Научная статья на тему 'Воспитательно-образовательная работа в школе раннего развития "Росток" по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС'

Воспитательно-образовательная работа в школе раннего развития "Росток" по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД / PRESCHOOL PERIOD / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / РЕБЕНОК / CHILD / ПЕДАГОГ / TEACHER / ИГРА / GAME / TECHNOLOGIES OF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сороковая Галина Семеновна

В статье рассматривается вопрос о сохранении и укреплении здоровья детей, о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании; перечислены виды здоровьесберегающих технологий, используемые в работе с детьми дошкольного возраста. А также предоставлен опыт работы по здоровьесбережению школы раннего развития «Росток» на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина», даны советы педагогам и воспитателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательно-образовательная работа в школе раннего развития "Росток" по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС»

EDUCATIONAL WORK IN THE SCHOOL OF EARLY DEVELOPMENT "ROSTOK" FOR THE PRESERVATION OF PHYSICAL AND MENTAL HEALTH OF CHILDREN IN ACCORDANCE WITH FSES Sorokovaya G.S. (Russian Federation) Email: Sorokovaya329@scientifictext.ru

Sorokovaya Galina Semenovna - Head of Department of Preschool Education,

STATE BUDGET INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION BRYANSK REGIONAL PALACE OF CHILDREN AND YOUTH CREATIVITY NAMED AFTER Y.A. GAGARIN, BRYANSK

Abstract: the article deals with the question ofpreserving and strengthening the health of children, the need for the use of health saving technologies in preschool education; lists the types of health technologies used in working with children of preschool age. As well as have experience in health care school of early development "Rostok" on the basis of the State budget institution of additional education "Bryansk regional Palace of children and youth creativity named after Y.A. Gagarin", advice to teachers and educators.

Keywords: preschool period, technologies of, health, child, teacher, game.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «РОСТОК» ПО СОХРАНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Сороковая Г.С. (Российская Федерация)

Сороковая Галина Семеновна - заведующая отделом дошкольного воспитания, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества им. Ю.А. Гагарина, г. Брянск

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о сохранении и укреплении здоровья детей, о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании; перечислены виды здоровьесберегающих технологий, используемые в работе с детьми дошкольного возраста. А также предоставлен опыт работы по здоровьесбережению школы раннего развития «Росток» на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Брянский областной Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина», даны советы педагогам и воспитателям. Ключевые слова: дошкольный период, здоровьесберегающие технологии, здоровье, ребенок, педагог, игра.

Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирование общей культуры личности детей, развития их физических качеств.

Сохранение, укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, а для морфологического совершенствования в этот период ведущее значение имеют рациональный двигательный режим и всесторонняя поддержка физического развития ребенка, как в семье, так и в образовательном учреждении.

В последние годы при обследовании дошкольников обнаруживается ряд закономерностей в отставании физического и психического развития детей: снижение

66

мышечного тонуса, нарушение осанки, плоскостопие, гипокинезия, дисгармония нервных и физических показателей. Сопротивляемость детского организма снижается, повышается возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность, нарушается произвольная регуляция.

Сегодня медицине трудно справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому остро встает вопрос о работе по формированию к нему осознанного отношения. Начинать приучать детей к здоровому образу жизни нужно еще с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте существует серьезная проблема сохранения психического и соматического здоровья. И одной из самых основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского учреждения и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасности поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе профессионального здоровья педагогов и воспитателей, валеологическому просвещению родителей [4, с. 10].

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

> медико-профилактические;

> физкультурно-оздоровительные;

> технологии обеспечения социально - психологического благополучия ребенка;

> здоровьесбережение и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

> валеологического просвещения родителей.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!

В школе раннего развития «Росток» выработана система работы по здоровьесбережению дошкольников. Помещения школы в условиях ДДЮТ максимально приспособлены для дошкольников: безопасная мебель по ростовым показателям соответствующим СанПиН, игровые зоны, спортивный инвентарь, игрушки. Для дезинфекции воздуха в период эпидемий гриппа имеется обеззараживатель воздуха. К занятиям в школе дети допускаются только при наличии медицинской справки [1, с. 21-22].

Педагоги и воспитатели школы «Росток» особое внимание уделяют, прежде всего, соблюдению гигиенических условий в помещениях (чистота, проветривание, благоустройство).

В соответствии с учебным планом соблюдается чередование различных видов учебной деятельности, используемых в воспитательно-образовательном процессе, так как утомляемость ведет к снижению познавательного интереса.

Продолжительность занятий, согласно требованиям СанПиН для детей:

I года обучения - 20 минут, II - 25 минут, III - 30 минут. Между занятиями игровая пауза - 15 минут.

В своей работе педагоги ШРР «Росток» активно используют физкультурно -оздоровительные технологии. Развитие физических качеств, двигательной активности, становление физической культуры, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки происходит на специально организованных занятиях по ритмике, музыке, а также на других занятиях во время физпауз, физминуток, музыкальных пауз,

67

пальчиковых игр, игровых пауз. У детей воспитывается привычка к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

В неделю проводится два обязательных занятия по ритмике для каждой группы и одно занятие по желанию детей. Одно занятие по ритмике ведет педагог - хореограф, а второе -тренер - преподаватель. Соответственно занятия отличаются. На занятиях используется спортивный инвентарь: фитбол, обручи, гимнастические палки, мячи, кегли, мягкие модули, кольцебросы, коврики.

Дети укрепляют здоровье посредством выполнения физических и танцевальных упражнений, дыхательных гимнастик, гимнастик для глаз, подвижных и хороводных игр. Проведение командных эстафет помогает стимулировать у детей желание быть сильными, ловкими и здоровыми. Для релаксации используется спокойная классическая музыка, звуки природы [4, с. 9].

В целях профилактики утомляемости в течение дня обеспечен баланс различных видов активности детей - умственной, физической, а также разных видов деятельности, среди которых преобладающей выступает игра, часто используются интегрированные занятия.

Мы стараемся приобщить детей к здоровому образу жизни, пониманию важности здоровья для каждого человека и факторов на него влияющих. Применение валеологии является неотъемлемой частью занятий по экологии. Педагог выясняет, как ребенок понимает, что такое здоровье, здоровый образ жизни. Дает представление о человеке, как части природы. Изучая темы «Быть здоровым - здорово!», «Съедобные и несъедобные грибы», «Лекарственные растения», «Полезные и бесполезные продукты», «Что такое гигиена», «Волшебница - вода», «Огонь - друг, огонь - враг», «В гостя у Айболита» дети учатся внимательно относиться к своему здоровью, различать полезные и опасные факторы окружающего мира.

На занятиях «В гостях у сказки» ребята приобщаются к миру общественных ценностей, у детей развиваются умения адекватно оценивать поступки, формируются эмоциональная отзывчивость, добросердечность, стремление к правильному поведению.

Между занятиями обязательными являются игровые паузы. Педагоги и воспитатели организуют подвижные и хороводные игры. Здесь дети выбирают себе занятия по душе. В кабинетах «Ростка» есть зоны для сюжетно - ролевых игр. Например, таких как «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская», «Больница» и другие. Играя в эти игры, дети используют знания, касающиеся здоровьесбережения, полученные на занятиях: как выбрать полезный продукт, как пользоваться ножницами и ножом, чтобы не порезаться. Играя в игру «Больница» маленький доктор дает советы о том, как стать здоровым: пейте чай с малиной, кушайте мед и витамины. В процессе игры дети учатся действовать по правилам, устанавливая доброжелательные отношения.

Педагогический коллектив делает все возможное для создания в «Ростке» атмосферы эмоционального благополучия и комфорта. Самая важная потребность ребенка - это потребность в любви, теплоте чувств, т.е. положительного эмоционального контакта. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное развитие, дети должны чувствовать, что педагоги и воспитатели радуются их присутствию, любят их и принимают такими, какие они есть, относятся к ним доброжелательно.

Таким образом, одной из важных задач, стоящих перед коллективом, является охрана нервно - психического здоровья детей. Обучение должно вести за собой оптимальное развитие, а ребенок оставаться здоровым и жизнерадостным.

Необходимо на протяжении всего времени общаться с детьми, т.е. вести диалог, а не переходить на школьную форму обучения, не забывать, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. С детьми надо играть, учить их надо играя, не забывать хвалить за успехи, не сравнивать друг с другом и признавать такими, как они есть [2, с. 23].

Процесс формирования личности ребенка дошкольного возраста будет эффективен при обеспечении следующих педагогических условий: активном включении ребенка в деятельность (личностно-деятельностный подход) и организации двигательного режима и

68

физкультурно-оздоровительной работы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей воспитанников (личностно ориентированный подход).

Не менее важным является привлечение родителей к совместной работе по проведению праздников, соревнований, занятий с психологом по профилактике вредных привычек, проведение бесед, консультаций, организация лекториев для родителей, разработка советов и рекомендаций для них по воспитанию стремления детей к здоровому образу жизни.

От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Поэтому педагоги и воспитатели нашей школы используют в своей работе технологии валеологического просвещения родителей: папки - передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы - практикумы и другие формы работы.

Список литературы /References

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально -ориентированный подход // Школа здоровья, 2000. С. 15-25.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2014. № 8.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция. Духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России // М.: Просвещение, 2009. С. 5-15.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии // М.: ВАКО, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.