О.Н. Ничепай,
инструктор по физическому
воспитанию 1 'ККЛ «Ясли-сад№51», г.Костанай
Неглзг! создер: денсаулыц, денсаулыц сацтау ортасы, денсаулыц сацтау технологиясы.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающая среда, здоровъесберегающие технологии.
Keywords: health, health saving environment, health saving technologies.
СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Ацдатпа
Тэрбиенушшердш, денсаульщтарын ныгайту жэне сактауга багыты, ата-аналар жэне устаздардыц бага-лы багыттары калыптасуы, тэрбиельбипмд1 жуй-есшщ кетермел1 нэтижес1, педагогикальщ технологи -ялар денсаульщ сактау мектепке дешнп мекемедеп жумыста колданалатыны жайлы жазылган. Салауат-ты eMip багытка туракты мотивация баланын, денса-лыксактау технология жиынтыгыныц нэтижесшде соцында калыптасады. 0Mipre ынталы, оптимистш, достарыныц жэне устаздардыц арасында ашык ден-саулыгы мьщты бала гана ынтамен эрекетке косы-лады. Онын, барлык сапасы жэне касиет1, ол жеке тулгасыныц сэтп даму кепш болып табылады.
Аннотация
В статье описываются применяющиеся в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающие педагогические технологии,повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного
развития всех сфер личности, ее свойств и качеств. ^
Я <
Annotation §
СП
The article describes the health saving technologies in
the pre - school's work, rising the result of the brining g
- up and educational process, forming the teachers' and S
parents' valuable orientations, which direct to safety and ^
strengthening of the pupils' health. The health saving о
technologies form the firm child's motivation to healthy ® mode of life. Only healthy child is included in all kinds of н
activities with great pleasure. He is cheerful, optimistic ^
and sociable with the other children and teachers. This g
is a voice of successful development of all spheres § personality and its quality.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребенок», невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Цель статьи заключается в раскрытии основополагающих факторов, способствующих организации здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении как фактора внедрения Государственного общеобязательного стандарта дошкольного вос-питанияи обучения.
«Берегите здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его с^ жизни. Растить детей здоровыми, силь-щ ными, эмоциональными - задача каждого и дошкольного образовательного учреждено ния, так как более 70% времени ребёнок Й проводит в детском саду. Это время, ког-^ да он растёт, развивается, поэтому забота ^ о здоровье занимает в детском саду одно § из приоритетных направлений работы. § В государственных требованиях Мини-и стерства образования и науки Республики Е Казахстан выделены отдельные образова-Щ тельные области - «Здоровье», «Физиче-
§ екая культура». Содержание этих областей м
н многогранно - это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей
среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и многое другое. И, конечно же,- формирование у самих дошкольников привычки к здоровому образу жизни.
На сегодняшний день существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [1, с. 21 — 28].
Педагоги А. А. Баранов, Е. Л. Вишневская, В. В. Каргенов и др.придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую. Зачастую они забывают о социально-психологической и духовно-нравственной составляющей. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.
Концепция модернизации образования в Казахстане предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям на основе Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентностипедагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Понятие «здоровьесберегающие педа-
гогические технологии» у разных авторов трактуются по-разному. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесбе-регающие образовательные технологии» утверждал, чтоих можно рассматривать как технологическую основу здоровьесбе-регающей педагогики, как совокупность форми методов организации обучения детей без ущерба для ихздоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - детейи их родителей, педагогов [3, с.240].
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении:
- относительно ребенка - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада. Воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровьюи жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать,поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизнии безопасного поведения; задачи, связанные с оказани-емэлементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Относительно взрослых - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального
здоровья воспитателен дошкольного учреждения и валеологическому просвещению родителей.
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации дошкольного учреждения; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов дошкольного учреждения и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включаетсяво все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
К современным здоровьесберегающим технологиямотносятся:
• ритмопластика;
• динамические паузы (физкультминутки);
• подвижные и спортивные игры;
• релаксация;
• технологии эстетической направленности;
• гимнастика пальчиковая;
• гимнастика для глаз;
• гимнастика дыхательная;
• гимнастика пробуждения;
• оздоровительный бег;
в; К х
<с
т
о
СП
я
ш О в; х
и
О §
X X ш Е-
к
в; X Рч
о
ш Е-
в; х х
<с
т
о
СП
я
ш О в; х
1-ч
о ч о
X X ш Е-
к
в; К
Рч
о
ш Е-
• физкультурное занятие;
• проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) и коммуникативные игры;
• занятияиз серии «Здоровье», самомассаж;
• технологии музыкального воздействия;
• технологии воздействия цветом;
• технологии коррекции поведения;
• сказкотерапия и т. п.
Этапы внедрения здоровьесберегаю-щих технологий включают:
• анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников,их вале-ологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды дошкольного учреждения;
• организацию здоровьесберегающе-го образовательного пространства в дошкольном учреждении;
• установление контактов с социальными партнёрами дошкольного учреждения по вопросам здоровьесбережения;
• освоение педагогами дошкольного учреждения методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых;
• внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детейи взрослых;
• работа валеологической направленности с родителями в дошкольном учреждении [2, с.36].
Данные технологии имеют оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка-привычку к здоровому образу жизни. Эта работа осуществляется комплексно: воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, музыкальными руководителями, логопедами, педагогом-психологом.
Данные технологии помогают гармонизации психоэмоционального состояния, учат детей понимать свои эмоции,управлять своим поведением, слышать и чув-
ствовать свое тело.
Система здоровьесбережения в дошкольном учреждении включает:
• различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
• комплекс закаливающих мероприятий (воздушноезакаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; хождение босиком, «топтание» в тазах,полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
• физкультурные занятия всех типов;
• оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика,физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
• организация рационального питания;
• медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
• соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
• комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбере-жению в дошкольном учреждении:
• интеграция задач физкультурно-оз-доровительнойработы в различные виды совместной деятельности;
• внедрение инновационных здо-ровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения;
• разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
• формирование привычки к здоровому образу жизниу дошкольников, педагогов и родителей;
• совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленностив соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
• обеспечение физического и психического благополучия ребёнка в дошкольном учреждении [2, с. 84].
Укрепление здоровья ребенка - это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь. Результатами внедрения здоровьесберегаю-щих технологийв дошкольном учреждении являются:
1. Сформированные навыки здорового образа жизнивоспитанников, педагогов и родителей.
2.Взаимодействие специалистов в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберега-ющих технологий в педагогический процесс.
4.Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном учреждении и семье;
6.Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем современности и как совокупность методов и приемов организации обучения дошколь-
ников, без ущерба для их здоровья. Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоро-вьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка. Наиболее востребованными в дошкольных учреждениях и популярными в настоящее время являются педагогические здоровьесберегающие технологии, таким образом, можно сказать, что учет определенных педагогических условий, обеспечивающих применение комплекса педагогических здоровьесберегающих технологий в работе детского сада, позволяет сохранить и укрепить здоровье детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст]/Т.В. ^ Ахутина. // Школаздоровья,- 2000. Т. 7. № § 2. - С.21-28. ^
2. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные м основы физических упражнений [Текст]/ ^ Л.Д. Назаренко,- М., 2002. -24с. °
3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберега- К ющие образовательные технологии в ра- § боте учителя и школы [Текст]/Н.К. Смир- § нов. - М.: АРКТИ,2003.-272с. £
4. Селевко,Г.К. Современные образо- к
вательные технологии [Текст] :Учебное §
к
пособие. - М.: Народное образование, § 1998, —256 с. Ц