Научная статья на тему 'Когнитивные технологии развития внимания старших дошкольников с общим недоразвитие речи'

Когнитивные технологии развития внимания старших дошкольников с общим недоразвитие речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
943
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ВНИМАНИЕ / ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / PRESCHOOL CHILD / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / ATTENTION / MENTAL FUNCTION / SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Феофилатова Ксения Дмитриевна

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием. Описаны результаты экспериментального изучения таких свойств внимания у детей с общим недоразвитием речи как: продуктивность и устойчивость, объем, переключаемость. Представлен комплексный подход развития внимания применяемый при устранении общего недоразвития речи в виде разработанной когнитивной технологии состоящей из системы занятий. Особенностью данной технологии является одновременное решение многих задач: развитие психических процессов, в частности внимания и преодоление общего недоразвития речи, что говорит о целесообразности использования ее в дошкольных учреждениях, прежде всего, в условиях инклюзивного образования и логопункта. Обоснованы критерии эффективности разработанной когнитивной технологии и предположен результат ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive technologies for developing the attention of older preschool children with general speech underdevelopment

The article presents the results of a study aimed at revealing the features of attention in older preschool children with a general hypoplasia of speech in comparison with children with normal mental development. The results of experimental study of such attention properties in children with general speech underdevelopment are described: productivity and stability, volume, switchability. The complex approach of development of attention is applied when eliminating the general underdevelopment of speech in the form of a developed cognitive technology consisting of a system of occupations. A particular feature of this technology is the simultaneous solution of many problems: the development of mental processes, in particular attention and the overcoming of general underdevelopment of speech, which indicates the advisability of using it in pre-school institutions, primarily in the context of inclusive education and a logotype. The criteria for the effectiveness of the developed cognitive technology are substantiated and the result of its application is assumed.

Текст научной работы на тему «Когнитивные технологии развития внимания старших дошкольников с общим недоразвитие речи»

Когнитивные технологии развития внимания старших дошкольников с общим

недоразвитие речи

Cognitive technologies for developing the attention of older preschool children with general

speech underdevelopment

Феофилатова Ксения Дмитриевна

магистр психологических наук Московский педагогический государственный университет,

г. Москва, РФ e-mail: feofilatova. xiusha@yandex. ru

Feofilatova Xenia Dmitrievna

Master of Psychological Sciences, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia e-mail: feofilatova. xiusha@yandex. ru

Аннотация.

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием. Описаны результаты экспериментального изучения таких свойств внимания у детей с общим недоразвитием речи как: продуктивность и устойчивость, объем, переключаемость. Представлен комплексный подход развития внимания применяемый при устранении общего недоразвития речи в виде разработанной когнитивной технологии состоящей из системы занятий. Особенностью данной технологии является одновременное решение многих задач: развитие психических процессов, в частности внимания и преодоление общего недоразвития речи, что говорит о целесообразности использования ее в дошкольных учреждениях, прежде всего, в условиях инклюзивного образования и логопункта. Обоснованы критерии эффективности разработанной когнитивной технологии и предположен результат ее применения.

Annotation.

The article presents the results of a study aimed at revealing the features of attention in older preschool children with a general hypoplasia of speech in comparison with children with normal mental development. The results of experimental study of such attention properties in children with general speech underdevelopment are described: productivity and stability, volume, switchability. The complex approach of development of attention is applied when eliminating the general underdevelopment of speech in the form of a developed cognitive technology consisting of a system of occupations. A particular feature of this technology is the simultaneous solution of many problems: the development of mental processes, in particular attention and the overcoming of general underdevelopment of speech, which indicates the advisability of using it in pre-school institutions, primarily in the context of inclusive education and a logotype. The criteria for the effectiveness of the developed cognitive technology are substantiated and the result of its application is assumed.

Ключевые слова: дошкольник, общее недоразвитие речи, внимание, психическая функция, нарушения

речи.

Key words: preschool child, general underdevelopment of speech, attention, mental function, speech disorders.

Все психические процессы у ребёнка - память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются при непосредственном участии речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.). В настоящее время, имеется тенденция увеличения речевых нарушений, в частности, отмечается большая встречаемость детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором происходит нарушение всех компонентов речевой системы: лексико-грамматической и фонетико-фонематической [1]. Соответственно, речевая патология влияет на развитие внимания.

С целью подтверждения данной гипотезы, нами было проведено исследование по выявлению особенностей внимания у детей с ОНР в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием (НИР). В эксперименте приняли участие 27 дошкольников в возрасте 5 - 6 лет: 10 детей с НИР, 17 дошкольников с ОНР. Для изучения особенностей внимания мы использовали три методики [2] («Найди и вычеркни» (И.Я. Кеэса), «Запомни и расставь точки» (модифицированная методика Керна Йерасека), «Треугольники»), направленные на изучение таки свойств внимания как: продуктивности и устойчивость, объем, переключаемость. Все методики проводились индивидуально.

Результаты эксперимента, представленные в таблице 1, показали, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеются отличия от сверстников без речевых нарушений в таких свойствах внимания как продуктивность, устойчивость, объем и переключаемость.

Таблица 1. Сравнение результатов исследования свойств внимания у детей с ОНР и с НИР

Свойство внимания Продуктивность(%) Устойчивость(%) Объем (%) Иереключаемость (%)

Группа ОНР НИР ОНР НИР ОНР НИР ОНР НИР

Очень низкий уровень 10 0 20 12 0 0 0 0

Низкий уровень 20 18 50 0 30 23 30 12

Средний уровень 70 52 30 58 70 65 70 76

Высокий уровень 0 30 0 0 0 12 0 12

Таким образом, из таблицы 1 видно, что высокий уровень внимания в группе детей с ОНР не наблюдался, в то время как в группе с НИР 30% детей имеют высокий уровень такого свойства как продуктивность, 12% - объем, 12% - переключаемость. Высокая устойчивость внимания не была отмечена ни в одной из групп, очень низкий уровень этого свойства имеют 20% детей с ОНР и 12% детей с НИР. Лучшие показатели были получены при исследовании переключаемости внимания: низкий уровень имеют 30% дошкольников (ОНР), 12% (НИР); средний - 70% (ОНР), 76% (НИР), высокий - 0% (ОНР), 12% (НИР).

Ироведенное исследование позволила констатировать, что у детей с ОНР возникли определенные трудности в выполнении заданий, дети с НРИ справились с ними легче. В ходе проведения исследования было замечено, что дети с ОНР хуже понимают инструкцию задания, что требовало повторного пояснения. Также наблюдается особенности в характере ошибок: у детей с ОНР ошибки возникают в начале выполнения задания, у детей с НИР - к концу. На выполнение задания детям с ОНР требовалось больше времени, чем детям с НИР.

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем либо. В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы. Иоэтому необходимым является проведение коррекционных работ у детей с ОНР для улучшения внимания. С целью повышения уровня развития внимания, а также активизации познавательной деятельность детей и повышения эффективности усвоения ими необходимых знаний, нами был подобран комплекс игр, техник и упражнений, который необходимо включать в логопедические занятия. Данный комплекс составлен таким образом, что позволяет решать не только задачи, направленные на повышение уровня развития внимания, но и исправлять речевые нарушения. Соответственно, позволяет решать одновременно многие задачи, т.е. осуществлять комплексный подход, что является необходимым в условиях логопункта и инклюзивного образования,

являющегося приоритетным в настоящее время в педагогической системе. Безусловно, прохождение данного комплекса будет актуальным и полезным всем детям, так как они учатся быть собранными, внимательными, оценивать и контролировать свои действия и поступки. Это одно из главных требований, которое предъявляет к ребенку школа.

Занятия рассчитаны на детей 5-6 лет, частота проведения - 1-2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия - 30-35 минут.

Описание технологии Примерное оборудование и материал для проведения занятий:

и колокольчик; и магнитная доска с магнитами; комплекты игр;

набор сюжетных и предметных картинок, игрушки; и пуговицы или фишки (по количеству детей);

разрезные картинки;

специальные тетради для выполнения индивидуальных практических заданий (по количеству

детей);

наборы цветных карандаше; наборы счетных палочек и др.

Таблица 2. Этапы работы

Блок № занятия Направленность (свойство внимания) Игры и упражнения

Диагностический 1 Проведение исследования особенностей внимания Методика «Найди и вычеркни» Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания Методика «Запомни и расставь точки» Цель: распределение объема внимания. Методика «Треугольники» Цель: определение переключаемости произвольного внимания.

2 Объем, концентрация «Слоговые цепочки» «Чего не хватает?» «Акустика» «Зоопарк» «Чего не стало?» «Что изменилось?» «Графический диктант»

Основной 3 Устойчивость, концентрация «Лабиринт» «Буквы играют в прятки» «Волшебные картинки» «Выкладывание узора из мозаики» «Море волнуется» «Запрещенное слово»

4 Распределение и переключение «Найди букву» «Нарисуй круг и треугольник» «Найди в лесу животных и птиц» «Зашумленные картинки» «Сделай одинаковыми» «Обратный счет»

5 Распределение, переключение и избирательность «Найди отличия» «Корректурные таблицы» «Волшебные картинки» «Хитрые числа» «Колокольчик» «Чего не стало» «Что лишнее»

6 Ироизвольное внимание «Сравни, назови и сосчитай» «Найди двух одинаковых животных» «Лабиринт» «Найди отличия»

См. занятие № 1

Диагностический (з аключительный) 7 Иовторное проведение исследования внимания

Структура занятия:

1. Организационный момент - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой, а может быть предложен взрослым.

2. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает применение методик, приемов согласно целям и задачам программы.

3. Заключительная часть. Рефлексия занятия - оценка занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:

1) эмоциональная - понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; оценка работы

детей

2) смысловая - почему это важно, зачем мы это делали.

Оценка занятия помогает закреплению положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность, приведению в равновесие эмоционального состояния, улучшению самочувствия и настроения.

Пример конспекта занятия № 2

Тема занятия: «Мы все замечаем!»

Лексическая тема: «Лес. Дикие животные»

Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.

Задачи занятия:

1. Развивать фонематические и психические процессы

2. Развивать лексический стой речи (словарный запас, словообразование)

3. Развивать грамматический строй речи (словоизменение)

4. Развивать голос, дыхание, мелкую моторику

Организационный момент

Упражнение «Слоговые цепочки»

Цель: развитие концентрации слухового внимания

Описание упражнения. Необходимо повторить слоговые цепочки без опоры на работу артикуляционного аппарата говорящего (использовать экран).

Ка-ко-ку; пу-пы-пи

Ку-ка-ко; пи-пы-па

Ко-ку-ка; па-по-пу и т.д.

Основная часть

1) Упражнение «Чего не хватает?»

Цель - усиление концентрации внимания.

Оборудование: 2 набора «Найди отличия».

Описание упражнения. Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка с изображением леса и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.

2) Игра «Акустика»

Цель - развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Описание игры. Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: «Закройте глаза и внимательно слушайте. Чей голос из животных прозвучал? Какие животные домашние, а какие дикие? Почему?».

Далее необходимо назвать, как подает голос каждое животное (например, волк воет, собака лает и т.д.)

3) Игра «Зоопарк»

Цель - увеличение объема зрительного внимания.

Оборудование: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с дикими животными (12 шт.)

Описание игры. Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.

4) Игра «Чего не стало?»

Цель - развитие концентрации внимания

Описание игры. Дети запоминают ряд выложенных предметных картинок, закрывают глаза, одну картинку убираем.

Задача детей назвать, какой картинки не стало.

5) Игра «Что изменилось?»

Цель - развитие концентрации внимания

Описание игры. Из ряда предметных картинок после запоминания детьми, меняют 2 картинки местами. Дети должны сказать, что изменилось и исправить ошибку.

6) Игра «Графический диктант»

Цель - усиление концентрации и объема внимания.

Оборудование: карандаши, листочки в клеточку.

Описание игры. Задача детей нарисовать узор (животное), правильно выполняя инструкции. Рассказать, что знают об этом животном.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия, оценка работы детей

Критерии эффективности технологии, предполагаемый результат.

Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Игра -это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, но и один из главных способов развития внимания. С детьми с ОНР нужно проводить работу по развитию внимания, включая в систему занятий специально подобранные игры и упражнения. После проведения комплекса занятий необходимо провести повторную диагностику для проверки эффективности, проведенных занятий.

Предполагаемый результат - улучшение показателей свойств внимания (объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость, произвольность) у дошкольников с ОНР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список используемой литературы:

1. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Логопедия. Иреодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. -320 с.

2. Стребелева, Е. А., Исихолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Иросвещение, 2004. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.