Научная статья на тему 'Гуманизация профессионального образования средствами психолого-педагогических дисциплин в аграрном вузе в аспекте духовного развития инженерной интеллигенции'

Гуманизация профессионального образования средствами психолого-педагогических дисциплин в аграрном вузе в аспекте духовного развития инженерной интеллигенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / INTELLECTUAL REFLECTION / SELF-REFLECTION / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семышева В. М., Семышев М. В., Куцебо Г. И., Андрющенок Е. В.

Статья посвящена психолого-педагогическому осмыслению проблемы развития рефлексии в структуре личности как составной части духовной культуры в процессе профессиональной подготовки в вузе. Рассматривается профессиональная компетентность, профессиональные умения современного инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семышева В. М., Семышев М. В., Куцебо Г. И., Андрющенок Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanization of Vocational Training by means of Psychological and Pedagogical Disciplines at Agrarian University in Context of Intellectual Development of Engineering Intellectuals

The article is devoted to psychological and pedagogical understanding of the problems of reflection in the structure of an individual as an integral part of his intellectual culture during vocational training at high school. Professional competence and professional skills of a modern engineer are taken into consideration.

Текст научной работы на тему «Гуманизация профессионального образования средствами психолого-педагогических дисциплин в аграрном вузе в аспекте духовного развития инженерной интеллигенции»

УДК 378.147

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В АГРАРНОМ ВУЗЕ В АСПЕКТЕ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Humanization of Vocational Training by means of Psychological and Pedagogical Disciplines at Agrarian University in Context of Intellectual Development of Engineering Intellectuals

Семышева1 В.М., к.пед.н., доцент. vsemyshevaamail.ru Семышев1 М.В., к.пед.н., доцент. mwsem ahotbox.ru Куцебо2 Г.И., к.пед.н., доцент,.

Андрющенок1 Е.В., ст. преподаватель. ewal7l07la,mail.ru Semysheva V. M., Semyshev M. V., Kutsebo G. I., Andryushchenok E. V.

1ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

Bryansk State Agricultural University ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет» Bryansk State Technical University

Статья посвящена психолого-педагогическому осмыслению проблемы развития рефлексии в структуре личности как составной части духовной культуры в процессе профессиональной подготовки в вузе. Рассматривается профессиональная компетентность, профессиональные умения современного инженера.

The article is devoted to psychological and pedagogical understanding of the problems of reflection in the structure of an individual as an integral part of his intellectual culture during vocational training at high school. Professional competence and professional skills of a modern engineer are taken into consideration.

Ключевые слова: интеллектуальная рефлексия, личностная рефлексия, профессиональная компетентность, профессиональные умения.

Key words: intellectual reflection, self-reflection, professional competence, professional skills.

В условиях изменения образовательной парадигмы и перехода к новой цели образовательного процесса требуются качественные преобразования всех сфер жизнедеятельности общества. Важное место в этих изменениях занимают проблемы приобщения молодежи к мировым и отечественным высоким технологиям, приобретающим все более отчетливую гуманистическую ориентированность, формирование межпланетарного мышления. Воспитание человека культуры на современном этапе все более ассоциируется с гармонией, космосом, природой, с идеями этического и духовного единства человечества и целостностью личности. Превалирующим становится духовно-психологический фактор в постиндустриальную эпоху развития общества. Формирующийся образ новой культуры означает необходимость рефлексии в структуре личности как составной части духовной культуры. Рефлексивность мышления позволяет лучше осознавать личностью свой «образ Я», анализировать результаты своей деятельности, соотносить свою деятельность с другими людьми, природой, вырабатывает у профессионала такие личностные качества как ответственность, самостоятельность, толерантность - качества, присущие человеку новой культуры. Высокие технологии требуют нового типа личности, которая, с одной стороны, способствует развитию про-

гресса, а с другой - рациональному и бережному отношению к себе, другим людям, природе и космосу.

Задачи формирования изложенных качеств личности, отвечающих потребностям социума, должны решаться в образовательном процессе, стать основой и главным ресурсом позитивных изменений человека и общества в целом. Решить эти задачи невозможно без кардинального изменения содержания образования. Изменение образовательной цели и задач требует изменения технологий обучения и воспитания, системы взаимоотношений студента и преподавателя в учебной деятельности. Студент должен стать субъектом образовательного процесса, т.е. не пассивным носителем определенной суммы знаний, а овладеть способами познавательной деятельности на уровне анализа, синтеза, моделирования и самооценки.

Предметы «Психология и педагогика», «Психология делового общения» по своей сути, содержанию и задачам способствует эффективному развитию рефлексии у студентов.

Гегель рассматривает уровни развития рефлексии, связывая ее с функциями самопознания. Он отмечает, что рефлексия является основой принятия решений и, что в процессе рефлексии «... начинается переход от низшей способности желания к высшей» [1].

В.В. Давыдов представляет рефлексию как умение субъекта «выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией свои собственные способы деятельности» [2].

Выделяют интеллектуальную и личностную рефлексии. Интеллектуальная рефлексия направлена на осмысление совершаемого субъектом движения в содержании проблемной ситуации и на организацию действий, преобразующих элементы этого содержания. Личностная рефлексия направлена на самоорганизацию через осмысление человеком себя и самой мыслительной деятельности в целом, как способе осуществления своего целостного «Я».

Имеющиеся у нас материалы свидетельствуют о тесной связи рефлексии и теоретического мышления и их взаимной обусловленности [4, 9-17].

Исходя из данного нами определения рефлексии, мы выделяем следующие функции рефлексии: во-первых, деятельностная рефлексия участвует в выделении, анализе и оценке всех компонентов учебной деятельности (мотивов, целей, действий и т.д.). Развитая рефлексия способствует становлению самостоятельной учебной деятельности студентов и изменяет систему учебных мотивов, определяющих смысл учения. Во-вторых, рефлексия влияет на развитие личности студента, так как студент, рефлексируя процесс учения, видит целью своей учебы собственное совершенствование. Высокий уровень личностной рефлексии способствует быстрому усвоению студентом общественно значимых критериев оценки и соответствующих отношений, выделению нравственных качеств личности, их оценке, формированию самооценки как одного из важных факторов сознания. Неразвитая рефлексия препятствует этому: студент не в состоянии правильно отнестись к предъявляемым ему требованиям, увидеть свои недостатки и попытаться их исправить.

В учебном процессе рефлексию можно использовать: при нахождении способов решения учебных задач, при обсуждении культуры делового общения и при самоорганизации учебной деятельности.

Организация учебных занятий как творческого процесса осуществлялась через систему нескольких последовательно создаваемых преподавателем и разрешаемых самими студентами проблемных ситуаций. Обращая, с помощью описанной проблемной ситуации, студента к основаниям выбора им определенной теории, мы преследовали две взаимосвязанных цели: обусловить включение механизма рефлексии в сознании субъекта и с помощью этого сформировать у него умение теоретического анализа идеи.

Таким образом, можно сказать следующее:

1. Процесс мышления предполагает прогнозирование и проектирование неизвестных еще человеку процессов, ситуаций, продуктов деятельности с опорой на прошлые знания и опыт человека; первое описывается в литературе как антиципация, второе - рефлексия. Целостность пространственно-временного контекста жизни и деятельности человека «прошлое-настоящее-будущее» означает интегрированное действие процессов рефлексии и антиципации как единого механизма регуляции мышления.

2. Способности обучающегося к рефлексии нуждаются в специальном формировании и развитии, что должно стать одной из целей профессионального образования.

3. Рефлексивные процессы формируются интенсивнее в условиях творческой самостоятельной деятельности.

Важнейшим компонентом личности современного инженера является профессиональная компетентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта достаточного для осуществления творческой инженерной деятельности. Профессиональная компетентность современного инженера оценивается уровнем сформированности профессиональных умений [3-8, 10-16]:

1. Изобретательские - умения придумывать, генерировать новые идеи.

2. Гностические - познавательные умения в области технических знаний, технических умений, интеллект.

3. Аналитические - умения проводить анализ системы или процесса с использованием технических и научных принципов с целью быстрого получения правильного решения.

4. Прогностические - умения предвидеть идеальный конечный результат развития научно-технического прогресса.

5. Общепрофессиональные - прочное знание и глубокое освоение конкретной инженерной специальности.

6. Конструктивные - интегрированные умения разработки технологических процессов и конструирование технических устройств.

7. Специальные - способность компетентно и уверенно разбираться в основных проблемах и идеях научных дисциплин, лежащих за пределами данной узкой специальности.

8. Математическое мастерство - умение при решении технических задач применять математический аппарат.

9. Технологические - знание технологии производства, понимание возможности и ограничений как прежних, так и новых технологий.

10. Управленческие - умения принимать решения в условиях неопределенности, но при полном и всестороннем учете всех существующих факторов.

11. Коммуникативные - способность выражать свои мысли четко и убедительно (устно, письменно, графически), умение передавать информацию о полученных результатах.

12. Рефлексивные - способность к самопознанию, самооценке профессиональной деятельности, самоактуализация.

Важность проблемы развития рефлексии как составной части духовности определяется тем, что абсолютизация научно-технического прогресса в прошлом привела современную цивилизацию к созданию техносферы, которая к началу XXI столетия четко очертила пределы своих возможностей. Подготовка специалиста в вузе должна проходить в аспекте культуры, ориентированная на формирование целостной личности на основе общечеловеческих ценностей с опорой на национальную культуру.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гегель, В.Ф. Философия и пропедевтика // Работы разных лет в 2-х томах, т.2. - М, 1971.

2. Давыдов, В.Д. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

3. Кожухова, Н.Ю. Индивидуальный проект как интенсивный метод обучения / Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. № 3. С. 40-42.

4. Куцебо, Г.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Г.И. Куцебо, Н.С. Пономарева, В.М. Семышева. - Брянск: БГТУ, 2014. - 137 с.

5. Маркова, А.К. Психология профессионализма. / А.К. Маркова - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

6. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст] / Л.М. Митина. - М.; Воронеж, 2002. - 400 с.

7. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности // Методы исследования и диагностики. - М.: Дом педагогики, 1996. - 125 с.

8. Семенов, И.Н., Степанов, С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитие личности // Вопросы психологии, 1983, т.29, № 5.

9. Семышев, М.В. Дидактические основы подготовки инженеров в сельскохозяйственном вузе средствами гуманитарных дисциплин (на примере преподавания нем. яз.) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Брянск, 1997.

10. Семышев, М.В. Обучение в сотрудничестве как часть проектной технологии / М.В. Семышев, Е.В. Андрющенок, В.М. Семышева / Международный научный журнал. - 2013. № 6. С. 84-87.

11.Семышев, М.В. Психолого-педагогические аспекты формирования конкурентоспособности будущего профессионала / М.В. Семышев, В.М. Семышева, Е.В. Андрющенок, Г.И. Куцебо / Международный научный журнал. - 2014. № 6. С. 85-90.

12. Семышев, М.В. Реализация компетентностного подхода на основе использования информационно-коммуникативных технологий в процессе профессиональной подготовки в вузе / М.В. Семышев, Е.В. Андрющенок, С.Н. Поцепай, В.М. Семышева / Вестник Брянского государственного университета. - 2012. № 1. С. 158-161.

13. Семышев, М.В. Формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе использования современных педагогических средств оценивания / М.В. Семышев, Е.В. Андрющенок / Международный научный журнал. - 2012. № 5. С. 107-111.

14. Семышев, М.В. Формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе профессиональной подготовки в вузе / М.В Семышев, Е.В. Андрющенок / Вестник Воронежского института МВД России. - 2012. № 4. С. 180-184.

15. Семышева, В.М. Профессионально-педагогическая культура преподавателя в контексте инновационных стратегий / В.М. Семышева / В сборнике: «Трансформация экономики региона в условиях инновационного развития». Материалы международной научно-практической конференции. / Брянская государственная сельскохозяйственная академия, экономический факультет. - 2011. С. 295-298.

16. Семышева, В.М. Психолого-педагогическая подготовка студентов инженерных факультетов сельскохозяйственных вузов / В.М. Семышева / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Брянск, 2004.

17. Семышева, В.М. Целесообразное общение как процесс формирования мировоззренческой культуры личности / В.М. Семышева, М.В. Семышев, Е.В. Андрющенок / Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. №1. С. 13-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.