УДК 159.95
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА
Феофилатова К. Д., 2016 Московский педагогический государственный университет, магистр психологических наук, Москва
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального изучения активного словарного запаса дошкольников с общим недоразвитие речи. Описан вариант организации логопедической работы с использованием художественной литературы как одного из средств по преодолению общего недоразвития речи в условиях логопункта и подтверждена его эффективность.
Ключевые слова: дошкольник, речевое нарушение, инклюзивное образование, логопункт, словарный запас, лексика, художественная литература.
В настоящее время в российском образовании происходят кардинальные преобразования, касающиеся как общей, так и специальной образовательных систем. Приоритетным становится инклюзивный подход, где главным является включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в систему общего образования с учетом создания специальных условий.
Нарушения речевого развития представляют собой один из вариантов сложного когнитивного дефекта. Р. Е. Левина из всех вариантов речевой патологии выделила общее недоразвитие речи (ОНР), при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [3].
Нами было проведено исследование словарного запаса с применением методик Н. В. Нищевой [2] и Е. В. Архиповой [1], в котором приняли участие 12 дошкольников с ОНР в возрасте 5-6 лет. Проведенное исследование по изучению активного словарного запаса показало, что 50% детей из экспериментальной группы имеют низкий уровень развития лексики, 10% очень низкий, и лишь 40% средний уровень. Детей с высоким и очень высоким уровнем словарного запаса выявлено не было. У детей были выявлены следующие особенности активного словарного запаса. Атрибутивный и предикативный словарь дошкольников с ОНР менее сформирован, чем номинативный. У дошкольников с ОНР наблюдаются многочисленные ошибки при подборе синонимов, антонимов, обобщающих слов, а также при выделении составных частей предметов. Лексическая бедность проявляется в стереотипности высказываний, недифференцированности качественных прилагательных, в частом использовании одних и тех же групп слов при обозначении разных предметов и явлений, смысловых замещениях, расширенном использовании слова, что объясняется тем, что дети вкладывают в него общее значение. Соответственно, полученные данные позволяют констатировать о необходимости проведения логопедической работы.
На сегодняшний день в условиях группы компенсирующей направленности определены основные направления, содержание, формы, методы и средства логопедической работы с детьми с ОНР (Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др.). Однако инклюзивное образование требуют разработки инновационных подходов к преодолению речевой патологии, в частности, когда коррекционно-развивающая помощь детям оказывается в условиях дошкольного логопункта.
Для осуществления коррекционной работы нами был разработан комплекс индивидуальных и подгрупповых занятий, в основе проведения которого лежала художественная литература. При разработке занятий мы руководствовались специальными и дидактическими принципами, применяли следующие методы: наглядный, словесный, практический, проблемный, оценочный, создание воспитывающих ситуаций. Использовали такие приемы как: анализ и установление причинно -следственных связей, проблемные вопросы и ситуации, художественное слово (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки и др.), беседа по прочитанному, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, изобразительная деятельность, коллективная работа детей, тематические динамические паузы, «сюрпризный момент», проблемная ситуация, анализ работы и др.
Основной целью подгрупповых занятий являлось развитие словарного запаса средствами художественной литературы. На индивидуальных занятиях осуществлялась также работа по автоматизации поставленных звуков, при этом использовались загадки, скороговорки, стихотворения и др., подобранные таким образом, чтобы в них встречалось как можно больше слов со звуком, который требует введения в самостоятельную речь. Занятия с обеими подгруппами проводились в один день, по одной теме, но содержания их несколько отличались: разбор и обсуждения некоторых слов, фраз, фразеологизмов с детьми данной подгруппы был более подробный и занимал больше времени. Это связано с тем, что по результатам констатирующего эксперимента у этих детей уровень развития словарного запаса был несколько ниже, чем у дошкольников, которые были отнесены к первой подгруппе. В комплексе индивидуальных и подгрупповых занятий использовались игры и упражнения, разработанные И. В. Баскакиной, М. И Лынской, Е. М. Касиновой, Л. А. Комаровой, Н. В. Нищевой и др., художественная литература, рекомендованная для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Н. В. Нищевой [2] и М. А. Васильевой [4].
В работе над формированием словарного запаса средствами художественной литературы дошкольников с ОНР большая роль отводилась наглядности. На занятиях использовалось сочетание разных средств: картинки, сюжетные картинки, книги, иллюстрации, игрушки, художественная литература, а также дидактические игры и упражнения, конспекты занятий. Занятия строились в доступной и интересной для детей форме с использование художественных произведений разных литературных жанров (стихотворения, сказки, рассказы и др.) и малых жанров фольклора (загадки, пословицы, скороговорки, фразеологизмы и др.), которые подбирались с учетом лексической темы и поставленных задач.
Следует отметить, что на подгрупповых и индивидуальных занятиях помимо формирования активного словарного запаса, проводилась работа по развитию и коррекции артикуляционной, мелкой и общей моторики, дыхания, голоса, фонематических процессов, просодической и темпо-ритмической сторон речи, а так же развивались неречевые процессы (память, внимание, мышление), личностные качества, формировалось умение определять жанр литературного произведения. Для более глубокого знакомства детей с литературными произведениями проводилась предварительная работа, на которой читались тексты, организовывались беседы по произведениям, показывались мультфильмы по этим произведениям, на логопедических занятиях осуществлялось закрепление, повторение материала.
Таким образом, в основе реализации данного комплекса занятий лежит комплексный подход, позволяющий одновременно решать многие коррекционно-развивающих задачи, что необходимо для проведения логопедической работы в условиях дошкольного логопункта.
Представим конспект одного из индивидуальных занятий по развитию словарного запаса при автоматизации звука [Р] в предложениях с использованием сказки «Три поросенка».
Цель: автоматизация звука [Р] в предложениях
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
-способствовать обогащению словарного запаса;
-закрепить правильное произношение поставленного звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях;
-развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
-упражнять в образовании относительных прилагательных и в согласовании прилагательных с существительными;
-упражнять в использовании родительного, винительного падежей и в употреблении антонимов;
-закреплять определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]
2. Коррекционно-развивающие:
-развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
-развивать внимание, память, мышление, воображение
-формировать навык самоконтроля за собственной речью
3. Воспитательные:
-воспитывать коммуникативные качества, взаимовыручку, взаимопомощь; -интерес достижения результата от выполненной работы
Оборудование: сюжетные картинки к сказке «Три поросенка», предметные картинки (инструменты, поросята, дом, части дома), мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-Сегодня к нам на занятие пришли гости, а кто это ты сейчас сам догадаешься. Послушай загадку:
Носик круглый, пятачок, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек - копытца Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи, Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (три поросёнка)
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1) Повторение артикуляции звука [Р]
-Какой звук часто слышится в названии этой сказки?
-Давай вспомним, где должен находится язычок, чтобы получился звук [Р]
2) Рассказ сказки по сюжетном картинкам
-Тебе знакома сказка «Три поросенка»? Давай вспомним про что она. (Рассказ сказки по сюжетным картинкам).
3) Беседа по содержанию сказки
-Что сказочного в этой истории, почему мы говорим, что это сказка? -Кто из героев сказки был самым трусливым? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф)
-Как можно сказать наоборот, если поросята были трусливыми, то волк какой был? (смелый) -Как трудился Наф-Наф? Как еще об этом можно сказать? -Еще можно сказать: в поте лица, не покладая рук и др.
4) Повторение лексической темы «Инструменты»
-Когда-то поросята построили новый крепкий дом, а сейчас он стал старый, ветхий, ненадёжный. А вдруг опять придёт волк, им очень страшно! -Поможем поросятам построить новый, крепкий дом? -А как называется профессия, когда строят дома? (строитель)
-Посмотри, сколько разных предметов нам принесли поросята. Что это? Как назовем одним словом? (инструменты)
-Все ли тебе инструменты знакомы? Давай посмотрим на картинки и назовем их (рубанок, молоток, гвозди, пила и др.)
-Но понадобятся нам не все инструменты, а только те, в названии которых есть звук [Р]. Выбери эти инструменты и красиво назови их. (Рубанок, шуруп и т. д.)
5) Образование относительных прилагательных
-Инструменты собраны. Из чего же поросятам строить дом? Я буду называть материал, и бросать тебе мяч, а ты как поймаешь мяч, назовешь, каким будет дом из этого материала: Из соломы - соломенный Из камня - ... Из дерева - ... Из кирпича - . Из стекла - . Из пластмассы - . Из железа - . Из резины - .
- Как ты думаешь, из чего будет лучше построить крепкий дом?
6) Физкультминутка «Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять. (повороты влево-вправо) Будем строить и играть. (Ритмичные приседания)
Дом большой, высокий строим. (Встать на носочки и тянутся руками вверх) Окна ставим, крышу кроем. (Жестом показываем окно и крышу) Вот какой красивый дом! (Приседания) Жить поросята будут в нём. (Похлопать в лодоши)
7) Артикуляционная гимнастика
- Давайте мы с тобой побудем еще немного строителями, и попробуем построить
дом по-своему, своим артикуляционным аппаратом: губами, зубами, язычком.
Сначала установим стены дома. Упражнение «Заборчик»
В стене сделаем большие, светлые Упражнение «Окошко»
окна.
На крыше дома выложим вот такую трубу. Упражнение «Трубочка»
На окошки поставим ставни. Упражнение «Парус»
Вот наш дом и готов. -
Теперь покрасим потолок Упражнение «Маляр» (язычком водить по нёбу)
и стены Языком водить внутри щёк
И окошки давайте покрасим. Упражнение «Вкусное варенье»
Вымоем пол. Упражнение «Почистим нижние зубки»
В доме стало чисто. -
А теперь давайте повесим на стену фотографию трёх поросят. Для этого возьмём молоточки и забьём
гвоздик в стену.
Откройте свои ротики и постучи: «Д- Упражнение «Молоточек»
д-д»
Молодец! Вот мы и построили с вами -
дом.
8) Развитие фонематического слуха
-А сейчас я тебе буду называть части дома, а ты внимательно слушайте. Когда услышите слово со звуком [Р], хлопните в ладоши и повторите это слово.
Труба, крыша, окно, рама, форточка, карниз, стена, крыльцо, порог, ступеньки, чердак, дверной проём.
-Все ли тебе части дома знакомы? Что такое форточка/карниз/крыльцо/чердак?
-Ты очень хорошо справился с этим заданием.
9) Образование антонимов
- Давай сравним дом, который был у поросят и какой стлал
- Плохой - хороший
- Хрупкий - крепкий
- Страшный - красивый
- Маленький - огромный
- Новый - старый
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] словах и предложениях. Ты построил очень красивый и хороший дом для поросят, поэтому они обещали к нам еще прийти на занятие.
Поле проведения занятий по формированию словарного запаса средствами художественной литературы была повторно проведена диагностика с целью проверки эффективности разработанного комплекса занятий. Были получены следующие результаты. Детей с низким уровнем словарного запаса выявлено не было, тогда, как констатирующий эксперимент показал низкий уровень развития у 55% дошкольников. По результатам контрольного эксперимента 50% имеют средний уровень и 50% испытуемых - высокий.
В результате проведения логопедической работы по разработанному комплексу индивидуальных и подгрупповых занятий у дошкольников с ОНР произошло формирование номинативного, предикативного и атрибутивного словаря, развитие навыка и умения словообразования, обобщения предметов, выделения у них составных частей, подбора синонимов и антонимов к словам.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что результаты эксперимента доказали верность гипотезы: логопедическая работа по формированию словарного запаса будет эффективной при условии реализации комплекса индивидуальных и подгрупповых занятий по формированию словаря дошкольников средствами художественной литературы.
Список литературы:
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: Астрель, 2007. - 331 с.
2. Нищева, Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7). - СПб.:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 560 с.
3. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е.Левиной / Репринтное воспроизведение издания 1967 г. - М.: Альянс, 2013. - 368 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
УДК: 159.94
ВЛИЯНИЕ АРТ-МЕТОДОВ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Жилина Е.А. 2017
Московский педагогический государственный университет, студент-магистр, Москва
Аннотация:При работе с дошкольниками часто используют арт-терапевтические методы. Основная цель методов — это развития творческих способностей, гармонизации психических и психосоматический состояний. В статье предлагается рассмотреть применение арт-методов с другой стороны, а именно для развития когнитивных функций и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: психология, арт-терапия, дошкольный возраст, когнитивные функции, мелкая моторика.
Дошкольный возраст играет большую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Ребенок сталкивается с новыми социальными ролями, познает себя как личность, развивает когнитивные функции. По словам А. Н. Леонтьева: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения». [1]
В работе с дошкольниками часто используют творческую деятельность и обращаются к приемам арт-терапии. Во многих научных работах, методических материалах арт-терапия описывается как метод для развития творческих способностей, гармонизации психических и психосоматических состояний. В статье мы ссылаемся на научное исследование, которое было проведено в рамках дипломной работы 2015-2016 годах. В качестве гипотезы было принято, что