Научная статья на тему 'Региональная налоговая политика в условиях финансовой нестабильности'

Региональная налоговая политика в условиях финансовой нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА СУБЪЕКТА / ФИНАНСОВАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAX POLICY SUBJECT TO FINANCIAL INSTABILITY / TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гадзиева З. М., Гегкиева О. Б., Хамицева Ю. И.

В данной статье исследуется региональная налоговая политика в условиях финансовой нестабильности. Отмечается, что региональная налоговая политика является ведущим составным элементом экономической политики субъекта, обеспечивающая формирование как региональных, так и местных бюджетов, способствующая развитию производства, малого и среднего предпринимательства, стимулирующая инвестиционную деятельность, что очень важно в условиях финансовой нестабильности. Дано определение региональной налоговой политики, а также приводятся конкретные принципы построения, учитывающие финансовую обеспеченность территории. Авторы выявили актуальные проблемы, влияющие на финансовую нестабильность в регионах и имеющиеся в действующей российской практике. К проблемам регионального налогообложения причисляется несовершенная система налогового администрирования, не проработанные нормативные и законодательные материалы, а также сложный порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the regional tax policy in the conditions of financial instability. It is noted that regional tax policy is the leading element of economic policy of the subject, providing the formation of both regional and local budgets contributing to the development of production, small and medium enterprises, stimulating investment, which is very important in conditions of financial instability. The definition of a regional tax policy and also provides specific principles in which the financial security of the territory. The authors have identified relevant issues affecting the financial instability in the regions and present in the current Russian practice. The regional tax is an imperfect system of tax administration, have not developed regulatory and legislative materials, as well as the complex procedure of calculation and payment of separate types of taxes.

Текст научной работы на тему «Региональная налоговая политика в условиях финансовой нестабильности»

Экономические науки

61

УДК 336.2

РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Гадзиева З. М., магистрант 2-го года обучения по программе подготовки «Налоги и налоговое консультирование»,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ E-mail: [email protected]

Гегкиева О. Б., магистрант 2-го года обучения по программе подготовки «Налоги и налоговое консультирование»,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ E-mail: [email protected]

Хамицева Ю. И., магистрант 2-го года обучения по программе подготовки «Налоги и налоговое консультирование»,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»,

г. Владикавказ

E-mail: [email protected]

В данной статье исследуется региональная налоговая политика в условиях финансовой нестабильности. Отмечается, что региональная налоговая политика является ведущим составным элементом экономической политики субъекта, обеспечивающая формирование как региональных, так и местных бюджетов, способствующая развитию производства, малого и среднего предпринимательства, стимулирующая инвестиционную деятельность, что очень важно в условиях финансовой нестабильности. Дано определение региональной налоговой политики, а также приводятся конкретные принципы построения, учитывающие финансовую обеспеченность территории. Авторы выявили актуальные проблемы, влияющие на финансовую нестабильность в регионах и имеющиеся в действующей российской практике. К проблемам регионального налогообложения причисляется несовершенная система налогового администрирования, не проработанные нормативные и законодательные материалы, а также сложный порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов.

Ключевые слова: налоговая политика субъекта, финансовая нестабильность, налогообложение.

REGIONAL TAX POLICY IN CONDITIONS OF FINANCIAL INSTABILITY

Gadzieva Z. M., master 2-year training program "taxes and taxation",

FSBEI HE "North-Ossetian State University by the name of K. l. Khetagurov", city of Vladikavkaz

Gegkieva O. B., master 2-year training program "taxes and taxation",

FSBEI HE "North-Ossetian State University by the name of K. l. Khetagurov", city of Vladikavkaz

Hamiceva Y. I., undergraduate 2-year training program "taxes and taxation",

FSBEI HE "North-Ossetian State University by the name of K. l. Khetagurov", city of Vladikavkaz

This article examines the regional tax policy in the conditions of financial instability. It is noted that regional tax policy is the leading element of economic policy of the subject, providing the formation of both regional and local budgets contributing to the development of production, small and medium enterprises, stimulating investment, which is very important in conditions of financial instability. The definition of a regional tax policy and also provides specific principles in which the financial security of the territory. The authors have identified relevant issues affecting the financial instability in the regions and present in the current Russian practice. The regional tax is an imperfect system of tax administration, have not developed regulatory and legislative materials, as well as the complex procedure of calculation and payment of separate types of taxes.

Key words: tax policy subject to financial instability, taxation.

62

З. М. ГАДЗИЕВА, О. Б. ГЕГКИЕВА, Ю. И. ХАМИЦЕВА

Региональная налоговая политика является ведущим составным элементом экономической политики субъекта, обеспечивающая формирование как региональных, так и местных бюджетов, способствующая развитию производства, малого и среднего предпринимательства, стимулирующая инвестиционную деятельность, что очень важно в условиях финансовой нестабильности [3].

Отметим, что налоговая политика региона -это не только управление всей системой налогообложения, но и воздействие на среду, в которой осуществляется налоговый процесс, а именно, инфляционные ожидания, инвестиционная привлекательность, существующая экономическая действительность, к которой принято относить финансовую неустойчивость, колебания цен на нефть, природные катаклизмы и экономические кризисы. Все это влияет на реализацию налоговой политики субъекта и финансовую нестабильность [6].

Налоговая политика региона представляет собой разработанный план социально-экономического развития региона, наличие различные ресурсов способствующих претворению в жизнь и осуществлению текущих действий для достижения поставленных целей и задач субъекта [1].

По нашему мнению, налоговая политика субъекта должна строиться на конкретных принципах, учитывающих финансовую обеспеченность территории. Так, к таким принципам можно отнести: стимулирование развития субъектов предпринимательства как налогоплательщиков, объектов налогообложения и источников рабочих мест; осуществление поддержки со стороны государственных органов путем качественного улучшения налогового администрирования; привлечения инвестиций в экономику с той целью, чтоб в дальнейшем приумножить доходы региона; снижения совокупной налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов; развитие агропромышленного комплекса [4].

При всем при этом реализация принципов построения региональной налоговой политики не должно целиком и полностью пересматривать основные параметры действующей налоговой системы. По нашему мнению, в условиях финансовой нестабильности неразумно понимать налоговую систему только лишь как инструмент пополнения бюджетного фонда [2]. Следует обратить внимание на устранении отдельных недостатков налоговой системы, которые вызваны

противоречивостью ряда положений налогового законодательства и нерешенностью отдельных задач, поставленных в ходе осуществления региональной налоговой политики.

Курс налоговой политики региона в условиях экономического кризиса и финансовой нестабильности должен быть ориентирован максимально на привлечении дополнительных источников [5]. В этой связи, важно находить экономически обоснованные возможности для поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставлять благоприятные условия потенциальным инвесторам, снижать риски, что способствует наращению финансовых ресурсов. При любом экономическом состоянии субъекта основной целью региональной налоговой политики является экономическое развитие и рост [7].

Вместе с тем в настоящее время в регионах Российской Федерации имеется множество проблем, которые негативно воздействуют на их финансовую стабильность. К проблемам регионального налогообложения причисляется несовершенная система налогового администрирования [8, 9], не проработанные нормативные и законодательные материалы, а также сложный порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов. Кроме того, осложняет ситуацию в территориальных единицах отсутствие конкретных решений относительно налогового стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности. Такое положение не позволяет добиваться существенного прогресса в развитии региональной экономики.

Приведенные проблемы региональной налоговой политики влияют на налоговый климат, дестабилизируют систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие и в конечном счете приводят к финансовой нестабильности

[15].

На наш взгляд, благоприятная региональная налоговая политика, заинтересована в увеличении доходной базы бюджетов региональной бюджетной системы на основе формирования адекватных стратегических задач, соответствующих общим целям развития страны, четкой законодательной базы региона, учета специфических особенностей и условий деятельности отдельного региона (географическое местоположение, специфики отраслей и секторов экономики, налогового потенциала), обеспечивающих надежное финан-

НАУЧНЫЕ ИЗВЕСТИЯ • 9 • 2017

РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

63

совое существование и финансовую стабильность. При формировании адекватных стратегических задач особое место уделяется нормативам отчислений по федеральным налогам и сборам в пользу субъектов, так как это автоматически увеличить налоговую составляющую субъекта. Очень важно учесть имеющиеся проблемы и особенности регионального развития, иначе говоря «полюсы развития», точки роста в регионе.

Таким образом, региональная налоговая политика идеальна в том случае, когда соответствует основным направлениям общегосударственной налоговой политики и сочетает в себе формирование правильных стратегических задач, однозначную законодательную основу, специфику деятельности региона. Только тогда будет обеспечена финансовую стабильность субъектов Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агузарова Л. А. Проблемы формирования бюджетов муниципального образования в дотационном регионе (на материалах РСО-Алания) // Налоги и налогообложение. 2013. № 4. С. 279-285.

2. Агузарова Л. А. Пути укрепления доходов местных бюджетов в дотационном регионе (на материалах РСО-Алания) // Финансы и управление. 2013. № 4. С. 44-58.

3. Агузарова Л. А., Агузарова Ф. С. Имущественные налоги как основной источник формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3. С. 9-11.

4. Агузарова Л. А., Бесолов С. Э. Проблемы внутренней трудовой миграции в Российской Федерации и пути их решения // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3-3. С. 31-34.

5. Агузарова Ф. С. Роль имущественных платежей физических лиц в налоговом потенциале (на примере РСО-Алания) // Налоговая политика и практика. 2012. № 3-1. С. 38-40.

6. Агузарова Ф. С. Транспортный налог: современное состояние, проблемы и повышение его роли в Российской Федерации //Экономическая политика. 2015. Т. 10. - № 1. С. 149-158.

7. Агузарова Ф. С. Укрепление бюджетов субфедерального уровня Российской Федерации на основе налога на добавленную стоимость // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 4 (17). С. 165-173.

8. Артеменко Д. А. Проблемы институционализации независимой медиации взаимодействия бизнеса и государства в процедурах налогового администрирования // Journal of Economic Regulation. 2010. Т. 1. № 4. С. 5-21.

9. Артеменко Д. А. Финансовый аспект институционализации налогового администрирования // Бизнес. Образование. Право. 2010. № 3. С. 36-40.

10. БалаеваД. А., Агузарова Ф. С., Дзодзиков М. Р. Актуальные проблемы налогообложения и основные пути их решения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагу-рова. 2008. Т. 4. С. 115-118.

11. Дзобелова В. Б. Финансовый учет хозяйствующих субъектов в условиях рынка // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-1. С. 88-91.

12. Караева Ф. Е. Сущностный подход к определению понятия «Региональный кластер» // Инженерный вестник Дона. 2011. Т. 15. № 1. С. 237-247.

13. Мишустин М. В. Факторы роста налоговых доходов: макроэкономический подход // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 5. С. 8-27.

14. Олисаева А. В. Некоторые аспекты формирования инвестиционной деятельности в регионе // В сборнике: Мировая экономика в XXI веке. Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 95-103.

15. Сугарова И. В. О дотационности регионального бюджета//Финансы и кредит. 2015. №17 (641). С. 37-45.

16. Темрокова А., Караева Ф. Устойчивое развитие АПК как одно из направлений повышения инвестиционной привлекательности региона // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 3. С. 119123.

17. Токаева Б. Б. Развитие системы государственного финансового контроля // В сборнике: Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 103, 104.

18. AguzarovaL. A. Conceptual approaches to the management of social and labor potential reproduction of the region // La Pensee (Paris). 2014. Т. 76. № 10. С. 2-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.