РАЗДЕЛ 1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.2
В.Г. Барабаш, г. Шадринск
Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования: анализ трактовок, виды, компоненты, принципы
реализации
В статье представлен анализ трактовок здоровьесберегающих технологий, выделены основные компоненты, виды и принципы их реализации в дошкольном образовании.
Дошкольное образование, технология, здоровьесберегающие технологии.
V.G. Barabash Shadrinsk
Health saving technologies in preschool education: analysis of interpretations, types, components, and principles of realization
The article presents an analysis of interpretations of health saving technologies, allocates main components, types and realization's principles in preschool education.
Keywords: preschool education, technology, health saving technologies.
Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей.
Решить эти задачи должны помочь разнообразные здоровьесберегающие технологии. Сегодня термин «здоровьесберегающие технологии» получил широкое распространение, как в педагогической литературе, так и в повседневной жизни. Понимание данного термина представляется возможным, исходя из родового понятия «технология».
Обратимся к трактовке данного понятия, предложенной В.А. Деркунской. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущностная характеристика данного термина определяется автором тем, что она имеет определенную этапность, включает в себя определенные профессиональные действия, что позволяет педагогу еще на этапе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты своей профессионально-педагогической деятельности. Педагогическая технология отличается конкретностью и четкостью целей и задач; наличием определенных этапов: (первичная диагностика; отбор содержания, форм, способов и приемов ее реализации; использование совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки результатов) [1].
Технологию, применительно к заявленной теме, возможно, обозначить как педагогическую деятельность, которая по-новому строит свои отношения между образованием и воспитанием, переводя воспитание в рамки здоровьесбережения, направленного на сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования - «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить необходимо так, чтобы не наносить
вреда здоровью субъектов образовательного процесса - детям и педагогам. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Обратимся к существующим в методической литературе некоторым определениям этого понятия.
По мнению Н.К. Смирнова здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценности, формирование мотивации на здоровый образ жизни [5].
По утверждению В.Д. Сонькина здоровьесберегающие технологии - это: определенные условия воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении; оптимальная организация воспитательно-образовательного процесса с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей детей; соответствие нагрузки возрастным возможностям ребенка; достаточный, максимально рациональный двигательный режим [2].
Другой подход к пониманию термина «здоровьесберегающая технология» дает Ю.В. Науменко. Здоровьесберегающая технология в образовании - это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний ребенка в рамках традиционной системы образования. По мнению автора, здоровьесберегающее образование - это комплексная системная деятельность образовательного учреждения по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей основных факторов риска нарушения здоровья [3].
Таким образом, термин «здоровьесберегающие технологии» можно определить и как качественную характеристику любой образовательной технологии, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья, и как совокупность определенных принципов, приемов и методов педагогической деятельности, наделенных признаком здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Основной их признак -использование психолого-педагогических методов, приемов, подходов в решении проблем сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех субъектов педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является достижение оптимального уровня здоровья воспитанников детского сада, формирование представлений о здоровье и умений сохранять и укреплять его; обеспечение валеологической компетентности, которая позволяет дошкольнику эффективно и самостоятельно решать задачи, здорового образа жизни и безопасного поведения.
В современной литературе представлены основные компоненты здоровьесберегающих технологий. Обратимся к характеристике этих компонентов.
• Аксиологический компонент - характеризуется осознанием того, что здоровье является высшей ценностью, убежденностью в необходимости вести здоровый образ жизни, позволяющий осуществлять поставленные цели, использовать свои физические возможности. Реализация аксиологического компонента осуществляется в процессе формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение, у человека развивается осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
• Гносеологический компонент - включает необходимые для процесса здоровьесбережения знания и умения, познание себя, своих возможностей, интересов к вопросам собственного здоровья. Этот процесс направлен на формирование системы знаний и практических умений и навыков поведения в повседневной деятельности,
обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
• Здоровьесберегающий компонент - включает определенную систему ценностей и установок, формирующие гигиенические умения и навыки, которые необходимы для нормального функционирования организма, а также включает систему упражнений, направленных на развитие двигательных функций. Большое значение в данном компоненте отводится режиму дня, рациональному питанию, двигательной активности, чередованию нагрузки и отдыха, психогигиене, использованию эколого-природных факторов и нетрадиционных способов оздоровления организма.
• Эмоционально-волевой компонент - включает в себя проявление психологических механизмов. Положительные эмоции являются необходимым условием сохранения здоровья, они закрепляют у человека стремление быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Воля - психический процесс, способствующий сознательному управлению деятельностью, которое проявляется в преодолении препятствий и трудностей на пути к обозначенной цели. Воля чрезвычайно важный компонент, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности.
• Экологический компонент - проявляется осознанием бытия человеческой личности в единстве с биосферой, раскрывающий зависимость физического и психического здоровья человека от эколого-природных факторов. Этот компонент характеризуется тем, что человек как биологический вид существует в определенной окружающей среде, из которой он черпает необходимые для его жизнедеятельности средства. Общение с природой предоставляет широкие возможности для оздоровления человека, способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме.
• Физкультурно-оздоровительный компонент включает овладение разными способами двигательной деятельности, которые направлены на увеличение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Так же, этот компонент способствует оздоровлению организма, обеспечивает высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент обеспечивает освоение жизненно-важных психофизических качеств, которые повышают общую работоспособность организма, а также формирование навыков личной и общественной гигиены.
Перечислим основные виды здоровьесберегающих технологий применяемые в дошкольном образовании, выделенные В.А. Деркунской: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, технологии валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО. Дадим им краткую характеристику.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании это технологии, которые обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под пристальным руководством медиков в соответствии с медицинскими требованиями и нормативами, с использованием медикаментозных средств. К ним можно отнести следующие технологии: мониторинг здоровья дошкольников и разработка на его основе рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация рационального питания детей раннего и дошкольного возраста и его контроль; организация физического воспитания и развития дошкольников; закаливание; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощи в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании -технологии, которые направлены на обеспечение физического развития и укрепления здоровья ребенка: развития психофизических качеств, двигательной активности, становления физической культуры дошкольников, закаливания. К данным технологиям также относятся: дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной двигательной активности и заботе о своем здоровье и другие. В реализации этих технологий, участвуют специалисты по физическому воспитанию, а также педагоги дошкольных образовательных учреждений в специально организованных формах физкультурно-оздоровительной работы: на физкультурных занятиях, прогулках, в режимные моменты, в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и других.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка -технологии, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье ребёнка. Основная задача данных технологий обеспечить эмоционально-комфортное и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе его общения со сверстниками и взрослыми, как в детском саду, так и в семье. В реализации этих технологий принимают участие психолог, посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образовательного учреждения в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования это технологии, которые направлены на формирование культуры здоровья педагогов дошкольного учреждения, в том числе культуры профессионального здоровья, а также формирование у педагогов потребности в здоровом образе жизни.
К элементам технологии валеологического просвещения родителей относятся: папки-передвижки, памятки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, круглые столы, семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов и другие формы работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО это, прежде всего, технологии которые направлены на воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель данных технологий формирование у ребёнка осознанного отношения к здоровью и жизни человека; формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; обретение валеологической компетентности, которая позволит дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.
Рассматривая различные виды здоровьесберегающих технологий, следует обратить внимание на основные принципы внедрения и реализации их в деятельность дошкольных образовательных организаций:
• комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, структуры воспитательно-образовательного процесса, условий воспитания и обучения;
• непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
• максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех участников образовательного процесса;
• интеграция оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс;
• преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
• использование простых и доступных технологий;
• формирование положительной мотивации у детей, педагогов, медицинского персонала к проведению оздоровительных мероприятий;
• реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию, охране психического здоровья;
• повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил.
Таким образом, залогом успешного осуществления здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса является понимание педагогами сущностных особенностей применяемых технологий, их видов, условий и принципов реализации в ДОО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Деркунская, В.А. Концепция воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения: основные понятия / В.А. Деркунская // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации : сб. науч. ст. : по материалам междунар. науч.-практ. конф. 10-11 декабря 2015 г. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.
2. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М. : ИВФ РАО, 2002. - 181 с.
3. Науменко, Ю.В. Современное содержание здоровьесберегающих технологий в подготовке педагога / Ю.В. Науменко, О.В. Науменко // Вестник Московского ун-та, Сер. 20. Педагогическое образование. - 2014. - № 1. - С. 52-56.
4. Пономарева, Л.И. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в условиях модернизации образования / Л.И. Пономарева // Вестник Шадринского педагогического института. - 2013. - № 3 (19). - С. 10-15.
5. Смирнов, Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования / Н.К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2008. - 288 с.
УДК 373.2
Л.Г. Касьянова,
В.К. Литвинюк г. Шадринск
Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОО
В статье рассматривается формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, дается характеристика основных понятий. В работе представлены актуальные формы, методы и приемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОО.
Дети дошкольного возраста, здоровый образ жизни, культура здоровья, культура здорового образа жизни.
L.G. Kasyanovа, S. V. Litvinyuk ЗЬаёппвк