2. Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. М., 2005.
3. Борисова И.В. Пути осуществления дифференцированного подхода на уроках математики в условиях СНМК школы // Народное Образование в XXI веке. 2004. Вып. 3.
4. Иванов М.Г. Дифференцированное обучение младших школьников // Начальная школа. 1994. № 11.
5. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / под ред. М.И. Моро, A.M. Пышкало. М., 1977.
6. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. М., 1986.
References
1. Vygotskij L.S. Izbrannye psihologicheskie issle-dovanija. Myshlenija i rech'. Problemy psihologi-cheskogo razvitija rebenka. M., 1956.
2. Demenjova N.N. Differenciacija uchebnoj raboty mladshih shkol'nikov na urokah matematiki. M.,
2005.
3. Borisova I.V. Puti osushhestvlenija differenciro-vannogo podhoda na urokah matematiki v uslovijah SNMK shkoly // Narodnoe Obrazovanie v XXI veke. 2004. Vyp. 3.
4. Ivanov M.G. Differencirovannoe obuchenie mladshih shkol'nikov // Nachal'naja shkola. 1994. № 11.
5. Aktual'nye problemy metodiki obuchenija mate-matike v nachal'nyh klassah /pod red. M.I. Moro, A.M. Pyshkalo. M., 1977.
6. Amonashvili Sh.A. V shkolu - s shesti let. M., 198б.
DIFFERENTIATED APPROACH TO TEACHING PRIMARY SCHOOLCHILDREN: EXPERIENCE OF REALIZATION
T.V. Larionova, G.N. Novak
Lyceum № 29 Tambov, Russia. e-mail: lartav64@mail.ru
The article considers peculiarities of realization of differentiated approach in the process of teaching primary schoolchildren. Complexity that appears in the work of a teacher and pupils when use differentiated approach is analyzed; and the ways of its overcoming are also suggested.
Key words: differential training, primary schoolchild, levels, self-actualization, cognitive tasks, feedback, results of work.
УДК 373.24
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Ю. Г. Коровникова
Детский сад № 7 г. Орел, Россия. e-mail: muhtarova_yulia@mail.ru
В статье доказана необходимость использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования. Рассмотрены четыре группы данных технологий: сохранения и стимулирования здоровья; обучения здоровому образу жизни; музыкального воздействия и коррекции поведения. Раскрыты виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дошкольное образование, дошкольники, здоровьесберегающая среда, культура здоровья, воспитатели и родители.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напря-
женности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Это самое благоприятное время для выработки правильных привычек,
которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения активно работает по здоровьесбережению, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения.
Согласно Уставу ВОЗ, здоровье - это состояние физического и социального благополучия человека, одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении.
Усилия работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) сегодня как никогда направлены на оздоровление ребен-ка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание основ культуры здоровья для формирования осознанного отношения ребенка к жизни как собственной, так и других людей.
Цель здоровьесберегающей технологии -обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей, как ухаживать за своим телом, т.е. осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Можно выделить следующие задачи здоровьесберегающей технологии:
- объединение усилий сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки;
- обучение детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе;
- осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурнооздоровительной работы.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздо-
ровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы.
Все здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на четыре группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, т.е. комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.), подвижные и спортивные игры, контрастная дорожка, тренажеры.
В своей работе мы используем следующие технологии:
Стретчинг - 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении выполняются специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы - во время занятий,
2-5 мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая - с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз - ежедневно по
3-5 мин в любое свободное время в зависи-
мости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика (бодрящая) -ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам.
Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, бассейн, точечный массаж, спортивные развлечения, праздники, День здоровья, ситуативные малые игры - ролевая подражательная имитационная игра).
Практика показала, что наиболее эффективными в нашем детском саду являются следующие здоровьесберегающие технологии:
Физкультурное занятие - 2-3 раза в неделю в спортивном зале.
Проблемно-игровые (игротренинги и иг-ротерапия) - в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры - со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Проблемно-игровые игротренинги и иг-ротерапия (тренинг творческой психотехники (ТТП)) - система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и
активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию.
Проведение точечного самомассажа -в утренние часы. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Проведение утренней гимнастики.
3. Технологии музыкального воздействия (музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия).
Технологии музыкального воздействия -используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия - 2-4 занятия в месяц по 30 мин со старшего возраста. Занятия используют для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом - правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
4. Технологии коррекции поведения.
Игры с правилами, игры-соревнования.
Раскрепощающие психотехнические игры - специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения.
Психотехнические освобождающие игры - направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности.
Режиссерские игры - где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками.
Народные игры - обаяние игровых персонажей.
Хочется отметить, что педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь ва-
леологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Нельзя не отметить и еще такой важный фактор здоровьесбережения, как живопись с помощью пальцев. Такой вид живописи, широко использующийся в практике работы нашего ДОУ, благотворно влияет на психику ребенка, успокаивает и расслабляет, помогает адекватно выразить свое эмоциональное состояние. Прикосновение к краскам, их размазывание по бумаге позволяет более полно включиться в процесс творчества, активизирует внутренние резервы организма. Работа с глиной также оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться, снимает стресс, помогает приобщить к социальной активности необщительных детей. Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта: стабилизируется эмоциональное
состояние, развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, развивается речь, формируется произвольное внимание, память. Ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
В федеральных государственных требованиях выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основ культуры здоровья посредством решения таких задач, как сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Имея оздоровительную направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие. Современные психологи выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобо-гащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду [1].
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - технологии воспитания культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских
интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка -технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
Технологии здоровьесбережения и здо-ровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ (папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и другие формы работы).
Очень важно, что каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая нами в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Совершенно очевидно, что применение здоровьесберегающих технологий будет эффективно, если будет создано здоровьесберегающее пространство, будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, положительные мотивации у педагогов и родителей детей [2]. Мы полагаем, что наиболее целесообразно использовать методы, способствующие активизации инициативы, творческого самовыражения воспитанников: свободная беседа, выбор действий по интересам, выбор способа взаимодействия, свобода творчества, ролевые игры по желанию. Следует включать в педагогический процесс беседы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Наряду с этим необходимо применять оздоровительные мероприятия, способствующие предупреждению утомления и поддержанию работоспособности детей. Особое внимание педагоги обращают на такие аспекты, как:
- соблюдение гигиенических условий в помещениях ДОУ (чистота, проветривание, благоустройство);
- чередование различных видов учебной деятельности, используемых в воспитательно-образовательном процессе, так как утомляемость ведет к снижению познавательного интереса;
- применение физкультурных минуток, музыкальных пауз на занятиях, проведение бодрящих гимнастик, гимнастик для глаз, пальчиковых игр, плавание в бассейне. Включение в двигательную активность детей динамического часа, подвижных игр, дозированной ходьбы на свежем воздухе не только закаляет детей, но и помогает им в коммуникативном общении, повышает иммунитет и укрепляет здоровье;
- использование для релаксации спокойной классической музыки, звуков природы;
- организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей воспитанников;
- наличие благоприятного психологического климата в группе;
- включение в педагогический процесс «уроков Айболита», «уроков Мойдодыра», минуток ЗОЖ, уроков осторожности, коммуникативных игр, минуток радости, психогимнастики;
- привлечение родителей к совместной работе по проведению дней здоровья, соревнований, занятий с психологом по профилактике вредных привычек, проведение консультаций, разработка советов и рекомендаций для них по воспитанию стремления детей к здоровому образу жизни. Последнее условие очень важно, так как должна существовать преемственность ДОУ и семьи [3, 4].
Детский сад - это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение - это, прежде всего, агрессивная вирусно-микробная среда с постоянной частотой обновления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый попавший в эту среду ребенок находится под угрозой постоянных инфекционных и простудных заболеваний. К сожалению, некоторые несознательные родители ведут своих детей в сад, не обращая внимания на постоянный насморк, а
порой даже кашель и другие симптомы начинающейся болезни. Однако не все инфекционные заболевания на первой стадии имеют заметные симптомы, а некоторые дети могут даже не болеть сами, но являться носителями той или иной инфекции. Поэтому даже обычная детская площадка - это уже место скопления микробов, что уж говорить о замкнутых пространствах детсадовских групп.
В связи с этим, возникает вопрос, как подготовить своего ребенка и его иммунитет к детскому саду? Как избежать постоянных болезней и частых больничных? Многие родители расскажут, что до детского сада их дети ничем никогда не болели, а вот пошли в сад и все - постоянные болячки, кашель, насморк, микстуры... Как показывает практика, именно постоянные болезни порой становятся основной причиной, по которой матери «созревают» до таких процедур, как обливание и закаливание, на которые раньше, как говорится, рука не поднималась. Ну а поскольку любое заболевание легче предотвратить, чем лечить, то и подготовку к саду целесообразнее начинать до его посещения, а не тогда, когда вся семья наболелась. Итак, для того, чтобы ребенок быстро и безболезненно освоился в детском дошкольном учреждении, важно соблюдать следующие правила [5].
Правило 1: Нет тепличным растениям!
Первое, что следует рекомендовать родителям - это отказаться от тепличных условий. Больше свежего воздуха, больше ходьбы босиком или на босу ногу, воздушные ванны, частые контакты с другими детьми (на площадках, в гостях и пр.) - все это поможет ребенку как можно безболезненней пройти акклиматизацию в новом детсадовском коллективе. И не старайтесь создавать дома стерильную обстановку - это нанесет ребенку больше вреда, чем обычное количество окружающих нас бактерий.
Правило 2: Вы хотите поговорить об этом?
Как это ни странно, но психическое здоровье и душевное равновесие ребенка оказывает немалое влияние на его иммунную систему. Поэтому важно, чтобы ребенок шел в детский сад осознанно и с интересом. Для этого следует выбирать подходящий сад, где как можно меньше детей и больше педагогов
в каждой отдельно взятой группе. Заранее следует объяснить ребенку, что его ждет, проговорить с ним все правила поведения в саду, рассказать, сколько интересных вещей он сможет узнать и увидеть, со сколькими детьми сможет познакомиться - в общем, постараться заинтересовать и заинтриговать ребенка, чтобы избежать лишних стрессов. Не стоит также оставлять ребенка сразу на целый день: пребывание ребенка в саду следует увеличивать постепенно.
Правило 3. Доверяй, но проверяй!
Несмотря на то, что ребенок выглядит здоровым и бодрым, перед походом в сад нужно пройти диспансеризацию. В первую очередь, это нужно самим родителям, чтобы вовремя распознать ту или иную болезнь. А во-вторых, это простое правило поведения человека в коллективе - если сам болен, не заражай других.
Правило 4: Сбалансированное питание -основа здоровья ребенка.
Ни для кого не секрет, что основа здорового образа жизни не только взрослых, но и детей - это качественное, разнообразное и сбалансированное питание. Так что родителям важно организовать питание своего ребенка с самых первых дней его жизни так, чтобы ежедневно в его меню входили разные группы продуктов, богатых витаминами, минералами и микроэлементами.
Диетологи считают, что лучше всего использовать в меню «родные» продукты, т.е. выросшие в той полосе, где рожден ребенок. К примеру, для нас, жителей средней полосы, черная смородина является более полезным продуктом, богатым витамином С, нежели южные апельсины. Организм человека на 80% состоит из воды, поэтому каждый человек должен потреблять в сутки хотя бы небольшое ее количество. К сожалению, мы часто забываем о воде, особенно, когда речь идет о детях: заменяем ее на сладкие соки, компоты и чаи. Безусловно, это восполняет запасы жидкости в организме, но качество этих запасов оставляет желать лучшего.
Правило 5: Если хочешь быть здоров -закаляйся!
Еще с советских времен всем нам хорошо известна магическая формула абсолютного счастья: «Если хочешь быть здоров -закаляйся!» И правда, статистика утвержда-
ет, что среди закаленных детей больных в разы меньше. Однако все хорошо в меру, поэтому и закалка тоже требует системного подхода, в противном случае есть риск добиться обратного эффекта.
Итак, есть несколько принципов, следуя которым, родители смогут закалить своего малыша, оказав неоценимую поддержку его иммунитету [6]:
- главное правило для мамы: ничего не бояться и верить в успех;
- врачи рекомендуют начинать закаливание с воздушных ванн;
- начинать закаливание нужно как можно в более раннем возрасте, но никогда не поздно;
- все процедуры нужно проводить систематически (каждый день или через день -как заведете);
- все нужно делать постепенно, так что не стоит сразу же выливать на ребенка ледяную воду, начать лучше с положенных телу 36 градусов, снижая температуру на 1-2 градуса в 3-4 дня (учтите, что в этом случае все индивидуально и возможно ребенку потребуется больше времени, чтобы привыкнуть к новой температуре);
- все нужно делать в процессе игры, с хорошим настроением и с улыбкой - слезы и истерики исключены, лучше отложить процедуру на несколько дней, пока малыш не забудется;
- не допускать переохлаждения, все нужно делать быстро - облили, растерли, одели;
- не допускать перегрева;
- не начинать закаливание, если ребенок не здоров;
- перед началом процедур руки и, главное, ноги ребенка должны быть теплыми.
В результате соблюдения этих нехитрых правил, многие дети перестают болеть не только простудными заболеваниями, но и легче переносят инфекционные болезни и постоянные стрессы.
Список литературы
1. Кухлинская В.В. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ // Управление ДОУ. 2007. № 3.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии
обучения: индивидуально-ориентированный
подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2.
3. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. М., 2009.
4. Макарова Л.Н., Гущина Т.Ю. Технология взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьей // Семья в России. 2006. № 2.
5. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. М., 2010.
6. Савинова С.В. Как воспитать здорового ребенка // Воспитатель ДОУ. 2011. № 5.
References
1. Kuhlinskaja V.V. Ispol'zovanie zdorov'esberega-jushhih pedagogicheskih tehnologij v DOU // Upravlenie DOU. 2007. № 3.
2. Ahutina T.V. Zdorov'esberegajushhie tehnologii obuchenija: individual'no-orientirovannyj podhod // Shkola zdorovja. 2000. T. 7. № 2.
3. Borisova E.N. Sistema organizacii fizkul'turno-ozdorovitel'noj raboty s doshkol'nikami. M., 2009.
4. Makarova L.N., Gushhina T.Ju. Tehnologija vzai-modejstvija pedagogov doshkol'nyh obrazova-tel'nyh uchrezhdenij s sem'ej // Sem'ja v Rossii.
2006. № 2.
5. Zhelobkovich E.F. Fizkul'turnye zanjatija v dets-kom sadu. M., 2010.
6. Savinova S.V. Kak vospitat' zdorovogo rebenka // Vospitatel' DOU. 2011. N° 5.
FEATURES OF ORGANIZATION OF HEALTH SAVING ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Yu.G. Korovnikova
Nursery School № 7 Orel, Russia. e-mail: muhtarova_yulia@mail.ru
The necessity to use health saving technologies in the system of preschool education is proved in the article. There are considered 4 groups of these technologies: preservation and stimulation of health; teaching healthy lifestyle; musical influence and behavioral correction. The types of health saving technologies in preschool education are exposed: medical and preventive; health and fitness; methods of ensuring of socio-psychological welfare of children; health saving and health enrichment of teachers of preschool education; valeological education of parents.
Key words: health saving technologies, preschool education, preschool children, health saving environment, culture of health, preschool teachers and parents.