УДК 378
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 1Т-СПЕЦИАЛИСТОВ
А. П. Багаева, А. А. Умурзаков
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Проводится анализ новых программ подготовки 1Т-специалистов с целью выявления перспективных направлений обучения, повышения квалификации, а также для обозначения направлений дальнейшей деятельности выпускников этих специальностей.
Ключевые слова: программы подготовки, IT-специалисты, направления обучения, повышение квалификации. PERSPECTIVE DIRECTIONS PREPARATION IT-SPECIALISTS A. P. Bagaeva, A. A. Umurzakov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article analyzes the new educational programs for IT-professionals to determine promising areas of training, advanced training, as well as to indicate the direction for further work of graduates of these specialties.
Keywords: training program, IT-specialists, training areas, training, advanced training.
Наше время - эпоха глобальной информатизации. Индустрия информационных технологий (ИТ) становится одной из основных отраслей экономики, обеспечивающей доминирование высокотехнологичных инновационных производств. Все более ощутимым становится дефицит высокопрофессиональных специалистов в 1Т-сфере. Перед вузами остро стоит задача подготовки квалифицированных кадров, способных эффективно разрабатывать и использовать информационные системы и технологии, создавать информационные ресурсы [1].
Развитие собственной научно-методической базы, формирование основ глобальной информационной инфраструктуры современного общества, создание стандартизованных языков для формализации прикладных знаний, разработка персонально доступных предметно-ориентированных технологий информатизации различных видов деятельности обусловили становление сферы информационных технологий как самостоятельной научно-прикладной дисциплины, являющейся общезначимой для других дисциплин и областей знаний. Ежегодный доход индустрии программного обеспечения (ПО) составляет сотни миллиардов долларов и продолжает расти, что превращает её в ключевую движущую силу общественного и экономического развития.
Динамичное развитие отрасли ИТ, появление новых технологий и постоянное расширение сферы их использования обусловили новые требования, задачи и принципы подготовки 1Т-специалистов: необходимо обеспечить не просто качественное образование в узких рамках выбранной профессии, а обучение целому спектру умений и навыков в различных областях
применения ИТ, в частности информационных систем управления, средств электронной коммерции, мобильного бизнеса и пр. [2].
В настоящее время обучение в области прикладной информатики ведется по следующим направлениям: «Прикладная информатика в экономике», «Прикладная информатика в менеджменте», «Прикладная информатика в дизайне», «Прикладная информатика в юриспруденции», «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук», рассмотрим каждое направление подробнее.
Прикладная информатика в экономике. Одно из первых направлений области междисциплинарных специальностей. Эта специальность двухпрофильная, что указывается в квалификации «информатик-экономист». Такой специалист может работать на стыке двух областей информатики и экономики.
Информатик-экономист - это специалист широкого профиля, получивший фундаментальные знания в области информатики и профессиональные знания в области экономики.
Основное назначение такого специалиста - это создание и внедрение профессионально-ориентированных информационных систем в экономике. Он занимается решением функциональных задач и управлением информационных, материальных и денежных потоков в конкретном секторе экономики с помощью информационных систем. Информатик-экономист анализирует, прогнозирует, моделирует и создает информационные процессы и технологии в рамках профессионально-ориентированных информационных систем.
Информатик-экономист должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
- внедрение методов информатики в предметной области экономики, статистики, информационных систем и математических методов в экономике.
- развитие возможностей и адаптация профессионально-ориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла;
- оптимизация информационных процессов обработки информации;
- решение задач унификации профессионально-ориентированного программного и информационного обеспечения предметной области;
- использование международных информационных ресурсов и решение задач, возникающих при их использовании.
Прикладная информатика в менеджменте. Специальность утверждена Государственными образовательными стандартами Российской Федерации и предназначена для подготовки специалистов, способных разрабатывать, внедрять и эффективно использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные и сетевые информационные технологии.
Относится к числу специальностей, наиболее востребованных в настоящее время, и в связи со всеобщей компьютеризацией и информатизацией общества, останется таковой и в обозримом будущем.
Учебные планы специальности обеспечивают глубокую компьютерную подготовку (общую и специальную), подготовку в области приложений и углублённое изучение иностранного языка. На старших курсах возможны более узкие специализации, такие как «Корпоративные информационные системы», «Управление в корпорациях (финансами, проектами и др.)», «Информационный бизнес», «Электронная (Internet) коммерция», «Информационная безопасность» и др.
Выпускникам присваивается квалификация «ин-форматик-менеджер». Особенность специальности в том, что язык экономики не воспринимается выпускником как нечто инородное, а, напротив, органично впитывается в ходе обучения. Ключевые для подготовки специалиста в сфере IT курсы «Вычислительные сети, системы и коммуникации», «Проектирование информационных систем», «Интеллектуальные информационные системы» дополняются изучением предметов экономического цикла. Курсы электронной коммерции, проектирования и сопровождения бухгалтерских информационных систем, информационных технологий валютного трейдинга, обеспечения безопасности в банковских информационных системах позволят выпускникам быстро осваиваться в ключевых секторах современной информационной экономики. Современные информационные системы представляют совокупность средств и методов, связанных с созданием и применением компьютерных технологий сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации. Информационные системы объективно оценивают экономические отношения, выявляют резервы и обеспечивают успех предпринимательской деятельности за счет принятия стратегически правильных решений.
Сферы профессиональной деятельности выпускников - любые структуры, где функционируют экономические информационные системы [4].
Прикладная информатика в дизайне. По данной специальности институты готовят информатиков-дизайнеров - специалистов в области компьютерного дизайна, создателей мультимедийной продукции самого разного профиля и назначения: Web-сайты, мультимедийные презентации, каталоги, визитки, энциклопедии и т. п. [6].
Студенты изучают основы композиции и цветове-дения, искусство шрифта и визуальные коммуникации, теорию и технологии дизайн-проектирования, теорию и историю дизайна, академический рисунок и звук в мультимедиа, основы фото и видеомастерства, режиссуру мультимедиа, менеджмент дизайн-проектирования и многое другое. Большинство названных дисциплин реализованы в виде компьютерных учебных курсов.
В рамках блока дисциплин информатики студенты овладевают инструментальными средствами создания мультимедиа и Web-приложений: Компьютерная графика (Corel Draw, Photoshop), Технологии 3-х мерного моделирования и анимации (3ds МАХ), Анимационное проектирование (Adobe Flash), Web-технологии (Macromedia Dreamweaver, JavaScript, HTML, CSS, XML, PHP), Разработка мультимедиа (Adobe Effects) и т. д.
Для создания локального и сетевого мультимедиа любой сложности информатики-дизайнеры должны уметь собирать и анализировать информацию, владеть основами эстетического восприятия.
Информатик-дизайнер является специалистом по разработке, внедрению и эксплуатации мультимедийных приложений, интерактивных графических приложений, анимационных приложений, визуальных средств масс-медиа; дизайн интерфейса программного обеспечения. Его задача состоит в визуальном отображении той сферы деятельности, которую осуществляет конкретное предприятие.
Прикладная информатика в юриспруденции. Так кто же такой информатик-юрист?
Информатик-юрист - это специалист, который:
- является профессионалом в области применения информационных систем, может решать функциональные задачи предметной области, а также управлять информационными потоками;
- имеет специальное образование в области информатики и занимается созданием, внедрением, анализом и сопровождением профессионально-ориентированных информационных систем в области юриспруденции;
- решает функциональные задачи, а также управляет информационными, материальными и денежными потоками в области юриспруденции с помощью информационных систем;
- имеет дело с профессионально - ориентированными оболочками (которые он проектирует, создает и применяет), состоящими из специальных программных средств, информационного обеспечения и организационных мероприятий поддержки функционирования конкретных процессов в области юриспруденции.
Объектами профессиональной деятельности информатика-юриста являются:
- информационные процессы, события, функциональные процессы и базы данных в предметной области, действия по выработке управленческого решения, информационные потоки, ресурсы (материальные, информационные и др.);
- новые направления деятельности в области применения, которые требуют внедрения компьютерного оборудования, профессионально-ориентированных информационных систем;
- информационные и коммуникационные системы в оперативной деятельности, информационные системы в судебной экспертизе, информационные системы распознавания образов (в юридической деятельности), правовые информационно-справочные системы по видам юридической деятельности, информационные системы в арбитражном судопроизводстве;
- базы данных в юриспруденции, действия по выработке управленческого решения или по разработке экспертного заключения - в государственных и правоохранительных органах;
- новые направления деятельности в области применения информационных технологий, которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов государственных и правоохранительных органов [5].
Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук.
Программа «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук» предназначена для тех, кто осознал для себя важность новых информационных технологий и междисциплинарного гуманитарного образования, кто интересуется разработкой информационных систем в социально-гуманитарной сфере.
Программа формирует у обучающихся навыки профессионального использования современных информационных технологий в различных областях искусства, гуманитарных наук, образования, культуры и социальной сферы. Особое внимание уделяется технологиям мультимедиа (художественному 3Б-моде-лированию и анимации, нелинейному видеомонтажу, компьютерной обработке звука, виртуальной реальности), инженерии гуманитарных знаний и технологиям информационного общества.
Учебный план образовательной программы «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук» сочетает фундаментальное гуманитарное образование с практическим освоением современных информационных технологий, включая технологии Интернета.
Профессиональная деятельность выпускников программы связана с использованием современных информационных технологий в различных областях: арт-проекты, искусство мультимедиа и видео-арт, 3Б-анимация, веб-дизайн и сетевые искусства, электронные библиотеки, виртуальные музеи, администрирование веб-серверов, поиск информации в Интер-
нете, сетевые средства массовой информации, PR и реклама в Интернете, сетевое дистанционное обучение, менеджмент веб-сайтов, электронный бизнес и информационный менеджмент [3].
Опыт последнего десятилетия показывает, что специальности информационного профиля являются одними из самых востребованных и по рейтингу входят в пятерку направлений, пользующихся наибольшим спросом среди абитуриентов. Это не случайно. Кроме этого налицо пять преимуществ IT-специализации. Первое - работа интересная, много возможностей для самореализации. Второе - можно много зарабатывать. Третье - безработица не грозит. Четвертое - можно работать практически в любой стране. Пятое - вы будете по-настоящему нужным человеком, будете помогать людям, а для многих из вас осознание этого действительно важно.
Быть IT-специалистом сегодня не только почетно, но и выгодно! Качество образования, получаемого специалистами, имеет прямую связь с уровнем развития и грамотностью применения информационных технологий.
Для получения образования необходим не просто процесс передачи знаний, надо передавать еще умения и навыки, причем делать это систематически. Те, кто передает знания, умения и навыки, должны быть людьми грамотными во всех отношениях.
Система высшего образования является хоть и не единственной, но на данный момент официально доминирующей базовой частью российской системы подготовки молодого поколения высококлассных IT-специалистов. Спрос на эти специальности связан с интенсивным развитием и внедрением в практику информационных технологий. По прогнозам зарубежных аналитиков, в ближайшие годы на мировом рынке труда ожидается существенный дефицит специалистов в области информатики. Такой дефицит существует и в нашей стране Несомненно, что профессия «информатика» в последующие десятилетия будет пользоваться спросом, и специалист-информатик легко найдет интересную, творческую и перспективную работу в любой сфере человеческой деятельности!
Библиографические ссылки
1. Беляева М. А. О направление подготовки IT-специалистов в филиале вуза. Московский областной филиал Московской финансово-юридической академии [Электронный ресурс]. URL: http://online. rae.ru/682 (дата обращения: 3.08.2014).
2. Кузьминов Я. И. Потребность в подготовке специалистов по направлению «Программная инженерия» [Электронный ресурс]. URL http://rudocs.exdat. com/docs/index-451204.html?page=2 (дата обращения: 4.08.2014).
3. Образовательные программы СПбГУ [Электронный ресурс]. URL: http://arts.spbu.rn/ru/fakultet/ obrazovanie/prikladnaya-informatika (дата обращения: 4.08.2014).
4. Программы обучения. Прикладная информатика в экономике [Электронный ресурс]. URL: http://fill-in.ru/educ programs/9745/ (дата обращения: 5.08.2014).
5. Саровский государственный физико-технический институт. Прикладная информатика в юриспруденции [Электронный ресурс]. URL: http://www. emf.sar.ru/351400.html (дата обращения: 6.08.2014).
6. Направление: 230700.68 - Прикладная информатика в дизайне. ГФ СибГАУ. [Электронный ресурс]. URL: http://gf.sibsau.ru/index.php/o-fakultete/72-pid (дата обращения: 6.08.2014).
References
1. Belyaeva M. A. On the direction of training of IT-specialists in the branch of the university. Moscow regional branch of the Moscow Finance and Law Academy [Electronic resource]. URL: http://online. rae.ru/682 (date accessed: 08/03/2014).
2. Kuz'minov Y. I. The need for training specialists in the field of «Software Engineering» [Electronic resource]. URL http://rudocs.exdat.com/docs/index-451204.html? page=2 (date accessed: 08/04/2014).
3. St. Petersburg State University education [Electronic resource]. URL: http: //arts.spbu.m/ru/ fakultet/obrazovanie/prikladnaya-informatika (date accessed: 04/08/2014).
4. Training Programs. Applied Informatics in Economics. [Electronic resource]. URL: http://fill-in.ru/educ programs/9745/ (date accessed: 08/05/2014).
5. Sarov State Physical-Technical Institute. Applied Informatics in jurisprudence [electronic resource]. URL: http://www.emf.sar.ru/351400.html (date accessed: 08/06/2014).
6. Direction: 230700.68 - Applied Informatics in Design. GF SibSAU [Electronic resource]. URL: http://gf.sibsau.ru/index.php/o-fakultete/72-pid (date accessed: 06/08/2014).
© Багаева А. П., Умурзаков А. А., 2014
УДК 378
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРИКЛАДНОМ БАКАЛАВРИАТЕ
В. Л. Бибик, А. Б. Ефременков
Юргинский технологический институт Томского политехнического университета Российская Федерация, 652055, г. Юрга, ул. Ленинградская, 26 E-mail: [email protected]
Рассмотрены аспекты подготовки практико-ориентированных специалистов. Предложен вариант развития интегрированной системы подготовки специалистов в рамках программ прикладного бакалавриата.
Ключевые слова: интегрированная подготовка, прикладной бакалавриат.
REALIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN APPLIED BACHELOR
V. L. Bibik, A. B. Efremenkov
Yurga Institute of Technology, TPU affiliate 26, Leningradskaya str., Yurga, 652055, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Some aspects ofpractice oriented specialist training are considered. An alternative of integrated system of training of specialists within the frameworks of applied bachelor training is proposed.
Keywords: integrated training, applied bachelor training.
Расширение экономических санкций против России с неизбежностью вывело на первый план проблему инженерного образования. Необходимо в кратчайшие сроки создать механизмы подготовки качественных инженерных кадров и специалистов, соответствующих потребностям предприятий, причем не только руководителей, но и линейных инженеров. Именно таких специалистов сегодня катастрофически не хватает отечественной промышленности. По словам В. В. Путина, необходимо максимально приблизить подготовку кадров к реальному производству, базовое образование можно давать в вузах, а на старших курсах студенты могут проходить практическое
обучение на предприятиях». На наш взгляд решить эти задачи поможет прикладной бакалавриат.
Впервые понятие «прикладной бакалавриат» возникло в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Это направление было названо одним из первых среди множества путей по повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики России и современным потребностям общества.
Прикладной бакалавриат является основной профессиональной образовательной программой высшего