Научная статья на тему 'Основные аспекты организации прохождения производственной практики и трудоустройства студентов кафедры сварочное производство ЮТИ ТПУ'

Основные аспекты организации прохождения производственной практики и трудоустройства студентов кафедры сварочное производство ЮТИ ТПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РАБОТОДАТЕЛЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАНОЕ ОБУЧЕНИЕ / APPLIED BACHELOR''S / INTEGRATED SYSTEM MANUFACTURING PRACTICE / PROFESSIONAL COMPETENCE / EMPLOYMENT / EMPLOYER / HIGHER EDUCATION / PRACTICAL ORIENTATION TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильященко Дмитрий Павлович

Масштабная модернизация отечественной экономики, которая требует непрерывного воспроизводства высококвалифицированных специалистов, что в полной мере относится и к подготовке инженерных кадров для высокотехнологичных производств, где «выполняются работы с применением сварочных технологий при строительстве, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств опасных производственных объектов». Поэтому, насколько будет согласована меняющаяся потребность отраслей экономики в специалистах данной категории, созданы условия обеспечения качества их подготовки, зависит не только их востребованность на современном рынке труда, но и результат инновационного развития отечественного промышленного потенциала и всего общества. В статье представлены аспекты практической подготовки и последующего трудоустройства студентов специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства» и направления 170500 «машиностроение» профиль подготовки «Оборудование и технология сварочного производства» в системе интегрированного образования «вуз-предприятие», что является одним из механизмов достижения конкурентоспособности и востребованности выпускников в современных производственных условиях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильященко Дмитрий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Highlights of the passage of manufacturing practice and employment welding engineering students YUTI TRU

Large-scale modernization of the domestic economy, which requires continuous reproduction of highly skilled professionals that fully applies to the training of engineers for high-tech industries, where " the work is done with the use of welding technology in the construction, installation, repair and modernization of technical systems of hazardous production facilities." Therefore, how to be agreed changing needs of national economy for specialists in this category, created conditions for ensuring the quality of their training, depends not only on their relevance in today's labor market, but also the result of innovative development of domestic industrial capacity and the whole society.The paper presents aspects of practical training and subsequent employment of students majoring 150202 "Equipment and Welding Technology " and direction 170500 " engineering" training profile "Equipment and Welding Technology " in the system of integrated education " university enterprise", which is one of the mechanisms to achieve competitiveness and demand for graduates in modern industrial conditions in Russia.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты организации прохождения производственной практики и трудоустройства студентов кафедры сварочное производство ЮТИ ТПУ»

УДК 658.3:378

Ильященко Дмитрий Павлович

Юргинский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»

Россия, Юрга1

Зам. зав. кафедрой Сварочного производства E-Mail: [email protected]

Основные аспекты организации прохождения производственной практики и трудоустройства студентов кафедры сварочное производство ЮТИ ТПУ

Аннотация: Масштабная модернизация отечественной экономики, которая требует непрерывного воспроизводства высококвалифицированных специалистов, что в полной мере относится и к подготовке инженерных кадров для высокотехнологичных производств, где «выполняются работы с применением сварочных технологий при строительстве, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств опасных производственных объектов». Поэтому, насколько будет согласована меняющаяся потребность отраслей экономики в специалистах данной категории, созданы условия обеспечения качества их подготовки, зависит не только их востребованность на современном рынке труда, но и результат инновационного развития отечественного промышленного потенциала и всего общества.

В статье представлены аспекты практической подготовки и последующего трудоустройства студентов специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства» и направления 170500 «машиностроение» профиль подготовки «Оборудование и технология сварочного производства» в системе интегрированного образования «вуз-предприятие», что является одним из механизмов достижения конкурентоспособности и востребованности выпускников в современных производственных условиях России.

Ключевые слова: Интегрированная система; производственная практика;

профессиональные компетенции; прикладной бакалавриат; трудоустройство; работодатель; высшее образование; практикоориентированое обучение.

Идентификационный номер статьи в журнале 39ЕУЫ114

1 652050, Кемеровская область, г. Юрга, ул. Ленинградская 26

Dmitry Il’yaschenko

National Research Tomsk Polytechnic University

Russia, Jurga E-Mail: [email protected]

Highlights of the passage of manufacturing practice and employment welding engineering students YUTI TRU

Abstract: Large-scale modernization of the domestic economy, which requires continuous reproduction of highly skilled professionals that fully applies to the training of engineers for high-tech industries , where " the work is done with the use of welding technology in the construction, installation , repair and modernization of technical systems of hazardous production facilities ." Therefore , how to be agreed changing needs of national economy for specialists in this category , created conditions for ensuring the quality of their training, depends not only on their relevance in today's labor market , but also the result of innovative development of domestic industrial capacity and the whole society.The paper presents aspects of practical training and subsequent employment of students majoring 150202 "Equipment and Welding Technology " and direction 170500 " engineering" training profile "Equipment and Welding Technology " in the system of integrated education " university - enterprise", which is one of the mechanisms to achieve competitiveness and demand for graduates in modern industrial conditions in Russia.

Keywords: Integrated system manufacturing practice; professional competence; applied Bachelor's; employment; employer; higher education; practical orientation training.

Identification number of article 39EVN114

На российском рынке труда за последнее десятилетие происходят ключевые изменения [1]:

1. реструктуризация индустрий и создание новых профессий;

2. перераспределение труда от низкоквалифицированных профессий в пользу

высококвалифицированных;

3. увеличение мобильности трудовых ресурсов.

Изменения, происходящие в промышленном секторе Российской федерации, коснулись и систему высшего образования, а именно способствовали к переходу на двухуровневую систему подготовки студентов высших учебных заведений (бакалавриат—магистратура). Государство начало полномасштабную реформу по встраиванию системы профессионального образования в процессы модернизации отечественной промышленности с целью устранения несоответствия между уровнем подготовки выпускников вузов и требованиями современной экономики.

Со становлением и развитием рыночных отношений в России решение вопросов организации производственных практики студентов на достаточном уровне стало проблематичным. Спад производства ограничил возможность получения студентами необходимого учебного материала, а так же практических знаний. Машиностроительные предприятия России не охотно берут студентов для прохождения практик, а те предприятия, которые принимают студентов для прохождения практики зачастую отказывают им в нужном материале и относятся как к бесплатной рабочей силе [2].

На протяжении долгого времени основными базовым предприятием и стратегическим партнером Юргинского технологического института (филиала) Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ) было предприятие ООО «Юргинский машиностроительный завод». Однако изменения, проходящие в стране, переориентированность на нефтегазовую отрасль заставили пересмотреть и расширить перечень предприятий (различной отраслевой направленности) для прохождения практики и последующего трудоустройства. Для соответствия возрастающим требованиям к выпускникам кафедры Сварочного производства со стороны предприятий различной отраслевой направленности, было принято решение о модернизации подготовки студентов направления 150202 «Оборудование и технология сварочного производства». Одной из животрепещущих тем модернизации высшей школы является повышение эффективности производственной практики [3].

В течение последних 5 лет проблема, поиска и расширения мест прохождения производственной практики студентами ВУЗа, решается на кафедре Сварочного производства ЮТИ ТПУ по следующим направлениям:

1. систематическое экскурсионное посещение студентами международных выставок передовых достижений в области сварки и предприятий;

2. прохождение практики на предприятиях различной отраслевой направленности соседних и удаленных регионов страны;

3. смещение приоритета практики в сторону малых и средних частных предприятий в домашнем регионе и крупных компаний в удаленных регионах.

Выбранный курс модернизации подготовки доказал право на жизнь у студентов специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства» рисунок 1,2.

в

о

н

е

£

т

с

о

в

т

с

е

ч

и

л

о

Ы

25

20

15

10

10

±

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 1. - Количество студентов кафедры сварочного производства прошедших практика на предприятиях, работающих в нефтегазовой в соседних и удаленных регионах страны

(составлено автором)

Рис. 2. - География прохождения практики и трудоустройства выпускников кафедры СП

ЮТИ ТПУ (составлено автором)

«...следует перенастроить всю систему профессионального образования. Очень многое можно заимствовать из собственного опыта, естественно, на новом уровне. Имею в виду что? Это и возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений - втузов, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий.

5

2

0

Главный принцип - обучение на реальном производстве, когда теория подкрепляет практические навыки». Из послания Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года [4].

С 1.09.2013 года ЮТИ ТПУ перешел на реализацию программы прикладного бакалавриата, что дает возможность студентам быстро получить высокую квалификацию и приобрести навыки, востребованные на рынке труда.

Прикладной бакалавриат - это конечная квалификация, которая позволяет осуществить прямой выход на рынок труда и редко подразумевает дальнейшее обучение, хотя и не исключает его. Прикладной бакалавриат уже доказал право на жизнь и успешно реализуется в зарубежных странах: Финляндия, Нидерланды, Франция, Австралия [5].

Разработанная программа обучения студентов для реализации прикладного бакалавриата направления 150700 «Машиностроение» профиль «Оборудование и технология сварочного производства» представлена на рисунке 3, использует наработанный опыт практической подготовки студентов специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства» [6,7,8]

1 курс

1 семестр

2 семестр

2 курс

3 семестр

4 семестр

3 курс

5 семестр

6 семестр

Учебный семестр (обучение с отрывом от производства)

Рабочий семестр (обучение без отрыва от производства)

ВКР

4 курс

7 семестр 8 семестр

На 1 курсе студенты, проходя инженерную

подготовку в ЮТИ ТПУ, получают рабочую

профессию

Рис. 3. - Интегрированная система подготовки (прикладного бакалавриат) [8]

В связи с выбранной спецификой подготовки ознакомительные учебные практики студенты 1 и 2 курсов проходят на предприятиях разной отраслевой направленности, с которыми заключены соответствующие договора. Студенты 1 курса проходят практику на машиностроительных заводах (ООО «Юргинский машзавод» г. Юрга, ООО «Юргинский Завод Сельскохозяйственного Оборудования» г. Юрга, АОО «Азот» г. Кемерово и др.), студенты 2 курса - в компаниях работающих в нефтегазовой отрасли (ООО «Роснефтекомплект» г. Лениногорск, республика Татарстан, ОАО «Сибтрубопроводстрой» г. Новосибирск, ООО «Нефтепромкомплект» г. Стрежевой, ОАО «Металлургмонтаж» г. Юрга и др.), студенты 4 курса проходят производственную практику, уже выбрав для себя приоритетное направление: нефтегазовое, машиностроение, энергетика; химическая и т.д.

Прохождения производственных практик позволяют студентам не только приобрести, необходимы данные для успешного выполнения ВКР (тематику, которой студенты получают на 2 курсе и могут скорректировать в процессе обучения), но и на практике закрепить полученные теоретические знания в области сварочного производства.

При оценке эффективности работы института учитывается и показатель

трудоустройства студентов по профилю обучения, поэтому содействие в трудоустройстве выпускников является комплексной задачей, которая включает в себя:

взаимодействие с предприятиями и организациями в сфере разработки образовательных программ на основе учета потребностей работодателей, целевой подготовки специалистов, организации практик и др.;

• профориентационную работу со школьниками (довузовский уровень);

• обучение технологиям трудоустройства: поиск работодателей, самопрезентации, составление резюме, повышение профессиональной мобильности и т.п. (вузовский уровень);

• сопровождение карьеры выпускников: информационная поддержка,

консалтинговые услуги, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и т. п. (послевузовский уровень).

Знакомство выпускников ТПУ с потенциальными работодателями осуществляется через

[9,10]:

• прохождение практик на предприятиях различной отраслевой направленности;

• участие в ярмарках вакансий;

• посещение презентаций работодателей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• просмотр вакансий работодателей на сайте института.

В течение года проходят мероприятия для студентов, направленные на эффективное взаимодействие с работодателями:

• презентации работодателей;

• дважды в год ярмарки вакансий университетского уровня, а также ярмарки вакансий в институтах;

• три раза в год работает комиссия по персональному трудоустройству.

Результат эффективности проводимой работы кафедрой Сварочного производства показан на рисунке 4, 5.

90

75

60

45

30

15

0

40

2011 2012

35

= количество выпускников

потребность в выпускниках кафедры СП

2013

Рис. 4. - Соотношение выпускников по годам и потребности в выпускниках кафедры СП

предприятий (составлено автором)

■А

о

В

2

ва

ч

о

и

2013

2012

2011

2010

2009

□ Итого

□ Российская армия

□ Другие регионы РФ

□ Юрга

количество выпускников, чел

Рис. 5. - Динамика распределения выпускников ЮТИ ТПУ специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства» (составлено автором)

Представленная система подготовки квалифицированных специалистов не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы, она может быть основанием для дальнейшей разработки эффективных подходов к формированию интегрированного обучения «вуз-производство».

ЛИТЕРАТУРА

1. Жарков Н.В. Опыт проведения производственной практики // Организация производственных практик в вузе: проблемы и перспективы: материалы первой международной научно - практической конференции// Владимирский государственный университет (ВГУ) - Владимир: Изд-во ТВГУ, 2010 . - С. 129131.

2. Бабаев Б.Д., Луценко С.В. Взаимодействие высшей школы и бизнеса в организации подготовки кадров для экономики страны// Экономика образования.

2009. № 4(2). -С. 41-46.

3. http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html

4. Чугунов Д. Ю., Васильев К. Б., Фрумин И. Д. ВВЕДЕНИЕ ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА В РОССИЙСКУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАЧЕМ И КАК?// Вопросы образования, Москва, 2010. №4. С.247-267.

5. Ильященко Д. П., Тищенкова А. В., Ефременков А. Б. Производственная практика студентов - важнейшее звено подготовки высококвалифицированных инженерных кадров //Машиностроение и инженерное образование, 2010. - т. - №

3. - с. 68-73

6. Ильященко Д. П., Крампит Н. Ю. Организация производственной практики студентов при интегрированной системе обучении/ Сварочное производство -

2010, № 4. - С. 52-54.

7. Ильященко Д.П. Бибик В.Л. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ЮТИ ТПУ // Дискуссия, Екатеринбург, Изд-во «Издательский дом «Ажур», 2013, № 7. С. 121-126.

8. http://tpu.ru/

9. http://uti.tpu.ru/

Рецензент: Сапожков Сергей Борисович, Юргинский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Россия, Юрга, и.о, зав. кафедрой ЕНО, доктор технических наук, доцент.

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Tan H., Savchenko Y., Gimpelson V., Kapelyushnikov R., Lukyanova A. (2007) Skills shortages and training in Russian enterprises / Working paper WP3/2007/04. Moscow: SU — HSE;

Zharkov N.V. Opyt provedenija proizvodstvennoj praktiki // Organizacija proizvodstvennyh praktik v vuze: problemy i perspektivy: materialy pervoj mezhdunarodnoj nauchno - prakticheskoj konferencii// Vladimirskij gosudarstvennyj universitet (VGU) - Vladimir: Izd-vo TVGU, 2010 . - S. 129-131.

Babaev B.D., Lucenko S.V. Vzaimodejstvie vysshej shkoly i biznesa v organizacii podgotovki kadrov dlja jekonomiki strany// Jekonomika obrazovanija. 2009. № 4(2). -

S. 41-46.

http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html

Chugunov D. Ju., Vasil'ev K. B., Frumin I. D. VVEDENIE PROGRAMM PRIKLADNOGO BAKALAVRIATA V ROSSIJSKUJu SISTEMU OBRAZOVANIJa: ZAChEM I KAK?// Voprosy obrazovanija, Moskva, 2010. №4. S.247-267.

Il'jashhenko D. P., Tishhenkova A. V., Efremenkov A. B. Proizvodstvennaja praktika studentov - vazhnejshee zveno podgotovki vysokokvalificirovannyh inzhenernyh kadrov //Mashinostroenie i inzhenernoe obrazovanie, 2010. - t. - № 3. - s. 68-73

Il'jashhenko D. P., Krampit N. Ju. Organizacija proizvodstvennoj praktiki studentov pri integrirovannoj sisteme obuchenii/ Svarochnoe proizvodstvo - 2010, № 4. - S. 52-54.

Il'jashhenko D P. Bibik V.L. OSOBENNOSTI PODGOTOVKI SPECIALISTOV-BAKALAVROV V USLOVIJaH MODERNIZACII OBRAZOVANIJa, REALIZUEMYE V JuTI TPU // Diskussija, Ekaterinburg, Izd-vo «Izdatel'skij dom «Azhur», 2013, № 7. S. 121-126.

http://tpu.ru/

http://uti.tpu.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.