Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы формирования личности будущего профессионала'

Психолого-педагогические основы формирования личности будущего профессионала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1136
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНГРУЭНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / SELF-REALIZATION / SELF-ACTUALIZATION / PERSONAL IDENTITY / TEACHER'S CONGRUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семышева В. М., Семышев М. В., Куцебо Г. И., Андрющенок Е. В.

Статья посвящена осмыслению психолого-педагогических аспектов, влияющих на становление социально-профессиональной идентичности, целостности и высокого профессионализма личности. В статье рассмотрены понятия: самореализация, самоактуализация, личностная идентичность, конгруэнтность преподавателя. Авторами сделана попытка рассмотрения одной из важнейших проблем современного образования подготовка высококвалифицированных творческих, духовно и нравственно обогащенных профессионалов. При реализации содержания образования на компетентностной основе предполагается не только развивать когнитивные и творческие способности студента, но и формировать такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность, целеустремленность, профессиональную мобильность, конкурентоспособность, стрессоустойчивость, психологическую уравновешенность и др. Грамотно осуществляемая педагогическая деятельность в образовательных организациях, в том числе и системе профессионального образования, влияет на формирование целостного самосознания, самодостаточность, достоинство. Педагогические ошибки могут деформировать Я-концепцию, повлиять на установки и направленность личности, иногда и на профессионально-социальную идентичность. Реализация содержания образования в равной мере направлена как на развитие творческих способностей, так и на развитие личностных качеств, от которых зависит и система отношений, и продуктивность деятельности. Авторы приходят к выводу, что в условиях демократических отношений в обществе и системе образования первостепенным является не принуждение к познанию, а мотивация, что гораздо сложнее, и требует психолого-педагогических компетенций от преподавателя. В этом и заключается психолого-педагогический аспект организации учебно-познавательной деятельности студентов; повышение качества подготовки личности профессионала, основанного, как на учете внутренних сторон мотивации, так и адекватных мер воздействия на личность с учетом человеческого фактора. Это активизирует учебно-познавательную деятельность, создает условия для проявления способности и максимальной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семышева В. М., Семышев М. В., Куцебо Г. И., Андрющенок Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Outlines of Forming an Individual as a Future Professional Worker

This paper discusses psychological and pedagogical aspects influencing the formation of social and professional identity, integrity and high professionalism of the personality. The article considers the following concepts: self-realization, self-updating, personal identity, teacher’s congruence. Authors have tried to discuss of one of the most important problems of modern education training of highly skilled, creative, spiritually and moral enriched professionals. The content of competence-based education is supposed not only to develop cognitive and creative abilities of the student, but also to form such personal qualities as responsibility, independence, commitment, professional mobility, competitiveness, resistance to stress, psychological steadiness, etc. Competently carried out pedagogical activity in the educational organizations including system of professional education has an influence on the formation of complete consciousness, self-sufficiency, and advantage. Pedagogical mistakes can deform the I-concept, influence personality’s motivation and orientation, sometimes even his professional and social identity. All educational content is equally directed both on development of creative abilities and personal qualities on which both the system of relations and efficiency of activity depends. Authors come to a conclusion that in the conditions of the democratic relations in society and education not knowledge itself is of prime importance but motivation to get knowledge that is much more difficult, and teacher’s psychological and pedagogical competences are needed. It consists of psychological and pedagogical aspect in the organization of educational cognitive activity of students; quality improvement of training of the professional’s identity based as on control of intrinsic motivation, and adequate measures of impact on the personality taking into account a human factor. It speeds up educational cognitive activity, creates conditions to prove out his ability and maximum self-realization.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы формирования личности будущего профессионала»

2. Starovoytov, S.I. Gorizontalnaya sostavlyayuschaya tyagovogo soprotivleniya pluzhnogo korpusa / Ya.P. Lobachevskiy, S.I. Starovoytov // Sbornik nauchnyih dokladov Mezhdunarodnoy nauchno - prakticheskoy konferentsii «Intellektualnyie mashinnyie tehnologii i tehnika dlya realizatsii gosudarstvennoy programmyi razvitiya selskogo hozyaystva» (15-16 sentyabrya 2015 g, Moskva). Chast I. -M.:FGBNU VIM, 2015.- S.189-194.

3. Starovoytov, S.I. K opredeleniyu modulya uprugosti pervogo roda / S.I.Starovoytov, N.N.Chemisov // VestnikMGAUimeni V.P. Goryachkina. - 2011.-№1 - S.39-40.

4. Darkov, A.V. Soprotivlenie materialov / A.V. Darkov, G.S. Shpiro.-M.: Izdatelstvo «Vyisshaya shkola», 1969 - S. 208.

5. Listopad, G.E. Selskohozyaystvennyie i meliorativnyie mashinyi / G.E. Listopad, G.K. Demidov, B.D. Zonov i dr. - M.: Agropromizdat,1986. - 47 s.

6. Starovoytov, S.I. Gorizontalnaya sostavlyayuschaya tyagovogo soprotivleniya lemeha / S.I.Starovoytov, N.P. Starovoytova, N.N. Chemisov // Vestnik FGOU VPO «Bryanskaya GSHA» po materialam XXVII mezhdunarodnoy nauchno-tehnicheskoy konferentsii «Kon-struirovanie, ispolzovanie i nadezhnost mashin selskohozyaystvennogo naznacheniya».-Bryansk: Izdatelstvo Bryanskoy GSHA, 2014.-№3.- S. 6-8.

7. Starovoytov, S.I. Revisiting tne Pitch Angle of the Cutting Edge of the Plough-Share to the Furrow Bottom / S.I.Starovoytov, N.P.Starovoytova, N.N.Chemisov // Selskohozyaystvennyie mashinyi i tehnologii, 2015. - №1. - S. 28-31.

УДК 378.147

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА

Psychological and Pedagogical Outlines of Forming an Individual as a Future Professional Worker

Семышева В.М., кандидат педагогических наук, vsemyshevaamail.ru Семышев М.В., кандидат педагогических наук Куцебо Г.И., кандидат педагогических наук Андрющенок Е.В.

Semysheva V.M., Semyshev M. V., Kuzebo G.I., Andryushchenok E. V.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

243345 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а

Bryansk State Agrarian University

Реферат. Статья посвящена осмыслению психолого-педагогических аспектов, влияющих на становление социально-профессиональной идентичности, целостности и высокого профессионализма личности. В статье рассмотрены понятия: самореализация, самоактуализация, личностная идентичность, конгруэнтность преподавателя. Авторами сделана попытка рассмотрения одной из важнейших проблем современного образования - подготовка высококвалифицированных творческих, духовно и нравственно обогащенных профессионалов. При реализации содержания образования на компетентностной основе предполагается не только развивать когнитивные и творческие способности студента, но и формировать такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность, целеустремленность, профессиональную мобильность, конкурентоспособность, стрессоустойчивость, психологическую уравновешенность и др. Грамотно осуществляемая педагогическая деятельность в образовательных организациях, в том числе и системе профессионального образования, влияет на формирование целостного самосознания, самодостаточность, достоинство. Педагогические ошибки могут деформировать Я-

концепцию, повлиять на установки и направленность личности, иногда и на профессионально-социальную идентичность. Реализация содержания образования в равной мере направлена как на развитие творческих способностей, так и на развитие личностных качеств, от которых зависит и система отношений, и продуктивность деятельности. Авторы приходят к выводу, что в условиях демократических отношений в обществе и системе образования первостепенным является не принуждение к познанию, а мотивация, что гораздо сложнее, и требует психолого-педагогических компетенций от преподавателя. В этом и заключается психолого-педагогический аспект организации учебно-познавательной деятельности студентов; повышение качества подготовки личности профессионала, основанного, как на учете внутренних сторон мотивации, так и адекватных мер воздействия на личность с учетом человеческого фактора. Это активизирует учебно-познавательную деятельность, создает условия для проявления способности и максимальной самореализации.

Abstract. This paper discusses psychological and pedagogical aspects influencing the formation of social and professional identity, integrity and high professionalism of the personality. The article considers the following concepts: self-realization, self-updating, personal identity, teacher's congruence. Authors have tried to discuss of one of the most important problems of modern education - training of highly skilled, creative, spiritually and moral enriched professionals. The content of competence-based education is supposed not only to develop cognitive and creative abilities of the student, but also to form such personal qualities as responsibility, independence, commitment, professional mobility, competitiveness, resistance to stress, psychological steadiness, etc. Competently carried out pedagogical activity in the educational organizations including system of professional education has an influence on the formation of complete consciousness, self-sufficiency, and advantage. Pedagogical mistakes can deform the I-concept, influence personality's motivation and orientation, sometimes even his professional and social identity. All educational content is equally directed both on development of creative abilities and personal qualities on which both the system of relations and efficiency of activity depends. Authors come to a conclusion that in the conditions of the democratic relations in society and education not knowledge itself is of prime importance but motivation to get knowledge that is much more difficult, and teacher's psychological and pedagogical competences are needed. It consists of psychological and pedagogical aspect in the organization of educational cognitive activity of students; quality improvement of training of the professional's identity based as on control of intrinsic motivation, and adequate measures of impact on the personality taking into account a human factor. It speeds up educational cognitive activity, creates conditions to prove out his ability and maximum self-realization.

Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, личностная идентичность, конгруэнтность преподавателя.

Key words: self-realization, self-actualization, personal identity, teacher's congruence.

Модернизация, поступательное созидательное развитие общества и цивилизации всегда оставалась и остается за профессионалами во всех отраслях народного хозяйства посредством создания материальных, духовных, культурных ценностей. Вектор гуманистического развития общества задается молодыми поколениями.

На современном этапе подготовка высококвалифицированных творческих, духовно и нравственно обогащенных профессионалов становится очень важной проблемой. В России с профессией всегда связан уклад жизни человека, поле для его самореализации и самоактуализации, в процессе которых формируется совесть, честь и достоинство, взаимовыручка, поддержка, система взаимоотношений. При взаимодействии человек приобретает личный опыт и индивидуальность, учится сочетать личные ценности с ценностями общества, проходит стадию уравновешенности в отношении духовных и материальных потребностей, гармоническое отношение с собой, другими людьми, обществом и природой. Естественное воздействие других на формирование личности будущего профессио-

нала оказывает существенное влияние на его становление, мировоззрение, направленность, интересы.

В процессе воспитания и профессионального образования необходимо сформировать у студентов установку на профессию как источник духовности и добра, а творческий созидательный труд как ценность. В профессиональных общностях укрепляется национальное благополучие и безопасность.

Молодое поколение на психофизиологическом уровне не приемлет лжи, лицемерия, двойных стандартов. Им требуются источники знаний, книги, фильмы, несущие правду, добропорядочность, пробуждающие совесть для осмысления своего «Я», смысла жизни и предназначения. Молодое поколение в основном позитивно отзывается на педагогические воздействия, основанные на уважении к личности и гуманных взаимоотношениях. Оно испытывает потребность в высоких идеалах, образцах доброты и взаимопонимания.

Система образования, воспитание, культура должны направлять свои усилия на формирование у молодежи социальной активности, высокой гражданственности, зрелого самосознания и недеформированной «Я-концепции». В основу этого необходимо положить такие ценности, как свобода выбора и ответственность, честь и достоинство, творчество и созидание, семейственность и образованность.

Система нравственных ценностей, сформированная у молодежи, будет способствовать развитию культуры, бескорыстному служению своему делу, подвижничеству. И в этом сложном, но благородном деле важнейшую роль должны сыграть педагогика, образование и педагоги всех уровней - от воспитателя до преподавателя профессиональных образовательных организаций. Образование и педагогика должны стать консолидирующим фактором в повышении духовного потенциала общества. Педагогическая мысль и педагогическая деятельность через свою духовность, свое мировоззрение и служение делу помогут каждому обучающемуся сформировать целостное восприятие окружающего мира в единстве космоса, природы, общества и внутреннего мира человека.

Ментальность педагогического сообщества, основанная на гуманистических взглядах философов, классиков педагогической науки могут сохранить и передать молодому поколению богатое культурное наследие прошлого. Хорошего будущего не бывает без бережного отношения к прошлому: культуре, просвещению, истории, философской мысли. В современном обществе через средства массовой информации, отдельные социальные институты откровенно порицается прошлое. Это привело к разрушению у большей части общества идеалов, возвышающих человека труда, чести и достоинства.

Педагогическая деятельность - специфична, к ней в обществе предъявляют особые требования, поскольку она очень важна для развития и формирования подрастающего поколения, для будущего прогрессивного развития цивилизации. Педагогическая деятельность как педагогическая ментальность предполагает использование в своей работе знаний в области психологии и педагогики. К сожалению, в непедагогических вузах у отдельных преподавателей невысокая психолого-педагогическая культура. Это сказывается на снижении учебно-познавательной мотивации студентов, а в целом и на качестве профессиональной подготовки.

При реализации содержания образования на компетентностной основе предполагается не только развивать когнитивные и творческие способности студента, но и формирование личностных качеств: ответственности, самостоятельности, целеустремленности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, стрессоустойчивости, психологической уравновешенности и др.

Грамотно поставленная педагогическая деятельность в образовательных организациях, в том числе и системе профессионального образования, влияет на формирование целостного самосознания, самодостаточность, достоинство. Педагогические ошибки могут деформировать Я-концепцию, повлиять на установки и направленность личности, иногда и на профессионально-социальную идентичность.

Мы остановимся на психолого-педагогических аспектах, влияющих на становле-

ние социально-профессиональной идентичности, целостности и высокого профессионализма личности.

Реализация содержания образования в равной мере направлена как на развитие творческих способностей, так и на развитие личностных качеств, от которых зависит и система отношений, и продуктивность деятельности.

Согласно ученому К. Роджерсу, основоположнику гуманистической психологии, для формирования целостной личности необходимо в педагогической деятельности создать соответствующие отношения между педагогами и воспитанниками [6, С. 234-247].

В условиях демократических отношений в обществе и системе образования первостепенным является не принуждение к познанию, а мотивация, что гораздо сложнее, и требует психолого-педагогических компетенций от преподавателя. В этом и заключается психолого-педагогический аспект организации учебно-познавательной деятельности студентов; повышение качества подготовки профессионала, основанного, как на учете внутренних сторон мотивации, так и адекватных мер воздействия на личность с учетом человеческого фактора. Это активизирует учебно-познавательную деятельность, создает условия для проявления способности и максимальной самореализации. Система человеческих отношений еще недостаточно разработана в науке и тем более используется в практической деятельности, что снижает качественный показатель образования. Общепринято, что в основе осознанной целенаправленной успешности лежит мотивация [1, 3, 6, 10]. Несмотря на множество индивидуальных теорий мотивации, ни одна из них не может претендовать на полноту объяснения причин поведения отдельных личностей. Тем не менее, в педагогической деятельности можно выделить основные факторы внутренней мотивации личности, которые способствуют самореализации студентов, если это учитывать в образовательном процессе. Это социально психологические потребности:

- потребность быть равноправным членом группы;

- потребность в уважении со стороны сверстников и преподавателей;

- потребность в авторитете;

- чувство собственного достоинства;

- потребность в справедливой оценке его успехов;

- потребность в самовыражении;

Выявление индивидуальных мотиваций является очень важной и в то же время сложной психологической проблемой, без учета которых невозможно повысить качество профессионального образования.

Психологическими аспектами отношений в образовательной деятельности выступают: принятие обучающегося таким, каков он есть; проявление к нему эмпатийности, доверия; поддержание у него веры в свои силы и способности; сохранение во всех случаях чувства его чести и достоинства.

Очень важную роль играет конгруэнтность преподавателя, т.е. соответствие педагогической ментальности, принятой в обществе, ожиданиям в отношении педагогов и преподавателей.

К. Роджерс использовал термин «конгруэнтность», чтобы указать на согласованность переживаемого и осознаваемого [6, С. 401].

Конгруэнтность (congruence - подлинность, открытость, честность), соответствие мыслей, слов и действий.

Исследователями утверждается, что личностная идентичность формируется на основе идентификации физических, интеллектуальных и нравственных качеств, социальная - результат идентификации человека с конкретной общностью: расой, национальностью, полом, профессиональной группой [1, 2, 4, 5, 6].

Профессиональная педагогическая деятельность и система отношений между преподавателями и студентами, на наш взгляд, играет важную роль, оказывающую влияние, как на целостное становление, так и на определенные профессиональные деформации личности.

Педагогическая деятельность есть управление познанием, развитием и формированием личности.

Направленность личности преподавателя, его установки на ограничение свободы выбора, неуважение к личности студента, необъективность оценки успехов и результатов обучающихся, игнорирование внутренних факторов мотивации приводит к личностной и профессиональной деформации. Конгруэнтность личности педагога предполагает учет и опору на одаренность и способности студента, создание ситуации успеха, адекватное воздействие на внутренние факторы мотивации, оптимистический взгляд на будущее студента. Эти и другие педагогические факторы способствуют повышению учебно-познавательной мотивации, формированию духовно-нравственной личности, повышению качества профессионального образования, что в итоге будет влиять на динамическое позитивное изменение общества.

Педагогические условия создают ситуацию успешности студента в учебной, творческой, научно-исследовательской, развивающей деятельности. Каждый имеет одаренность к тому или иному виду деятельности. Опираясь на развитие способностей, необходимо расширять поле деятельности студента, вовлекая его в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности. Это повышает его социальную ответственность и учебно-познавательную активность.

Высокий профессионализм и нравственность личности зависят от многих факторов (психическая активность человека, среда, задатки, система образования). Создание системы позитивных взаимоотношений и эффективных социально-педагогических условий обучающихся в вузе влияют на качество подготовки профессионалов в аспекте его когнитивных, творческих, рефлексивных и личностных качеств [7-9].

Рассматриваемая нами проблема требует дополнительного исследования в аспекте повышения учебно-познавательной активности студентов в соответствии с факторами внутренней мотивации обучающегося.

Библиографический список

1. Джеймс, У. Психология личности. Тексты. - М., 1982.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 2006. - 308 с.

3. Маслоу, А.Х. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982. - С. 108-117.

4. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. - М.; Воронеж, 2002. - 400 с.

5. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности // Методы исследования и диагностики. - М.: Дом педагогики, 1996. - 125 с.

6. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К.Р. Роджерс // Полноценно функционирующий человек. - М.: Прогресс, 1994.

7. Семышев, М.В. Дидактические основы подготовки инженеров в сельскохозяйственном вузе средствами гуманитарных дисциплин (на примере преподавания нем. яз.) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Брянск, 1997.

8. Семышев, М.В. Психолого-педагогические аспекты формирования конкурентоспособности будущего профессионала / М.В. Семышев, В.М. Семышева, Е.В. Андрю-щенок, Г.И. Куцебо / Международный научный журнал. - 2014. № 6. С. 85-90.

9. Семышева, В.М. Психолого-педагогическая подготовка студентов инженерных факультетов сельскохозяйственных вузов / В.М. Семышева / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Брянск, 2004.

10. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / 3-е международное издание. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.

11. Куцебо, Г.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Г.И. Куцебо, Н.С. Пономарева, В.М. Семышева. - Брянск: БГТУ, 2014. - 137 с.

12. Семышева, В.М. Целесообразное общение как процесс формирования мировоз-

зренческой культуры личности / В.М. Семышева, М.В. Семышев, Е.В. Андрющенок / Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. №1. С. 13-16.

13. Белоус, Н.М. Стратегия инновационного развития научных исследований в Брянской государственной академии / Н.М. Белоус. В.Е. Ториков // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - №2. С. 4-16

References

1. James, W. Psychology of personality. Texts. - M., 1982.

2. Markova, A. K. Psychology of professionalism /A. K. Markova. -M., 2006. - 308p.

3. Maslow, A. H. Self-Actualization // Psychology of Personality. Texts. - M.: MSU, 1982. - P. 108-117.

4. Mitina, L. M. Psychology of development of competitive personality [Text] / L. M. Mitina. M.; Voronezh, 2002. - 400p.

5. Osnitsky, A. K. Psychology of Independence //Methods of investigation and diagnosis.

- M.: House of pedagogic, 1996. - 125 p.

6. Rogers, K. R. Perspective on Psychotherapy. The development of man. [Text] / K. R. Rogers // Fully functioning person. - M.: Progress, 1994.

7. Semyshev, M. V. Didactic principles of engineers' training in agricultural universities by means of humanitarian disciplines (on the example of teaching foreign language) / The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of Pedagogical Sciences / Bryansk, 1997.

8. Semyshev, M. V. Psycho-pedagogical aspects of formation of competitiveness of future professional / M. V. Semyshev, V.M. Semysheva, E. V. Andrushchenok, G. I. Kuzebo / International scientific journal. - 2014. No. 6. P. 85-90.

9. Semyshev, M. V. Psycho-pedagogical training of students of engineering faculties of agricultural universities / V. M. Semysheva / the Dissertation on competition of a scientific degree of candidate of Pedagogical Sciences / Bryansk, 2004.

10. Khell L., Zigler D. Theories of personality [Text] / 3rd international edition. - StP.: Peter, 2003. - 608 p.

11. Kuzebo, G. I. Psychology and pedagogy: textbook / G. I. Kuzebo, N. V. Ponomareva, V. M. Semysheva. - Bryansk: BSTU, 2014. - 137p.

12. Semysheva, V. M. Appropriate communication as the process of formation of world outlook culture of personality / V.M. Semysheva, M. V. Semyshev, E. V. Andrushchenok / Vestnik of the Bryansk state agricultural academy. - 2015. No. 1. P. 13-16.

13. Belous, N.M. Strategy of innovative development of scientific researches in Bryansk state Academy / N. M. Belous, V.E. Torikov/ Vestnik of the Bryansk state agricultural Academy.

- 2010. No. 2. P. 4-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.