РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
Чащина Н.Е., Мингалева Ж.А.
В статье рассмотрены вопросы регионализации образования на основе активизации использования в региональном экономическом развитии интеллектуального потенциала вузов. Поставлена проблема оптимизации взаимодействия вузов и органов государственной власти в интересах устойчивого социально-экономического развития регион. Исследование базируется на опыте реализации целевой образовательные программы Пермского края "Вузы и регион ".
Сегодня, в соответствии с теорией стадий роста, согласно которой на постиндустриальной стадии развития экономики основными "ростообеспечивающими" отраслями становятся отрасли нематериального производства, к числу которых относятся, прежде всего, наука и образование, главным конкурентным преимуществом любого региона становится взаимосвязь человеческого и интеллектуального потенциала с ростом благосостояния населения. Это в полной мере относится и к российским регионам.
По мнению современных регионалистов, перспективы развития Пермского края (наряду с Архангельской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Камчатской, Костромской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Сахалинской и Тверской областями), прежде всего, связаны с увеличением доли инвестиций в человеческий потенциал, повышением качества управления и управленческого потенциала [1, с. 60]. Это, в свою очередь, становится возможным благодаря формированию в регионе "точек роста" или региональных "полюсов роста", опирающихся на научно-образовательные возможности региона, поскольку именно они обладают наибольшими способностями воспроизводства и развития инновационнотехнологического и интеллектуального потенциалов.
Второй ключевой тенденцией современного развития является процесс "регионализации" - усиления относительного обособления региональных систем, представляющего собой получение и реализацию прав и обязанностей региона в выборе собственных стратегий развития [2, с. 11 - 18], который охватывает все области экономики и общественной жизни, в том числе сферу образования. Причинами усиления процесса регионализации российской системы образования в настоящее время стали: демократизация образования, изменения в системе финансирования учебных заведений, а также поиск государством новых управленческих механизмов, адекватных изменившейся социально-экономической ситуации. Таким образом, регионализацию образования следует понимать как учет региональных особенностей в структуре, сущности и организации деятельности системы образования региона [2].
Важным свойством регионализации выступает способность обеспечивать доступность, полноту и непрерывность образования, обеспечивать единство и целостность образовательного пространства региона. Процесс регионализации образования влияет на развитие у обучающихся ответственности за будущее своего народа, гордости за свою культуру. С идеей регионализации также связаны ожидания сохранения языка, национальной самобытности, возрождения духовности.
Наконец, вследствие утраты федеральным Министерством образования административных и финансовых инструментов контроля за региональными образовательными системами особое значение в настоящее время и на перспективу приобретает поиск механизмов, способных предотвратить разрыв единого образовательного пространства государства, устранить различия в содержании и качестве образовательных программ вузов. В этом смысле особенно важным становится разработка и реализация эффективной образовательной политики региона. При этом следует помнить, что данный процесс должен осуществляться в рамках общегосударственной политики, а их взаимодействие будет выглядеть следующим образом (см. рис. 1).
Г осударственная политика регионализации Г осударственная образовательная политика Развитие регионов за счет усиления специфических социально- экономических, образовательных, культурных особенностей территории. Обеспечение широты доступа населения к качественному образованию. Установление более прочных связей между образованием, региональным рынком труда и производством
г
Политика конкретного региона (
С амостоятельная образовательная политика региона Обеспечение целостности и скоординированности процессов развития системы образования в регионе
"1
1
Г Развитие целостной региональной системы образования, отражающей особенности социально-экономического механизма территории
Стратегия регионального развития
Рис. 1. Взаимодействие общерегиональной политики и региональной образовательной политики
Таким образом, региональная политика, представляющая собой часть национальной стратегии социально-экономического развития, предполагает разработку и реализацию региональной образовательной политики. Последняя способствует обеспечению единства и взаимодополнению государственных и региональных интересов, усилению приоритета образования как ценности, созданию единого внутреннего дифференцированного образовательного пространства (обеспечивающего единство и преемственность отечественных и мировых культурных традиций).
Углубление анализа данного вопроса позволяет ввести термин "транссферная" (от лат. ^апв - через, сквозь) ориентация образования [3, с. 4]. Такой подход предполагает активное и прямое взаимодействие субъектов системы образования с субъектами других отраслей и сфер деятельности для решения имеющихся проблем образовательно-культурными средствами на основе их кооперирования.
Важнейшими принципами региональной образовательной политики, основанной на транссферной ориентации образования, сегодня становятся следующие [3, с. 4 - 5]:
• социокультурный характер образовательной деятельности, означающий преодоление ведомственно-функциональной ограниченности субъектов системы образования, реализацию ими более широких функций в ходе решения социальных проблем при помощи культурно-образовательных средств;
• региональная образовательная интеграция - согласованная деятельность учреждений образования, науки, культуры в интересах освоения личностью
нового содержания жизни и удовлетворения новых социокультурных потребностей регионального сообщества;
• межотраслевая кооперация - совместные действия отраслевых органов управления при решении региональных проблем с использованием ресурсов и возможностей всех заинтересованных сторон;
• образовательный протекционизм - разработка региональными органами власти и управления системы мер, направленных на поддержку образовательной деятельности, связанной с решением важных проблем сохранения социальной стабильности и воспроизводства культурных традиций;
• единство базово-образовательного и сервисно-образовательного видов деятельности - сочетание основной, учебно-воспитательной деятельности с оказанием дополнительных образовательных, информационных и других услуг;
• гласность - информированность общественности, властных и хозяйственных структур об образовательной деятельности.
К перечисленным выше принципам, на наш взгляд, следует добавить также:
• целостность и скоординированность процессов развития системы образования в регионе - функционирование образовательной системы как целостного механизма, направленное на достижение единых целей и задач образовательных субъектов всех уровней;
• доступность и непрерывность образования - уменьшение неравенства образовательных возможностей и устранение барьеров, препятствующих получению образования на протяжении всей жизни.
Комплекс принципов региональной образовательной политики, основанной на транссферной ориентации образования, приведен на рис. 2.
Возможность и необходимость принятия решений не только практического, но стратегического характера серьезно повышает ответственность всех уровней и ветвей местной власти как за обеспечение нормального функционирования, так и за ускоренное развитие региона. В свою очередь, это требует от руководителей субъектов РФ проведения такой региональной политики, которая бы не только учитывала специфику "места", но и в полной мере опиралась на имеющиеся в регионе ресурсы и возможности изменений. Такая политика должна строиться на основе идеологии и методов управления, наиболее полно учитывающих состояние, возможности, особенности, традиции и потребности региона.
В решении стратегических проблем социально-экономического развития регионов все большее значение приобретает использование научного потенциала местных вузов - прежде всего в кадровом и научно-техническом обеспечении проводимых реформ. Уже на начальном этапе реформ было очевидно, что выход из кризиса может оказаться менее болезненным, если местная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые, в частности, формируя такую региональную политику, которая бы позволила регионам максимально использовать весь имеющийся интеллектуально-творческий потенциал для достижения социальной стабильности и сбалансированного экономического и культурного развития.
Региональная
образовательная
интеграция
Межотр аслев ая кооперация
О бр азов ательный протекционизм
Рис. 2. Принципы региональной образовательной политики, основанной на транссферной ориентации образования
В этой ситуации приходит (хотя и медленно) понимание региональным руководством исключительной роли высшего образования в части его воздействия как на внутреннюю образовательную среду (общее, начальное и среднее профобразование), так и на среду внешнюю (подготовка высоквалифицированных профессионалов - исполнителей, управленческого корпуса для всех сфер общественной практики, повышение квалификации и переподготовка кадров, развитие фундаментальной науки, прикладных исследований, выполнение инновационных разработок, реализация социально и экономически значимых проектов и т.п.).
Тем самым постепенно в России актуализируется понятие, широко используемое в мировой экономической литературе и на практике, - "интеллектуальный капитал", а интеллектуальный капитал вузов становится и гарантом, и средством устойчивого регионального развития. С этой точки зрения интересен анализ опыта реализации областной целевой программы "Вузы и регион (2003 - 2005 гг.)" в Пермском крае*.
Разработанный по инициативе Совета ректоров пермских вузов и поддержанный Администрацией Пермской области проект концепции целевой программы представлял собой динамичную модель кооперации вузов для решения актуальных региональных проблем и взаимосвязанного развития образовательной сферы [4, с. 3]. При этом стороны (заказчик - Администрация Пермской области и подрядчик - Совет ректоров вузов Пермского региона) исходили из общего понимания того, что федеральные вузы, расположенные в регионе, в действительности обладают значительно большим, чем дру-
* Статус "края" Пермская область приобрела в 2007 году. Первоначальное название программы было несколько иным: "Устойчивое развитие: вузы и регион".
гие учреждения образования, интеллектуальным потенциалом и являются не просто отраслевыми "кузницами" по подготовке дипломированных специалистов. При этом происходит кооперация деятельности вузов различной отраслевой направленности, усиливающая возможности друг друга, административного ресурса и финансовых источников участвующих сторон [3, с. 7].
Предложенная концепция легла в основу областной целевой программы. "Вузы и регион (2003 - 2005 гг.)". Стратегическая цель программы сформулирована следующим образом: заложить социокультурные основы устойчивого развития Пермской области путем активного включения интеллектуально - творческого ресурса вузов региона в процессы социальных преобразований. Тактическая цель программы (с учетом сроков реализации): развитие интеллектуального потенциала Прикамья, поддержка и повышение эффективности использования образовательной, научной, культурной базы высших учебных заведений Пермской области в интересах региона. В программу входят две основные группы задач - "А" и "Б" [5, с. 179 - 191].
Группа "А" - задачи, обеспечивающие стабилизацию (повышение устойчивости) регионального социума в условиях реформ, в том числе: организация системы эффективного взаимодействия высшей школы и других подсистем образования (дошкольного, дополнительного, начального и среднего профессионального); расширение доступности высшего образования Пермской области; сохранение ведущих научных, инженерно-технических, педагогических, художественных традиций и школ региона; социализация студенческой молодежи в условиях переходного периода (быт, досуг, занятость и т.д.); реконструкция систем усвоения этико-эстетических ценностей (патриотизма, гражданственности, служения делу, стремления к красоте и т.д.); культурнообразовательная поддержка сельской интеллигенции; профилактическая направленность социально-экологической работы.
Группа "Б" - задачи, обеспечивающие развитие области путем решения региональных проблем, удовлетворения текущих потребностей, а именно: научно-
образовательная поддержка хозяйственного развития региона; активизация инновационной деятельности в производственной и непроизводственной сферах; информатизация социально-культурной сферы; удовлетворение потребностей регионального рынка образовательных услуг и рынка труда; создание системы мониторинга потребностей городов и районов в специалистах с высшим образованием; создание региональноориентированной системы непрерывной подготовки и дополнительного профессионального образования кадров; активизация деятельности вузов и повышение их роли в экономике региона.
В качестве главного итога реализации программы предполагалась оптимизация взаимодействия вузов и органов государственной власти Пермской области в интересах устойчивого социально-экономического развития. Кроме того, результаты реализации программных мероприятий должны были во многом способствовать достижению целей и задач, определенных в "Стратегии социально-экономического развития Пермского края", в части развития социальной сферы и модернизации его экономики.
Отчет об исполнении данной Программы позволяет провести предварительный анализ и оценку эффективности результатов реализации запланированных мероприятий, определить проблемы использования потенциала вузов в процессе развития региональной экономики, сформулировать соответствующие выводы [6].
Ключевым, на наш взгляд, является вывод о том, что Программа "Вузы и регион (2003 - 2005гг.)" в основном выполнена. Реализована цель Программы - развитие ин-
теллектуального потенциала Прикамья, поддержка и повышение эффективности образовательной, научной, культурной базы вузов Пермской области в интересах региона. Задачи Программы, обеспечивающие стабилизацию регионального социума в условиях реформ, решались последовательно, способствовали организации системы эффективного взаимодействия высшей школы и других подсистем образования, расширению доступности высшего образования населению Пермского края, сохранению ведущих научных, инженерно-технических, педагогических, художественных традиций и школ региона, социализации студенческой молодежи, реконструкции систем усвоения этикоэстетических ценностей, культурно-образовательной поддержки сельской интеллигенции, профилактической работы и деятельности органов здравоохранения.
В период реализации Программы активизировалась деятельность вузов, повысилась их роль в экономике региона; ежегодно вводятся новые специальности и специализации; на рынке труда выпускники с высшим образованием пользуются большим спросом и являются категорией граждан, которая менее всего ищет работу, регистрируясь в центрах занятости на очень короткий срок. Объединенные усилия были направлены на научную поддержку хозяйственного развития региона, активизацию инновационной деятельности в производстве, информатизацию социально-культурной сферы, удовлетворение потребностей регионального рынка труда, создание системы мониторинга потребностей городов и районов в специалистах с высшим образованием, создание регионально-ориентированной системы непрерывной подготовки и дополнительного образования кадров. Для создания условий по повышению эффективности использования производственного потенциала промышленных предприятий края проведена паспортизация 15 новых технологий на предприятиях области, создан инновационный образовательный центр по подготовке специалистов инновационной деятельности и соответствующие элементы учебно-методического комплекса, в том числе в формате дистанционного обучения.
Положительным результатом реализации Программы является создание межвузовского центра содействия трудоустройству выпускников вузов; формирование базы данных по перспективным технологиям предприятий Пермской области и разработка рекомендаций по организации новых производств; создание базы данных по инновационной деятельности для предприятий, научно-исследовательских организаций и органов исполнительной власти. Все эти мероприятия способствуют координации, обучению и обеспечению инновационной и предпринимательской деятельности в производственной и непроизводственной сферах.
Таким образом, главным итогом реализации Программы является оптимизация взаимодействия вузов и органов государственной власти Пермского края в интересах устойчивого социально-экономического развития региона. Кроме того, было достигнуто решение (или создание условия для решения в будущем) региональных проблем по заявленным направлениям; создание (и упрочение) модели взаимообусловленного развития региона и вузов на основе оптимального использования интеллектуального потенциала и "интеллектуального капитала" последних; формирование основ (в дальнейшем-совершенствование) механизма научного обеспечения регионального менеджмента.
В целом, можно констатировать следующее:
1. Современная региональная власть объективно нуждается в новых управленческих моделях и технологиях, способных обеспечить востребованность интеллектуаль-
но-творческого ресурса. Именно образование способно единовременно обеспечивать процессы функционирования (стабилизации) и развития, задавая социальную устойчивость и культурную преемственность в условиях реформ.
2. Федеральные вузы располагают большим (образовательным, научным и пр.) потенциалом для участия в решении проблем региона и реализации стратегических программ его развития.
3. Областные целевые образовательные программы могут стать инновационноуправленческой моделью межвузовской консолидации интеллектуальных ресурсов, их востребованности практикой регионального управления в формате, обеспечивающем развитие и вузов и региона.
4. Набор заказа на разработку и решение региональных проблем со стороны региональных органов власти может меняться, но имеющие стратегическое значение результаты будут обязательно достигаться (в большей или меньшей степени в зависимости от эффективности управления программами).
ЛИТЕРАТУРА
1. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2006.
2. Наумов С.В. Регионализация образования и стратегии управления его развитием // Интеграция образования. 2004. № 4.
3. Малянов Е.А. Вузы Прикамья и Пермский регион: контуры эффективного взаимодействия // 85 лет высшему профессиональному образованию на Урале: Тез. докл. и сообщ. отчет, науч.-практ. конф. 23 - 25 окт. 2001 г. Пермь, 2002.
4. Малянов Е.А. Развитие образования и производительных сил в России: региональный проспект // Aima mater. Вестник высшей школы. 2001. № 6.
5. Областная целевая Программа "Вузы и регион (2003 - 2005 гг.) // Бюллетень Законодательного Собрания и Администрации Пермской области. 2006. № 8.
6. Отчет об исполнении областной целевой программы "Вузы и регион (2003 - 2005 гг.)" / Приложение к Закону Пермского края от 28.07.2006 г. № 3. С. 179 — 726.