Internet по коммутируемому каналу.

Для дифференциации обучения и оптимизации самостоятельной работы учащихся и студентов, учителей и преподавателей члены секции информационнобиблиотечного обеспечения проанализировали состояние читальных залов; создали сектор редких книг; внедрили компьютерную сеть на базе АИБС „MARK“ Они проводят соответствующие занятия

с читателями, олимпиады учащихся; интегрируют свою работу с другими библиотеками школ, вузов, города — оказывают им постоянную методическую помощь. С 1996 г. на базе университетской библиотеки секция организовала постоянно действующий научно-методический семинар; проводятся выставки-демонстрации средств мультимедиа для оптимальной организации учебного процесса в субъектах Регионального учебного округа.

Секция математического образования совместно с учеными факультета работает над проблемой двух- и трехуровневой дифференциации преподавания математики; совершенствует методику обучения решению задач и логическим приемам доказательств, методическое обеспечение отдельных тем, обязательного и факультативного курсов.

Ученые ведут с учащимися средних учебных заведений города занятия по информатике, основам инженерного творчества и другим предметам. Спланированы и регулярно проводятся учебнопрактические занятия в естественно-техническом лицее и многопрофильной академической гимназии университета, в коммерческом лицее кооперативного института.

Продолжают совершенствовать свою организационно-методическую работу и подсекции Рузаевского филиала РУО в курируемых ими субъектах: проводят занятия с учащимися средних учебных заведений, городские и республиканские олимпиады и т. п.

Члены секции физического образования РУО разработали и внедрили в учебный процесс интеграционные курсы: „Техника и методика эксперимента“, „Строение вещества“, „Технический английский язык“ и др.; составили развернутую программу развития лицея до

2003 г.

Многогранна работа и секций блока экологического образования. Так, секция экологического образования организовала

серию семинаров для учащихся разных возрастных групп по программам: „Дерево твоего народа“, „Мир воды“, а также экологические сборы и конференции школьников по вопросам экологического образования; совместно с сотрудниками Мордовского республиканского института повышения квалификации ра-

ботников образования, Саранским городским управлением образования, Республиканской станцией юных натуралистов и учителями биологии города были проведены зональные и республиканские биологические олимпиады школьников.

В целях совершенствования интеграции высшего и среднего географического образования, а также оказания помощи органам образования республики члены секции данного профиля провели ряд семинаров для учителей географии школ города и слушателей курсов повышения квалификации при МРИПКРО. Ими практикуется многосторонняя работа по совершенствованию знаний учащихся в инновационных учебных заведениях: малая школьная академия, классы интенсивной подготовки, специальные факультативные курсы и др.

В свою очередь, члены секции медицинского образования совместно с преподавателями медицинского факультета университета периодически проводят совместно с преподавателями средних медицинских учебных заведений республики педагогические чтения и семинары по актуальным вопросам развития медицинской науки и совершенствования методов обучения студентов и учащихся. С целью повышения квалификации преподавателей медицинских училищ республики ими совместно с факультетскими кафедрами практикуются стажировки, декадники, чтения обзорных лекций и т. п. Для систематизации такой работы в 1996 г. при факультете было открыто отделение повышения квалификации врачей, на котором проходят обучение преподаватели клинических дисциплин медицинских училищ региона.

Членами секции аграрного образования в 1996 г. заключены договоры о творческом научно-методическом сотрудничестве с Ялгинским аграрным лицеем и Лу-ховской средней школой. В том же году в названных учебных заведениях был сделан первый выпуск школьников по программе „Фермер“ Более 15 выпускников рекомендованы для поступления в университет на соответствующие факультеты.

Секция химического образования наряду с помощью учителям в совершенствовании учебного процесса в плане профориентационной работы провела в естественно-техническом лицее для

школьников города день открытых дверей.

Блок стандартизации образования занимается внедрением национально-регионального компонента Госстандарта в практику вуза и школы. В частности, секции национального образования и культуры организовали семинары учителей начальных классов по проблемам:

„Коммуникативная методика обучения русскому и родному языку в 1 —

2-х классах“, „О роли национальной культуры, языка и литературы“. Силами студентов, преподавателей и учащихся национальной гимназии секцией был проведен литературный вечер, посвященный 80-летию мордовского писателя П. У. Гайни. В школах — субъектах РУО практикуются конкурсы сочинений эпистолярного жанра. Они посвящаются, например, 100-летию со дня рождения С. А. Есенина и другим знаменательным датам. Секции осуществляют подготовку кадров для республики и ведут конкретную учебно-практическую работу, реализуя ее в различных мероприятиях (концерты, праздничные выступления и др.) в тесном контакте с Министерством культуры Мордовии.

Секция русской филологии проводит факультативные занятия и спецкурсы по фонетике, орфоэпии и орфографии, старославянскому языку. Ее членами разработан и читается ряд спецкурсов профориентационной направленности.

Серию методических семинаров, посвященных анализу типичных ошибок абитуриентов на вступительных экзаменах в вуз, а также новым тенденциям в теории и методике преподавания иностранных языков и литературы для учителей школ и преподавателей вузов, тоже организовала секция данного профиля.

Блок гуманитарного образования объединил в своем составе секции: философии, истории и социологии, культурологии. Членами секции философии, например, в текущем году проводились семинары и консультации для учителей Саранской гимназии № 12 и школ № 13, 14, 39 по вопросам, выносимым на вступительные экзамены по основам современной цивилизации. Серию семинаров по проблемам культуры и искусства XX в. разработала для учителей изо-

бразительного искусства секция культурологии; ее членами подготовлено к печати учебное пособие „Виды искусства“.

Созданные в конце 1996 г. блок пси-холого-педагогического образования (руководитель — Н. И. Мешков) и возглавляемая им секция педагогики были заняты преимущественно планированием и организацией своей работы: уточняли ее содержание и способы интеграции педоб-разования, проводили соответствующие семинары членов секции с представителями учебных заведений, входящих в РУО. В то же время ранее созданные секции данного блока выполняли значительную организационно-методическую работу. Особенно активной была деятельность руководителей секций психологического обеспечения учебного процесса; военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии; дошкольного воспитания и начального образования. О своей работе они подробно рассказали в журнале „Интеграция

образования“ (№ 2 — 3 за 1996 г.).

Реорганизованный в 1997 г. блок уп-:ия образованием (руководитель — В. Ф. Левин) представлен секциями: начального, среднего, дополнительного профессионального образования и управления образованием. Хотя реорганизация названного блока потребовала качественной перестройки работы отдельных его секций, они принимают активное участие в деятельности РУО. Особенно значителен их вклад в разработку образовательных стандартов и национальных проблем

образования. Заметно оживилась деятельность секции начального профессионального образования. Начав свою работу с составления интегрированных учебных планов для учащихся профессиональных училищ в системе „школа — техникум — вуз“ по таким предметам, как информатика, математика и др., с планирования подготовки преподавателей на базе бакалавриата, секция приступила к внедрению этих планов в повседневную творческую работу субъектов РУО.

Члены секции дополнительного профессионального образования много внимания уделяют внедрению в практику работы вуза идеи многопрофильной академической гимназии для одаренных детей; созданию совместно с педагогическими коллективами соответствующих учебных планов, спецкурсов и факультативов, ориентирующих учащихся на интеграцию личности в мировую и национальную культуру, в систему высшего университетского образования.

В дополнение к сказанному выше можно отметить, что все блоки и секции РУО по профилям и предметам образования выполняют большую работу по изучению, обобщению и распространению опыта интеграции образования в различных типах учебных заведений, принимают участие в проведении учебно-методических семинаров и олимпиад, августовских и Огаревских чтений учителей и преподавателей вузов. Опытом своей работы многие руководители и члены секций делятся на страницах нашего журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.