УДК 373.2; 376
Е. Н. Ромашкина
Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении
компенсирующего вида
В статье обозначена актуальность проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе развития российского образования. Определены основные направления деятельности по здоровьесбережению в специальных дошкольных учреждениях, которые реализуются через блоки системы здоровьесбережения: медико-профилактический, физкультурно-оздоровительный, социально-психологический, валеологическое просвещение всех участников педагогического процесса.
Ключевые слова: валеологическое просвещение, дифференцированное обучение, здоровье ребенка, здоровьесбере-гающая среда, здоровьесберегающие технологии, инвалид, инновация, концептуальный подход к обучению, мотивация, оптимизация двигательной активности, профилактика заболеваний, оздоровление, безопасность.
Е. N. Romashkina
Realization of Health Saving Technologies in a Preschool Institution of the Compensating Type
In the article the urgency of the problem of health saving technologies realization in preschool educational institutions of a compensating type at the present stage of the Russian education development is designated. Are determined the main activities on health saving in special preschool institutions which are realized via blocks of the health saving system: medical-preventive, sports and health, social psychological, valeologic education of all participants of the pedagogical process.
Key words: valeologic education, differentiated training, health of a child, health saving environment, health saving technologies, a disabled person, an innovation, a conceptual approach to training, motivation, optimization of the motion activity, prevention of diseases, rehabilitation, safety.
В настоящее время особое внимание как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и совершенствование содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях. Актуальность проблемы здоровья детей обусловлена тенденциями развития российского образования, связанными с созданием здоровьесбе-регающих технологий. Учитывая статистические данные системы здравоохранения, фиксирующими состояние здоровья детей, можно сказать, что острой медико-социальной проблемой остается ухудшение состояния психического здоровья детей. У 19 % детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. До 40 % детей составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов (по материалам журнала «Планета людей», март 2010 г.)
Национальный проект «Образование» одним из направлений определяет создание безопасной
и здоровьесберегающей среды жизни обучения, воспитания и развития ребенка.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, которое зависит от умения и возможностей педагога проектировать здоровьесберегающую среду дошкольного учреждения, адекватную детскому возрасту и состоянию здоровья ребенка.
Введение в педагогику понятия «здоровье ребенка» становится общепризнанной ценностью и обеспечивает развитие педагогических исследований на поиск оптимальных условий воспитания у ребенка ценностного отношения к здоровью и проектированию условий его сохранения. Такие вопросы стали предметом изучения в работах В. И. Бондина, В. В. Колбанова, Н. К. Смирнова, А. Г. Сухарева, Л. Ф. Трохимчук, А. Г. Труш-кина и др. Авторы исследований предлагают различные пути сбережения здоровья детей в образовательном учреждении:
- физическое воспитание (В. И. Бондин, А. Г. Трушкин, Ю. А. Янсон и др.);
© Ромашкина Е. Н., 2012
- валеологизация образовательной среды и учебного процесса (Т. И. Бабенко, А. Г. Дрижика, Г. К. Зайцев, В. П. Казначеев, Г. А. Кураев, С. К. Сергеев, Н. К. Смирнов, Ю. В. Шленов и др.);
- двигательная активность (Л. В. Абдульмано-ва, О. Г. Бериев, Б. Б. Егоров, Н. Т. Лебедева и др.);
- система мониторинга состояния здоровья (Н. А. Ананьева, Г. А. Ямпольская и др.);
- индивидуальный подход к ребенку (И. А. Аршавский, Т. Г. Ивошина и др.);
- гуманизация образовательного процесса (М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская и др.);
- проектирование здоровьесберегающей среды (М. М. Безруких, Д. Г. Далчия, Е. А. Каменская, Н. Н. Макаров, Р. М. Чумичева, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург и др.).
Исследования вышеперечисленных ученых позволили выявить различные факторы, влияющие на состояние здоровья детей: благосостояние общества; существующая система содержания и организации образования; педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья; низкий уровень культуры здорового образа жизни детей.
Следовательно, одной из приоритетных задач системы специального дошкольного образования является сохранение здоровья детей с патологией развития в процессе воспитания и обучения, в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида. Но в процессе решения данной задачи возникают существенные противоречия между:
1) необходимостью решения проблем сохранения здоровья ребенка и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью вопросов сбережения здоровья детей в коррек-ционно-развивающей среде дошкольного учреждения;
2) современным состоянием системы специального дошкольного образования и уровнем компетентности специалистов в вопросах проектирования среды сбережения здоровья ребенка.
Преодоление данных противоречий станет успешным при условии адекватного понимания педагогами понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии». Несмотря на то, что в настоящее время это понятие широко распространено в педагогике, многие педагоги воспринимают данный термин как аналог понятий -«санитарно-гигиенические мероприятия» или «физкультурно-оздоровительная работа». Кроме того, назрела необходимость разработки и эффективной реализации комплексных средств и
технологий по сохранению и укреплению здоровья детей в специальном дошкольном образовании. Именно поэтому одной из основных задач в процессе здоровьесбережения в специальной педагогике становится целесообразность разработки инновационной системы подготовки педагогов специального образования и необходимость формирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях компенсирующего вида.
В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в настоящее время всю работу по здоровьесбережению можно разделить на два основных направления:
1) укрепление и сохранение здоровья воспитанников, и формирование элементарных представлений о значении здоровья в жизни человека;
2) мотивация необходимости быть здоровыми и формирование элементарных умений и навыков по укреплению и сохранению здоровья.
Компенсирующие дошкольные учреждения посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, в большинстве случаев это дети - инвалиды, особую категорию которых составляют дошкольники с интеллектуальной недостаточностью. Особенности психофизиологического развития умственно отсталых детей обусловлены особенностями высшей нервной деятельности. Исследования высшей нервной деятельности детей, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, показали, что дифференцирование межсистемных органических связей вырабатываются с большим трудом, редко достигают прозрачности, отличаются неустойчивостью и легко утрачиваются. Поэтому у них значительно снижена способность усвоения учебного материала, и именно поэтому процесс обучения строится на многократном повторении и обязательно через действия, осуществляемые в наглядно-практическом плане.
Оба направления, обозначенные нами, реализуются в ДОУ через деятельность, которую можно разделить на блоки:
- медико-профилактический;
- физкультурно-оздоровительный;
- социально-психологический;
- валеологическое просвещение родителей.
Медико-профилактический блок включает в
себя организацию санитарно-гигиенического режима в учреждении, организацию и контроль за реализацией охранительно-оздоровительного режима возрастных групп ДОУ, режим питания и профилактические мероприятия по укрепле-
Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении компенсирующего вида
нию здоровья воспитанников. Представителями данного блока являются медицинские работники образовательного учреждения, к деятельности которых относятся мероприятия: мониторинг состояния здоровья воспитанников; контроль за двигательной и учебной нагрузкой; медикаментозная коррекция психосоматических состояний; профилактика простудных заболеваний; профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата; профилактика нарушений зрения; профилактика рецидивов хронической соматической патологии. Особое внимание уделяется сочетанию педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными мероприятиями. Эффективность медико-профилактической деятельности во многом зависит от материально-технического оснащения. В современных дошкольных учреждениях компенсирующего вида используется для профилактики различных заболеваний медицинское оборудование: коктейлер, ингалятор, ионизаторы воздуха и т. п., в некоторых учреждениях имеется кабинет для массажа, проведения лечебной физкультуры, бассейн.
Физкультурно-оздоровительная деятельность реализуется в процессе оптимизации двигательной активности дошкольников. Оптимизация двигательной активности подразумевает грамотное распределение учебной нагрузки на детей, с учетом психофизиологических особенностей развития и возможностей воспитанников. Для этого необходимо комплексное использование всех средств физкультурно-оздоровительного блока. Это - специально организованная образовательная деятельность по физическому воспитанию. Образовательная деятельность по физическому воспитанию реализуется в разных формах: утренняя гимнастика и организованные физкультурные мероприятия, музыкально-ритмические мероприятия, подвижные игры, прогулки, спортивные праздники, оздоровительная гимнастика после сна, динамические паузы и ло-горитмические упражнения в процессе коррек-ционно-развивающего воздействия, где педагоги применяют дидактические игры валеологической направленности, элементы терапии Су-джок; пальчиковую и артикуляционную гимнастику; элементы самомассажа и дыхательной гимнастики; элементы гимнастики для глаз.
В дошкольном учреждении для оптимизации процесса двигательной активности используется разнообразное физкультурное оборудование, а также пособия, изготовленные своими руками,
которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность образовательного процесса.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных мероприятиях, в группах ДОУ созданы уголки движений с учетом возрастных особенностей детей, их интересов. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Социально-психологический блок во многих специальных дошкольных учреждениях представлен кабинетом психолога, комнатой сказок, сенсорной комнатой, в которых проводятся мероприятия психотерапии, арттерапии, хромоте-рапии и т. д. Основная функция социально-психологического блока - это создание условий, которые способствуют психоэмоциональному благополучию ребенка и способствуют коррекции психических отклонений и нарушений поведения. Кроме того, большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей. Все взрослые, окружающие детей с патологией развития, понимают, что в общении с ними необходимо быть терпеливыми, спокойными, уверенными в успехе. Но в реальности очень часто не каждый может справиться со своими эмоциями, поэтому взрослым как педагогам, так и родственникам дошкольников с ограниченными возможностями, необходима социально-психологическая помощь.
Используя в своей деятельности наблюдение и соответствующие диагностические методики, психолог должен в процессе длительного изучения к каждой группы определить особенности взаимоотношений воспитателя и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни умственного развития и развития психических функций.
Эффективность деятельности по здоровьесбе-режению в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида напрямую зависит от взаимодействия с родителями и взаимопонимания, которое успешно может быть реализовано посредством валеологического просвещения.
Современное образование рассматривает семью как субъект, имеющий собственное отношение не только к воспитательно-образовательной деятельности, но и к процессу охраны и укрепления здоровья.
В настоящее время в условиях специальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида используются всевозможные формы валеологического просвещения родителей:
- наглядная пропаганда;
- коллективные беседы, собрания, семинары, конференции;
- показательные и совместные мероприятия;
- родительские клубы и объединения.
Наглядная пропаганда широко применяется
педагогами ДОУ, но требует определенных затрат. Педагогам приходиться тщательно продумывать содержание, художественное оформление, стремиться к единству текстового и иллюстративного материала. Беседы с родителями, могут быть: ознакомительные, информационные, рекомендательные, профилактические. Семинары и конференции для родителей в специальном дошкольном образовательном учреждении предполагают активное участие таких специалистов, как учитель-дефектолог, врач-психоневролог, психолог, социальный педагог, инспектор по охране прав и интересов детей. Семинары и конференции интересны для родителей тем, что они могут быть не только слушателями, но и активными участниками или даже организаторами.
Еще одна форма работы с родителями - это мероприятия, которые могут быть показательными или совместными. Это детские музыкально-развлекательные или спортивные мероприятия, на которых дети демонстрируют свои знания по здоровьесбережению. Организационную работу необходимо выстроить таким образом, чтобы родители могли не просто оценить успехи своих детей, но и сами принять активное
участие в мероприятии. Для многих родителей такая активная деятельность станет открытием и своих возможностей. Родители смогут попробовать свои силы в научении своего ребенка чему-либо. В последнее время внимание родителей привлекают объединения, клубы, центры, открывающиеся на базе дошкольных учреждений, которые направлены на сближение родителей между собой, обмен опытом воспитания ребенка в семье, коллективное решение сходных семейных проблем, организацию досуговой деятельности вне стен учреждения.
Таким образом, для создания педагогических условий реализации здоровьесбережения в дошкольном учреждении необходимо, чтобы образовательный процесс по данному направлению проходил через различные виды деятельности в игровой форме и имел достаточное материально-техническое оснащение. Вся работа должна осуществляться в комплексе: с участием всех сотрудников учреждения и в обязательном взаимодействии с родителями.
Библиографический список:
1. Андреев, В. И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание [Текст] / В. И. Андреев. - Казань, 2000.
2. Сократов, Н. В. Дополнительное образование, как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей [Текст] : учеб. пособ. / Н. В. Сократов, И. Н. Корнева, А. В. Литвинова,
B. Н. Феофанов. - Оренбург : Изд.-во ОГПУ, 2003. -
C. 260.
Тихомирова, Л. Ф. Здоровьесберегающие технологии в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] : учебно-метод. пособ. / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Изд-во ЯГ-ПУ им. К. Д. Ушинского, 2010. - 71 с
Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении компенсирующего вида