История и культура
УДК 378.1 (045)
ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМ
ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
М.Н. Сираева
Аннотация. Цель статьи заключается в раскрытии взаимосвязи национальной и региональной систем образования в контексте гуманитаризации высшей школы. Гуманитаризация рассматривается как приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленное на формирование личностной зрелости обучаемых. Под регионализацией образования понимается совокупность отличительных характеристик и параметров, которые определяют структуру, содержание и организацию системы образования региона. В статье проанализированы основные особенности и принципы национальной и региональной политики РФ в области образования.
Ключевые слова: высшее образование, регионализация образования, гуманитаризация образования, государственная политика в сфере образования, образовательная политика региона.
INTERRELATIONS OF NATIONAL AND REGIONAL SYSTEMS OF
EDUCATION ON THE BACK OF HUMANITARIZATION OF HIGHER EDUCATION
M. Siraeva
Abstract. The goal of the paper is to reveal interrelations of national and regional systems of education on the back of humanitarization of higher education. Humanitarization is regarded as a strategic penetration of cultural practices into the content of education aimed at strengthening of students personal growth. Regionalization of education is defined as consideration of regional features and peculiarities attributed to the structure, contents and functioning of the regional system of education. The paper analyses key features and principles of both national and regional policies on education adopted in Russia.
Keywords: higher education, regionalization of education, humanitarization of education, national policy on education, regional policy on education.
Образование традиционно рассматривается как социальный институт, в наибольшей степени определяющий пути развития общества и призванный обеспечивать прогресс в социальной, экономической и культурной сферах. В условиях глобализации конкурентоспособность
государственных институтов все в большей степени начинает зависеть от того, насколько политические, экономические и
интеллектуальные факторы эффективно развивают, реализуют инновационные формы образования, обеспечивают условия для приобретения дополнительных компетенций, освоения новых способов мышления, расширения кругозора и способствуют развитию гуманитарной образовательной среды, разрабатывают систему мер, направленную на включение общекультурных компонентов в содержание образования и на формирование личностной зрелости обучаемых.
Анализ современной научно-педагогической литературы позволяет заключить, что в российской системе образования наблюдается смещение вектора развития от экстенсивного к интенсивному. От классической парадигмы образование постепенно переходит к
инновационному, наддирективному,
гуманистическому, в связи с чем, его основными принципами становятся: проектный характер образования, инновационность обучения, интеграция гуманитарного и технического естественнонаучного знания, формирование гуманитарной образовательной среды вуза [4].
Гуманитаризация образования предполагает обеспечение непрерывной связи
мировоззренческой, специальной и гуманитарной подготовок; формирование широкого общекультурного кругозора за счет интеграции гуманитарных знаний с естественнонаучными и вовлечения студентов в творческую деятельность, реализуемую в студенческих объединениях, клубах, художественных студиях и т.д.
Отечественные исследователи сходятся во мнении, что гуманитаризацию образования целесообразно связывать с таким подходом, который направлен на приоритетное развитие человеческого начала, на «очеловечивание» образования. Исходя из того, что человеческие ориентиры задаются культурой, гуманитаризация предполагает разработку и реализацию системы мер, направленных на акцентирование культурных начал в образовании, т.е. на
формирование зрелой личности, обладающей необходимым духовным потенциалом, способной «поставить себя во все-связь, в «традицию» (М.К. Мамардашвили) и готовой к самостоятельным созидательным действиям [7].
По мнению А.С. Кравец, гуманитаризация образования преследует две основные и взаимосвязанные цели: во-первых, она позволяет исключить «частичность» человека, его одномерность, задаваемую узкой
профессионализацией образования; во-вторых, она обеспечивает ресурсы, необходимые для формирования гуманистического мировоззрения. Иными словами, гуманитаризация
рассматривается как способ освоения и присвоения обучающимися гуманистических и духовных ценностей, как их приобщение к культуре в широком смысле слова, не сводимым к сугубо профессиональной подготовке.
Гуманитаризация, выступающая в качестве социокультурной детерминанты современной системы образования, предполагает, тем самым, пересмотр его качественных характеристик, направленных на преодоление узко сциентического, технократического подходов к образованию, а также на обеспечение ресурсов для реализации творческого потенциала личности.
Рассмотрим основные компоненты в структуре современного образования.
Вслед за М.А. Головчиным, мы будем рассматривать систему образования как совокупность образовательных учреждений различного типа и вида, а также управляющих структур, которые непрерывно взаимодействуют другом с другом с целью становления, стабилизации, оптимального функционирования и прогрессивной направленности процессов экономического развития [2].
Система образования включает в себя:
- федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования; образовательные программы и программы дополнительного образования и профессиональной переподготовки различного вида, уровня и (или) направленности;
- аккредитованные образовательные учреждения; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность без статуса юридического лица; педагогических; обучающихся и их родителей (законных представителей);
- органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие контрольно-надзорные функции в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;
- организации, непосредственно осуществляющие образовательную деятельность и проводящие мониторинг качества образования;
- организации с определенными гражданскими правами и обязанностями, субъекты трудового права, вступающие в трудовые отношения с работником; общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Традиционно исследователи выделяют три уровня высшего образования (Идиатуллин А.В., Кинелев В.Г., Садовничий В.А. и др.):
- российский (национальный) уровень;
- субнациональный (региональный) уровень;
- наднациональный и глобальный уровни.
Рассмотрим особенности взаимосвязи
национального и регионального уровней образования.
Все государственные и негосударственные образовательные и воспитательные учреждения, функционирующие на территории той или иной страны, традиционно относят к национальной системе образования, включающей:
- дошкольное воспитание;
- общее среднее образование;
- внешкольное обучение и воспитание;
- профессионально-техническое образование;
- среднее специальное образование;
- высшее образование;
- подготовку научных и научно-педагогических кадров;
- повышение квалификации и переподготовку кадров;
- самостоятельное образование граждан (формальное, неформальное и информальное виды образования) [5].
В каждой развитой стране существует собственная система образования, однако, как правило, в их основе лежит совокупность одинаковых принципов, среди которых основными являются:
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- национально-культурный блок;
- научно-исследовательский сектор;
- ориентация на общемировые достижения образования;
- гуманизация;
- гуманитаризация;
- эконаправленность и здоровьесберегающие технологии;
- преемственность, последовательность и непрерывность;
- духовно-нравственные ориентиры;
- поощрение талантливой молодежи;
- обязательность базового образования.
С интернационализацией социально-экономического пространства, появлением новых тенденций в развитии российского образования перед педагогами и исследователями встали новые задачи, связанные с разработкой концепций региональной образовательной политики и проведением прикладных исследований, обеспечивающих качественное развитие региональных институтов образования на всех его ступенях как по вертикали, так и горизонтали.
В «Концепции национальной
образовательной политики Российской Федерации» отмечается, что многомерно-сложный характер этнического состава российского общества ставит перед системой образования два рода проблем. Во-первых, это -необходимость включения и интегрирования в структуру единой и целостной системы образования учреждений, реализующих общеобразовательные программы с
этнокультурными региональными (национально-региональным) компонентами, с обучением в том или ином соотношении на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, с содержанием гуманитарного образования, основанном на иной, нерусской культуре [4].
Другая, обусловленная полиэтничностью российского социума, проблема связана с необходимостью включения в число главных приоритетов образования (наряду с собственно образовательными целями) также и цели культурной и духовной консолидации многонационального народа России, что предполагает обеспечение внутренней устойчивости этнически разнохарактерного общества, его сплочения в согражданства.
В XXI веке регионы во многом определяют динамику развитии экономики, а также задают направление федеральной социальной, культурной и образовательной политики. «В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, которые отражают, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса и содержательные характеристики отечественного образования, с другой - региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими,
этнокультурными факторами» [8, с.44].
Региональная система образования представляет собой интеграцию взаимосвязанных нормативно-правовых актов, сети
образовательных учреждений и органов управления образованием, объединенных процессуально на подведомственной территории. Региональная образовательная система включает
в себя совокупность образовательных учреждений различного уровня подчинения, функционирующих на территории того или иного региона, а также структур, осуществляющих функции управления, надзора и контроля в отношении данных учреждений,
взаимодействующих с целью удовлетворения спроса на квалифицированные кадры со стороны региональной экономики [1].
Современный корпус исследований в области региональных проблем образования позволяет выделить пять ключевых направлений [8, с.44].
Первое направление связано с выявлением положительного потенциала государственной образовательной политики как на уровне Федерации, так и отдельных регионов. В соответствии с Законом РФ «Об образовании»; в компетенцию государства входит создание и регулирование нормативно-правовой базы образования, обеспечение и защита государственных гарантий прав граждан в области образования, разработка и реализация федеральных и международных стратегий развития образования с учетом социально-экономических, демографических,
этнокультурных и других условий и особенностей; информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, в том числе разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, организация издания учебных пособий и т.д.
Второе направление включает в себя исследования, в задачи которых входит изучение разных аспектов взаимодействия языков и культур в контексте образования, выявление механизмов сохранения «общеязыкового, надэтнического, духовного и общественного пространства страны в целом, цивилизационного единства социума».
Третье направление исследований в области региональных проблем образования связано с возрождением в конце XX - начале XXI вв. интереса многих ученых к этнопедагогическим концепциям как важному средству повышения нравственного уровня человека и общества (Волков Г.Н., Галаев Э^., Рудь Ю.А., Тадинова Н.И., Xовратович Б.М. и др.).
Четвертое направление ориентировано на теоретическое обоснование механизмов достижения качества образования и их последующей оценки и коррекции. Качество образования при этом рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его симметричность потребностям личности, запросам общества и государства в
развитии и формировании ключевых компетенций личности.
Пятое направление исследований направлено на изучение влияния межкультурного образования, на становление системы образования на современном этапе, в том числе и регионального. Развитие этого направления обусловлено процессами глобализации и интернационализации, а также сопровождающими их межличностными, межгрупповыми и межэтническими конфликтами и обострением политических и религиозных разногласий.
Важнейшими принципами региональной образовательной политики сегодня становятся следующие:
- приоритет социокультурного подхода в образовании, означающий расширение ведомственного и функционального потенциала субъектов системы образования, закрепление за ними более широких функций и полномочий, направленных на решение социальных проблем с привлечением культурно-образовательных ресурсов;
- региональная образовательная интеграция -согласованная деятельность учреждений образования, науки, культуры направленная на удовлетворение новых социокультурных потребностей регионального сообщества [1];
- межотраслевое взаимодействие предполагает совместную деятельность отраслевых органов управления и надзора при решении задач, стоящих перед региональной системой образования с использованием всех имеющихся резервов и потенциала субъектов образования;
- «образовательный протекционизм» -разработка представительными органами власти на местах дорожной карты, содержащей комплекс стратегических мер, направленных на поддержку образовательной деятельности, укрепление социальной стабильности, сохранение духовных и культурных ценностей и воспроизводство культурных традиций;
- баланс базового и сервисного видов деятельности - интеграция основной, учебно-воспитательной деятельности и дополнительных образовательных, информационных и иных услуг [1];
- гласность - доступ широкой общественности, властных и хозяйственных структур к информации об образовательной деятельности [9];
- доступность и непрерывность образования.
Выделяют два основных вида региональной
образовательной политики: сбалансированная и несбалансированная. Несбалансированная
(стихийная) политика может являться следствием лоббирования и отстаивания частных интересов в сфере образования. Соответственно,
сбалансированная региональная политика опирается на гибкое сочетание в образовательном пространстве региона мирового, федерального и собственно регионального компонентов образования и не исключает количественного и качественного расширения системы за счет развития и поддержки негосударственных образовательных учреждений, а также за счет укрепления сектора неформального и информального образования.
Рассмотрение сущности и структуры образовательного процесса и прогнозирование динамики развития высшей школы приводят к необходимости учитывать возможности вузов, связанные с предоставлением образовательных услуг нового качества. Так, например, вузы, являющиеся признанными научно-
образовательными и культурными центрами, при наличии соответствующей материально-технической базы, концентрируя большую часть научной интеллигенции и располагая наиболее квалифицированным и компетентными педагогическими коллективами, соответственно, оказывают и наиболее значительное влияние на социокультурное пространство, а также выбираются в качестве экспериментальных площадок для реализации значимых и перспективных фундаментальных и прикладных исследовательских проектов. В то же время фактический рейтинг периферийных вузов, как правило, значительно ниже вузов, расположенных в городах, имеющих высокий научный и образовательный потенциал, развитую промышленность и инфраструктуру [6].
Хотя с формальной точки зрения все эти учебные заведения имеют одинаковый уровень аккредитации, однако, следует признать, что ведущие центральные вузы превосходят региональные образовательные учреждения в том, что касается качества подготовки специалистов [6]. Помимо этого, в связи с текущими экономическими, политическими, социальными тенденциями абитуриенты, проживающие в регионах, ограничены в своих возможностях получения образования по выбранной специальности в центральных городах. В связи с этим, молодые люди остаются привязанными к образовательному пространству своего региона, располагающему, как правило, менее широким спектром направлений подготовки. В то же время, многие выпускники школ, которые располагают возможностями для обучения в центральных городах, как правило,
после получения образования не возвращаются в свой регион для работы в соответствии с полученной специальностью и приобретенными квалификациями. И, наконец, на фоне быстроменяющихся технологий, инновационного развития промышленности и экономики, расширяющихся потоков информации, региональному образованию не всегда удается соответствовать темпам и требованиям реального производства.
В современной России процесс усиления региональных различий происходит с поправкой вариативности, обусловленной специфическими особенностями страны, отличающейся многообразием природных, экономических, социальных, культурных и национальных условий [10].
Необходимость учета национального критерия при реализации региональной образовательной политики в России обусловлена, прежде всего, тем, что Российская Федерация относится к числу крупнейших в мире многонациональных государств, объединяющим более 140 народов [7]. В связи с уникальностью исторического развития до и после вхождения их в состав Российского государства народы России отличаются не только по численному и возрастному составу, но и по своей социально-профессиональной структуре, преобладающему типу хозяйственно-культурной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры, конфессиональной принадлежности [3].
Ключевым параметром государственного устройства России является и то, что границы расселения населяющих ее народов часто нетождественны границам занимаемых ими территорий. Согласно официальным
статистическим данным, в 6 республиках России из 21 численность титульного народа (давшего название той или иной Республике) превышает половину населения, а в автономных округах численность титульных народов составляет в среднем всего 11,2%. Так, например, в Удмуртской Республике удмурты (являющиеся коренным народом этого субъекта РФ) составляют лишь 29% населения. В то же время, строго говоря, значительная часть таких народов, как мордва (70,8%), татары (68%), марийцы (49,7%), чуваши (48,9%), буряты (40,8%) и другие проживают за пределами «своих» национально-территориальных образований. Помимо этого, десятки миллионов россиян живут в этнически смешанных семьях [3].
В связи с этим особую актуальность в образовательной политике России и приобретает принцип региональности. Региональность в
образовательной политике означает ее направленность на создание целостной системы учреждений, обеспечивающих возможность воспроизводства трудового потенциала с учетом специфики экономики региона и ориентированных на удовлетворение всего объема образовательных потребностей его жителей. За счет этого фундаментом региональной системы образования становятся не обособленность и изолированность региона от центра и других регионов, а сотрудничество и интеграция с центром, позволяющие укреплять ресурсный потенциал регионального образования (правовой, нормативный, научно-методический, материально-технический, кадровый и др.).
В настоящее время в РФ разработано и реализуются более 30 концепций региональной образовательной политики. Их основная идея заключается в том, что курс региональной образовательной политики определяется и корректируется с учетом особенности территории, адекватного сочетания
общегосударственных, национальных и локальных интересов и приоритетов [6].
Рассмотрение основных подходов к изучению регионального образования, а также региональных программ развития образования в различных субъектах РФ дает возможность для выявления и описания основных тенденций развития регионального образования на современном этапе.
В 90-х гг. XX в. за каждым регионом были закреплены право и полномочия определять и реализовывать собственную образовательную политику, исходя из социально-экономических, географических и национально-культурных условий и потребностей. Это выражалось, прежде всего, в разработке региональных образовательных программ, формировании федерального, межрегиональных и региональных рынков образовательных услуг, создании региональных экспериментальных площадок для проверки эффективности актуальных подходов и технологий образования [3].
В.И. Панарин, проводя социально-философский анализ глобальных и региональных тенденций развития отечественного образования, отмечает, что развитие региональных систем образования идет вкупе с поступательными движениями в традиционных отраслях региона, а также подчеркивает необходимость подготовки кадров (соответствующего состава, количества специалистов, качества их знаний), обеспечивающих перспективы развития региона.
И.Ю. Данилова в качестве основных тенденций развития регионального образования
выделяет следующие: модернизация образования на основе приоритета общечеловеческих ценностей в структуре национальной культуры; совершенствование национально-регионального компонента содержания образования в контексте диалога культур; создание современной системы непрерывного регионального образования и ее ориентацию на региональный рынок труда [9].
Анализ различных тенденций развития регионального образования на современном этапе указывает на их тесную связь с мировыми и общероссийскими. Как и другие общественные институты, образование под влиянием всеобъемлющего процесса интернационализации становится все более открытым и доступным для международного сотрудничества [8]. В силу особой роли знания в постиндустриальную эпоху образование становится одним из ключевых инструментов мировой политики, приобретая все более глобальный, общемировой характер [2].
Интернационализация образования
обусловливает постепенное увеличение объема международной составляющей развития его отдельных компонентов - национальных, региональных образовательных систем, что, конечно же, как справедливо отмечает В.В. Мирошниченко, не означает утраты ими своей самобытности и уникальности [3].
Единство и непрерывность системы образования обеспечиваются
сбалансированностью и интегрированным характером учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды и формы образования [5].
Таким образом, современные тенденции на мировом рынке образовательных услуг свидетельствуют о том, что эффективное функционирование национальной и региональной систем образования предполагает создание организационно-экономического ресурса
региональной образовательной политики, который включает в себя средства обеспечения единого, открытого и конкурентоспособного образовательного пространства, механизмы интеграции секторов научного и образовательного секторов, анализ динамики и перспектив развития образования на уровне муниципалитетов.
В современных условиях успешность развития национальной и региональной систем высшего образования непосредственно зависит от сонаправленности его развития проводимой государственной политике, социокультурным и образовательным потребностям региона, образовательным стратегиям и общемировым тенденциям в сфере высшего образования.
Литература:
1. Головчин М.А. Образование: региональные проблемы качества управления: монография / М.А. Головчин, Г.В. Леонидова, А.А. Шабунова. - Вологда, ИСЭРТ РАН, 2012. - 197 с.
2. Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: монография / В.А. Козырев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 275 с.
3. Кузьмин М.Н. Проблемы сохранения единого образовательного и духовного пространства России / М.Н. Кузьмин // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 3-10.
4. Логинова Г.Е. Проблемы гуманитаризации высшего образования в современной России [Электронный ресурс] / Г.Е. Логинова // Вестник Кемеровского государственного университета. -2015. - № 4(64). - Т. 1. - Режим доступа: http://vestnik.kemsu.ru/jour/article/view/845/862
5. Малянов Е.А. Социально-культурные инновации в культурном пространстве региона: монография / Е.А. Малянов. - Пермь: ПГИИК, 2010. - 342 с.
6. Наумов С.В. Регионализация образования и стратегии управления его развитием / С.В. Наумов // Интеграция образования. - 2004. - № 4. - С. 11-19.
7. Региональная экономика: учебник; под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 686 с.
8. Супрунова Л.Л. Приоритеты региональных сравнительных исследований в контексте модернизации российского образования / Л.Л. Супрунова // Вестник ВЭГУ -2008. - №> 1(33). - С. 44-54.
9. Чащина Н.Е. Регионализация образования: использование интеллектуального потенциала вузов (на примере Пермского края) [Электронный ресурс] / Н.Е. Чащина, Ж.А. Мингалева // Экономика региона. - 2017. - № 4. - Режим доступа: http://economyofregion.ru/Data/Issues /ЕК2007/0есетЬег_2007/ЕКЭесетЬег2007_255_261.рр(1
10. Шабалин Ю.Е. Образовательное пространство региона как фактор развития образования / Ю.Е. Шабалин // Проблемы современного образования. - 2005. - С. 75-80.
Сведения об авторе:
Сираева Марина Наилевна (г. Ижевск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистического и лингводидактического сопровождения иноязычной профессиональной коммуникации Института языка и литературы Удмуртского государственного университета, e-mail: marinasiraeva@mail. ru
Data about the author:
M. Siraeva (Izhevsk, Russia), candidate of pedagogy science, associate professor of the Department of linguistic and linguo-didactic maintenance of professional foreign language communication of the Institute of Language and Literature of the Udmurt State University, e-mail: [email protected]