НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
А. М. ПЫКОВ, заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ОКРУГА
Пятый год функционирует Региональный учебный округ при Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева. Являясь структурным подразделением республиканской . образовательной системы, он решает многочисленные проблемы, которые появились в республике в связи с перестройкой образования, реформированием общества в целом.
Идея создания Регионального учебного округа при МГУ имени Н. П. Огарева была изначально привлекательна тем, что открывала возможность инициировать и координировать взаимосвязи и сотрудничество образовательных учреждений системы Министерства образования с вузами республики. Эти отношения ранее носили бессистемный характер и осу-ествлялись нередко в порядке частной инициативы и одолжения.
Между тем жизнь требовала от образовательных учреждений, органов образования решения задач, связанных с переходом на более гуманный стиль образования, учитывающий индивидуальные запросы и возможности учащихся и их родителей, а от вузов — необходимость приведения уровня знаний и умений выпускников школ в соответствие с начальными требованиями, предъявляе-
мыми к ним в случае продолжения образования в вузе на факультетах разного профиля. Согласование уровней требований — путь к повышению доверия вузов к школам и профессиональным училищам и более целенаправленной работе каждого учителя.
Созданный в 1993 году при Мордовском университете Региональный учебный округ восполнил недостающее интегрирующее звено в системе образования. РУО сегодня — это добровольное науч-но-методическое объединение четырех вузов и свыше 80 разнотипных (преимущественно инновационных) образовательных, профессиональных и других учреждений республики. Являясь их интеграционным центром, округ решает такие важные задачи, как: научное прогнозирование и разработка предложений к стратегии развития образования в Мордовии; создание новых типов учебных планов и программ, национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; интеграция интеллектуального потенциала входящих в РУО дошкольных, начальных и средних профессиональных, средних общеобразовательных и высших учебных заведений; осуществление научно-исследовательской работы; подготовка к изданию учебно-
© А. М. Пыков, 1997
методических материалов, пособий и учебников для учителей и учащихся; изучение, обобщение и распространение передового опыта учебно-методической работы субъектов округа.
Работа округа ведется через 31 научно-методическую секцию, объединяющую ученых, методистов и учителей образовательных учреждений. Каждая секция решает задачи, очерченные соответствующими положениями об их работе. Для координации их деятельности в рамках межсекционной интеграции создано 7 блоков, объединяющих близкие по профилям и предметам образования секции.
Возможно, сегодня еще рано давать категоричные оценки деятельности Регионального учебного округа, спрашивать с него по большому счету. Однако вполне уместно высказать некоторые суждения по этому безусловно важному вопросу. Отмечено, например, что деятельность округа благотворно сказывается на развитии входящих в него субъектов, способствует ускорению и на-учно-методическому обеспечению инновационных процессов в образовании. Значительно число субъектов, входящих в округ. Так, в настоящее время в системе Министерства образования республики функционирует свыше 40 образовательных учреждений нетрадиционного типа, в том числе пять гимназий, один лицей, две школы-гимназии, четыре школы-лицея, шесть школ-комплексов, три профессиональных училища-лицея, два педагогических училища-колледжа. Почти все они — субъекты округа.
Ощутима помощь округа школам Саранска и районов республики в углубленном изучении учащимися традиционных учебных предметов, а также во введении в образовательный процесс новых предметов и курсов. Преподаватели и методисты вузов, Мордовского республиканского института повышения квалификации работников образования вместе с членами секций РУО помогают учителям корректировать имеющиеся и разрабатывать новые учебные планы и программы, ведут обучение учащихся, активно участвуют в подготовке и проведении олимпиад и других мероприятий по предметам.
Так, члены секции национального образования округа и преподаватели
филологического факультета МГУ имени Н. П. Огарева сделали немало для открытия национальной гимназии в г. Саранске на базе средней школы № 14: заключен договор о научно-методическом сотрудничестве со школой, разработаны учебные планы и рабочие программы по мордовским языкам и литературе, изучаемым в гимназии. Проводится и другая содержательная работа.
Секция математики РУО и математический факультет университета заключили договора о сотрудничестве со школами № 4 (физико-математический лицей), № 12 (гуманитарная гимназия), № 18, 36, 39 (школы-комплексы). В соответствии с этими договорами факультет привлекает своих сотрудников к работе в школах, предоставляет учащимся возможность заниматься в своих лабораториях, ведет совместную со школами разработку программ и методических материалов, а школы, в свою очередь, оказывают ему содействие в проведении практик и педагогических экспериментов.
Секция экономического образования округа и экономический факультет заняты проблемой подготовки учащихся школ и профессиональных училищ по основам экономики и бизнеса. Успешно ведется эта работа в пяти школах города Саранска и двух школах пригорода. В средней школе № 38 создан бизнес-класс, где наряду с экономическими дисциплинами (экономическая теория, основы рыночной экономики и предпринимательства, экономика фирмы, введение в маркетинг и др.) предусмотрено углубленное изучение иностранного языка, персональных ЭВМ, машинописного дела, риторики, основ правовых знаний.
В целях осуществления агроэкономи-ческого образования в Ялтинской и Лу-ховской средних школах созданы специализированные классы с углубленным изучением основ экономических знаний.
Главной задачей Рузаевского филиала Регионального учебного округа является интеграция вуза со средними общеобразовательными и профессиональными учреждениями города Рузаевки и Рузаевского района. В настоящее время в его состав входят две общеобразовательные средние школы, гимназия, школа-комплекс, два профессиональных училища,
политехнический техникум. Для данных образовательных учреждений разработаны программы и учебные планы по основным учебным предметам, программированию, компьютерной технике, экономике, психологии и логике, истории русской философии, начертательной геометрии и инженерной графике, технике быстрого чтения и др.
В рамках работы филиала округа преподаватели кафедр Рузаевского института машиностроения проводят учебные занятия и научные исследования с учащимися. Часть занятий гимназических и лицейских классов проходит на базе института.
Немалую работу в рамках Регионального учебного округа выполняет Мордовский республиканский институт повышения квалификации работников образования. В его стенах постоянно ведется повышение квалификации педагогических кадров по вопросам нового содержания образования и технологии образовательного процесса, разработаны положения о гимназии, лицее, школе-комплексе, а также ряд учебных программ, учебников и учебных пособий по предметам национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, ежегодно издается свыше 30 наименований методических рекомендаций и пособий.
Интеграционные связи между субъектами округа благотворно сказываются на результатах их работы. Например, гимназии, лицеи и другие образовательные учреждения перешли на более высокий уровень подготовки учеников, о чем свидетельствуют результаты олимпиад, смотров, конкурсов, а также вступительные экзамены в вузы.
Отмечая наиболее заметные вехи на
9
пути становления и развития интегрированных связей образовательных учреждений в системе Регионального учебного округа, нельзя не обратить внимание на предстоящую работу в этом направлении. Какие неотложные проблемы образования требуют приложения усилий округа сегодня?
Учебный округ сориентирован в работе в основном на образовательные уч-
реждения „повышенного типа“ — гимназии, лицеи, колледжи. Массовая школа, где нет больших нововведений, но имеются существенные изъяны в образовательном процессе, находится вне сферы его деятельности. С учетом того, что массовая школа — это преобладающий вид учебных заведений, задача которых готовить деловых, грамотных, высоконравственных людей как явление общенародное, ей нужно помочь разработать программу развития и организовать ее реализацию.
Одной из сложнейших проблем в системе образования является проблема сельской малокомплектной школы, где много особенностей, требующих специфических технологий в образовательном процессе, иных учебников, учебных пособий, учебно-наглядных материалов и оборудования. Здесь работы непочатый край как для педагогических, так и для инженерных подразделений субъектов Регионального учебного округа. Для работы в такой школе надо готовить специалистов не по одному, а по двум-трем предметам. Особая подготовка педагогов должна быть с учетом потребностей образовательных учреждений „повышенного типа“ Учреждениям дополнительного образования детей необходимы кружководы, руководители секций, педагоги-организаторы. Региональный учебный округ должен оперативно реагировать на этот социальный заказ общества.
В современной школе невысок уровень исследовательской деятельности учащихся. Для решения этой проблемы нужно создать научные объединения, малые академии наук, исследовательские кружки для учащихся и организовать их работу. Это по силам учебному окру^ гу.
В настоящее время для общества наступает ответственный период, когда каждый гражданин должен выбрать свою нишу в новой жизни в условиях рыночных отношений. Задача Регионального учебного округа — помочь учащимся общеобразовательной и профессиональной школы хорошо подготовиться к взрослой жизни и сделать правильный выбор своего места в ней.