Научная статья на тему 'Реализация практического обучения в прикладном бакалавриате'

Реализация практического обучения в прикладном бакалавриате Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегрированная подготовка / прикладной бакалавриат / integrated training / applied bachelor training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Л. Бибик, А Б. Ефременков

Рассмотрены аспекты подготовки практико-ориентированных специалистов. Предложен вариант развития интегрированной системы подготовки специалистов в рамках программ прикладного бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN APPLIED BACHELOR

Some aspects of practice oriented specialist training are considered. An alternative of integrated system of training of specialists within the frameworks of applied bachelor training is proposed.

Текст научной работы на тему «Реализация практического обучения в прикладном бакалавриате»

5. Саровский государственный физико-технический институт. Прикладная информатика в юриспруденции [Электронный ресурс]. URL: http://www. emf.sar.ru/351400.html (дата обращения: 6.08.2014).

6. Направление: 230700.68 - Прикладная информатика в дизайне. ГФ СибГАУ. [Электронный ресурс]. URL: http://gf.sibsau.ru/index.php/o-fakultete/72-pid (дата обращения: 6.08.2014).

References

1. Belyaeva M. A. On the direction of training of IT-specialists in the branch of the university. Moscow regional branch of the Moscow Finance and Law Academy [Electronic resource]. URL: http://online. rae.ru/682 (date accessed: 08/03/2014).

2. Kuz'minov Y. I. The need for training specialists in the field of «Software Engineering» [Electronic resource]. URL http://rudocs.exdat.com/docs/index-451204.html? page=2 (date accessed: 08/04/2014).

3. St. Petersburg State University education [Electronic resource]. URL: http: //arts.spbu.m/ru/ fakultet/obrazovanie/prikladnaya-informatika (date accessed: 04/08/2014).

4. Training Programs. Applied Informatics in Economics. [Electronic resource]. URL: http://fill-in.ru/educ programs/9745/ (date accessed: 08/05/2014).

5. Sarov State Physical-Technical Institute. Applied Informatics in jurisprudence [electronic resource]. URL: http://www.emf.sar.ru/351400.html (date accessed: 08/06/2014).

6. Direction: 230700.68 - Applied Informatics in Design. GF SibSAU [Electronic resource]. URL: http://gf.sibsau.ru/index.php/o-fakultete/72-pid (date accessed: 06/08/2014).

© Багаева А. П., Умурзаков А. А., 2014

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРИКЛАДНОМ БАКАЛАВРИАТЕ

В. Л. Бибик, А. Б. Ефременков

Юргинский технологический институт Томского политехнического университета Российская Федерация, 652055, г. Юрга, ул. Ленинградская, 26 E-mail: [email protected]

Рассмотрены аспекты подготовки практико-ориентированных специалистов. Предложен вариант развития интегрированной системы подготовки специалистов в рамках программ прикладного бакалавриата.

Ключевые слова: интегрированная подготовка, прикладной бакалавриат.

REALIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN APPLIED BACHELOR

V. L. Bibik, A. B. Efremenkov

Yurga Institute of Technology, TPU affiliate 26, Leningradskaya str., Yurga, 652055, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Some aspects ofpractice oriented specialist training are considered. An alternative of integrated system of training of specialists within the frameworks of applied bachelor training is proposed.

Keywords: integrated training, applied bachelor training.

Расширение экономических санкций против России с неизбежностью вывело на первый план проблему инженерного образования. Необходимо в кратчайшие сроки создать механизмы подготовки качественных инженерных кадров и специалистов, соответствующих потребностям предприятий, причем не только руководителей, но и линейных инженеров. Именно таких специалистов сегодня катастрофически не хватает отечественной промышленности. По словам В. В. Путина, необходимо максимально приблизить подготовку кадров к реальному производству, базовое образование можно давать в вузах, а на старших курсах студенты могут проходить практическое

обучение на предприятиях». На наш взгляд решить эти задачи поможет прикладной бакалавриат.

Впервые понятие «прикладной бакалавриат» возникло в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Это направление было названо одним из первых среди множества путей по повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики России и современным потребностям общества.

Прикладной бакалавриат является основной профессиональной образовательной программой высшего

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

образования с нормативным сроком освоения 4 года и обеспечивает профессиональную практико-ориенти-рованную подготовку.

Цель программ прикладного бакалавриата: установка связи между образовательными учреждениями и работодателями, а также повышение качества высшего образования в соответствии с тенденциями на рынке труда.

В отличие от академического бакалавриата, прикладной бакалавриат фактически связан с высокотехнологичной подготовкой рабочих и специалистов, имеющих дело со сложными компьютерными технологиями. Как правило, это профессионалы для технической и технологической сферы деятельности.

Прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование.

Согласно стратегии развития высшего образования, программами прикладного бакалавриата к 2020 году должно быть охвачено до 30 % российских студентов. При этом «прикладной бакалавриат ликвидирует социальный разрыв между рабочими профессиями и присущим выпускникам вузов повышенным социальным статусом» [1].

Полученная квалификация прикладного бакалавра не исключает возможности продолжить образование. Выпускники программ прикладного бакалаврита могут пойти в технологическою магистратуру, продолжая при этом работать на производстве или обучаться с отрывом от производства.

Программы прикладного бакалавриата дороже существующих в настоящее время программ академического бакалавриата, что может быть сбалансировано за счет прогнозирования потребности в кадрах такой квалификации и/или формирования целевого заказа работодателей.

В программе прикладного бакалавриата большой объем практической подготовки студента: учебная и производственная практики, лабораторные работы, практические занятия и курсовые работы составляют более 50 % от общего объема времени. Производственная практика проводится в организациях работодателей при освоении студентами основных видов профессиональной деятельности выпускников.

Юргинский технологический институт Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ) осуществляет образовательную деятельность 1957 г. как учебно-консультационный пункт Томского политехнического института (ТПИ). Целью создания учебного заведения являлась подготовка инженерных кадров для оборонного предприятия «Юргинский машиностроительный завод». С момента основания учебного заведения главной целью при подготовке студентов была практическая направленность учебного процесса. В 1987 г. консультационный пункт был преобразован в механико-машиностроительный факультет ТПИ и был сделан первый набор студентов очников по интегри-

рованной системе обучения (завод-втуз) по двум специальностям: «Технология машиностроения» и «Оборудование и технология сварочного производства». В 2010 году в момент перехода на федеральные образовательные программ 10 основных образовательных программ реализовывались по данной системе [2].

Интегрированная система обучения подразумевает приближение учебного процесса к производству. Учебный процесс при этом характеризуется чередованием обычных семестров, когда студенты обучаются по очной форме обучения, и рабочих семестров, когда студенты сочетают обучение по очно-заочной форме с работой на базовом предприятии.

За период обучения по интегрированной системе студенты инженерных специальностей проходят все ступени производственной деятельности, начиная со второго курса от рабочих профессий (станочник, оператор станков с ЧПУ) до инженерных должностей на старших курсах (техник-технолог, техник-конструктор или мастер). Таким образом, за период обучения студент проходит путь от рабочего до инженера, знает производство и свое будущее рабочее место.

Такое тесное сочетание теоретических основ с применением полученных знаний на практике, занимающей треть всего времени обучения, интенсифицирует процесс формирования специалиста, способного к самостоятельной работе сразу после обучения. В качестве примера можно привести успешный карьерный рост выпускников института и назначение на должности ведущих специалистов (главный сварщик, главный технолог, начальник механосборочного цеха) промышленных предприятий со штатом 5-7 тысяч человек через 2-3 года после окончания вуза.

Отвечая на современные вызовы времени, требования работодателей к подготовке практико-ориенти рованных специалистов, Юргинский технологический институт Национального исследовательского Томского политехнического университета в 2012 году приступил к проектированию экспериментальных образовательных программ прикладного бакалавриата. В конце 2012 года была разработана экспериментальная образовательная программа прикладного бакалавриата по укрупнённому направлению подготовки 150000 «Металлургия, машиностроение и материало-обработка».

В контрольных цифрах приема 2014 года за счет средств федерального бюджета, Юргинскому технологическому институту выдано задание на 55 мест по практико-ориентированным программам бакалавриата, актуальным для Кузбасса: Машиностроение, Металлургия и Агроинженерия. В настоящее время из шести образовательных программ бакалавриата, реализуемых в ЮТИ ТПУ, три реализуются по программам прикладного бакалавриата.

Главными условиями реализации программ прикладного бакалавриата являются тесные партнерские отношения с производственными предприятиями и наличие собственной производственной базы в учебном заведении. Основная образовательная программа прикладного бакалавриата предусматривает получение рабочей профессии на первом курсе и присвоение разряда. Реализация этих требований возможна толь-

ко при наличии специализированного оборудования и персонала, способного передать производственные компетенции студентам. Эти условия в ЮТИ реализованы благодаря опыту реализации интегрированной системы обучения и тесными партнерскими отношениями с ООО «Юргинский машиностроительный завод».

В программах прикладного бакалавриата на 1 курсе в учебный план введена дисциплина «Основы инженерно-производственной подготовки», при изучении которой студенты получают рабочую профессию. Практические навыки и производственные компетенции студенты получают на производственных площадках в стенах института в лаборатории металлорежущих станков и станков с ЧПУ, лабораториях современных видов сварки и методов литья металлов. Параллельно, в качестве базовых дисциплин для получения рабочей профессии на первый курс вынесены дисциплины «Охрана труда», «Технология конструкционных материалов» и «Инженерная графика». В рабочих программах данных дисциплин сделан акцент на получение практических навыков. Итогом обучения на первом курсе является присвоение рабочей профессии в соответствии с профилем подготовки с выдачей квалификационного удостоверения. По направлению «Машиностроение» это «Токарь» и «Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах», по направлению «Металлургия» - «Сталеплавильщик», по направлению «Агроинже-нерия» - «Слесарь по ремонту автомобилей».

Для дальнейшего развития прикладных квалификаций учебном плане предусмотрена дисциплина «Инженерно-производственная подготовка» в 3, 4 и 8 семестрах. В период изучения данной дисциплины в рамках самостоятельной работы студентам будут предложены места трудовой деятельности главным образом на ООО «Юргинский машиностроительный завод» и на предприятиях города. Стоит отметить, что предприятия города Юрги, предоставляя студентам

места для производственных практик и трудоустройства, решают свои производственные задачи.

Возрастающая доля высокотехнологичной, наукоемкой и конкурентоспособной продукции машиностроительного профиля в ВВП Российской Федерации требует от вузов выпускников, готовых к продуктивной деятельности в условиях неопределенности, способствующей развитию организаторских и управленческих навыков; способных системно и инновационно мыслить, умеющих оценивать экономические и социальные условия, чтобы определить тактику и стратегию развития предприятия (организации) на кратко-, средне-, и долгосрочный период; обладающих моти-вационным подходом к накоплению и приумножению знаний, работе в команде, применению системного анализа с целью оптимизации процессов производства. На наш взгляд, все перечисленные компетенции и навыки способен дать правопреемник интегрированной системы обучения - прикладной бакалавриат.

Библиографические ссылки

1. Государственная программ Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».

2. Клименов В. А., Ефременков А. Б., Бибик В. Л., Морозова М. В. Новый подход к подготовке инженерных кадров на основе интегрированной системы обучения // Машиностроение инженерное образование. 2007. № 1. С. 53-62.

References

1. Gosudarstvennaja programm Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovanija na 2013-2020 gody".

2. Klimenov V. A., Efremenkov A. B., Bibik V. L., Morozova M. V. Novyj podhod k podgotovke inzhenernyh kadrov na osnove integrirovannoj sistemy obuchenija. Mashinostroenie inzhenernoe obrazovanie 2007. № 1, s. 53-62.

© Бибик В. Л., Ефременков А. Б., 2014

УДК 316.334.2

ОТ ИНЖЕНЕРА ДО ИННОВАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В РОССИИ

С. А. Бибик, И. А. Махлайд

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Отражена потребность российской экономики в высококвалифицированных инженерных кадрах. Отмечены проблемы выведения инноваций на российский рынок, а также предложены несколько эффективных программ, решающих данную проблему.

Ключевые слова: инженеры-исследователи, технологические инновации, малые инновационные предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.