Научная статья на тему 'Регионализация образования: использование интеллектуального потенциала вузов (на примере Пермского края)'

Регионализация образования: использование интеллектуального потенциала вузов (на примере Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / THE POTENTIAL FOR REGIONALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чащина Н. Е., Мингалева Ж. А.

В статье рассмотрены вопросы регионализации образования на основе активизации использования в региональном экономическом развитии интеллектуального потенциала вузов. Поставлена проблема оптимизации взаимодействия вузов и органов государственной власти в интересах устойчивого социально-экономического развития регион. Расследование базируется на опыте реализации целевой образовательные программы Пермского края «Вузы и регион».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIONALIZATION OF EDUCATION: THE USE OF THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (FOR EXAMPLE, THE PERM REGION)

The paper deals with the regionalization of education through increased use of regional economic development of the intellectual capacity of universities. Posed the problem of optimizing the interaction between universities and public authorities for sustainable socio-economic development of the region. The investigation is based on the experience of targeted educational programs Perm «Higher education and the region».

Текст научной работы на тему «Регионализация образования: использование интеллектуального потенциала вузов (на примере Пермского края)»

У выпускников предприятия иная мотивация: они не служат Истине, Добру и Красоте, они максимизируют полезность. На рабочем месте это означает готовность сделать «от и до», но не более того. Исчезает идея Служения, ее место заменяет идея выгоды. В общем, ситуация в образовании начинает напоминать ситуацию в семье, когда главным регулятором отношений становится не любовь, а брачный договор. Такой договор может ясно очертить взаимные обязанности и выгоды, но самого главного в него не впишешь.

Западное общество, для которого рыночная культура органична, давно осознало эти опасности рынка и за несколько столетий довольно сносно научилось их компенсировать путем встраивания в рыночные отношения нерыночных регуляторов. Это разнообразные ценностные и этические нормы и практики (типа советов по корпоративной этике и т. п.). Для России же рыночная культура отнюдь не является органичной, соответственно риски возрастают, а потребность в их компенсации намного выше. И здесь, как нам кажется, весьма уместны осторожность, тщательное просчитывание последствий и уважение к традициям.

Библиографический спиоск

1. Хагуров Т. А. Оценка качества образования: социологический подход // Педагогическая диагностика. - 2010. - № 3. - С. 20-38; Хагуров Т. А. «Человек потребляющий»: проблемы девиантологического анализа. - М. : ИСИ РАН, 2006.

2. Скирбекк Г. История философии : пер. с англ. / Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М. : Владос, 2001.

3. Рассел Б. История западной философии. - М. : Миф, 1993.

4. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М. : Прогресс, 1987.

5. Дьюи Д. Школа и общество : пер. с англ. - М., 1924.

6. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс : пер. с исп. - М. : ACT, 2002.

7. См.: Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М. : Логос, 2000.

8. См.: Fiecker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysys, with Special Reference to Education. - N.Y., 1975.; Schultz T. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. - N.Y., 1971.

9. Покровский H. E. О совершенствовании преподавания теоретико-социологических дисциплин // Социол. исслед. - 2005. - № 10. - С. 69-76.

10. Бауман 3. Индивидуализированное общество : пер. с англ. - М. : Логос, 2002.

11. Колесов В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. - 2006. -№ 2. - С. 3-8.

12. Хомски Н. Приватизация образования подрыв солидарности // Скепсис: научно-просветительский журнал. № 3/4 - URL: http://scepsis.ru/library/ id_380.html

13. Bloom A. The Closing of American Mind. -N.Y : Simon & Schuster, 1987.

14. Радаев В. В. Студент - жертва устойчивого прагматического психоза // Политический журнал. -

2005. - № 34 (85). - С. 63-65.

15. Зборовский Г. Е. Образование как ресурс информационного общества Г. Е. Зборовский, Е. А. Шук-лина // Социол. исслед. - 2005. - № 7. - С. 101-109.

16. Рубин Ю. Б. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. - 2008. -№ 1; Рубин Ю. Б. Формирование эффективных стратегий взаимодействия в сфере оценки гарантий качества образования // Высшее образование в России. - 2009. - № 2. - С. 7-11.

17. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру / Джон Де Грааф, Дэвид Ванн, Томас X. Нэйлор : пер. с англ. - М. : Ультра. Культура, 2005.

18. Мертон К. Р. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. - 1992. - № 2-4.

19. Остапенко А. А. Путь к полноте образования человека: от законничества через благодатность ко спасению / А. А. Остапенко, А. В. Шувалов. - Краснодар : КМКОЦ, 2010.

Khagurov T. А.

EDUCATION BETWEEN MISSION AND SERVICE

Discussions around educational reform connected with the introduction of market principles !n education are analyzed. Some historical preconditions of understanding education as a service are considered. The basic risks of non-critical acceptance of market ideology are revealed. Advantages of traditional understanding of education as the social mission are proved.

Keywords: educational reform, education as the mission, education as a service, market, risks, results of education.

УДК 338.46

Чащина Н. Е., Мингалева Ж. А. РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

В статье рассмотрены вопросы регионализации образования на основе активизации использования в региональном экономическом развитии интеллектуального потенциала вузов. Поставлена проблема оптимизации взаимодействия вузов и органов государственной власти в интересах устойчивого социально-экономического развития регион. Расследование базируется на опыте реализации целевой образовательные программы Пермского края «Вузы и регион».

Ключевые слова:система образования, потенциал регионализации образования.

Сегодня, в соответствии с теорией стадий роста, согласно которой на постиндустриальной стадии развития экономики основными «ростообеспечивающими» отраслями становятся отрасли нематериального производства, к числу которых относятся, прежде всего, наука и образование, главным конкурентным преимуществом любого региона становится взаимосвязь человеческого и интеллектуального потенциала с ростом благосостояния населения. Это в полной мере относится и к российским регионам.

По мнению современных регионалистов, перспективы развития Пермского края (наряду с Архангельской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Камчатской, Костромской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Орловской, Пензенской, Рязанской. Сахалинской и Тверской областями), прежде всего, связаны с увеличением доли инвестиций в человеческий потенциал, повышением качества управления и управленческого потенциала [1, с. 60]. Это, в свою очередь, становится возможным благодаря формированию в регионе «точек роста» или региональных «полюсов роста», опирающихся на научно-образовательные возможности региона, поскольку именно они обладают наибольшими способностями воспроизводства и развития инновационно-технологического и интеллектуального потенциалов.

Второй ключевой тенденцией современного развития является процесс «регионализации» -усиления относительного обособления региональных систем, представляющего собой получение и реализацию прав и обязанностей региона в выборе собственных стратегий развития [2, с. 11-18], который охватывает все области экономики и общественной жизни, в том числе

сферу образования. Причинами усиления процесса регионализации российской системы образования в настоящее время стали: демократизация образования, изменения в системе финансирования учебных заведений, а также поиск государством новых управленческих механизмов, адекватных изменившейся социальноэкономической ситуации. Таким образом, регионализацию образования следует понимать как учет региональных особенностей в структуре, сущности и организации деятельности системы образования региона [2].

Важным свойством регионализации выступает способность обеспечивать доступность, полноту и непрерывность образования, обеспечивать единство и целостность образовательного пространства региона. Процесс регионализации образования влияет на развитие у обучающихся ответственности за будущее своего народа, гордости за свою культуру. С идеей регионализации также связаны ожидания сохранения языка, национальной самобытности, возрождения духовности.

Наконец, вследствие утраты федеральным Министерством образования административных и финансовых инструментов контроля за региональными образовательными системами особое значение в настоящее время и на перспективу приобретает поиск механизмов, способных предотвратить разрыв единого образовательного пространства государства, устранить различия в содержании и качестве образовательных программ вузов. В этом смысле особенно важным становится разработка и реализация эффективной образовательной политики региона. При этом следует помнить, что данный процесс должен осуществляться в рамках общегосударствен-

Рис. 1. Взаимодействие общерегиональной политики и региональной образовательной системой

ной политики, а их взаимодействие будет выглядеть следующим образом.

Таким образом, региональная политика, представляющая собой часть национальной стратегии социально-экономического развития, предполагает разработку и реализацию региональной образовательной политики. Последняя способствует обеспечению единства и взаимодополнению государственных и региональных интересов, усилению приоритета образования как ценности, созданию единого внутреннего дифференцированного образовательного пространства (обеспечивающего единство и преемственность отечественных и мировых культурных традиций).

Углубление анализа данного вопроса позволяет ввести термин «транссферная» (от лат. йавд

- через, сквозь) ориентация образования [3, с. 4]. Такой подход предполагает активное и прямое взаимодействие субъектов системы образования с субъектами других отраслей и сфер деятельности для решения имеющихся проблем образовательно-культурными средствами на основе их кооперирования.

Важнейшими принципами региональной образовательной политики, основанной на транс-сферной ориентации образования, сегодня становятся следующие [3, с. 4-5]:

- социокультурный характер образовательной деятельности, означающий преодоление ведомственно-функциональной ограниченности субъектов системы образования, реализацию ими более широких функций в ходе решения соци-

альных проблем при помощи культурно-образовательных средств;

- региональная образовательная интеграция - согласованная деятельность учреждений образования, науки, культуры в интересах освоения личностью нового содержания жизни и удовлетворения новых социокультурных потребностей регионального сообщества;

- межотраслевая кооперация совместные действия отраслевых органов управления при решении региональных проблем с использованием ресурсов и возможностей всех заинтересованных сторон;

- образовательный протекционизм - разработка региональными органами власти и управления системы мер, направленных на поддержку образовательной деятельности, связанной с решением важных проблем сохранения социальной стабильности и воспроизводства культурных традиций;

- единство базово-образовательного и сервисно-образовательного видов деятельности - сочетание основной, учебно-воспитательной деятельности с оказанием дополнительных образовательных, информационных и других услуг;

- гласность - информированность общественности, властных и хозяйственных структур об образовательной деятельности.

К перечисленным выше принципам, на наш взгляд, следует добавить также:

- целостность и скоординированность процессов развития системы образования в регионе -

функционирование образовательной системы как целостного механизма, направленное на достижение единых целей и задач образовательных субъектов всех уровней;

- доступность и непрерывность образования

- уменьшение неравенства образовательных возможностей и устранение барьеров, препятствующих получению образования на протяжении всей жизни.

Комплекс принципов региональной образовательной политики, основанной на транссферной ориентации образования, приведен на рис. 2.

Возможность и необходимость принятия решений не только практического, но стратегического характера серьезно повышает ответственность всех уровней и ветвей местной власти как за обеспечение нормального функционирования, так и за ускоренное развитие региона. В свою очередь, это требует от руководителей субъектов РФ проведения такой региональной политики, которая бы не только учитывала специфику «места», но и в полной мере опиралась на имеющиеся в регионе ресурсы и возможности изменений. Такая политика должна строиться на основе идеологии и методов управления, наиболее полно учитывающих состояние, возможности, особенности, традиции и потребности региона.

В решении стратегических проблем социально-экономического развития регионов все большее значение приобретает использование научного потенциала местных вузов - прежде всего в кадровом и научно-техническом обеспечении проводимых реформ. Уже на начальном этапе реформ было очевидно, что выход из кризиса может оказаться менее болезненным, если местная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые, в частности, формируя такую региональную политику, которая бы позволила регионам максимально использовать весь имеющийся интеллектуально-творческий потенциал для достижения социальной стабильности и сбалансированного экономического и культурного развития.

В этой ситуации приходит (хотя и медленно) понимание региональным руководством исключительной роли высшего образования в части его воздействия как на внутреннюю образовательную среду (общее, начальное и среднее профобразование), так и на среду внешнюю (подготовка высоквали-фицированных профессионалов - исполнителей, управленческого корпуса для всех сфер общественной практики, повышение квалификации и переподготовка кадров, развитие фундаментальной

Рис. 2. Принципы региональной образовательной политики, основанной на транссферпой ориентации образования

науки, прикладных исследований, выполнение инновационных разработок, реализация социально и экономически значимых проектов и т. п.).

Тем самым постепенно в России актуализируется понятие, широко используемое в мировой экономической литературе и на практике, - «интеллектуальный капитал», а интеллектуальный капитал вузов становится и гарантом, и средством устойчивого регионального развития. С этой точки зрения интересен анализ опыта реализации областной целевой программы «Вузы и регион (2003-2005 гг.)» в Пермском крае.

Разработанный по инициативе Совета ректоров пермских вузов и поддержанный Администрацией Пермской области проект концепции целевой программы представлял собой динамичную модель кооперации вузов для решения актуальных региональных проблем и взаимосвязанного развития образовательной сферы [4, с. 3]. При этом стороны (заказчик - Администрация Пермской области и подрядчик - Совет ректоров вузов Пермского региона) исходили из общего понимания того, что федеральные вузы, расположенные в регионе, в действительности обладают значительно большим, чем другие учреждения образования, интеллектуальным потенциалом и являются не просто отраслевыми «кузницами» по подготовке дипломированных специалистов. При этом происходит кооперация деятельности вузов различной отраслевой направленности, усиливающая возможности друг друга, административного ресурса и финансовых источников участвующих сторон [3, с. 7].

Предложенная концепция легла в основу областной целевой программы. «Вузы и регион (2003-2005 гг.)» - Стратегическая цель программы сформулирована следующим образом: заложить социокультурные основы устойчивого развития Пермской области путем активного включения интеллектуально - творческого ресурса вузов региона в процессы социальных преобразований. Тактическая цель программы (с учетом сроков реализации): развитие интеллектуального потенциала Прикамья, поддержка и повышение эффективности использования образовательной, научной, культурной базы высших учебных заведений Пермской области в интересах региона. В программу входят две основные группы задач - «А» и «Б» [5, с. 179-191].

Группа «А» - задачи, обеспечивающие стабилизацию (повышение устойчивости) регионального социума в условиях реформ, в том числе:

организация системы эффективного взаимодействия высшей школы и других подсистем образования (дошкольного, дополнительного, начального и среднего профессионального); расширение доступности высшего образования Пермской области: сохранение ведущих научных, инженерно-технических, педагогических, художественных традиций и школ региона; социализация студенческой молодежи в условиях переходного периода (быт, досуг, занятость и т. д.); реконструкция систем усвоения этико-эстетических ценностей (патриотизма, гражданственности, служения делу, стремления к красоте и т. д.); культурно-образовательная поддержка сельской интеллигенции; профилактическая направленность социально-экологической работы.

Группа «Б» - задачи, обеспечивающие развитие области путем решения региональных проблем, удовлетворения текущих потребностей, а именно: научно-образовательная поддержка хозяйственного развития региона; активизация инновационной деятельности в производственной и непроизводственной сферах; информатизация социально-культурной сферы; удовлетворение потребностей регионального рынка образовательных услуг и рынка труда; создание системы мониторинга потребностей городов и районов в специалистах с высшим образованием; создание регионально-ориентированной системы непрерывной подготовки и дополнительного профессионального образования кадров; активизация деятельности вузов и повышение их роли в экономике региона.

В качестве главного итога реализации программы предполагалась оптимизация взаимодействия вузов и органов государственной власти Пермской области в интересах устойчивого социально-экономического развития. Кроме того, результаты реализации программных мероприятий должны были во многом способствовать достижению целей и задач, определенных в «Стратегии социально-экономического развития Пермского края», в части развития социальной сферы и модернизации его экономики.

Отчет об исполнении данной Программы позволяет провести предварительный анализ и оценку эффективности результатов реализации запланированных мероприятий, определить проблемы использования потенциала вузов в процессе развития региональной экономики, сформулировать соответствующие выводы [6].

Ключевым, на наш взгляд, является вывод о том, что Программа «Вузы и регион (20032005гг.)» в основном выполнена. Реализована цель Программы - развитие интеллектуального потенциала Прикамья, поддержка и повышение эффективности образовательной, научной, культурной базы вузов Пермской области в интересах региона. Задачи Программы, обеспечивающие стабилизацию регионального социума в условиях реформ, решались последовательно, способствовали организации системы эффективного взаимодействия высшей школы и других подсистем образования, расширению доступности высшего образования населению Пермского края, сохранению ведущих научных, инженерно-технических, педагогических, художественных традиций и школ региона, социализации студенческой молодежи, реконструкции систем усвоения этико-эстетических ценностей, культурнообразовательной поддержки сельской интеллигенции, профилактической работы и деятельности органов здравоохранения.

В период реализации Программы активизировалась деятельность вузов, повысилась их роль в экономике региона; ежегодно вводятся новые специальности и специализации; на рынке труда выпускники с высшим образованием пользуются большим спросом и являются категорией граждан, которая менее всего ищет работу, регистрируясь в центрах занятости на очень короткий срок. Объединенные усилия были направлены на научную поддержку хозяйственного развития региона, активизацию инновационной деятельности в производстве, информатизацию социально-культурной сферы, удовлетворение потребностей регионального рынка труда, создание системы мониторинга потребностей городов и районов в специалистах с высшим образованием, создание региональноориентированной системы непрерывной подготовки и дополнительного образования кадров. Для создания условий по повышению эффективности использования производственного потенциала промышленных предприятий края проведена паспортизация 15 новых технологий на предприятиях области, создан инновационный образовательный центр по подготовке специалистов инновационной деятельности и соответствующие элементы учебно-методического комплекса, в том числе в формате дистанционного обучения.

Положительным результатом реализации Программы является создание межвузовского центра содействия трудоустройству выпускников вузов;

формирование базы данных по перспективным технологиям предприятий Пермской области и разработка рекомендаций по организации новых производств; создание базы данных по инновационной деятельности для предприятий, научно-исследовательских организаций и органов исполнительной власти. Все эти мероприятия способствуют координации, обучению и обеспечению инновационной и предпринимательской деятельности в производственной и непроизводственной сферах.

Таким образом, главным итогом реализации Программы является оптимизация взаимодействия вузов и органов государственной власти Пермского края в интересах устойчивого социально-экономического развития региона. Кроме того, было достигнуто решение (или создание условия для решения в будущем) региональных проблем по заявленным направлениям; создание (и упрочение) модели взаимообусловленного развития региона и вузов на основе оптимального использования интеллектуального потенциала и «интеллектуального капитала» последних; формирование основ (в дальнейшем -совершенствование) механизма научного обеспечения регионального менеджмента.

В целом, можно констатировать следующее:

1. Современная региональная власть объективно нуждается в новых управленческих моделях и технологиях, способных обеспечить востребованность интеллектуально-творческого ресурса. Именно образование способно единовременно обеспечивать процессы функционирования (стабилизации) и развития, задавая социальную устойчивость и культурную преемственность в условиях реформ.

2. Федеральные вузы располагают большим (образовательным, научным и пр.) потенциалом для участия в решении проблем региона и реализации стратегических программ его развития.

3. Областные целевые образовательные программы могут стать инновационно-управленческой моделью межвузовской консолидации интеллектуальных ресурсов, их востребованности практикой регионального управления в формате, обеспечивающем развитие и вузов и региона.

4. Набор заказа на разработку и решение региональных проблем со стороны региональных органов власти может меняться, но имеющие стратегическое значение результаты будут обязательно достигаться (в большей или меньшей степени в зависимости от эффективности управления программами).

Библиографический список

1. Региональная экономика : учебник / под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. - М. : ИНФРА-М, 2006.

2. Наумов С. В. Регионализация образования и стратегии управления его развитием // Интеграция образования. - 2004. - № 4.

3. Малянов Е. А. Вузы Прикамья и Пермский регион: контуры эффективного взаимодействия // 85 лет высшему профессиональному образованию на Урале : тез. докл. и сообщ. отчет, науч.-практ. конф. 23-25 окт. 2001 г. - Пермь, 2002.

4. Малянов Е. А. Развитие образования и производительных сил в России: региональный проспект // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2001. - № 6.

5. Областная целевая Программа «Вузы и регион (2003-2005 гг.) // Бюллетень Законодательного Собрания и Администрации Пермской области. -

2006. - № 8.

6. Отчет об исполнении областной целевой программы «Вузы и регион (2003-2005 гг.)» // Приложение к Закону Пермского края от 28.07.2006 г. - № 3. -С. 179-726.

Chashchina N. E., Mingaleva J. A.

THE REGIONALIZATION OF EDUCATION: THE USE OF THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (FOR EXAMPLE, THE PERM REGION)

The paper deals with the regionalization of education through increased use of regional economic development of the intellectual capacity of universities. Posed the problem of optimizing the interaction between universities and public authorities for sustainable socio-economic development of the region. The investigation is based on the experience of targeted educational programs Perm «Higher education and the region».

Keywords: education system, the potential for regionalization of education.

УДК 330

Марычев Н. С., Тишина В. Н. РЫНОК, ИЕРАРХИЯ, СЕТЬ КАК МЕХАНИЗМЫ КООРДИНАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В статье рассмотрены механизмы координации экономических отношений и перспективы их развития.

Ключевые слова: экономические отношения, рынок, иерархия, сеть.

В настоящее время признано, что существует три принципиально отличных способа организации экономической деятельности: иерархия, рынок и сеть, причем они не являются антагонистическими, в действительности они дополняют друг друга. Попытаемся разобраться в их сущности, для этого введем и примем следующую посылку: способ организации экономической деятельности нами будет рассматриваться, как форма экономического взаимодействия.

На наш взгляд, весьма значимое влияние на процессы трансформации и поиска новых форм экономического взаимодействия оказывает, глобализация. По мнению, Манфреда Стеджера следует различать глобализм (доминирующую рыночную идеологию, которая в настоящее время направляет процесс глобализации), как распро-

странение нерегулируемого капитализма и глобализацию, как исторически расширенный и унифицированный процесс обмена и сотруд-ничества1. В связи с этим следует говорить о следующих подходах при рассмотрении глобализма, как вектора «воздействия». Во-первых, он актуализирует применение для организации экономической деятельности иерархической формы экономического взаимодействия, поскольку, при таком подходе движущей силой, глобализации, как распространения нерегулируемого капитализма, ее экономическим воплощением является деятельность транснациональных корпораций (ТНК), внутренняя структура, которых построена на иерархии. Во-вторых, взаимодействие с внешней средой ТНК осуществляет через рынок. В-третьих, угроза вторжения глобальных компаний на региональные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.