DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-15 УДК 378
прикладной бакалавриат как ступень непрерывного технического образования
Бибик в.л.
В статье рассмотрены аспекты развития непрерывного образования в нашей стране и за рубежом. Термин непрерывного образования не является новым. В советское время предусматривалось непрерывное обучение руководящих работников и специалистов и непрерывное обучение рабочих. В США, Великобритании, Франции, Германии и других странах получила развитие профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в системе ученичества со сроком обучения от 2 до 5, а иногда и более лет, существует сеть государственных, общественных и частных школ, курсов для профессионального обучения взрослых без отрыва от работы. В российской традиции термин непрерывное образование обычно означает преемственность различных уровней образования: начального, среднего и высшего. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года предусмотрено развитие высокотехнологичных секторов экономики и создание высокотехнологичных рабочих мест, требующих особых компетенций специалистов. Подготовку таких специалистов должно обеспечить новое направление обучения специалистов - прикладной бакалавриат. Прикладной бакалавриат обеспечивает профессиональную практико-ориентированную подготовку. Представлена модель реализации прикладного бакалавриата на базе интегрированной системы подготовки специалистов, реализуемой в Юргинском технологическом институте Томского политех нического университета, позволяющая готовить практико-ориентированных специалистов.
ключевые слова: прикладной бакалавриат; непрерывное образование.
applied bachelor degree as a stage of continuing technical education
Bibik V.l.
The paper presents the most important research findings on the issue of lifelong learning strategy in Russia and some economically developed countries of the world. The term lifelong learning is not new. In the Soviet Union there were schools of extended studies for top officials and specialists, and in-plant training courses for workers. In the USA, as well as in Great Britain, France, Germany and some other countries qualified workers are trained within the system of two, five or even more year's apprenticeship. There is also a net of national, public andprivate schools and in-plant training courses for adults. Russian educators mean education level continuation (from basic through secondary to higher vocational education), when talking about lifelong learning. The 2020 Long-term Social and Economic Development Strategy of the Russian Federation demands development of the high-tech sector of economy, alongside with creation of high-tech working places for new skilled specialists. Qualified specialists might be trained through the new programs of applied baccalaureate that guarantee practice-based training. A model of an integrated practice-based applied baccalaureate training program, which is currently being realized at Yurga Institute of Technology (affiliated) National Research Tomsk Polytechnic University, is specified.
Keywords: Applied Bachelor's; Lifelong Learning.
Непрерывное образование является характерной чертой современного общества. Это пожизненный и поэтапный, который обеспечивает постоянное пополнение и расширение знаний у людей различного возраста начиная со школьного возраста. Непрерывное образование можно разделить на два основных этапа: воспитание, обучение и развитие человека до его вступления в самостоятельную жизнь - детско-юношеское образование и учебная деятельность в период взрослой жизни которая сочетается с различными видами практической деятельности - образование взрослых [1].
Непрерывное образование - это процесс роста общего и профессионального образовательного потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества [1].
Термин непрерывного профессионального образования является не новым. В советские годы типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства 1988 года предусматривалось непрерывное обучение руководящих работников и специалистов, а также непрерывное обучение рабочих [2].
Непрерывное обучение руководящих работников и специалистов предусматривало следующие виды повышения квалификации:
• систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование);
• обучение на производственно-экономических семинарах и в университетах;
• краткосрочное обучение;
• длительное периодическое обучение;
• стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных
• организациях и учебных заведениях;
• обучение в целевой аспирантуре, докторантуре;
• переподготовка, которая предусматривала получение новой специальности.
Непрерывное обучение рабочих включало:
• подготовка рабочих;
• переподготовка (переобучение) рабочих;
• обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;
• повышение квалификации рабочих.
В качестве примера непрерывного образования в советской школе, можно привести учебно-производственные комбинаты, где учащиеся старших классов приобретали рабочую профессию и в случае если абитуриент не поступал в высшее учебное заведение, он уже имел базовую профессию и мог трудоустроится на предприятии или пройти обучение в средне- профессиональном учебном заведении.
Если рассматривать зарубежные страны, то в США, Японии и других странах профессионально-техническое обучение осуществляется в профессиональных классах средних общеобразовательных школ (после окончания 8 классов в течение 4 лет); в Великобритании, Франции, Италии, Австрии, Швеции, Норвегии, Финляндии - в стационарных профшколах со сроком обучения 2-3 года; в Германии - в учебные мастерские предприятия и в профшколах со сроком обучения 2-3 года. Во многих странах имеются профессиональные училища с 3-4-годичным сроком обучения, созданные фирмами. Обучение в большинстве профшкол платное. В США, Великобритании, Франции, Германии и других странах получила развитие профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в системе ученичества со сроком обучения от 2 до 5, а иногда и более лет, существует сеть государственных, общественных и частных школ, курсов
для профессионального обучения взрослых без отрыва от работы. Методическое руководство про фшколами осуществляют министерства просвещения, хозяйственно-финансовое, административно-промышленное и сельскохозяйственные министерства. Все вопросы, связанные с организацией профессиональной подготовки в системе ученичества, решаются министерствами труда [3].
В российской традиции непрерывное образование означает преемственность различных уровней образования: начального, среднего и высшего.
В настоящее время система российского образования должна готовить выпускников, имеющих навыки, на которые есть соответствующий рыночный спрос. Выпускники должны получать документы об образовании, признаваемые в стране и позволяющие обеспечить передвижение рабочей силы. Для этого нужна многоуровневая система с наличием гибких внутренних возможностей, которые позволят осуществлять горизонтальные и вертикальные перемещения и обеспечивающая преемственность с программами высшего образования. Студенты должны иметь возможность получения непрерывного образования - продолжения обучения и переобучения. Эта система позволит людям реагировать на сигналы динамично развивающейся экономики и изменения конъюнктуры рынка труда. Непрерывное образование опирается на способность признавать устаревание своих навыков и квалификации и получать сведения об информационных ресурсах, к которым нужно обращаться для восполнения образовавшегося пробела.
Для достижения этих целей необходима реформа не только профессионального образования, но и общего образования, чтобы все учащиеся, независимо от способностей, проходили обучение по соответствующим учебным программам, приобретая при этом навыки и знания, необходимые для продолжения учебы после прохождения обязательного курса обучения, работы и непрерывного образования.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года установлены следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное обр азование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет, магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Таким образом, подготовка рабочих кадров ложится на учебные заведения среднего про-фес сионального образования, которые из-за отсутствия достаточного финансирования не всегда имеют современное оборудования для обучения студентов. В тоже время в концепции
долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года [4] предусмотрено развитие высокотехнологичных секторов экономики и создание высокотехнологичных рабочих мест, требующих особых компетенций специалистов. Подготовку таких специалистов должно обеспечить новое направление обучения специалистов - прикладной бакалавриат. Это направлен ие было названо одним из первых среди множества путей по повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики России и современным потребностям общества.
Прикладной бакалавриат является основной профессиональной образовательной программой высшего образования с нормативным сроком освоения 4 года и обеспечивает профессиональную практико-ориентированную подготовку.
Цель программ прикладного бакалавриата: установка связи между образовательными учреждениями и работодателями, а также повышение качества высшего образования в соответствии с тенденциями на рынке труда.
В отличие от академического бакалавриата, прикладной бакалавриат фактически связан с в ысокотехнологичной подготовкой рабочих и специалистов, имеющих дело со сложными компьютерными технологиями. Как правило, это профессионалы для технической и технологической сферы деятельности.
Прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда ряд ом есть работодатель, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование.
Полученная квалификация прикладного бакалавра не исключает возможности продолжить образование. Выпускники программ прикладного бакалавриата могут пойти в технологическою магистратуру, продолжая при этом работать на производстве или обучаться с отрывом от производства.
Юргинский технологический институт Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ) осуществляет образовательную деятельность 1957 года как учебно-консультационный пункт Томского политехнического института (ТПИ). Целью создания учебного заведения являлась подготовка инженерных кадров для оборонного предприятия «Юргинский машиностроительный завод». С момента основания учебного заведения главной целью при подготовке студентов была практическая направленность учебного процесса. В 1987 консультационный пункт был преобразован в механико-машиностроитель-
ный факультет ТПИ и был сделан первый набор студентов очников по интегрированной системе обучения (завод-втуз) по двум специальностям: «Технология машиностроения» и «Оборудование и технология сварочного производства». В 2010 году в момент перехода на федеральные образовательные программы 10 основных образовательных программ реализовывались по данной системе.
Интегрированная система обучения подразумевает приближение учебного процесса к производству. Учебный процесс при этом характеризуется чередованием обычных семестров, когда студенты обучаются по очной форме обучения, и рабочих семестров, когда студенты сочетают обучение по очно-заочной форме с работой на базовом предприятии.
За период обучения по интегрированной системе студенты инженерных специальностей проходят все ступени производственной деятельности, начиная со второго курса от рабочих профессий (станочник, оператор станков с ЧПУ) до инженерных должностей на старших курсах (техник-технолог, техник-конструктор или мастер). Таким образом, за период обучения студент проходит путь от рабочего до инженера, знает производство и свое будущее рабочее место.
Такое тесное сочетание теоретических основ с применением полученных знаний на практике, занимающей треть всего времени обучения, интенсифицирует процесс формирования специалиста, способного к самостоятельной работе сразу после обучения. В качестве примера можно привести успешный карьерный рост выпускников института и назначение на должности ведущих специалистов (главный сварщик, главный технолог, начальник механосборочного цеха) промышленных предприятий со штатом 5-7 тысяч человек через 2-3 года после окончания вуза.
Отвечая на современные вызовы времени, требования работодателей к подготовке прак-тико-ориентированных специалистов, Юргинский технологический институт Национального исследовательского Томского политехнического университета в 2012 году приступил к проектированию экспериментальных образовательных программ прикладного бакалавриата.
В контрольных цифрах приема 2013 года за счет средств федерального бюджета, Юргин-скому технологическому институту выдано задание на 55 мест по практико-ориентированным программам бакалавриата, актуальным для Кузбасса: Машиностроение, Металлургия и Агро-инженерия. Модель подготовки прикладных бакалавров представлена на рисунке 1.
Поступление на программу ПБ
Обучение по программе прикладного бакалавриата
Аттестация (получение разряда) по рабочей специальности
Практика на базовом предприятии
Государственная аттестация
Трудоустройство
рис. 1. Модель подготовки прикладных бакалавров
Главными условиями реализации программ прикладного бакалавриата являются тесные партнерские отношения с производственными предприятиями и наличие собственной производственной базы в учебном заведении. Основная образовательная программа прикладного бакалавриата предусматривает получение рабочей профессии на первом курсе и присвоение разряда. Реализация этих требований возможна только при наличии специализированного оборудования и персонала, способного передать производственные компетенции студентам. Эти условия в ЮТИ реализованы благодаря опыту реализации интегрированной системы обучения и тесным сетевым взаимодействием с ООО «Юргинский машиностроительный завод».
В программах прикладного бакалавриата на 1 курсе в учебный план введена дисциплина «Основы инженерно-производственной подготовки», при изучении которой студенты получают рабочую профессию. Практические навыки и производственные компетенции студенты получают на производственных площадках в стенах института в лаборатории металлорежущих станков и станков с ЧПУ, лабораториях современных видов сварки и методов литья металлов. Параллельно, в качестве базовых дисциплин для получения рабочей профессии на первый курс вынесены дисциплины «Охрана труда», «Технология конструкционных материалов» и «Инженерная графика». В рабочих программах данных дисциплин сделан акцент на получение
практических навыков. Итогом обучения на первом курсе является присвоение рабочей профессии в соответствии с профилем подготовки с выдачей квалификационного удостоверения. По направлению «Машиностроение» - это «Токарь» и «Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах», по направлению «Металлургия» - «Сталеплавильщик», по направлению «Агроинженерия» - «Слесарь по ремонту автомобилей».
Для дальнейшего развития прикладных квалификаций учебном плане предусмотрена дисциплина «Инженерно-производственная подготовка» в 3, 4 и 8 семестрах. В период изучения данной дисциплины в рамках самостоятельной работы студентам будут предложены места трудовой деятельности главным образом на ООО «Юргинский машиностроительный завод» и на предприятиях города. Стоит отметить, что предприятия города Юрги, предоставляя студентам места для производственных практик и трудоустройства, решают свои производственные задачи.
Таким образом, прикладной бакалавриат можно считать одним из этапов непрерывного профессионального образования, в котором сочетаются практико-ориентированная подготовка, присущую программам средне-профессионального заведения и академическую подготовку, присущую программам академического бакалавриата.
список литературы
1. Кравченко А.И. Непрерывное образование: гибкость и рост URL: http://www.elitarium. ru/2010/09/29/nepreryvnoe_obrazovanie.html (дата обращения: 15.01.2015 г.).
2. Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Газообразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 №369/92-14-147/20/18-22).
3. Профессиональное техническое образование URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/124606/ (дата обращения: 15.01.2015 г.).
4. Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 URL: http://2020strategy.ru/ (дата обращения: 15.01.2015 г.).
5. Ефременков А.Б., Бибик В.Л. Проектирование и реализация программ прикладного бакалавриата: Аккредитация и образование № 68, декабрь, 2013. С. 62-63.
References
1. Kpavchenko A.I. Nepreryvnoe obrazovanie: gibkost'i rost. http://www.elitarium.ru/2010/09/29/ nepreryvnoe_obrazovanie.html
2. Tipovoe polozhenie o nepreryvnom professional'nomi jekonomicheskom obuchenii kadrov narodnogo hozjajstva (utv. Postanovleniem Goskomtruda SSSR, Gazoobrazovanija SSSR, Sekre-tariata VCSPS ot 15.06.1988 №369/92-14-147/20/18-22).
3. Professional'noe tehnicheskoe obrazovanie. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/124606/
4. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija RFdo 2020. http://2020strategy.ru/
5. Efremenkov A.B., Bibik V.L. Proektirovanie i realizacija programm prikladnogo bakalavriata. Akkreditacija i obrazovanie. № 68, 2013. Pp.62-63.
данные об авторе
Бибик Бладислав леонидович, заместитель директора по учебной работе, кандидат технических наук, доцент
Юргинский технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» ул. Ленинградская, д. 26, г. Юрга, Кемеровская область, 652055, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 5950-6811
DATA ABOUT THE AUTHOR
Bibik Vladislav Leonidovich, Deputy Director of Education Ph.D. in Mechanical Engineering, Assistant Professor
Yurga Institute of Technology, TPU affiliate
26, Leningradskaya street, Yurga, Kemerovo Region, 652055, Russia E-mail: [email protected]
Рецензент:
Трифонов Владимир Александрович, кандидат экономических наук, директор Юргин-ского филиала Кемеровского государственного университета