Научная статья на тему 'Налоговый потенциал: дискуссионные подходы к определению и методы оценки'

Налоговый потенциал: дискуссионные подходы к определению и методы оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1004
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POTENTIAL / METHODS OF ASSESSMENT / BUDGET / TAX SYSTEM / TAX MANAGEMENT / GOVERNMENT REGULATION / TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полинская Марина Валерьевна, Зачишигрива Вероника Сергеевна

Субъекты России неоднородны по составу, структуре и обеспеченности финансовыми ресурсами, соответственно, по уровню экономического развития. Поэтому поиск объективного показателя для распределения и перераспределения финансовых ресурсов привёл к идее использования в этом качестве величины налогового потенциала региона, который с 80-х годов используется в зарубежной практике. Он может быть широко использован как в межбюджетных отношениях, так и в региональных бюджетно-налоговых системах в рамках регионального анализа управлении развитием территории. Этот показатель имеет большое значение для региональных органов власти, так как величина налогового потенциала определяет величину доходов регионального бюджета и, следовательно, возможности осуществления региональными органами своих функций. На основе анализа величины, налогового потенциала, его фактического использования, повышается научно-методологическая обоснованность принимаемых решений по управлению регионом и, в частности, в сфере налоговой политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjects of Russia are not uniform on composition, structure and security with financial resources, respectively, on the level of economic development. Therefore, the search of an objective indicator for distribution and redistribution of financial resources has resulted in the idea of use of the value of tax potential of the region, which is used in foreign practice since 80s. It can be widely used both in the intrabudgetary relations, and in regional budgetary and tax systems within the regional analysis of management of development of the territory. This indicator is of great importance for regional authorities as the value of tax potential determines the value of incomes of the regional budget and, therefore, a possibility of implementation by regional bodies of their functions. Based on the analysis of the value of tax potential, its actual use, the scientific and methodological validity of final decisions on management of the region and, in particular, in the sphere of tax policy is increased

Текст научной работы на тему «Налоговый потенциал: дискуссионные подходы к определению и методы оценки»

УДК 336.025

08.00.00 Экономические науки

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ДИСКУССИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Полинская Марина Валерьевна к.э.н., профессор кафедры «Налоги и налогообложение» e-mail: [email protected]

Зачишигрива Вероника Сергеевна

Студент 1 курса магистратуры учетно-финансового

факультета

e-mail: [email protected] Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

Субъекты России неоднородны по составу, структуре и обеспеченности финансовыми ресурсами, соответственно, по уровню экономического развития. Поэтому поиск объективного показателя для распределения и перераспределения финансовых ресурсов привёл к идее использования в этом качестве величины налогового потенциала региона, который с 80-х годов используется в зарубежной практике. Он может быть широко использован как в межбюджетных отношениях, так и в региональных бюджетно-налоговых системах в рамках регионального анализа управлении развитием территории. Этот показатель имеет большое значение для региональных органов власти, так как величина налогового потенциала определяет величину доходов регионального бюджета и, следовательно, возможности осуществления региональными органами своих функций. На основе анализа величины, налогового потенциала, его фактического использования, повышается научно-методологическая обоснованность принимаемых решений по управлению регионом и, в частности, в сфере налоговой политики

Ключевые слова: НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, БЮДЖЕТ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Doi: 10.21515/1990-4665-133-065

UDC 336.025 Economic sciences

TAX POTENTIAL: DISCUSSION APPROACHES TO THE DEFINITION AND METHODS OF ASSESSMENT

Polinskaya Marina Valeryevna

Cand.Econ.Sci., professor of the department «Taxes

and taxation»

e-mail: [email protected]

Zachishigriva Veronika Sergeevna

2nd-year undergraduate of the faculty of accounting

e-mail: [email protected]

Kuban State Agrarian University named after

I.T.Trubilin, Krasnodar, Russian

Subjects of Russia are not uniform on composition, structure and security with financial resources, respectively, on the level of economic development. Therefore, the search of an objective indicator for distribution and redistribution of financial resources has resulted in the idea of use of the value of tax potential of the region, which is used in foreign practice since 80s. It can be widely used both in the intrabudgetary relations, and in regional budgetary and tax systems within the regional analysis of management of development of the territory. This indicator is of great importance for regional authorities as the value of tax potential determines the value of incomes of the regional budget and, therefore, a possibility of implementation by regional bodies of their functions. Based on the analysis of the value of tax potential, its actual use, the scientific and methodological validity of final decisions on management of the region and, in particular, in the sphere of tax policy is increased

Keywords: TAX POTENTIAL, METHODS OF ASSESSMENT, BUDGET, TAX SYSTEM, TAX MANAGEMENT, GOVERNMENT REGULATION, TAX POLICY

В настоящее время использование показателя налогового потенциала на региональном уровне управления может рассматриваться как перспективная задача. В качестве первого этапа её решения выступает

необходимость выработки единого методологического подхода к объективному измерению величины налогового потенциала на региональном уровне.

Необходимо отметить, что в РФ не существует единой методики оценки величины налогового потенциала. При этом региональные институты власти оценивают и прогнозируют его размер с учетом территориальных особенностей и уровня обеспеченности информационными и технологическими ресурсами, не опираясь на накопленную научную базу[1].

Традиционно, налоговый потенциал отождествляется с налоговыми доходами. Однако налоговые доходы являются только реализованной частью налогового потенциала, поэтому существует проблема его наиболее полной оценки. В частности, при оценке налогового потенциала должен учитываться показатель прироста задолженности, результаты контрольной работы и доля теневой экономики. Проблемными, в этой связи, являются вопросы определения масштабов теневой экономики.

При раскрытии сущности налогового потенциала территории следует отталкиваться от того, что сущность есть главное в предмете и явлении, его основа. В сущности налогового потенциала должно отражаться единство его содержания и формы, а также связь с другими явлениями экономической действительности (таблица 1).

Таблица 1 - Классификация подходов к понятию «налоговый потенциал»

Автор Понятие налогового потенциала

Горский И.В. Налоговый потенциал - абстрактная финансовая категория, выражающая некую оптимальную сумму налоговых сборов (оптимальное налоговое бремя) в условиях идеальной для конкретного субъекта налоговой системы.

Лятина Е.В. Налоговый потенциал - расчетная величина, дающая качественную характеристику состояния экономики страны или региона и меняющаяся вследствие применения определенной фискальной политики в условиях фактического налогообложения к источникам и объектам, существующим и взаимодействующим в рамках экономического комплекса.

Майбуров И. А. Налоговый потенциал - потенциальная способность территории обеспечивать максимальные налоговые доходы бюджетов всех уровней посредством использования имеющихся у субъектов ресурсов в условиях действующего законодательства и налогового администрирования с учетом налогового поведения налогоплательщиков.

Пансков В.Г. Налоговый потенциал - максимально возможная сумма налоговых поступлений на определенной территории за определенный промежуток времени в условиях действующего налогового законодательства.

Юткина ТФ. Налоговый потенциал - совокупная денежная выручка всех производителей товаров, работ, услуг, уменьшенная на издержки производства и обращения.

Исходя из этого, считаем, что сущность налогового потенциала территории заключается в способности территориальной экономической системы к воспроизводству налоговых доходов. На наш взгляд, данная трактовка сущности налогового потенциала отражает его перманентную связь с экономическим потенциалом территории (рис. 1).

Рис. 1 - Характеристика экономической категории «налоговый потенциал»

Налоговый потенциал в большей степени определяется как качественный показатель и напрямую зависит от налоговых ресурсов региона[3].

Рассмотрим методы оценки налогового потенциала (рис. 2).

Налоговые органы используют в своей деятельности прямые методы, а финансовые органы - косвенные. Косвенные методы менее трудоемки, а прямые - более точные.

Рис. 2- Классификация методов оценки налогового потенциала

Рассмотрим некоторые методы оценки налогового потенциала более подробно (таблица 2).

Таблица 2 - Преимущества и недостатки различных методов

определения налогового потенциала

Метод Достоинства Недостатки

Метод с использованием фактически собранных налогов в регионе (прямой метод) Простой метод, так как показатели для расчета легкодоступны. Существует разрыв между объемом налоговых поступлений и потенциальными возможностями региона.

Метод с использованием среднедушевых доходов населения (косвенный метод) Наиболее простой метод; применим, когда НДФЛ занимает наибольший удельный вес в налоговых поступлениях территории. Неточность этого метода зависит от уровня теневой экономики.

Метод с использованием показателей ВРП (валового регионального продукта) Простой в расчете. Требует большого объема информации по каждой области.

Метод с использованием репрезентативной налоговой системы Один из более точных методов. Данные о размере налоговых баз берутся из отчетности налоговых органов и также используется средняя налоговая ставка. Обработка большого количества данных, высокая трудоемкость.

Метод с использованием совокупных налогооблагаемых ресурсов Является наиболее точным, тесно связан с валовым региональным продуктом. Использование значительного объема данных.

Рассмотрим некоторые формулы, используемые при расчете налогового потенциала региона:

1) Метод с использованием фактически собранных налогов в регионе:

НПР1 =НБ 1 хНС 1 +НБ2хНС2+... +НБКхНСК (1)

где НПР1 - налоговый потенциал ьтого региона страны;

НБк - налоговая база к-того налогового дохода ьтого региона страны;

НСк - репрезентативная (средняя) налоговая ставка по к-тому налоговому доходу ьтого региона страны, %.

2) Метод с использованием показателей ВРП:

где НП - налоговый потенциал субъекта РФ на очередной финансовый год;

ВРП- валовой региональный продукт субъекта РФ;

РС - средняя налоговая ставка по региону.

3) Метод с использованием репрезентативной налоговой системы. Для начала следует рассчитать среднюю ставку по России каждому налогу.

где СТср. - средняя ставка по налогу в целом по РФ; НПф - фактические налоговые поступления по налогу по РФ; НБ - налоговая база по данному налогу по всем регионам. Налоговый потенциал рассчитывается по следующей формуле, в которой используется средняя ставка по налогу в целом по РФ:

где НБ - налоговая база по определенному налогу;

СТср - средняя ставка, рассчитанная по определенному налогу.

Государственные органы определяют объёмы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения государственных расходов на плановый период. Одним из главных показателей при планировании бюджетных доходов является величина налогового потенциала. В свою очередь, налоговый потенциал выражает совокупность объектов налогообложения в рамках действующей налоговой системы, расположенных на территории конкретного субъекта федерации. Совокупная величина налогового

НЛ=ВРПхРС

(2)

(3)

НПр = (НБ/ СТср1) + (НБ2*СТср2) + (НБК* СТсрк) (4)

потенциала определяет возможности органов власти Краснодарского края по формированию доходной части бюджета региона.

Рассчитаем за 2014-2016 гг. фактический налоговый потенциал Краснодарского края по формуле:

НП = Ф + З + Р (5)

где Ф - фактические поступления налогов, З - прирост задолженности, Р - результаты контрольной работы.

В таблице 3 произведем оценку налогового потенциала Краснодарского края.

Таблица 3 - Оценка налогового потенциала Краснодарского края

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. к 2014 г.,% 2016 г. к 2015 г.,%

Фактические поступления налогов, тыс. руб. 218122794 257610426 292828762 118,1 113,7

Прирост задолженности, тыс. руб. +7474344 -4897813 -649790 х х

Результаты контрольной работы, тыс. руб. 11799430 7945667 8900199 67,3 112,0

Налоговый потенциал, тыс. руб. 237396568 260658280 301079171 109,8 115,5

Численность населения Краснодарского края, тыс. чел. 5404,3 5453,3 5513,8 100,9 101,1

Налоговый потенциал в расчете на душу населения (индекс налогового потенциала), руб. 43927,35 47798,27 54604,66 108,81 114,24

По данным таблицы 3 наблюдается положительная динамика

рассматриваемых показателей за счет того, что поступления налогов возросли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 18,1%, а в 2016 г. по

сравнению с 2015 г. на 13,7 %, как следствие, мы наблюдаем тенденцию роста налогового потенциала Краснодарского края. В 2016 г. заметна положительная динамика всех показателей. Не смотря на то, что количество жителей возрастает, на каждого человека в регионе фактически приходится 54604,66 руб. собранных налогов, что на 6806,39 руб. больше по сравнению с предыдущим годом.

Сравним налоговый потенциал Краснодарского края и Ростовской области (таблица 3 и 4). Так как методически не верно сравнивать именно налоговый потенциал данных регионов, так как субъекты РФ разные и по площади территории, и по объемам ресурсов, поэтому мы будем сравнивать такой показатель, как налоговый потенциал в расчете на душу населения (индекс налогового потенциала).

Таблица 4 - Оценка фактического налогового потенциала Ростовской области

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. к 2014 г.,% 2016 г. к 2015 г.,%

Фактические поступления налогов, тыс. руб. 160172807 169055262 292828762 105,5 173,2

Прирост задолженности, тыс. руб. +10722436 -2269074 +5504308 х х

Результаты контрольной работы, тыс. руб. 17510348 6732094 7865875 38,4 116,8

Налоговый потенциал, тыс. руб. 188405591 173518282 306198945 92,1 176,5

Численность населения Ростовской области,тыс. чел. 4245,5 4242,1 4236 99,9 99,9

Налоговый потенциал в расчете на душу населения (индекс налогового потенциала), руб. 44377,71546 40903,86412 72284,92564 92,2 176,7

По данным таблицы 4, можно сделать вывод о том, что в 2016 г. по сравнению с 2015 г., наблюдается резкий скачок налоговых поступлений на 73,2%. Поэтому и налоговый потенциал значительно увеличился - на 76,5%. Численность населения в Ростовской области за эти годы уменьшалась. Положительная динамика налогового потенциала может объясняться эффективной работой налоговых органов, правильно выбранными методами и способами налогового администрирования и, возможно, сокращением доли теневой экономики. Общий объем данного показателя выражается в расчете на душу населения, что составляет 72284,93 руб. на человека в 2016 г., что на 17680,27 руб. больше, чем в Краснодарском крае. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 2016 г. темпы роста эффективности налогового администрирования в Ростовской области выше аналогичного показателя в Краснодарском крае.

Для объективной оценки налогового потенциала региона недостаточно, на наш взгляд, учитывать только фактические показатели. Для определения максимально возможного объема налогового потенциала, рассчитаем стратегический налоговый потенциал Краснодарского края:

СНП = НП+ НП х ТЭ (6)

где СНП - Стратегический налоговый потенциал региона;

НП - налоговый потенциал региона;

ТЭ - доля теневой экономики в регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По неофициальным данным, предоставленным ЮГ Times, на 2016 г. доля теневой экономики в крае составляет 28,1%, а по всей России - 43% от ВВП, что значительно выше по сравнению с другими странами.

Рассчитаем стратегический налоговый потенциал Краснодарского края на 2016 г.: СНП = 301079171+301079171х28,1% = 385682418,1 руб.

На основании проведенного исследования, вносим следующие предложения, направленные на повышение достоверности оценки налогового потенциала и увеличение его объема:

- разработать мероприятия по сокращению доли теневой экономики;

- применять новые направления урегулирования налоговой задолженность и повышения эффективности налогового контроля;

- разработать пути повышения уровня сбора налогов в Краснодарском крае;

- уточнять и конкретизировать статистическую и налоговую отчетность по видам налогов;

- синхронизировать и упорядочивать данные отчетов, публикуемых различными ведомствами;

- составлять и оперативно публиковать налоговые паспорта регионов.

Существующая дифференциация российских регионов по природно-климатическим и географическим условиям, уровню социально-экономического развития, налоговому потенциалу требует внесения корректировок в планировании и прогнозировании налоговых возможностей региона. Укрепление налогового потенциала регионов России связано с решением комплекса задач, направленных на обеспечение экономической стабильности, совершенствование бюджетно-налогового законодательства и улучшение системы и механизма налогового администрирования.

Литература

1. Барулин, С.В. Налоговый менеджмент. Учеб. Пособие / С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.Е. Степаненко. - М.: Дашков и К, 2017. - 272 с.

2. Курбанаева, Л. Х. Налоговый потенциал: методы оценки и пути повышения [Текст] / Л. Х. Курбанаева, В. И. Стерлядев // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — С. 115-120.

3. Майбуров, И. А. Налоговый менеджмент. Продвинутый курс [Электронный ресурс]: учебник для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит»/ И.А. Майбуров [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 — 559 с.

4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pro-spo.ru/socialecon/3492-osnovnye-napravleriiya-nalogovoj- politiki-rossiiskoj -federaczii-na-2013 -god-i-na-planovyj -period-2014-i-2015-godov.

5. URL:https://www.nalog.ru/rn23/ (дата обращения 05.10.2017 г.).

6. URL:http://minfin.ru/ru/ (дата обращения 04.10.2017 г.).

References

1. Barulin, S.V. Nalogovyj menedzhment. Ucheb. Posobie / S.V. Barulin, E.A. Ermakova, V.E. Stepanenko. - M.: Dashkov i K, 2017. - 272 s.

2. Kurbanaeva, L. H. Nalogovyj potencial: metody ocenki i puti povyshenija [Tekst] / L. H. Kurbanaeva, V. I. Sterljadev // Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitija : materialy X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 31 dek. 2016 g.). V 2 t. T. 2 / redkol.: O. N. Shirokov [i dr.]. — Cheboksary: CNS «Interaktiv pljus», 2016. — № 4 (10). — S. 115-120.

3. Majburov, I.A. Nalogovyj menedzhment. Prodvinutyj kurs [Jelektronnyj resurs]: uchebnik dlja magistrantov, obuchajushhihsja po programmam napravlenija «Finansy i kredit»/ I.A. Majburov [i dr.].— Jelektron. tekstovye dannye.— M.: JuNITI-DANA, 2014.— 559 c.

4. Osnovnye napravlenija nalogovoj politiki Rossijskoj Federacii na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://pro-spo.ru/socialecon/3492-osnovnye-napravleriiya-nalogovoj- politiki-rossiiskoj -federaczii-na-2013 -god-i-na-planovyj -period-2014-i-2015-godov.

5. URL:https://www.nalog.ru/rn23/ (date of the application05.10.2017 г.).

6. URL:http://minfin.ru/ru/ (date of the application 04.10.2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.