Научная статья на тему 'Механизм взаимовлияния направлений регионального развития и стратегий вузов'

Механизм взаимовлияния направлений регионального развития и стратегий вузов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
450
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВУЗЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Попова Е. С.

В статье рассматривается механизм взаимовлияния направлений регионального развития и стратегий вузов, целью реализации которого выступает согласование приоритетов стратегического развития региона и вузов, расположенных на его территории. Под взаимовлиянием понимается влияние региональных органов власти на вузы для выстраивания долгосрочных партнерских отношений и стимулирования их участия в решении региональных задач, а также вузов на регион в рамках модификации региональных конкурентных преимуществ, выражающихся в стержневых и инновационных компетенциях региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Попова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм взаимовлияния направлений регионального развития и стратегий вузов»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Е.С. ПОПОВА, аспирант, ассистент кафедры менеджмента

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, ул. Букирева, 15 Электронный адрес: [email protected]

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЙ ВУЗОВ

В международной практике между регионами и вузами, находящимися на их территории, устанавливаются и развиваются отношения партнерства и взаимодействия на основе разделяемых взаимных интересов, главным образом экономического характера.

При этом вузы рассматриваются как ключевые источники экономического развития регионов через вклад в развитие наукоемких производств, человеческого капитала, стимулирование развития новых форм предпринимательства, налоговых поступлений в бюджет регионов, а также через вклад в реализацию культурных инициатив в регионах и привлечение интереса к ним большей аудитории [2].

Выделяют три направления возможностей университета по развитию региона: 1) вклад университета в региональное развитие как крупного работодателя; 2) технологическое развитие промышленности региона через трансфер технологий (технопарки, инкубаторы, консультационная деятельность); 3) профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации и т.д. (цит. по [1, с. 4]).

На уровне субъекта Российской Федерации можно выделить 6 основных групп стейкхолдеров по отношению к вузу: региональные органы власти;

В статье рассматривается механизм взаимовлияния направлений регионального развития и стратегий вузов, целью реализации которого выступает согласование приоритетов стратегического развития региона и вузов, расположенных на его территории. Под взаимовлиянием понимается влияние региональных органов власти на вузы для выстраивания долгосрочных партнерских отношений и стимулирования их участия в решении региональных задач, а также вузов на регион в рамках модификации региональных конкурентных преимуществ, выражающихся в стержневых и инновационных компетенциях региона.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона; стратегическое управление; вузы

УДК 332.1:378

© Попова Е.С., 2012

47

учреждения среднего образования и другие вузы, расположенные в регионе; крупные промышленные предприятия; предприятия малого и среднего бизнеса; рынок труда; институты гражданского общества [2] (см. рис. 1).

Данный подход с учетом интересов региона не рассматривает еще одного, наиболее крупного, стейкхолдера - государство, осуществляющее нормативноправовое регулирование деятельности вуза и основной заказ на подготовку специалистов, через распределение контрольных цифр бюджетного приема. Исключение из дальнейшего анализа государства связано с его ориентацией на реализацию государственной социально-экономической политики в масштабах страны, с минимальным учетом потребностей регионального развития. В связи с этим полномочия по согласованию регулирующих воздействий государства с интересами региона также возлагается на региональные органы управления сферой образования.

Рис. 1. Институты взаимодействия вузов и внешних стейкхолдеров на уровне региона

В таблице рассмотрено взаимодействие вуза с каждой из групп.

Таблица

Механизмы взаимодействия вуза с основными группами внешних стейкхолдеров

Группа стейкхолдеров Институт, регулирующий взаимодействие Основное направление взаимодействия Механизмы реализации

1 2 5 4

Региональные органы власти региональные органы управления сферой образования (региональное министерство высшего образования) региональное инновационное развитие согласование стратегии вуза с направлениями регионального развития, региональные целевые программы

Рынок труда службы занятости населения, кадровые агентства удовлетворение потребности региона в высококвалифицированных кадрах прогнозы потребности в кадрах

Крупные промышленные предприятия попечительский совет, двусторонние соглашения удовлетворение потребности предприятия в высококвалифицированных кадрах и НИОКР целевой прием, модификация учебных программ, заказы на НИР, организация практики и стажировок студентов

Предприятия малого и среднего бизнеса организации (союзы) работодателей, государственночастное партнерство согласование требований работодателей к выпускникам вуза, развитие малого инновационного предпринимательства участие в формировании набора компетенций выпускников, инновационный пояс вуза

Образовательные учреждения региональный Совет ректоров, университетский округ решение общих проблем, возникающих в системе образования региона достижение соглашений по основным вопросам

Институты гражданского общества профсоюзы, общественные организации защита прав сотрудников и студентов, общественный контроль за деятельностью вуза деятельность внутривузовского профсоюза, участие представителей общественных организаций в управлении и проверке деятельности вуза

По результатам анализа можно сделать вывод, что на региональное развитие оказывают влияние взаимоотношения вуза с 4 группами стейкхолдеров и только взаимодействие с другими образовательными учреждениями и

институтами гражданского общества направлено исключительно на решение их внутренних задач. Влияние может быть как прямым, например в случае с региональными органами власти и рынком труда, так и опосредованным -через развитие коммерческих организаций, расположенных на территории региона и инновационной составляющей их деятельности.

Наиболее важным нам представляется механизм взаимовлияния направлений регионального развития и стратегий вузов. Его цель: согласование приоритетов стратегического развития региона и вузов, расположенных на его территории.

Под взаимовлиянием понимается влияние региональных органов власти на вузы в целях выстраивания долгосрочных партнерских отношений и стимулирования их участия в решении региональных задач, а также вузов на регион в рамках модификации региональных конкурентных преимуществ, выражающихся в стержневых и инновационных компетенциях региона. При этом влияние, оказываемое регионом на вуз, значительно существеннее, особенно в тех случаях, когда вуз изначально позиционирует себя как ориентированный на нужды региона, как региональный вуз.

Данный механизм можно представить как ряд последовательно выполняемых этапов (см. рис. 2).

Рассмотрим каждый из этапов.

1. Формулирование стратегических приоритетов на региональном уровне: определение основных направлений развития региона и приоритетных сфер экономики на долгосрочную перспективу. Обычно реализуется в рамках разработки стратегии социально-экономического развития региона и может быть адаптировано для целей реализации настоящего механизма.

2. Определение стержневых и инновационных компетенций региона, использование базы существующих инновационных производств и кластеров, а также научных школ, способных послужить основой инновационных компетенций.

При этом под стержневыми компетенциями региона понимаются его способности реализовывать уникальные конкурентные преимущества региональной экономической системы, трудновоспроизводимые другими регионами и позволяющие организациям, расположенным в регионе, занять и удержать лидирующие позиции на внутреннем рынке страны, а при определенных условиях и на международном рынке. Стержневые компетенции региона - это уже сформированные, стандартизированные компетенции, производства, базирующиеся на образовательном вкладе вузов. Инновационные компетенции связаны с научными школами, существующими в вузах и научных учреждениях региона, они служат источником формирования будущих стержневых компетенций региона, при условии практической реализации полученных знаний.

3. Выделение направлений регионального развития, на которые может оказать влияние вуз: составление их перечня и определение сущности возможного влияния на их реализацию со стороны вуза. Данный перечень доводится до сведения руководства вуза в целях обеспечения возможности его учета.

4. Анализ внутренней и внешней среды вуза: выявление сильных и слабых сторон вуза, его конкурентных преимуществ, а также оказывающих значи-

Рис. 2. Механизм взаимовлияния направлений регионального развития и стратегий вузов

тельное влияние факторов внешней среды. На этом этапе целесообразно применение матриц стратегического и портфельного анализа, таких как SWOT, PEST, BCG и др.

5. Разработка региональных целевых программ и проектов с участием вузов региона: позволяет структурировать точки взаимодействия с вузами. Такие программы могут быть направлены на поддержку научных исследований в ряде областей, привлечение абитуриентов к работе определенных направлений, на развитие международного сотрудничества.

6. Разработка стратегии вуза: учет приоритетных направлений развития и стержневых компетенций региона, участие в целевых программах в рамках мероприятий по реализации стратегии. Стратегия полностью или в части, представляющей взаимный интерес, доводится до сведения региональных органов власти.

7. Оценка региональными органами власти соответствия стратегии вуза направлениям регионального развития с целью принятия мер, стимулирующих корректировку стратегии в случае несоответствия. В том случае если положения стратегии вуза могут принести ощутимую пользу региону, возможен пересмотр перечня региональных стержневых и инновационных компетенций.

8. Определение ключевых показателей оценки вклада вуза в региональное развитие и степени реализации его стратегии. На этом и последующих этапах может применяться система сбалансированных показателей деятельности, адаптированная для целей оценки. Для этого предлагаем включить измерение «Регион», отражающее вклад вуза в цели регионального развития через такие показатели, как удовлетворение кадровых потребностей региона, повышение уровня жизни населения, в «базовую» ССП вуза.

9. Оценка вклада вуза в региональное развитие и степени реализации его стратегии на протяжении планового периода.

10. Оценка вклада вуза в региональное развитие и степени реализации его стратегии по окончании планового периода.

Далее происходит анализ изменения приоритетов регионального развития и целей вуза, корректировка направлений взаимодействия и стратегии вуза. И, в результате, цикл взаимодействия начинается сначала.

Реализация данного механизма осуществляется с помощью институтов регионального программно-целевого управления, рынка труда, а также координационных, наблюдательных и попечительских советов, позволяющих оказывать косвенное влияние на разработку стратегий вузов. При этом наиболее эффективными представляются региональные программы и проекты в сфере высшего образования, предусматривающие финансирование вузов, участвующих в региональном развитии через выполнение ряда целевых показателей. Наиболее важным этапом становится разработка перечня показателей, которые должны быть, с одной стороны, измеримыми, с другой - действительно отражать вклад вуза в региональное развитие.

Региональные целевые программы разрабатываются соответствующими ведомствами в соответствии с целями социально-экономического развития региона, изложенными в Стратегии социально-экономического развития [4],

и утверждаются высшими органами законодательной и исполнительной власти региона (в Пермском крае это Законодательное Собрание и Правительство Пермского края). Перечень реализуемых программ и проектов, тексты законов субъекта Федерации об утвержденных программах размещаются на официальных сайтах [3].

Рынок труда выступает в качестве регулятора спроса и предложения на образовательные услуги, через статистику занятости и безработицы в разрезе профессий, а также прогнозы спроса на специалистов, в которых должны учитываться приоритетные направления регионального развития. Здесь возникает проблема временного лага от 4 до 5 лет, связанного с разрывом между приемом абитуриентов в вузы и выходом выпускников на рынок труда и снижающего эффективность прогнозов. Частично данная проблема решается посредством составления долгосрочных прогнозов развития экономики региона и ее отдельных отраслей в русле общемировых и российских тенденций, в том числе глобальных, таких как переход к постиндустриальному обществу, магистральные пути развития науки и техники и т.д. На основе данных прогнозов, а также стратегии социальноэкономического развития региона составляются перспективные планы в части потребности в специалистах.

В координационные, наблюдательные и попечительские советы может входить как руководство вузов, так и представители региональных органов власти, бизнес-сообществ, крупных организаций. Являясь, по сути, совещательными органами, они могут участвовать в обсуждении стратегий и проблем, стоящих перед вузами, предлагать их решение и рекомендовать пути развития вузов. Полномочия координационных и попечительских советов могут быть расширены по соглашению сторон, в связи с чем рекомендуем активнее использовать эти институты.

Функции предложенного механизма:

• определение стержневых и инновационных компетенций региона;

• выявление возможностей использования вузов в целях достижения целей регионального социально-экономического развития;

• координация процесса разработки стратегии вуза и согласование ее с потребностями региона;

• оценка реального вклада вуза в региональное развитие.

Для реализации механизма взаимовлияния направлений регионального развития и стратегий вузов используются такие приемы управления, как стратегическое планирование и управление, софинансирование, анализ и оценка достигнутых результатов.

Таким образом, в результате реализации предложенного механизма взаимодействия регион получает возможность использования ресурсов вузов, в первую очередь интеллектуальных, для достижения стоящих перед ним целей и повышения конкурентоспособности путем развития своих стержневых и инновационных компетенций, обеспечивает развитие человеческого потенциала, согласованное с общими направлениями социально-экономического развития региона. Вуз, в свою очередь, получает четкие ориентиры для разработки стратегии, обеспеченной финансированием в рамках региональных

программ и проектов, возможность влияния на развитие региона и реализации проводимых вузом научных исследований и разработок.

Список литературы

1. Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. 370 с.

2. Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Оценка роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых партнерств для взаимодействия // Вестн. меж-дунар. организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 4. С. 60-86.

3. Перечень целевых программ, реализуемых на территории Пермского края в 2012 году [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.permkrai.ru/program/ pzp/ (дата обращения: 01.06.2012)/

4. Стратегии социально-экономического развития Пермского края [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.permkrai.ru/strateg/ (дата обращения: 01.06.2012)/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.