О. Ф. Пиралова
(Омск), Д. П. Ильященко
(г. Юрга, Томская обл.)
Особенности подготовки универсального
специалиста в моногородах
В статье рассматриваются различные подходы к устранению недостатка профессиональных компетенций выпускников в условиях моногорода, предложена наиболее подходящая структурно-функциональная модель дуальной системы образования с технологией учебно-производственного реверса для подготовки универсального специалиста в моногородах.
Сегодня на многих промышленных предприятиях различной отраслевой направленности России имеет место нехватка квалифицированных практикоориентированных кадров, способных успешно разрабатывать и внедрять наукоёмкие технологии, реализо-вывать реальные бизнес-процессы. Выпускники высших учебных заведений не в полной мере могут восполнить кадровые потребности предприятий, так как срок адаптации молодого специалиста на производстве становится слишком большим, а работодатель тратит большие средства на послевузовское обучение молодого специалиста. Эта ситуация является причиной нарастающего противоречия между системой высшего профессионального образования и современным бизнесом и производством. В сложившейся ситуации высшей школе надо менять классическую технологию обучения и переходить от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта [1]. Одним из инструментов преодоления данного противоречия является так называемая целевая подготовка, когда предприятие, вуз и студент заключают трехсторонний договор о подготовке специалиста (бакалавра/магистра] соответствующей направленности и квалификации для нужд конкретного предприятия. Данные договоры, как правило, заключают с абитуриентами, избравшими конкретную профессию.
Целевой договор возможно заключать и на более старших курсах. В этом случае представители предприятий-работодателей могут оценить качество полученных студентом теоретических знаний и имеющиеся у него практические навыки, студент же, в свою очередь,
может оценить условия работы на конкретных предприятиях и возможности профессионального роста.
Подготовленный инженерный работник должен по договору отработать определенный временной срок в условиях данного предприятия. Такой вид подготовки позволяет студенту во время прохождения различных видов практик увидеть условия и коллектив, в котором он должен будет трудиться. Это позволит ему адаптироваться к условиям производства, а также определить направление своего профессионального развития.
Однако следует отметить, что целевая подготовка бакалавров/специалистов/магистров направлена на удовлетворение нужд предприятий конкретных отраслей (строительства, транспорта и т.п.].
В существующих условиях рынка высока потребность промышленных предприятий России в универсальных специалистах различного уровня образования (магистрах, бакалаврах], которые обеспечили бы рост и развитие предприятий и экономики страны в целом, но несмотря на активное внедрение современных систем обучения, нужно отметить большой дефицит навыков в отношении технической компетентности у выпускников по окончании получения высшего образования [2]. Современное обучение ввиду сокращения аудиторных и увеличения отводимых на самостоятельную подготовку часов ведет к подготовке узких специализаций обучения [3].
Главная задача, которую необходимо решить системе образования, -сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ре-
1 курс
1 семестр
2 семестр
2 курс
3 семестр
;местр
3 курс
5 семестр
6 семестр
4 курс
7 семестр 8 семестр
П
Учебный семестр (обучение с отрывом от производства)
Рабочий семестр (обучение без отрыва от производства)
ВКР
На 1 курсе студенты, проходя инженерную практику в ЮТИ ТПУ, получают рабочую профессию
Рис. 1. Интегрированная система подготовки (прикладного бакалавриата) [10].
сурсов от реальных требований конкретных предприятий. И в ее решении опыт развития дуальной формы профессионального образования Германии может оказаться чрезвычайно полезным - для совершенствования законодательства, определения механизма разделения полномочий Федерации и регионов, реанимации традиций производственного обучения [4].
Помочь выпускнику технического вуза справиться с проблемой недостатка своих профессиональных навыков на производстве, а работодателю - в условиях рыночной экономики получить высококвалифицированного специалиста, не затрачивая в дальнейшем средства на повышение квалификации, призвана система, получившая мировое признание, - дуальная система образования - наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии.
В сфере высшего технического образования трудовая деятельность бакалавров инженерных направлений на предприятиях, где они обучаются профессиональным умениям по конкретным направлениям и профилям, способна обеспечить повышение профессиональной подготовки выпускников. Такая система создает условия в процессе образовательной деятельности студентам приобре-
тать наряду с теоретическими знаниями прочные практические навыки, осваивать и применять творческий подход к выполнению производственных задач.
Практика подготовки бакалавров для машиностроительных производств показывает, что использование традиционных технологий и дидактических средств обучения не обеспечивает подготовки квалифицированных специалистов для современных высокотехнологичных предприятий других отраслей промышленности [5].
Существует технология учебно-производственного реверса для подготовки инженерных кадров, которая связана с вопросами оптимизации подготовки инженерных кадров [6]. В ее основе лежит теория о движении обучающегося от некомпетентности к компетентности и от неосознанности к осознанности. Данная технология подразумевает, что обучение студентов будет происходить с применением различных форм и методов с опорой на имеющийся опыт студентов, который они смогут использовать для получения более высоких уровней компетентности с применением их в дальнейшей производственной деятельности. Подобный «круговорот» знаний и производственного опыта может способствовать повышению уровня компетентности выпускника, поскольку позволяет не только изучить теоретические основы наук общепрофессионального, профессиональ-
ного и специального блоков дисциплин, но и попробовать применить их на практике в условиях реальных производств.
Для устранения потери практикоориенти-рованной подготовки бакалавров [7], которая успешно реализовалась при подготовке специалистов [8, 9], принято решение о реализации в Юргинском технологическом институте Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ] образовательной программы прикладного бакалавриата [10], представленной на рис. 1 (с. 83], в рамках которой студенты на первом курсе аттестовываются на рабочую специальность электросварщика или контро-лера-дефектоскописта 2-3 разряда.
В связи с выбранной спецификой подготовки ознакомительные учебные практики студенты 1 и 2 курсов проходят на предприятиях разной отраслевой направленности, с которыми заключены соответствующие договора. Студенты 1 курса проходят практику на машиностроительных заводах, студенты 2 курса - в компаниях, работающих в нефтегазовой отрасли, студенты 4 курса проходят производственную практику, уже выбрав для себя приоритетное направление: нефтегазовое, машиностроение, энергетику; химическое и т.д.
Однако по отзывам работодателей (из опроса руководителей ООО «Юргинский машиностроительный завод», ОАО «Анжеромаш», ООО «Роснефтекомплект», ОАО «Сибтрубо-проводстрой», ЗАО «Завод Великие Луки»] уровень подготовленности выпускников инженерных направлений не полностью соответствует производственным задачам: производственным компетенциям для работы в любой сфере промышленности и надпрофес-сиональным, связанным с проведением про-
изводственных и технико-экономических расчетов, с анализом и оценкой производственных и непроизводственных затрат и обработкой экономико-управленческих данных, с эффективной организацией работы коллектива, четким планированием выполняемой работы [2].
Внедрение дуальной системы образования позволяет пересмотреть подходы к подготовке бакалавров инженерных специальностей с целью устранения дефицитов профессиональных компетенций будущих выпускников, что дает возможность студентам быстро получить высокую квалификацию и приобрести навыки, востребованные на рынке труда, однако она не может быть реализована в учебных заведениях в моногородах, расположенных далеко от индустриальных центров, при подготовке универсального специалиста (имеющего опыт практической работы в различных сферах производства], а не узконаправленного специалиста, готового работать только в одной сфере, без адаптационного периода.
Создание структурно-функциональной модели дуальной системы образования с технологией учебно-производственного реверса для подготовки универсального специалиста в моногородах позволит устранить недостаток профессиональных компетенций, связанных с ориентированностью на одну отрасль производства в условиях моногорода. Модернизация существующей системы прикладного бакалавриата ЮТИ ТПУ (рис. 1] направлена на прохождение практик учебных (рис. 2, поз. 1, 3] и производственной (рис. 2, поз. 5] вместо 4 недель, как полагается в учебных планах 15.06.03 «Машиностроение», за 3 месяца, а также на введение 2-месячных стажи-
1 семестр 2 семестр 1 3 семестр 2 4 семестр
р
3
Рис. 2. Предлагаемая система дуальной подготовки студентов: 1 - учебная практика; 2, 4, 6 - стажировка; 3 - учебная практика; 5 - производственная практика.
Таблица 1
Места прохождения производственной практики и трудоустройства выпускников кафедры сварочного производства ЮТИ ТПУ
г. Юрга (Кемеровская обл.) г. Сургут (Ханты-Мансийский АО)
г. Кемерово г. Снежинск (Челябинская обл.)
г. Томск г. Надым (Ямало-Ненецкий АО)
г. Стрежевой (Томская обл.) Нижний Новгород
г. Новосибирск г. Ростов-на-Дону
Сахалинская обл. г. Великие Луки (Псковская обл.)
г. Вилючинск (Камчатский край) Санкт-Петербург
г. Ленск (Республика Саха - Якутия) г. Лениногорск (Республика Татарстан)
г. Электросталь (Московская обл.)
Таблица 2
Количество студентов кафедры сварочного производства, прошедших практику (стажировку) на предприятиях, работающих в соседних и удаленных регионах страны
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Количество студентов-специалистов 2 5 10 16 20 24 16
Количество студентов-бакалавров 0 0 0 2 3 7 14
ровок (рис. 2, поз. 2, 4, 6) на удаленных предприятиях-партнерах, входящих в «Учебный консорциум», с осуществлением обучения через дистанционную форму обучения, реализуемую через систему дистанционного обучения Moodle ЭИОС ТПУ [12].
На базе ЮТИ ТПУ создана сеть обучения «Учебный консорциум» (Ausbildungskonsor-йит) (табл. 1), в рамках которой несколько малых, средних и крупных предприятий (КМи) объединяются и принимают у себя практикантов (табл. 2). Если одно из предприятий не может реализовать какую-либо часть учебной программы, практикант направляется на другое предприятие (принцип ротации). Предприятия также заключают договор о сотрудничестве; они работают вместе на равных условиях и проводят обучение своих практикантов независимо друг от друга.
Преимущества разрабатываемой системы:
1. Практикоориентированность - во время обучения развиваются профессиональные компетенции для работы во всех отраслях промышленности.
2. Два образования в одном - интеграция теории и практики позволяет сэкономить время, так как не требуется дополнительный блок практического обучения после завершения теоретического модуля обучения.
3. Гарантированное трудоустройство -студенты старших курсов имеют 5-6 предложений от работодателей, где они проходили практики и стажировки.
4. Мобильность - прохождение практик и стажировок позволит оценить плюсы и минусы проживания в различных регионах России и работы в различных производственных сферах.
Представленная система модернизации подготовки специалистов-бакалавров не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы, она может быть основанием для дальнейшей разработки эффективных подходов к формированию интегрированного обучения «прикладного бакалавриата» через дуальную систему с технологией учебно-производственного реверса.
Литература
1. Ильященко Д. П. Подготовка прикладных бакалавров в ЮТИ ТПУ // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 2. -С. 174-177.
2. Лизунков В. Г. Развитие экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Томск, 2015. - 229 с.
3. Казаков Ю. В., Сидоров В. И. Повышение уровня подготовки студентов-сварщиков к профессиональной деятельности // Сварочное производство. - 2015. - № 7. - С. 44-51.
4. Брылевич А., Кранц С. Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России. Дуальная система // Управление производством. -2008. - № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.up-pro.ru/li-brary/personnel_management/training/dyalnoe_obychen.html.
5. Савельева Н. Н. Подготовка будущих бакалавров машиностроения к профессиональной деятельности на высокотехнологичных предприятиях : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Томск:, 2014. - 184 с.
6. Пиралова О. Ф. Оптимизация обучения профессиональным дисциплинам студентов инженерных вузов в условиях компетент-ностного подхода. Возможности реализации : моногр. - М.: Изд. дом Академии естествознания, 2012. - 136 с.
7. Ильященко Д. П. Основные аспекты организации прохождения производственной практики и трудоустройства студентов кафедры сварочное производство ЮТИ ТПУ // Интернет журнал Науковедение. - 2014. - № 1(20). - C. 16.
8. Ильященко Д. П., Тищенкова А. В., Ефременков А. Б. Производственная практика студентов - важнейшее звено подготовки высококвалифицированных инженерных кадров // Машиностроение и инженерное образование. - 2010. - № 3. - С. 68-73.
9. Bibik, V. L., & Iljyashchenko, D. P. (2014, January). Practically oriented training ofengineers. Paper presented at the ICAEM 2014 International conference on advanced education and management: proceedings, Beijing, January 4-5, 2014. Beijing, China: IALE, 2014. -pp. 55-60 [409804-2014]
10. Ильященко Д. П., Бибик В. Л. Особенности подготовки специалистов-бакалавров в условиях модернизации образования, реализуемые в ЮТИ ТПУ // Дискуссия. - 2013. - № 7. - С. 121-124.
11. Ильященко Д. П. Этапы модернизации образовательной системы подготовка студентов технических специальностей Юргин-ского технологического института Национального исследовательского Томского политехнического университета // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - C. 213-216.
12. Электронная интерактивная образовательная система Томского политехнического университета (ЭИОС ТПУ) [Электронный ресурс]. - URL: http://stud.lms.tpu.ru/