Когнитивные технологии развития внимания старших дошкольников с общим
недоразвитие речи
Cognitive technologies for developing the attention of older preschool children with general
speech underdevelopment
Феофилатова Ксения Дмитриевна
магистр психологических наук Московский педагогический государственный университет,
г. Москва, РФ e-mail: feofilatova. xiusha@yandex. ru
Feofilatova Xenia Dmitrievna
Master of Psychological Sciences, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia e-mail: feofilatova. xiusha@yandex. ru
Аннотация.
В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием. Описаны результаты экспериментального изучения таких свойств внимания у детей с общим недоразвитием речи как: продуктивность и устойчивость, объем, переключаемость. Представлен комплексный подход развития внимания применяемый при устранении общего недоразвития речи в виде разработанной когнитивной технологии состоящей из системы занятий. Особенностью данной технологии является одновременное решение многих задач: развитие психических процессов, в частности внимания и преодоление общего недоразвития речи, что говорит о целесообразности использования ее в дошкольных учреждениях, прежде всего, в условиях инклюзивного образования и логопункта. Обоснованы критерии эффективности разработанной когнитивной технологии и предположен результат ее применения.
Annotation.
The article presents the results of a study aimed at revealing the features of attention in older preschool children with a general hypoplasia of speech in comparison with children with normal mental development. The results of experimental study of such attention properties in children with general speech underdevelopment are described: productivity and stability, volume, switchability. The complex approach of development of attention is applied when eliminating the general underdevelopment of speech in the form of a developed cognitive technology consisting of a system of occupations. A particular feature of this technology is the simultaneous solution of many problems: the development of mental processes, in particular attention and the overcoming of general underdevelopment of speech, which indicates the advisability of using it in pre-school institutions, primarily in the context of inclusive education and a logotype. The criteria for the effectiveness of the developed cognitive technology are substantiated and the result of its application is assumed.
Ключевые слова: дошкольник, общее недоразвитие речи, внимание, психическая функция, нарушения
речи.
Key words: preschool child, general underdevelopment of speech, attention, mental function, speech disorders.
Все психические процессы у ребёнка - память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются при непосредственном участии речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.). В настоящее время, имеется тенденция увеличения речевых нарушений, в частности, отмечается большая встречаемость детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором происходит нарушение всех компонентов речевой системы: лексико-грамматической и фонетико-фонематической [1]. Соответственно, речевая патология влияет на развитие внимания.
С целью подтверждения данной гипотезы, нами было проведено исследование по выявлению особенностей внимания у детей с ОНР в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием (НИР). В эксперименте приняли участие 27 дошкольников в возрасте 5 - 6 лет: 10 детей с НИР, 17 дошкольников с ОНР. Для изучения особенностей внимания мы использовали три методики [2] («Найди и вычеркни» (И.Я. Кеэса), «Запомни и расставь точки» (модифицированная методика Керна Йерасека), «Треугольники»), направленные на изучение таки свойств внимания как: продуктивности и устойчивость, объем, переключаемость. Все методики проводились индивидуально.
Результаты эксперимента, представленные в таблице 1, показали, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеются отличия от сверстников без речевых нарушений в таких свойствах внимания как продуктивность, устойчивость, объем и переключаемость.
Таблица 1. Сравнение результатов исследования свойств внимания у детей с ОНР и с НИР
Свойство внимания Продуктивность(%) Устойчивость(%) Объем (%) Иереключаемость (%)
Группа ОНР НИР ОНР НИР ОНР НИР ОНР НИР
Очень низкий уровень 10 0 20 12 0 0 0 0
Низкий уровень 20 18 50 0 30 23 30 12
Средний уровень 70 52 30 58 70 65 70 76
Высокий уровень 0 30 0 0 0 12 0 12
Таким образом, из таблицы 1 видно, что высокий уровень внимания в группе детей с ОНР не наблюдался, в то время как в группе с НИР 30% детей имеют высокий уровень такого свойства как продуктивность, 12% - объем, 12% - переключаемость. Высокая устойчивость внимания не была отмечена ни в одной из групп, очень низкий уровень этого свойства имеют 20% детей с ОНР и 12% детей с НИР. Лучшие показатели были получены при исследовании переключаемости внимания: низкий уровень имеют 30% дошкольников (ОНР), 12% (НИР); средний - 70% (ОНР), 76% (НИР), высокий - 0% (ОНР), 12% (НИР).
Ироведенное исследование позволила констатировать, что у детей с ОНР возникли определенные трудности в выполнении заданий, дети с НРИ справились с ними легче. В ходе проведения исследования было замечено, что дети с ОНР хуже понимают инструкцию задания, что требовало повторного пояснения. Также наблюдается особенности в характере ошибок: у детей с ОНР ошибки возникают в начале выполнения задания, у детей с НИР - к концу. На выполнение задания детям с ОНР требовалось больше времени, чем детям с НИР.
Внимание всегда есть сосредоточенность на чем либо. В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы. Иоэтому необходимым является проведение коррекционных работ у детей с ОНР для улучшения внимания. С целью повышения уровня развития внимания, а также активизации познавательной деятельность детей и повышения эффективности усвоения ими необходимых знаний, нами был подобран комплекс игр, техник и упражнений, который необходимо включать в логопедические занятия. Данный комплекс составлен таким образом, что позволяет решать не только задачи, направленные на повышение уровня развития внимания, но и исправлять речевые нарушения. Соответственно, позволяет решать одновременно многие задачи, т.е. осуществлять комплексный подход, что является необходимым в условиях логопункта и инклюзивного образования,
являющегося приоритетным в настоящее время в педагогической системе. Безусловно, прохождение данного комплекса будет актуальным и полезным всем детям, так как они учатся быть собранными, внимательными, оценивать и контролировать свои действия и поступки. Это одно из главных требований, которое предъявляет к ребенку школа.
Занятия рассчитаны на детей 5-6 лет, частота проведения - 1-2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия - 30-35 минут.
Описание технологии Примерное оборудование и материал для проведения занятий:
и колокольчик; и магнитная доска с магнитами; комплекты игр;
набор сюжетных и предметных картинок, игрушки; и пуговицы или фишки (по количеству детей);
разрезные картинки;
специальные тетради для выполнения индивидуальных практических заданий (по количеству
детей);
наборы цветных карандаше; наборы счетных палочек и др.
Таблица 2. Этапы работы
Блок № занятия Направленность (свойство внимания) Игры и упражнения
Диагностический 1 Проведение исследования особенностей внимания Методика «Найди и вычеркни» Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания Методика «Запомни и расставь точки» Цель: распределение объема внимания. Методика «Треугольники» Цель: определение переключаемости произвольного внимания.
2 Объем, концентрация «Слоговые цепочки» «Чего не хватает?» «Акустика» «Зоопарк» «Чего не стало?» «Что изменилось?» «Графический диктант»
Основной 3 Устойчивость, концентрация «Лабиринт» «Буквы играют в прятки» «Волшебные картинки» «Выкладывание узора из мозаики» «Море волнуется» «Запрещенное слово»
4 Распределение и переключение «Найди букву» «Нарисуй круг и треугольник» «Найди в лесу животных и птиц» «Зашумленные картинки» «Сделай одинаковыми» «Обратный счет»
5 Распределение, переключение и избирательность «Найди отличия» «Корректурные таблицы» «Волшебные картинки» «Хитрые числа» «Колокольчик» «Чего не стало» «Что лишнее»
6 Ироизвольное внимание «Сравни, назови и сосчитай» «Найди двух одинаковых животных» «Лабиринт» «Найди отличия»
См. занятие № 1
Диагностический (з аключительный) 7 Иовторное проведение исследования внимания
Структура занятия:
1. Организационный момент - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой, а может быть предложен взрослым.
2. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает применение методик, приемов согласно целям и задачам программы.
3. Заключительная часть. Рефлексия занятия - оценка занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
1) эмоциональная - понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; оценка работы
детей
2) смысловая - почему это важно, зачем мы это делали.
Оценка занятия помогает закреплению положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность, приведению в равновесие эмоционального состояния, улучшению самочувствия и настроения.
Пример конспекта занятия № 2
Тема занятия: «Мы все замечаем!»
Лексическая тема: «Лес. Дикие животные»
Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.
Задачи занятия:
1. Развивать фонематические и психические процессы
2. Развивать лексический стой речи (словарный запас, словообразование)
3. Развивать грамматический строй речи (словоизменение)
4. Развивать голос, дыхание, мелкую моторику
Организационный момент
Упражнение «Слоговые цепочки»
Цель: развитие концентрации слухового внимания
Описание упражнения. Необходимо повторить слоговые цепочки без опоры на работу артикуляционного аппарата говорящего (использовать экран).
Ка-ко-ку; пу-пы-пи
Ку-ка-ко; пи-пы-па
Ко-ку-ка; па-по-пу и т.д.
Основная часть
1) Упражнение «Чего не хватает?»
Цель - усиление концентрации внимания.
Оборудование: 2 набора «Найди отличия».
Описание упражнения. Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка с изображением леса и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.
2) Игра «Акустика»
Цель - развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Описание игры. Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: «Закройте глаза и внимательно слушайте. Чей голос из животных прозвучал? Какие животные домашние, а какие дикие? Почему?».
Далее необходимо назвать, как подает голос каждое животное (например, волк воет, собака лает и т.д.)
3) Игра «Зоопарк»
Цель - увеличение объема зрительного внимания.
Оборудование: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с дикими животными (12 шт.)
Описание игры. Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.
4) Игра «Чего не стало?»
Цель - развитие концентрации внимания
Описание игры. Дети запоминают ряд выложенных предметных картинок, закрывают глаза, одну картинку убираем.
Задача детей назвать, какой картинки не стало.
5) Игра «Что изменилось?»
Цель - развитие концентрации внимания
Описание игры. Из ряда предметных картинок после запоминания детьми, меняют 2 картинки местами. Дети должны сказать, что изменилось и исправить ошибку.
6) Игра «Графический диктант»
Цель - усиление концентрации и объема внимания.
Оборудование: карандаши, листочки в клеточку.
Описание игры. Задача детей нарисовать узор (животное), правильно выполняя инструкции. Рассказать, что знают об этом животном.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия, оценка работы детей
Критерии эффективности технологии, предполагаемый результат.
Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Игра -это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, но и один из главных способов развития внимания. С детьми с ОНР нужно проводить работу по развитию внимания, включая в систему занятий специально подобранные игры и упражнения. После проведения комплекса занятий необходимо провести повторную диагностику для проверки эффективности, проведенных занятий.
Предполагаемый результат - улучшение показателей свойств внимания (объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость, произвольность) у дошкольников с ОНР.
Список используемой литературы:
1. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Логопедия. Иреодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. -320 с.
2. Стребелева, Е. А., Исихолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Иросвещение, 2004. - 164 с.