44
Экономические науки
УДК 336.2
ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВ: МЕТОДЫ И СХЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Базрова А.О., магистрант 2-го года обучения, экономический факультет, кафедра налоги и налоговое консультирование,
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»,
г. Владикавказ
E-mail: [email protected]
Кокоева А.В., магистрант 2-го года обучения, экономический факультет, кафедра бухгалтерский учет и налогообложение,
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»,
г. Владикавказ
E-mail: [email protected]
Мамиев У.А., аспирант, экономический факультет, кафедра бухгалтерский учет и налогообложение,
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ
E-mail: [email protected]
Цель оптимизации налогов - уменьшить налоговые обязательства законными методами. При планировании налоговой политики важно учитывать современные тенденции налогообложения и налогового контроля. И принимать во внимание опыт других предприятий, которые уже проиграли или выиграли споры с налоговиками по похожим вопросам.
Ключевые слова: налог, оптимизация, отчисление, налоговые органы, методы.
OPTIMIZATION OF TAXES: METHODS AND SCHEMES OF PLANNING
Bazrova A.O., undergraduate of the 2nd year of training, economics department, department taxes and tax consultation,
FSBEI HE "North Ossetian state university named after K.L. Khetagurov", city of Vladikavkaz
Kokoyeva A.V., undergraduate of the 2nd year of training, economics department, department accounting and taxation,
FSBEI HE "North Ossetian state university named after K.L. Khetagurov", city of Vladikavkaz
Mamiyev U.A., graduate student, economics department, department accounting and taxation,
FSBEI HE "North Ossetian state university named after K.L. Khetagurov", city of Vladikavkaz
The goal of tax optimization is to reduce tax liabilities by legal methods. When planning a tax policy, it is important to take into account current trends in taxation and tax control. And take into account the experience of other enterprises that have already lost or won disputes with tax officials on similar issues. Key words: tax, optimization, deduction, tax authorities, methods.
Каждая структура успешного бизнеса стремит- деятельности, ужесточается политика налого-ся к рентабельности производства, поэтому опти- вого обложения бизнеса, оптимизация налого-мизация налогов, методы и схемы - актуальный обложения интересует не только действующие вопрос. Каждый год для предпринимательской компании, но и начинающие предприниматели.
Эффективность рентабельности компании повышается с применением не законных способов минимизации налоговых отчислений. Но есть большой риск попасть под уголовную ответственность, лучше добросовестно платить налоги, тем более, если есть законные способы оптимизации налоговых сборов на предприятии [5].
Для этого надо всегда учитывать следующие рекомендации специалистов:
1. Есть возможность у предпринимателя выбрать условия (вид) налогообложения.
2. Предприниматель имеет право выбирать методы ведения своей деятельности, и варианты учета финансовых операций, которые не противоречат закону РФ [8].
Специалисты особо обращают внимание на начинающих предпринимателей и руководителей компаний, есть много вариантов оптимизации налогообложения, но они имеют свойство устаревать, так как периодически меняются нормы налогового законодательства в РФ.
По этой причине необходимо всегда следить за изменениями в законодательстве РФ по налогам, чтобы своевременно проводить корректировку схем оптимизации отчислений.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Существуют разные специальные режимы налогообложения, применяя которые, можно снять налоговое давление с компании. Этими льготами предприниматели могут пользоваться во многих областях деятельности, выбирая для своего бизнеса лучшую схему налоговых отчислений.
Специальный налоговый режим - это схема, по которой взимается налоговый платеж с предпринимателя согласно законодательству.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей(единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения [9].
ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ
НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ
Предлагается рассмотреть особенности специальных налоговых режимов, для того чтобы была понятна оптимизация налогов, методы и схемы, и для правильного выбора систему обязательных платежей, а именно:
1. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) предпочтительно выбирать для фермерской работы: выращивание посевных культур, разведение скота, организация фермы, а также рыбным хозяйствам. Это дает экономию и оптимизацию обязательных платежей. На этот режим предприниматель может перейти самостоятельно, но пользоваться режимом ЕСХН он сможет только с нового отчетного периода. Предприятия, которые только организовались и выбрали этот режим, работают по нему сразу.
Ставка по этому виду налога составляет 6 %, которая может быть понижена, когда есть потери в производстве.
2. Упрощенная система налогообложения (УСН) - популярный вид налоговых сборов, который выбирают многие предприниматели. Данным видом не могут воспользоваться малые компании, имеющие представительства или филиалы в других регионах деятельности. [6]
Этот вид налогового сбора дает возможность бизнесмену избежать таких трат как:
• оплату налогового сбора на прибыль;
• не надо платить имущественный налог, кроме тех объектов, когда кадастровая стоимость объекта недвижимости равняется налоговой базе.
3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), имеет преимущество - он фиксированный, так как не зависит от получаемой прибыли. Этот вид налогового сбора могут использовать предприниматели занимающиеся следующим видом деятельности, это:
• продажа продукции в розницу;
• в системе общественного питания;
46
А.В. КОКОЕВА, А.О. БАЗРОВА, У.А МАМИЕВ
• в сфере обслуживания животных оказания им помощи (ветеринар);
• оказание услуг населению в быту;
• автомобильный сервис, автомойки;
• рекламная деятельность предпринимателя;
• занятие по сдаче в аренду участков земли или торговых павильонов;
• транспортные услуги для населения и предприятий;
• организация платных стоянок для авто.
Эти сегменты рыночной деятельности предпринимателя позволяют при системе налоговых сборов ЕНВД собирать высокую прибыль, а налоговые сборы оплачивать фиксированными суммами, что делает налогообложение оптимизированным.
4. Патентный режим налоговых сборов предпочтительно применяют бизнесмены, открывшие предпринимательскую деятельность по форме ИП, когда в штате производства не больше 15 работников.
Надо отметить, что предприниматель, работающий по патенту, может применять и другие виды налоговых отчислений, те которые ему выгодны в конкретный момент активности его предпринимательской деятельности.
Часто патентную систему применяют для следующих направлений деятельности, это:
• ремонтные работы с предметами одежды, ее пошив;
• услуги парикмахера;
• открытие салонов красоты;
• организация сервиса по чистке и стирке предметов одежды;
• ремонтные работы с бытовой техникой населения;
• предоставление услуг фотографической направленности, съемки торжественных мероприятий, фото на документы;
• ремонтные работы авто сервисного направления;
• квартирный ремонт;
• репетиторские услуги;
• другие направления деятельности для этого вида налогового бремени [2].
Правильное использование специальных режимов может помочь начинающим предпринимателям оптимизировать налоговые вы-
платы. Действующие компании для улучшения показателей рентабельности пользуются специальными режимами, когда это разрешено законом.
КАК ОПТИМИЗИРОВАТЬ РЕГИОНАЛЬНЫЕ
НАЛОГИ С УЧЕТОМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЛЬГОТ?
По мнению специалистов, оптимизация налогов в 2017 г. исходя из послания Министерства финансов РФ в Госдуму, сводится с переводом льгот для предпринимателей, выданных на федеральном уровне в региональное пользование, что дает право администрации их отменить. С этого года вводится период перехода сроком до 5 лет, зависит от категории льгот предпринимательской деятельности, когда все преференции по льготам сохраняются.
Региональная администрация по истечению срока переходного периода для льготников имеет право решить, отменить их или же продолжить. Эксперты выражают мнение, что в большинстве случаев льготные режимы для предпринимательской деятельности будут отменены. Целью этого нововведения является заставить местную администрацию активно искать деньги на предпринимательскую деятельность в регионе, налаживать работу с бизнесменами, и не рассчитывать на трансфер от государства.
Специалисты утверждают, что эффект от оптимизации налоговых отчислений на предприятии будет выше, если будут применяться в комплексе все законные меры и схемы [4], не делать упор на одноразовых схемах, а работать с длительным временным периодом.
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Прежде чем заключить договор, можно провести анализ налоговых отчислений по нему, важная часть договора, это условия, а именно:
• передача собственности на продукцию, когда определяется момент начисления платежей по времени передачи прав;
• в каких отношениях находятся стороны договора, если в зависимых отношениях, то региональное управление налоговых сбо-
ров может проверить истинную стоимость продукции;
• правильно выбрать контрагента, он может быть резидентом или лицом, имеющим льготы, а также не резидентом;
• с кем заключается договор с ИП или «ООО» форма юридическая организации или частная, это также влияет на сумму налоговых отчислений.
Всегда заключая договора необходимо учитывать особенности отношений, это влияет на налогообложение предприятия в целом. Суще-
ствует балансовый метод планирования налогов, который рекомендуется специалистами при работе на договорных условиях. Оптимизация налоговых сборов происходит заранее, до заключения договора [8].
Простым способом показать рентабельность работы предприятия считается повышение стоимости продукции, а также стоимости основных фондов, когда происходит переоценка амортизации, но тогда есть риск попасть на увеличение имущественного налога, по этой причине этот способ не работает при уплате налога на имущество [14].
ЛИТЕРАТУРА
1. АгузароваЛ.А. Новое в налоговом законодательстве Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 6. С. 9-11.
2. АгузароваЛ.А. Проблемы формирования бюджетов муниципального образования в дотационном регионе (на материалах РСО - Алания) // Налоги и налогообложение. 2013. № 4. С. 279-285.
3. Агузарова Ф.С. Укрепление бюджетов субфедерального уровня Российской Федерации на основе налога на добавленную стоимость // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 4. С. 165-173.
4. Агузарова Ф.С., Балаева Д.А. Проблемы и пути оптимизации налоговой системы России // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2008. Т. 3. С. 72-77.
5. Балаева Д.А., Агузарова Ф.С., Дзодзиков М.Р. Актуальные проблемы налогообложения и основные пути их решения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2008. Т. 4. С. 115-118.
6. ГончаренкоЛ.О., Осетрова Н.И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры // Налоги и налогообложение. 2015. № 11. С. 55.
7. Зангионов А.Н. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства // В сборнике: Экономическая ситуация в России и пути укрепления налогового потенциала: сборник научных трудов. Владикавказ, 2007. С. 48-59.
8. Зудина Е.М. О роли налога на прибыль организаций в доходах территориальных бюджетов // Налоги и налогообложение. 2008. № 4. С. 21-24.
9. Караева Ф.Е., Арамисова Д.Р. Оценка вероятности банкротства и некоторые пути к финансовому оздоровлению // В сборнике: Актуальные проблемы современной экономики: международные, внутринациональные и региональные аспекты: сборник научных трудов по итогам IX Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 217-220.
10. Тадтаева В.В. Проблемы финансирования социальной сферы в условиях программного бюджетирования // Экономика и предпринимательство. 2017. № 7. С. 1079-1084.
11. Тадтаева В.В. Реализация программного бюджетного планирования в системе управления социально ориентированными расходами // Экономика и предпринимательство. 2017. № 7. С.1024-1030.
12. Темрокова А., Караева Ф.Е. Устойчивое развитие АПК как одно из направлений повышения инвестиционной привлекательности региона // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 3. С. 119-123.
13. Токаева С.К., Туаева В.Ю. Роль налогового потенциала в формировании доходов региональных и местных бюджетов // В сборнике: Актуальные вопросы социально-экономического развития регионов России: сборник трудов. Владикавказ, 2016. С. 132-137.
14. Хапсаева Р.Б., Небежева Ф.А. Специальные налоговые режимы: цель введения и практика применения в Российской Федерации // Научные известия. 2016. № 5. С. 72-78.