УДК 372. 881. 1
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
М.В. Семышев, Е.В. Андрющенок, С.Н. Поцепай, В.М. Семышева
В данной статье рассматриваются вопросы подготовки будущих профессионалов в аграрном вузе в условиях информационной среды кафедры с использованием программного обеспечения SANAKO Study 1200 и внедрения идей компетентностного подхода в профессиональное образование, формирования информационнокоммуникационной компетентности.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, компетентность, информационно-
коммуникационные технологии (ИКТ), взаимодействие, профессиональное образование, информационнокоммуникативная компетенция.
Модернизация отечественного образования, осуществляемая в связи со вступлением в Болонский процесс, и проводимая Европейским союзом образовательная политика стимулируют инновационные педагогические процессы. Один из них - внедрение идей компетентностного подхода в профессиональное образование.
В России переход на компетентностно ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001г. в правительственной Программе модернизации российского образования и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" в 2005 году. В рамках Болонского процесса наша страна взяла на себя обязательства присоединения, в том числе по компетентностному формату, представления результатов профессионального образования [2].
Компетентностный подход предполагает чёткую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения собственной траектории образования с учётом успешности в личностной и профессиональной деятельности, и призван повысить конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда. В нем упор сделан не столько на параметры, задаваемые "на входе" (содержание, объем часов, процесс преподавания), сколько на ожидаемые результаты, которые необходимо получить на "выходе". Таким образом, образование "от результата" - основная стратегия модернизации высшей школы [3].
Профессиональная мобильность будет более успешной при условии, если студент в стенах вуза овладеет достаточным набором компетенций предусмотренных образовательными стандартами третьего поколения и требованиями Совета Европы к профессионалу.
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. Компетенция - способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях. Компетентность - уровень владения совокупностью компетенций, степень готовности к применению компетенций в профессиональной деятельности [1].
По мнению А.В. Хуторского, компетенции - «совокупность, знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обуче-ния»[5].
Согласно выдвинутым Советом Европы компетенциям, компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, связанные с жизнью в многокультурном обществе, являются важнейшими в профессиональной подготовке, и в большей мере формируется на занятиях по иностранному языку.
На наш взгляд, применительно к обучению иностранному языку особого внимания заслуживает формирование у студентов информационно- коммуникативной компетенции и развитие личности обучаемого, способного и желающего овладеть иностранным языком как средством общения и совершенствоваться в этой области.
Коммуникативные компетенции (от лат. rampetere - добиваться, соответствовать) включают знания необходимых языков, способов взаимодействия с людьми и событиями, а также позитивные навыки общения в поликультурном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Студент должен владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы, иметь навыки работы с различными источниками информации, ориенти-
роваться в информационных потоках и уметь выделять в них главное и необходимое [5].
Иностранный язык является одним из востребованных предметов в неязыковых вузах. Знание и владение одним или двумя иностранными языками дает студенту возможность получать профессионально-значимую информацию и узнавать особенности культуры и традиций страны изучаемого языка, расширять собственный кругозор, формировать способности к принятию новых, самостоятельных, нестандартных решений, проходить повышение квалификации в стране изучаемого языка. Владение иностранным языком для профессионального общения является необходимым условием конкурентоспособности на рынке труда, одним из средств реализации профессиональных амбиций личности.
Оптимально организованный процесс преподавания иностранного языка может подготовить личность обучающегося к адекватному восприятию другой культуры, осознанному отношению к существующим стереотипам и выработать собственную линию поведения в различных ситуациях межкультурных контактов.
Особое значение для развития информационно-коммуникативной компетенции студентов приобретает использование различных информационных технологий. Они выступают как инновационные интерактивные средства обучения, которые обладают возможностью визуализировать изучаемые явления, динамически представлять процесс объяснения, обрабатывать значительные объемы учебной информации, способствуют положительной динамике процесса обучения, превращают занятие в увлекательное действо [6].
Новые технологические варианты обучения в первую очередь связаны с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютер наилучшим образом вписывается в структуру учебного процесса, максимально приближает его к реальным условиям, существенно расширяет возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности студентов, повышает интенсивность обучения. Использование обучающих компьютерных программ, видеокурсов, круглых столов, подготовки творческих проектов и др. позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин, добиться реализации целей и задач обучения иностранному языку [4].
Формирование компетенций требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль над деятельностью обучаемого в модельной среде.
В этой связи на базе кафедры иностранных языков Брянской ГСХА была оборудована и успешно функционирует лингво-мультимедийная лаборатория. Её основой являются 13 современных персональных компьютеров. Компьютеры подключены к локальной сети академии, к Интернету, что даёт возможность иноязычного речевого общения в едином информационном пространстве. Лаборатория также оснащена аппаратурой для просмотра видеоматериалов любых современных форматов. В этой лаборатории проводятся занятия по английскому и немецкому языкам со студентами всех факультетов. В лингво-мультимедийной лаборатории установлено современное программное обеспечение для изучения иностранных языков, которое предполагает проведение расширенного спектра занятий, основанных на прослушивании учебных программ и практике устной речи SANAKO Study 1200. Эта мультимедийная учебная среда включает все необходимые функции для организации эффективного и интересного процесса обучения, такие, как функция «Передача экрана», «Веб-браузер», «Чат», а также функция «Контроль».
В практике обучения иностранному языку мы используем разнообразные возможности лингво-мультимедийной лаборатории. Наиболее интересно в методическом плане и для студентов создание виртуальных экскурсий-презентаций в Microsoft PowerPoint, выполнение веб-квестов.
Виртуальные экскурсии создаются студентами в рамках веб-квестов по курсу устных тем, например: «Путешествие в Британию», «Путешествие в Лондон», «Путешествие в Германию», «Путешествие в Берлин» и др. Они представляют собой набор тематических слайдов в форме дневника путешественника или рекламного проспекта.
Работа над созданием виртуальной экскурсии проходит в несколько этапов. На подготовительном этапе студенты выполняют упражнения для усвоения и закрепления лексики, знакомятся с общей темой и дополнительной информацией, размещённой на различных веб-сайтах.
После изучения основного материала студенты создают собственный экскурсионный маршрут, затем приступают к непосредственной разработке экскурсии. Работа осуществляется в небольших группах по 2-3 человека. Для решения технических вопросов студентам предлагаются дополнительные консультации.
Студенты относятся к оформлению презентаций-отчётов творчески и проявляют учебно-
познавательную активность и самостоятельность. Использование аудио- и видеоспецэффектов придает каждой виртуальной экскурсии своеобразие и неповторимость. В ходе работы над проектом студенты не только совершенствуют лингвострановедческие знания и навыки работы с информацией, но и приобретают умения взаимодействовать.
Выполнение проектных заданий позволяет студентам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету. Изменяется схема общения - студент начинает выступать как активный творческий субъект учебной деятельности. В результате выполнения проектных заданий, имеющих поисковоисследовательскую направленность, у будущих бакалавров, специалистов, магистров развиваются способы теоретического, творческого мышления, признаками которых являются способность к проектированию, конструированию, моделированию методов решения проблемных ситуаций. Студенты приобретают навыки системного анализа, умения прогнозировать последствия своей деятельности, соотносить их с поставленными целями. Составленные папки-портфолио являются средством обобщения и формой презентации результатов самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык».
Современные ИКТ предоставляют преподавателям и студентам достаточный выбор разнообразной информации по всем возможным и невозможным темам, и что особенно важно, мультимедийно, в видео-, аудио- и печатной форме. Можно познакомиться виртуально с иноязычным миром, полистать книги и газеты, посмотреть музеи и достопримечательности и многое другое. Нашим студентам доступна информация практически по любой проблеме, над которой они работают в данный момент, в том числе в рамках подготовки того или иного проекта. Преподаватели могут познакомиться с самыми разнообразными материалами - упражнениями, тестами и т.д. в рамках обмена опытом между преподавателями различных регионов страны. На занятиях регулярно используются новостные каналы BBC, CNN, Euronews и др.
Существует мнение, что компьютер, предоставляя столько возможностей, все-таки отдаляет человека от реальности, создавая взамен ее удобную, комфортную, но "виртуальную" среду. Несмотря на то, что Интернет представляет большие возможности в выборе информации, нельзя забывать, что её научность и достоверность должна анализироваться на основе данных других источников информации, что повышает научность образовательного процесса и развивает творческое мышление. Работа с первоисточниками и научной литературой приближает студента к реальности в отличие от виртуального общения человека. Поэтому при проектировании учебного процесса необходимо определить соотношение между автоматизированной и неавтоматизированной его частью.
В течение последних 15 лет на нашей кафедре регулярно проходят практику будущие преподаватели-филологи из Германии. Как правило, они прекрасно говорят не только на своём родном немецком языке, но и на английском. Для студентов нашей академии возможность общения с носителем языка является дополнительной мотивацией к изучению предмета, возможностью коммуникации с носителем языка уже не в виртуальной среде, а в реальной действительности.
Проведённое анкетирование с целью выявления отношения и готовности студентов к возможности использования информационных технологий на занятиях по иностранному языку, в котором в роли респондентов выступили студенты первых и вторых курсов нашей академии, показало, что дома компьютер имеют более 75% студентов, половина опрошенных используют его в основном для игр, набора текстов, расчётов и лишь 20% пользуются услугами сети Интернет с целью поиска дополнительной информации по учебным дисциплинам. Подавляющее большинство респондентов (90%) с интересом работает на компьютере и высказывается за использование обучающих информационных технологий на занятиях по иностранному языку.
Следует отметить, что в ходе работы в лингво-мультимедийной лаборатории наблюдается значительный рост положительной мотивации на занятиях по иностранному языку с применением ИКТ, повышение уровня наглядности на занятии, качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса, прослеживается тенденция роста качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность более слабых студентов, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний, приучать к самооценке результатов своего труда.
Таким образом, результаты проведённого нами исследования показывают, что внедрение в учебный процесс при изучении дисциплины «Иностранный язык» программного обеспечения SANAKO Study 1200 выступает эффективным условием повышения качества языковой подготовки бакалавров, специалистов, магистров, позволяет учитывать индивидуальные особенности студен-
тов и ориентироваться на мировые тенденции в области образования: интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с различными массивами информации и принимать самостоятельные решения. А это, в свою очередь, способствует формированию коммуникативных компетентностей будущих специалистов.
This article discusses the training of future professionals in agricultural educational establishments in a media environment department using software SANAKO Study 1200 and the introduction of ideas of the competence approach to professional education forming information-communicative competence.
The key words: competence-based approach, competence, information and communication technology (ICT), interaction, professional education, information-communicative competence.
Список литература
1. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2005 г. № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ».
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Высшая школа, 2005. 216 с.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/Под ред. Полат Е.С. М.: Академия, 1999. 224с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. №2. С.58-64.
6. Цатурова И.А., Петухова А.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным язы-кам.//М.: Высшая школа, 2004.95 с.
Об авторах
Семышев М.В. - доцент Брянской государственной сельскохозяйственной академии
Андрющенок Е.В. - старший преподаватель Брянской государственной сельскохозяйственной академии
Поцепай С.Н. -доцент Брянской государственной сельскохозяйственной академии
Семышева В.М. - доцент Брянской государственной сельскохозяйственной академии