4. Kozhukhova N.Yu. Proektnaya deyatel'nost' obuchayushchikhsya po programmam srednego professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Bryanskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. 2016. № 4 (56). S. 84-88.
5. D'yachenko O.V., Kozhukhova N.Yu. Stokhasticheskie obrazovatel'nye tekhnologii - instrumen-tariy prepodavatelya v usloviyakh realizatsii FGOS SPO //Aktual'nye voprosy ekonomiki i agrobiznesa: ma-terialy VIIIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2017. S. 74-77.
6. Varyvdin V.V., Romaneev N.A., Kozhukhova N.Yu. Mekhanicheskie peredachi i soedineniya. Bryansk, 2009. 183 s.
7. Semyshev M.V., Andryushchenok E.V., Semysheva V.M. Obuchenie v sotrudnichestve kak chast' proektnoy tekhnologii //Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. 2013. № 6. S. 84-87.
8. Vas'kin V.F. Reformirovanie predpriyatiy agropromyshlennogo kompleksa // Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh ipererabatyvayushchikh predpriyatiy. 1996. № 3. S. 29-30.
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Development of Students' Professional Mobility by Means of Humanitarian Disciplines
Семышев M.B., канд. пед. наук, доцент1 Резунова М.В., канд. филолог. наук, доцент2 Семышева В.М., канд. пед. наук, доцент3 Андрющенок Е.В., ст. преподаватель4 Semyshev M.V., Rezunova M.V., Semysheva V.M., Andryushchenok E.V.
i, 3, 4 фГБ0у bq «Брянский государственный аграрный университет» 243365 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а Bryansk State Agrarian University
2 ФГБОУ ВО «Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 241050, г. Брянск, ул. Горького, д.18 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Bryansk Branch
Реферат. Современный рынок труда предъявляет к личности выпускника вуза новые требования. Профессиональная мобильность как интегративная характеристика личности будущего специалиста позволяет направить внутренние личностные ресурсы на решение актуальных профессиональных задач в соответствии с быстро меняющимися запросами современного общества и тенденцией интеграции в мировое экономическое и образовательное пространство. Методологической основой формирования профессиональной мобильности служит компетентностный подход, подразумевающий формирование у обучаемых таких компетенций, которые позволят им результативно осуществлять деятельность в определенной профессиональной области. Цикл гуманитарных дисциплин, в том числе профессионально значимая дисциплина «Иностранный язык», позволяют обеспечивать развитие всех способностей обучаемого и тем самым способствовать успешности обучения другим учебным предметам, служит оптимальным средством формирования профессиональной мобильности будущего специалиста любого направления.
Summary. Modern labor-market is imposing new requirements on the university graduate. The professional mobility as an integrative characteristic of a future specialist's personality allows directing internal personal resources to solve some current professional tasks according to quickly changing inquiries of the modern society and the integration tendency into the world economic and educational space. The competence-based approach being a methodological basis for developing professional mobility means mastering of such competences which enable future specialists to carry out their professional activities productively in various spheres. Humanitarian disciplines, including the professionally significant discipline "Foreign language", make it possible to provide the development of all abilities of the trainee, promoting success in training in other subjects, serve as optimum means of professional mobility formation of a future expert in any sphere.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, компетентностный подход, профессионально-ориентированное обучение, межпредметные связи, иностранный язык.
Key words: professional mobility, competence-based approach, career-focused training, intersubject communications, foreign language.
Введение. В современных условиях к личности выпускника вуза предъявляются особые требования, и в первую очередь, это коммуникабельность, профессиональная мобильность, готовность к выполнению трудовых функций, профессиональная идентичность, способность к самообразованию и самосовершенствованию, что способствует сокращению его адаптационного периода и повышению конкурентоспособности на рынке труда [5].
Стремительность и инновационность жизнедеятельности, усиление зависимости карьеры личности от образования, увеличение скорости устаревания знаний, повышение зависимости личного успеха в жизни от образования и профессии, постоянные коррективы на рынке труда статуса многих профессий, информационное развитие экономики и общества знаний относятся к факторам, обусловливающим необходимость подготовки профессионально мобильного специалиста [4].
Результаты исследований и их обсуждение. Изначально в профессиональной педагогике под термином «профессиональная мобильность» понималась готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований.
В современном мире профессиональная мобильность характеризуется как «возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда, что предполагает владение системой обобщенных профессиональных способов и умений эффективно их использовать, высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных задач в профессиональной области, и является важным компонентом квалификационной структуры специалиста» [2, с. 482].
Современные исследователи определяют профессиональную мобильность на уровне таких личностных качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, адаптивность, целеустремленность, ценностные ориентации и установки, критическое мышление, способность к самопознанию, саморазвитию, самообразованию, социальная память и социальная подвижность; на уровне таких характеристик деятельности, как креативность, проективность, рефлексивность, гибкость, прогнозирование и целеполагание; а также на уровне процессов преобразования собственной личности, деятельности, окружающей среды» [4, с. 21].
Основой профессиональной мобильности личности называют динамизм ее мотивационных, интеллектуальных и волевых процессов, благодаря чему создается индивидуальное поле готовности к профессиональной мобильности [9].
Таким образом, профессиональная мобильность как интегративная характеристика личности будущего специалиста, формируемая в рамках компетентностного подхода, позволяет направить внутренние личностные ресурсы на решение актуальных профессиональных задач в соответствии с быстро меняющимися запросами современного общества и тенденцией интеграции в мировое экономическое и образовательное пространство.
Профессиональная компетентность предполагает готовность действовать и успешно реализо-вывать свои функции в сложных и непредсказуемых жизненных ситуациях, заранее предполагать последствия своей деятельности и нести за них ответственность, что выражается в умении адекватно оценивать ресурсы, делать компетентные суждения, находить оптимальные решения в проблемной ситуации.
В отличие от традиционных подходов в обучении компетентностный подход делает акцент на деятельностное содержание образования и ставит в основу обучения не преподавание, а активное учение, важнейшим признаком которого является владения различными техниками, напр. техника труда, самопрезентации, а также развитые способности к самоорганизации, самоменеджменту, менеджменту времени, самообучению и саморазвитию.
Формирование профессиональной мобильности специалиста возможно через развитие социально-коммуникативных, образовательных, общенаучных, ценностно-смысловых, прагматических, общекультурных или универсальных компетенций, которые интегрируются при изучении иностранных языков. Знание иностранного языка является залогом успешной карьеры специалистов во многих областях науки и техники, т.к. значительно расширяет его кругозор, увеличивает возможности, способствует укреплению самооценки, возрастанию общественной значимости выпускника и нередко
является необходимым условием для успешного прохождения собеседования и принятия на работу.
Изучение иностранного языка в неязыковом вузе рассматривается как «неотъемлемый компонент профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля» [6]. В соответствии с психологическим механизмом построения речи иностранный язык, вырабатывая общую коммуникативную культуру, стимулирует развитие оперативной и долговременной памяти, способностей к распределению внимания [10, 11].
Содержание обучения иностранному языку в неязыковом вузе включает язык для общих, академических, специальных целей, язык науки и техники и язык узкопрофессионального применения. Многоуровневое содержание обучения иностранному языку представляется лексическим, социокультурным, страноведческим, психологическим, методическим элементами. Первый уровень усвоения иностранного языка согласно таксономии Б.Блума обеспечивает восприятие, понимание, запоминание; второй уровень - воспроизведение знаний в незнакомой ситуации; более высокий уровень предполагает анализ, синтез, оценку, т.е. свободное владение иностранным языком, переход от профессиональных знаний к профессиональному учебному общению [8].
Изучение иностранного языка является инструментом для более глубокого освоения основной специальности, и содержание учебной рабочей программы по иностранному языку в вузе должно обеспечивать формирование коммуникативных и профессиональных компетенций, необходимых для квалифицированной производственной деятельности выпускника в условиях делового партнерства, позволить использовать иностранный язык как инструмент устного и письменного общения в иноязычной среде.
В новом образовательном подходе или предметно-языковом интегративном обучении CLIL, которое подразумевает реализацию 4К-элементов: контента, когнитивности, коммуникативность, культуры, иностранный язык используется как средство обучения для преподавания основных предметов. Основными принципами успешной и основательной реализации ^^ являются хорошая учебная база; интенсивное и продуктивное владение начальным уровнем иностранного языка; поликультурность; развитие когнитивных навыков высокого уровня; устойчивое обучение [12].
Остановимся подробнее на контенте или содержании обучения иностранному языку, в основе которого лежат тексты с мыслительной задачей или текстовые проблемные задания, состоящие, как правило, из нескольких компонентов: 1) проблемный текст состоит из условий, которые содержат количественные (ограниченное время) и качественные составляющие (недостаточная, противоречивая или лишняя информация) и задания (найти проблему, предложить способы ее решения); 2) неизвестное: цель или предмет (что надо сделать), способ (известно, что надо делать, но неизвестно как) и условия. Неизвестным в задаче может быть, как один компонент действия, так и несколько. Чем больше компонентов действия неизвестно, тем труднее задача; 3) процесс решения проблемной задачи, протекающий самостоятельно или с помощью преподавателя; 4) субъект, обладающий иноязычными, профессиональными и жизненными знаниями, отличающийся наличием творческих способностей, гибкостью, шириной и глубиной мышления, самостоятельностью, экономичностью мыследея-тельности, осознанием своих действий, креативностью. При выборе текстов для изучения и последующего обсуждения необходимо учитывать интересы студентов и профильность подготовки.
Предварительный эксперимент по использованию текстовых проблемных задач показал, что они не только способствуют развитию творческого мышления на уроках иностранного языка, но и повышают мотивацию его изучения, приучают студентов к внимательному и вдумчивому прочтению текстов.
Заключение. Таким образом, профессионально значимая дисциплина «Иностранный язык», обеспечивающая формирование необходимых компетенций и способствующая успешности обучения другим учебным предметам, служит оптимальным средством формирования профессиональной мобильности будущего специалиста любого направления.
Библиографический список
1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентност-ного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
2. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. М.: Современное слово, 2005. 720 с.
3. Голуб Л.Н. Развитие коммуникативной компетенции студентов на занятиях иностранного языка // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 64-69.
4. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: дис. ... докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 337 с.
5. Дворецкая Ю.Ю. Психология профессиональной мобильности личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2007.
6. Клименко И. Л. Роль иностранного языка в формировании профессиональной мобильности студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.rusnauka.com/3_anrd_2009/40132 doc.html.
7. Медведева С.А. Ценностные приоритеты современных бакалавров менеджмента на начальном этапе обучения в вузе // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей XX научно-практической конференции / под ред. H.A. Асташова. Брянск: РИО БГУ, 2015. С. 76-80.
8. Меркулова Л.П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: дис. ... докт. пед. наук. Самара, 2008. 454 с.
9. Пилецкая Л.С. Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на проблему // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 693-697.
10. Гуманизация профессионального образования средствами психолого-педагогических дисциплин в аграрном вузе в аспекте духовного развития инженерной интеллигенции / В.М. Семы-шева, М.В. Семышев, Г.И. Куцебо, Е.В. Андрющенок // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 6 (52). С. 59-63.
11. Психолого-педагогические основы формирования личности будущего профессионала / В.М. Семышева, М.В. Семышев, Г.И. Куцебо, Е.В. Андрющенок // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. №1 (53). С. 86-91.
12. Ториков В.Е., Резунова М.В. Предметно-языковое интегративное обучение (CLIL) в высшей школе // Вестник Брянской ГСХА. 2016. № 4 (56). С. 73-78.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.fgosvo.ru.
14. Чумакова Н.В. Роль иностранного языка при подготовке будущих специалистов в неязыковом вузе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.rusnauka.com/ 13_NPN_2010/ pedagogica/65369.doc.html.
References
1. Bajdenko V. Kompetencii v professionalem obrazovanii (k osvoeniju kom-petentnostnogo pod-hoda) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004. № 11. S. 3-13.
2. Bol'shaja sovremennaja jenciklopedija /Sost. E.S. Rapacevich. M: Sovremennoe slovo, 2005. 720 s.
3. Golub L.N. Razvitie kommunikativnoj kompetencii studentov na zanjatijah inostrannogo jazyka // V sbornike: Aktual'nye voprosy jekonomiki i agrobiznesa Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2017. S.64-69.
4. Gorjunova L.V. Professional'naja mobil'nost' specialista kakproblema raz-vivajushhegosja obra-zovanija v Rossii: dis... dokt. ped. nauk: Rostov-na-Donu. 2006. 337 s.
5. Dvoreckaja Ju.Ju. Psihologija professional'noj mobil'nosti lichnosti : av-toref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2007.
6. Klimenko I. L. Rol' inostrannogo jazyka v formirovanii professional'noj mobil'nosti studentov nejazykovyh vuzov [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rusnauka.com /3_anrd_2009/40132doc.html
7. Medvedeva S.A. Cennostnye prioritety sovremennyh bakalavrov menedzh-menta na nachal'nom jetape obuchenija v vuze /Sbornik nauchnyh statej XX nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye prob-lemy pedagogiki i obrazovanija» / nauch. red i sost. N.A. Astashova. Brjansk: RIO BGU. 2015. S. 76-80.
8. Merkulova L.P. Formirovanie professional'noj mobil'nosti specialistov tehnicheskogo profilja sredstvami inostrannogo jazyka. Avtoreferat dis. dokt. ped. nauk / Samarskij gosudarstvennyj universitet. Samara, 2008
9. Pileckaja L. S. Professional'naja mobil'nost' lichnosti: novyj vzgljad na problemu // Molodoj uchenyj. 2014. №2. S. 693-697.
10. Semysheva V.M., Semyshev M.V., Kucebo G.I., Andryushchenok E.V. Gumanizacija profes-sional'nogo obrazovanija sredstvami psihologo-pedagogicheskih disciplin v agrarnom vuze v aspekte duhovnogo razvitija inzhenernoj intelligencii // Vestnik Brjanskoj gosudarstvennoj sel'skohozjajstvennoj akademii. 2015. №6 (52). S. 59-63.
11. Semysheva V.M., Semyshev M.V., Kucebo G.I., Andryushchenok E.V. Psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovanija lichnosti budushhego professionala // Vestnik Brjan-skoj gosudarstvennoj sel'skohozjajstvennoj akademii. 2016. №1 (53). S. 86-91.
12. Torikov V.E., Rezunova M.V. Predmetno-jazykovoe integrativnoe obuchenie (CLIL) v vysshej shkole // Vestnik Brjanskoj GSHA. 2016. № 4 (56). S. 73-78.
13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obra-zovanija tret'ego pokolenija [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.fgosvo.ru
14. Chumakova N. V. Rol' inostrannogo jazyka pri podgotovke budushhih speciali-stov v nejazy-kovom vuze [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rusnauka.com/13_NPN_2010/ pedagogi-caf65369.doc.html
УДК 94 (470.333)
РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ НА БРЯНЩИНЕ
Revolutionary Movement on the Territory of the Bryansk Region
Слепцова Е.П., к.и.н., доцент Sleptsova E.P.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243365 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а Bryansk State Agrarian University
Реферат. В статье раскрывается начало и развитие социал-демократического движения на Брянщине с 1895 г. по 1917 гг. Дается краткая характеристика экономического состояния промышленных предприятий и количества, работающих на них, что способствовало объединению трудящихся для революционной борьбы. Отмечается высокая роль в организации рабочих «Союза сознательных рабочих», газет «Искра», «Пролетарий», «Правда», которые привели к стачечным выступлениям и забастовкам. Поражение революции 1905 г. и начало реакции для рабочего класса. Новый подъем революционного движения в 1915 г., и установление советской власти в 1917 г.
Summary. The article reveals the beginning and the development of social democratic movement in the Bryansk region from 1895 to 1917. A brief description of the economic state of industrial enterprises and the number of the people working there is given. It contributed to the unification of the workers for the revolutionary struggle. There is a high role of the working organization "Conscious Workers' Union", and the newspapers "Iskra", "Proletariat", "The Truth". They led to the strike protests and strikes. Then it was the defeat of the 1905 revolution and the beginning of the reaction to the working class. A new rise of the revolutionary movement took place in 1915, and the Soviet power was established in 1917.
Ключевые слова: революционное движение, массы, пролетариат, большевики, меньшевики, самодержавие, забастовка, митинг, демонстрация, партия.
Key words: revolutionary movement, the proletariat, Bolsheviks, Mensheviks, strike, autocracy, meeting, demonstration, party.
Освободительное движение в России, как указывал В.И. Ленин, прошло три главных этапа, соответственно трем главным классам русского общества:
1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год;
2) разночинский, или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год;
3) пролетарский, с 1985 года. [1]
На третьем этапе освободительное, революционное движение в стране приняло массовый характер. На решительную борьбу против царизма и самодержавия поднялся рабочий класс. В статье «Памяти Герцена», опубликованной в мае 1912 года, Ленин, характеризуя третий этап, писал: «Буря, это движение масс. Пролетариат, единственно до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году. Следующий начинает расти на наших глазах» [2].
Рабочие Брянщины - один из отрядов героического рабочего класса России - внесли свой вклад в дело борьбы с царским самодержавием, за освобождение от гнета капитала. Под влиянием рабочего класса в борьбу против царя и помещиков втягивались широкие массы крестьянства.
К концу Х1Х - началу XX в. территория нынешней Брянской области представляла собой один из крупнейших промышленных районов России. На 191 предприятии крупной и средней и 6354 предприятий мелкой и кустарно-ремесленной промышленности было занято свыше 50 тыс. рабочих. Они производили около 20 процентов общероссийского производства стекла, более 12 процентов машин для железнодорожного транспорта и артиллерийского вооружения, около 7 процентов чугуна,