5. Саровский государственный физико-технический институт. Прикладная информатика в юриспруденции [Электронный ресурс]. URL: http://www. emf.sar.ru/351400.html (дата обращения: 6.08.2014).
6. Направление: 230700.68 - Прикладная информатика в дизайне. ГФ СибГАУ. [Электронный ресурс]. URL: http://gf.sibsau.ru/index.php/o-fakultete/72-pid (дата обращения: 6.08.2014).
References
1. Belyaeva M. A. On the direction of training of IT-specialists in the branch of the university. Moscow regional branch of the Moscow Finance and Law Academy [Electronic resource]. URL: http://online. rae.ru/682 (date accessed: 08/03/2014).
2. Kuz'minov Y. I. The need for training specialists in the field of «Software Engineering» [Electronic resource]. URL http://rudocs.exdat.com/docs/index-451204.html? page=2 (date accessed: 08/04/2014).
3. St. Petersburg State University education [Electronic resource]. URL: http: //arts.spbu.m/ru/ fakultet/obrazovanie/prikladnaya-informatika (date accessed: 04/08/2014).
4. Training Programs. Applied Informatics in Economics. [Electronic resource]. URL: http://fill-in.ru/educ programs/9745/ (date accessed: 08/05/2014).
5. Sarov State Physical-Technical Institute. Applied Informatics in jurisprudence [electronic resource]. URL: http://www.emf.sar.ru/351400.html (date accessed: 08/06/2014).
6. Direction: 230700.68 - Applied Informatics in Design. GF SibSAU [Electronic resource]. URL: http://gf.sibsau.ru/index.php/o-fakultete/72-pid (date accessed: 06/08/2014).
© Багаева А. П., Умурзаков А. А., 2014
УДК 378
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРИКЛАДНОМ БАКАЛАВРИАТЕ
В. Л. Бибик, А. Б. Ефременков
Юргинский технологический институт Томского политехнического университета Российская Федерация, 652055, г. Юрга, ул. Ленинградская, 26 E-mail: [email protected]
Рассмотрены аспекты подготовки практико-ориентированных специалистов. Предложен вариант развития интегрированной системы подготовки специалистов в рамках программ прикладного бакалавриата.
Ключевые слова: интегрированная подготовка, прикладной бакалавриат.
REALIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN APPLIED BACHELOR
V. L. Bibik, A. B. Efremenkov
Yurga Institute of Technology, TPU affiliate 26, Leningradskaya str., Yurga, 652055, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Some aspects ofpractice oriented specialist training are considered. An alternative of integrated system of training of specialists within the frameworks of applied bachelor training is proposed.
Keywords: integrated training, applied bachelor training.
Расширение экономических санкций против России с неизбежностью вывело на первый план проблему инженерного образования. Необходимо в кратчайшие сроки создать механизмы подготовки качественных инженерных кадров и специалистов, соответствующих потребностям предприятий, причем не только руководителей, но и линейных инженеров. Именно таких специалистов сегодня катастрофически не хватает отечественной промышленности. По словам В. В. Путина, необходимо максимально приблизить подготовку кадров к реальному производству, базовое образование можно давать в вузах, а на старших курсах студенты могут проходить практическое
обучение на предприятиях». На наш взгляд решить эти задачи поможет прикладной бакалавриат.
Впервые понятие «прикладной бакалавриат» возникло в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Это направление было названо одним из первых среди множества путей по повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики России и современным потребностям общества.
Прикладной бакалавриат является основной профессиональной образовательной программой высшего
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
образования с нормативным сроком освоения 4 года и обеспечивает профессиональную практико-ориенти-рованную подготовку.
Цель программ прикладного бакалавриата: установка связи между образовательными учреждениями и работодателями, а также повышение качества высшего образования в соответствии с тенденциями на рынке труда.
В отличие от академического бакалавриата, прикладной бакалавриат фактически связан с высокотехнологичной подготовкой рабочих и специалистов, имеющих дело со сложными компьютерными технологиями. Как правило, это профессионалы для технической и технологической сферы деятельности.
Прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование.
Согласно стратегии развития высшего образования, программами прикладного бакалавриата к 2020 году должно быть охвачено до 30 % российских студентов. При этом «прикладной бакалавриат ликвидирует социальный разрыв между рабочими профессиями и присущим выпускникам вузов повышенным социальным статусом» [1].
Полученная квалификация прикладного бакалавра не исключает возможности продолжить образование. Выпускники программ прикладного бакалаврита могут пойти в технологическою магистратуру, продолжая при этом работать на производстве или обучаться с отрывом от производства.
Программы прикладного бакалавриата дороже существующих в настоящее время программ академического бакалавриата, что может быть сбалансировано за счет прогнозирования потребности в кадрах такой квалификации и/или формирования целевого заказа работодателей.
В программе прикладного бакалавриата большой объем практической подготовки студента: учебная и производственная практики, лабораторные работы, практические занятия и курсовые работы составляют более 50 % от общего объема времени. Производственная практика проводится в организациях работодателей при освоении студентами основных видов профессиональной деятельности выпускников.
Юргинский технологический институт Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ) осуществляет образовательную деятельность 1957 г. как учебно-консультационный пункт Томского политехнического института (ТПИ). Целью создания учебного заведения являлась подготовка инженерных кадров для оборонного предприятия «Юргинский машиностроительный завод». С момента основания учебного заведения главной целью при подготовке студентов была практическая направленность учебного процесса. В 1987 г. консультационный пункт был преобразован в механико-машиностроительный факультет ТПИ и был сделан первый набор студентов очников по интегри-
рованной системе обучения (завод-втуз) по двум специальностям: «Технология машиностроения» и «Оборудование и технология сварочного производства». В 2010 году в момент перехода на федеральные образовательные программ 10 основных образовательных программ реализовывались по данной системе [2].
Интегрированная система обучения подразумевает приближение учебного процесса к производству. Учебный процесс при этом характеризуется чередованием обычных семестров, когда студенты обучаются по очной форме обучения, и рабочих семестров, когда студенты сочетают обучение по очно-заочной форме с работой на базовом предприятии.
За период обучения по интегрированной системе студенты инженерных специальностей проходят все ступени производственной деятельности, начиная со второго курса от рабочих профессий (станочник, оператор станков с ЧПУ) до инженерных должностей на старших курсах (техник-технолог, техник-конструктор или мастер). Таким образом, за период обучения студент проходит путь от рабочего до инженера, знает производство и свое будущее рабочее место.
Такое тесное сочетание теоретических основ с применением полученных знаний на практике, занимающей треть всего времени обучения, интенсифицирует процесс формирования специалиста, способного к самостоятельной работе сразу после обучения. В качестве примера можно привести успешный карьерный рост выпускников института и назначение на должности ведущих специалистов (главный сварщик, главный технолог, начальник механосборочного цеха) промышленных предприятий со штатом 5-7 тысяч человек через 2-3 года после окончания вуза.
Отвечая на современные вызовы времени, требования работодателей к подготовке практико-ориенти рованных специалистов, Юргинский технологический институт Национального исследовательского Томского политехнического университета в 2012 году приступил к проектированию экспериментальных образовательных программ прикладного бакалавриата. В конце 2012 года была разработана экспериментальная образовательная программа прикладного бакалавриата по укрупнённому направлению подготовки 150000 «Металлургия, машиностроение и материало-обработка».
В контрольных цифрах приема 2014 года за счет средств федерального бюджета, Юргинскому технологическому институту выдано задание на 55 мест по практико-ориентированным программам бакалавриата, актуальным для Кузбасса: Машиностроение, Металлургия и Агроинженерия. В настоящее время из шести образовательных программ бакалавриата, реализуемых в ЮТИ ТПУ, три реализуются по программам прикладного бакалавриата.
Главными условиями реализации программ прикладного бакалавриата являются тесные партнерские отношения с производственными предприятиями и наличие собственной производственной базы в учебном заведении. Основная образовательная программа прикладного бакалавриата предусматривает получение рабочей профессии на первом курсе и присвоение разряда. Реализация этих требований возможна толь-
ко при наличии специализированного оборудования и персонала, способного передать производственные компетенции студентам. Эти условия в ЮТИ реализованы благодаря опыту реализации интегрированной системы обучения и тесными партнерскими отношениями с ООО «Юргинский машиностроительный завод».
В программах прикладного бакалавриата на 1 курсе в учебный план введена дисциплина «Основы инженерно-производственной подготовки», при изучении которой студенты получают рабочую профессию. Практические навыки и производственные компетенции студенты получают на производственных площадках в стенах института в лаборатории металлорежущих станков и станков с ЧПУ, лабораториях современных видов сварки и методов литья металлов. Параллельно, в качестве базовых дисциплин для получения рабочей профессии на первый курс вынесены дисциплины «Охрана труда», «Технология конструкционных материалов» и «Инженерная графика». В рабочих программах данных дисциплин сделан акцент на получение практических навыков. Итогом обучения на первом курсе является присвоение рабочей профессии в соответствии с профилем подготовки с выдачей квалификационного удостоверения. По направлению «Машиностроение» это «Токарь» и «Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах», по направлению «Металлургия» - «Сталеплавильщик», по направлению «Агроинже-нерия» - «Слесарь по ремонту автомобилей».
Для дальнейшего развития прикладных квалификаций учебном плане предусмотрена дисциплина «Инженерно-производственная подготовка» в 3, 4 и 8 семестрах. В период изучения данной дисциплины в рамках самостоятельной работы студентам будут предложены места трудовой деятельности главным образом на ООО «Юргинский машиностроительный завод» и на предприятиях города. Стоит отметить, что предприятия города Юрги, предоставляя студентам
места для производственных практик и трудоустройства, решают свои производственные задачи.
Возрастающая доля высокотехнологичной, наукоемкой и конкурентоспособной продукции машиностроительного профиля в ВВП Российской Федерации требует от вузов выпускников, готовых к продуктивной деятельности в условиях неопределенности, способствующей развитию организаторских и управленческих навыков; способных системно и инновационно мыслить, умеющих оценивать экономические и социальные условия, чтобы определить тактику и стратегию развития предприятия (организации) на кратко-, средне-, и долгосрочный период; обладающих моти-вационным подходом к накоплению и приумножению знаний, работе в команде, применению системного анализа с целью оптимизации процессов производства. На наш взгляд, все перечисленные компетенции и навыки способен дать правопреемник интегрированной системы обучения - прикладной бакалавриат.
Библиографические ссылки
1. Государственная программ Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».
2. Клименов В. А., Ефременков А. Б., Бибик В. Л., Морозова М. В. Новый подход к подготовке инженерных кадров на основе интегрированной системы обучения // Машиностроение инженерное образование. 2007. № 1. С. 53-62.
References
1. Gosudarstvennaja programm Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovanija na 2013-2020 gody".
2. Klimenov V. A., Efremenkov A. B., Bibik V. L., Morozova M. V. Novyj podhod k podgotovke inzhenernyh kadrov na osnove integrirovannoj sistemy obuchenija. Mashinostroenie inzhenernoe obrazovanie 2007. № 1, s. 53-62.
© Бибик В. Л., Ефременков А. Б., 2014
УДК 316.334.2
ОТ ИНЖЕНЕРА ДО ИННОВАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В РОССИИ
С. А. Бибик, И. А. Махлайд
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Отражена потребность российской экономики в высококвалифицированных инженерных кадрах. Отмечены проблемы выведения инноваций на российский рынок, а также предложены несколько эффективных программ, решающих данную проблему.
Ключевые слова: инженеры-исследователи, технологические инновации, малые инновационные предприятия.