7. DSTU ISO 11269-1:2004. Yakist gruntu. Vyznachannya dii zabrudnykiv na floru gruntu. Ch. 1: Metod vyznachennya galmivnoi dii na rist koreniv. K. : Derzhspozhyvstandart Ukrainy, 2005. 9 s.
8. Dunnett C. W. A multiple comparison procedure for comparing several treatments with control // Journal of the American Statistical Association. 1985. Vol. 50. № 272. P. 1096-1121.
9. Bilyavskij Yu. A,. Myslyva T. M. Fitotoksychnist Cu, Pb, Cd i Zn dlya ovochevyh kultur -pred-stavnykiv rodyny Brassicaceae // Visn. SNAU. 2014. Ser. «Agronomiya i biologiya». Vyp. 3(27). C. 73-77.
10. Peculiarities in the composition of wheat proteins effected by biologically active substances in lead pollution / O. Skopetska, L. Surdjik, S. Shumik, M. Musienko // The materials of the Fifth international symposium and exhibition on environmental contamination in central and eastern Europe. Prague, Czech Republic, 2000. P. 154.
11. Liu Xiao-bing, Xing Bao-shan Phytoextraction: a cost-effective approach to melal contaminated soils // Jorn. Northeast Agr. Univ. 2003. Vol. 10. № 2. P. 182-187.
12. Gerasymchuk L. O. Vplyv mono- ta polimetalichnogo zabrudnennya na fitotoksychnist der-novo-podzolistogo gruntu // Visnyk HNA U. Ser. Gruntoznavstvo, agrohimiya, zemlerobstvo, lisove gos-podarstvo, ekologiya gruntiv. 2010. № 1. S. 188-194.
УДК 37:881.1
РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ОСНОВЕ КАК СИСИТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ УСЛОВИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА
Implementation of Educational Content based on Competence Approach as System-Condition for Competitiveness of Future Professional
Семышева В.М., к.пед.н., доцент [email protected] Семышев М.В., к.пед.н., доцент [email protected] Андрющенок Е.В., ст. преподаватель [email protected] Semysheva V.M., Semyshev M.V., Andryushchenok E.V.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243365, Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а
Bryansk State Agrarian University
Реферат. В статье рассматриваются психолого-педагогические проблемы формирования конкурентоспособности будущих профессионалов, компетентностный формат обновления содержания образования. Современный профессионал должен быть готов к выполнению инновационных проектов, быть ответственной и творческой личностью, способной к восприятию нового, принятию нестандартных решений. Реализация содержания образования на компетентностной основе способствует развитию универсальных компетенций (творческое мышление, воображение, коммуникабельность, умение жить в обществе), общепрофессиональных (фундаментальность и гуманитарность образования) и профессиональных (овладение профессиональными умениями, навыками) и благоприятствует формированию конкурентоспособности будущего профессионала. Образовательный процесс должен побуждать студента к постепенному и более совершенному раскрытию своих дарований, интериоризации общественных ценностей и элементов культуры, способствовать самовыражению, самореализации и самоактуализации личности. Психолого-педагогическое образование студентов аграрного вуза решает две группы задач - личностная и профессиональная, и строится на принципах гуманизма и гуманитаризма, антропологизма, преемственности, системности. Авторами делается вывод, что подготовка профессионала в вузе на компетентностной основе должна проходить в аспекте культуры, ориентированная на формирование целостной личности на основе общечеловеческих ценностей с опорой на национальную культуру.
Summary. The article deals with psychological and pedagogical problems of developing competitiveness of future professionals, updating an educational content on competence approach. A modern professional should be prepared to do innovative projects, be a responsible and creative personality, capable to make new nonstandard decisions. The implementation of the educational content based on com-
petence approach contributes to the development of social (creative thinking, imagination, communication skills, the ability to live in the community), general professional (fundamental and humanitarian education) and professional competences (the mastery of professional skills) and encourages developing competitiveness of future professionals. The educational process should encourage students to a gradual and better disclosure of their talents, internalization of social values and cultural elements, to promote self-expression, self-realization and self-actualization. Based on the humanistic and humanitarian, an-thropologic, systematical principles, psycho-pedagogical education of students of an agrarian university addresses two groups of tasks: personal and professional. The authors have concluded that the training of a professional in a high school based on competence approach must consider the cultural aspect focused on developing a perfect person based on universal values and rely on the national culture.
Ключевые слова: самоактуализация личности, персонификация, студентоцентрический подход, культура личности профессионала.
Key words: self-actualization, personification, student-centered approach, culture of professional identity.
Происходящие в мире социально-экономические и производственно-технические изменения предъявляют новые требования к подготовке кадров.
Современный профессионал должен быть готов к выполнению инновационных проектов, быть ответственной и творческой личностью, способной к восприятию нового, принятию нестандартных решений. Реализация содержания образования на компетент-ностной основе способствует развитию универсальных компетенций (творческое мышление, воображение, коммуникабельность, умение жить в обществе), общепрофессиональных (фундаментальность и гуманитарность образования) и профессиональных (овладение профессиональными умениями, навыками) и благоприятствует формированию конкурентоспособности [1, 2, 3].
Требования современной экономики, общества в целом и качество подготовки профессионала в данный момент имеют противоречия, как внешнего, так и внутреннего характера.
К внешним противоречиям можно отнести: достаточно большой сектор низкотехнологических отраслей экономики, недостаточную сформированность культуры умственного труда, слабое трудоустройство выпускников по полученной профессии, что, конечно же, не способствует повышению качества профессионального образования, а, соответственно, и требованиям инновационной экономики, и запросу на творческую личность.
К внутренним противоречиям можно отнести традиционный стиль преподавания (педоцентрический), неумение мотивировать студентов на самостоятельную учебно-познавательную деятельность, существование субъект-объектных отношений, непонимание психологических особенностей студента и т.д.
Обозначая цели и пути развития образования, необходимо выяснить цели и пути развития самого человека, смысл его существования. Только после этого можно ставить вопрос о целях и ценностях образования как важного условия и фактора развития человека.
На наш взгляд, цели культурного развития человека совпадают с целями образования. Эти цели-ценности определят сущностные черты новой доктрины образования и основных психолого-педагогических концепций, раскрывающих ее содержание, поскольку именно в рамках культурного развития возможно становление человека. Сказанное позволяет сформулировать новую культурологическую философскую доктрину образования. В ее рамках процесс удовлетворения образовательных потребностей означает культурное становление человека, приобретение им основ духовного развития личности. Ее реализация требует адекватных психолого-педагогических концепций.
Известно, что составными частями образовательного процесса являются процессы обучения, воспитания и развития. Наиболее общей психологической целью обучения является развитие интеллекта обучающегося, его умственных способностей и формирование системы знаний. Целью воспитания является развитие характера, профессионального самосознания, в целом - личности. Следовательно, концепции, раскрывающие содержание культурологической доктрины, должны отражать интеллектуальное и личностное
развитие обучающегося [3].
Образовательный процесс должен побуждать студента к постепенному и более совершенному раскрытию своих дарований, интериоризации общественных ценностей и элементов культуры, способствовать самовыражению, самореализации и самоактуализации личности.
Персонификация образовательного процесса, на наш взгляд, затрагивает не только когнитивную и операциональную сферы личности, но включает в себя также эмоционально-волевую, мотивационно-потребностную, конативную. Это личностные сферы и их развитие более важны, на наш взгляд, для личностного роста, нежели другие [5].
Студентоцентрический подход в образовательном процессе - явление очень важное, хотя и не новое. На его эффективность указывает Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,
A.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Н.В. Кузьмина. Студентоцентрический подход требует перестройки всех элементов образовательного процесса: новый взгляд на студента как личность, использование интерактивных образовательных технологий на основе проблемных и творческих методов обучения, усиление интегративности общественных, естественных и специальных дисциплин - что позволит повысить фундаментальность знаний, сформировать онтологический взгляд на мир, а это, в свою очередь, стимулирует повышение профессиональной мобильности, конкурентоспособности, способности к адаптации в условиях неопределенности и происходящих в обществе и экономике перемен.
Студентоцентрический подход включает в себя аксиологический, акмеологиче-ский, системно-деятельностный, синергетический подходы и направлен на развитие всех личностных структур: когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, операциональной.
Работы по научной организации учебного процесса, его оптимизации, по моделированию процесса управления познавательной деятельностью студента, процессом усвоения учебной информации внесли существенный вклад в решение вопроса о проведении профессиональной направленности содержания обучения в соответствии с требованиями ФГОС, современного производства и общества (исследования уровней познавательной активности студента: Р.А. Низамов, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, Е.В. Коротаева, Д.Б. Богоявленский; теория учебной деятельности: В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин,
B.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман; применение технологий, адекватных занимаемой студентом позиции в педагогической ситуации: Л.Б. Ительсон, Н.В. Кузьмина, В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко; педагогическое проектирование: И.А. Колесникова, О.Г. Прикот; управление целостным образовательным процессом: В.В. Афанасьев, Ю.К. Ба-банский, Г.В. Белая, Н.В. Кузьмина, Р.М. Шерайзина; исследования профессиональной компетентности, обосновывающие неизбежность изменения логики проектирования учебного курса и организации образовательного процесса при рассмотрении компетентности как результата образования: В.И. Байденко, А.Г. Бермус, А.А. Вербицкий, Э. Зеер, И.А. Зимняя, Б.К. Коломиец, Дж. Равен).
Анализ специальной литературы позволил выделить общие подходы, объединяющие две группы предложений, мнений, идей и концепций, касающихся сути образования. Первый из них можно назвать личностно-ориентированным, так как он ставит своей целью воспитание свободной, самодостаточной, творческой и совестливой личности. Другой - междисциплинарный - синтезирует блочно-модульный интегративный, проблемно-комплексный, контекстный, инновационный и синергетический подходы. Все они направлены на развитие творческого мышления, носящего системный характер, способствующего формированию целостной и системной научной картины мира. С психологической точки зрения личностно-ориентированный и междисциплинарный подходы совпадают с двумя основными векторами в психическом развитии человека. Первый из них -это преимущественно личностное развитие человека, что возможно в рамках личностно ориентированного подхода. Другой - вектор преимущественно интеллектуального развития человека, реализуемый в рамках междисциплинарного подхода. Оба подхода нахо-
дятся в когерентных, т.е. усиливающих друг друга, отношениях. Такое понимание внутренней структуры образовательного процесса соответствует механизму психического развития человека, сформулированного в отечественной психологии Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, а в западной - Э. Эриксоном.
В свою очередь и доктрина, и педагогические концепции должны реализовываться в рамках определенной образовательной модели, свойства которой обеспечат достижение означенных целей образования. Именно такая модель может считаться успешно функционирующей [7].
Целостность человека - субъективный фактор успешного профессионального образования. Она обеспечивает максимально полную реализацию психологических потенций человека, т.к. является своеобразным интегратором качеств, свойств, способностей, умений, проявляемых на всех этажах многоуровневой структуры человека.
Целостность человека есть единство когерентно взаимосвязанных между собой направленности личности и индивидуального стиля деятельности, представляющих в структуре человека уровни индивида, личности и субъекта деятельности. При этом целостность выступает в качестве психологического эквивалента индивидуальности, представляя собой психологический механизм самоорганизующейся и потому продуктивной, успешной деятельности человека, достигающего наивысших результатов.
Культура личности будущего профессионала как интегральный показатель творческого начала деятельности складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих: диапазон интересов обеспечивает уровень духовных потребностей; мировоззрение обусловливает социальную направленность личности; умения и способности задают широту предметно-практического опыта; культура чувств определяет эмоциональную насыщенность поведения и деятельности личности, культуру его труда. Как видно, культура личности - это довольно сложное понятие. Она и состояние, и результат, и продуктивный процесс усвоения, и создание социальных ценностей. Культура предполагает развитость и гармонию всех компонентов, их целостное формирование в деятельности [4, 6].
Культура труда профессионала формируется всем строем, образом и индивидуальным стилем деятельности, одновременно она сама воздействует на развитие.
Современный этап развития общества с его прагматической ориентированностью требует от студенческой молодежи социальной активности, развитию которой в рамках высшей школы способствует курс «Психология и педагогика». Это требование наиболее актуально для аграрных вузов, поскольку большинство студентов этих вузов - жители сел и деревень, где сильны традиционные системы ценностей и социальная пассивность.
Необходимо учитывать, что высшая школа формирует почти уже сложившегося человека, уже самоопределившуюся личность, поэтому в воспитании должны превалировать стимулирующие начала [5].
Одним из механизмов формирования сознательной активности выступает курс «Психология и педагогика» в ходе, которого имеются следующие возможности:
1. Отношения преподавателя со студентами строятся как совместная творческая деятельность; принцип педагогического общения - не со своими знаниями к студенту, а со студентами к науке и ее глубинам.
2. Обучение, образование и самообразование зиждется на личной заинтересованности человека, его индивидуальных интересах, способностях, гармонично соединенных с коллективными, общественными чувствами и устремлениями.
3. Совместную деятельность преподавателя и студента, а также самостоятельную работу студента пронизывает идея преодоления сложностей, идея достижения трудной цели.
4. Формирование у студента широкого, образного, панорамного мышления способствует развитию мотивации деятельности, увлеченности ею.
5. Идея свободного выбора форм, направлений, методов деятельности также формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, умение критически оценивать свои возможности и стремиться к самостоятельному решению все более трудных задач.
б. Видение студентами перспективы собственной подготовки, самообразования и самовоспитания формирует целеустремленность. Реализация идеи опережения в учебной и научной деятельности и создает ту соревновательность в овладении знаниями, которая стимулирует освоение студентами основ профессионального мастерства.
В процессе изучения психологии и педагогики реализуется личностная компонента студента: отношение к себе (нравственные ценности и экология своей души) и другим людям (принятие их как личностей и толерантность), к окружающему миру, к труду (позитивная творчески создаваемая направленность), к взаимодействию своего «Я» и «Я» других людей.
Взаимосвязь психологических и педагогических знаний, их осмысление студентами и преподавателями способствует решению задач психолого-педагогического образования при подготовке специалиста; повышает мастерство преподавателя, помогает студентам постигать свою и чужую индивидуальность. В истории взаимодействия психологии и педагогики выделяется ряд этапов, на каждом из которых они стремились или к открытости и взаимному обогащению, или к закрытости (монодисциплинарность). Мы будем рассматривать психолого-педагогические знания как предметное единство.
В качестве особенностей современного психолого-педагогического образования определены следующие: специфика методологического обоснования, взаимодействие общих и профессиональных задач, содержания и технологии в их целостности и развитии.
Поэтому психолого-педагогическое образование студентов аграрного вуза решает две группы задач - личностную и профессиональную, и строится на принципах гуманизма и гуманитаризма, антропологизма, преемственности, системности. Отсюда следует, что подготовка профессионала в вузе на компетентностной основе должна проходить в аспекте культуры, ориентированная на формирование целостной личности на основе общечеловеческих ценностей с опорой на национальную культуру.
Библиографический список
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетент-ностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. С. З-1З.
2. Зеер Э.Ф., Павлова AM., Сыманюк З.З. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005.
3. Зимняя ИА. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование. 2005. № 11.
4. Медведева СА. Реализация аксиологического подхода в системе высшего образования // Высшее образование сегодня. 201З. № 11. С. б1-бЗ.
5. Персонификация образовательного процесса как основа студентоцентрического подхода в обучении / М.В. Семышев, В.М. Семышева, Г.И. Куцебо, Е.В. Aндрющенок, A^. Ерёмин // Международный научный журнал. 201б. №З. С. 89-95.
6. Психолого-педагогические основы формирования личности будущего профессионала / М.В. Семышев, В.М. Семышева, Г.И. Куцебо, Е.В. Aндрющенок // Вестник Брянской rcXA. 201б. №1. С. 8б-91.
7. Хуторской АВ. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М., 2002.
Bibliograficheskij spisok
J. Baydenko V.I. Kompetentsii v professionalnom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podhoda) // Vyisshee obrazovanie v Rossii. 2004. S. 3-J3.
2. Zeer E.F., Pavlova A.M., Syimanyuk Z.Z. Modernizatsiya professionalnogo obrazovaniya: kompetentnostnyiy podhod. M., 2005.
3. Zimnyaya I.A. Obschaya kultura i sotsialno-professionalnaya kompetentnost cheloveka // Vyisshee obrazovanie. 2005. №JJ.
4. Medvedeva S.A. Realizatsiya aksiologicheskogo podhoda v sisteme vyisshego obrazovaniya // Vyisshee obrazovanie segodnya. 20J3. №JJ. S. 6J-63.
5. Personifikatsiya obrazovatelnogo protsessa kak osnova studentotsentricheskogo podhoda v obuchenii / M.V. Semyishev, V.M. Semyisheva, G.I. Kutsebo, E. V. Andryuschenok, A. V. ErYomin // Mezhdunarodnyiy nauchnyiy zhurnal. 20J6. №3. S. 89-95.
1З
6. Psihologo-pedagogicheskie osnovyi formirovaniya lichnosti buduschego professionala / M.V. Semyishev, V.M. Semyisheva, G.I. Kutsebo, E.V. Andryuschenok // Vestnik Bryanskoy GSHA. 2016. №1. S. 86-91.
7. HutorskoyA.V. Obschepredmetnoe soderzhanie obrazovatelnyih standartov. M., 2002. УДК 378:811.111
О ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
About the Problem of Teacher-Student Interaction in the Foreign Language Classes
Голуб Л.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, e-mail: ru Golub L.A.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»
243365, Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а
Bryansk State Agrarian University
Реферат. Проблема взаимодействия преподавателей и студентов во все времена актуальна. Решить эту проблему очень сложно, потому что нет универсального рецепта. На наш взгляд, эффективность учебного процесса во многом определяется умением преподавателя организовать педагогическое общение с обучаемым. Успешность обучения иностранному языку зависит также от взаимопонимания между преподавателем и студентом. Взаимопонимание является психологической основой сотрудничества на занятии. Отсутствие взаимопонимания может привести к серьезным проблемам в изучении самого предмета. Поэтому даже если преподаватель имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет методикой преподавания предмета, эффект обучения может быть минимальным из-за нескладывающихся между ним и студентом отношений. Чтобы правильно строить свои отношения со студентами, преподавателю в первую очередь необходимо понимать психологию конкретного студента. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы установить своеобразие каждого студента, быть внимательным ко всему, что происходит на занятии, своевременно и правильно реагировать на поведение студентов, на их отношение к предмету и к преподавателю. Важным является также умение преподавателя уйти от стереотипов в организации взаимодействия со студентами.
Summary. The problem of teacher-student interaction of is urgent at all times. To solve this problem is very difficult, because there is no universal recipe. In our opinion, efficiency of educational process is in many respects determined by the ability of the teacher to organize the pedagogical communication with the student. The success in ^foreign language training depends also on mutual understanding between the teacher and the student. Mutual understanding is a psychological basis of the cooperation in classes. The lack of understanding can lead to serious problems in studying of the subject. Therefore even if the teacher has good vocational training, owns a technique of teaching a subject, the effect of training can be minimum because of the strained relations between the student and him. To build the relations with students correctly, the teacher, ^ first of all, needs understanding of psychology of the specific student. The teaching skills are to establish the uniqueness of each student, to be attentive to everything that happens in class, and to react on time and correctly to the behavior of students, to their attitude towards the subject and the teacher. The ability of the teacher to turn away from stereotypes of the organization of interaction with the students is also important.
Ключевые слова: проблема, взаимодействие, общение, совместная деятельность, взаимопонимание, эффективность, учебный процесс.
Keywords: problem, interaction, communication, cooperation, mutual understanding, efficiency, educational process.
Проблема взаимодействия преподавателей и студентов во все времена актуальна. Решить эту проблему очень сложно, потому что нет универсального рецепта.
Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением