ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
К.Д. Феофилатова, магистрант
Московский педагогический государственный университет (Россия, г. Москва)
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального изучения активного словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР, а также изложены некоторые подходы к применению художественной литературы как одного из средств коррекции ОНР.
Ключевые слова: дошкольник, общее недоразвитие речи, словарный запас, лексика, художественная литература, инклюзивное образование.
Психология рассматривает речь, прежде всего, как одну из высших психических функций (ВПФ), присущих только человеку. В формировании других ВПФ у ребенка как личности речь играет большую роль: является базой развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, организации всей его психической сферы, влияет на развитие личности в целом. Нарушения речевого развития представляют собой один из вариантов сложного когнитивного дефекта. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Фили-чева, Г.В. Чиркина), нарушаются все формы общения (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко и др.). В трудах С.С. Ляпидевского, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной,
Т.Б. Филичевой и др. представлен всесторонний анализ речевых нарушений. Р. Е. Левина из всех вариантов речевой патологии выделила общее недоразвитие речи (ОНР), при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [3].
В исследованиях многих авторов (Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Архи-пова, Н. Шаховская и др.) представлены различные аспекты усвоения лексического
строя речи детьми с ОНР. Отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, трудности актуализации словаря [1].
На сегодняшний день в условиях группы компенсирующей направленности определены основные направления, содержание, формы, методы и средства логопедической работы с детьми с ОНР (Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Г.В. Чирки-на, Т.В. Туманова и др.) [2]. Однако инклюзивное образование требуют разработки инновационных подходов к преодолению речевой патологии. Все сказанное определяет актуальность темы настоящего исследования.
Результаты исследования. Нами было проведено исследование по выявлению уровня развития активного словаря детей дошкольного возраста с ОНР. В эксперименте приняли участие 12 дошкольников с ОНР в возрасте 5-6 лет, воспитывающиеся в детском учреждении общеразвивающего вида. Была использована методика Н.В. Нищевой, предназначенная для изучения особенностей словаря существительных, прилагательных, глаголов, направленная на изучение способности словообразования дошкольников, методика Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности», позволяющая оценить наличие обобщений, антонимов, синонимов, а также уровень развития словаря признаков.
Представим количественные и качественные результаты полученных в ходе эксперимента данных.
Рисунок 1 Результаты изучения уровня развития активного словарного запаса
дошкольников с ОНР
Из рисунка видно, что со средним уровнем развития словарного запаса оказалось 40% детей, выполнивших правильно от 50% до 75% заданий. Низкий уровень развития словарного запаса показали 50% детей. Эти дети выполняли не более 50% заданий. Очень низкий уровень развития словарного запаса у 10% дошкольников. Эти дети выполнили не более 25% заданий. Предложенные задания у них вызвали множество затруднений.
Дошкольники с ОНР столкнулись со значительными трудностями при подборе синонимов (улица - «машины»; радостный - «смеяться»; огромный - «великан»), антонимов (тонкий - «маленький», «большой», «не тонкий»; поднимать - «гантели»), обобщающих слов (насекомые - «жуки», «букашки»). Мы выявили также неумение выделять части тела, части предметов. Дети называли лишь основные части тела такие как: руки, ноги, голова; части предметов (машина, рубашка) - рукава, карман, колеса, дверь. Наблюдалась невозможность актуализации слов - существительных (путали пчелу - осу, стрекозу -комара), глаголов («собака гавкает»; «корова мукает»), детям было сложно назвать действие одним словом. Дошкольники с ОНР допускали множественные ошибки словообразования (у зайчихи - «зайчики»; у бельчихи - «белки»). При возникновении затруднений, дети часто отказывались продолжать выполнять задание. Предикативный словарь и словарь признаков у детей менее сформирован, чем номинативный словарь. Лексическая бедность проявляется в стереотипности высказываний.
Отсутствие набора семантических эквивалентов приводит к частым неоправданным смысловым замещениям, дети вкладывают в слово общее и недифференцированное значение.
Преодоление ОНР предполагает комплексное воздействие на все стороны речи. Развитие лексического строя речи должно осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей в различных видах деятельности, одним из них является ознакомление детей с произведениями художественной литературы. М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Л.Р. Давидович, А.П. Усова и др. изучали возможность включения малых фольклорных форм в воспитательно-образовательный и коррекционно-развивающий процессы [1].
Анализ коррекционных программ, например, таких как программа Т.Б. Фи-личевай, Г.В. Чиркиной, посвященная коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР, программа кор-рекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (4-7 лет) Н.В. Нищевой показывает, что в их содержании присутствуют отдельные фольклорные тексты в качестве коррекционного материала для формирования правильного звукопроизношения, развития фонематического восприятия и т.д. В настоящее время создано большое количество работ, посвященных использованию художественной литературы в качестве средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста
(И.В. Александрова, М.Г. Евграфова, О.И. Михалева и др.) [4].
Через художественное слово: пословицы, поговорки, стихи, загадки, рассказы, сказки, повести, баллады у детей обогащается словарный запас, расширяется и углубляется кругозор, формируются необходимые для жизни знания, умения и навыки.
В работе над формированием словарного запаса большая роль должна отводиться наглядности (картинки, иллюстрации, игрушки, книги). Занятия должны строиться в доступной и интересной для детей форме с использование художественных
произведений разных литературных жанров (стихотворения, сказки, рассказы и др.) и малых жанров фольклора (загадки, поговорки, скороговорки и др.), которые необходимо подбирать с учетом лексической темы и поставленных задач. В ходе проведения занятий важно познакомить с изданиями различного формата: от больших красочных сборников в твердых переплетах до миниатюрных книг с отдельными произведениями.
Потешки, поговорки, пословицы и колыбельные песни - развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения, обогащают словарь, обучают образовывать однокоренные слова. На индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации звуков во фразовой речи, необходимо подобрать такие потешки, поговорки, которые являлись, одновременно, средством автоматизации звуков и средством развития словарного запаса дошкольников.
В русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности. Сказки богаты фразеологическими оборотами. Пояснение и обсуждение их во время чтения сказок расширяет активный словарь ребенка, дети начинают использо-
вать фразеологизмы в общении, что делает речь более эмоциональной и выразительной.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, способствуют формированию образности речи.
Следовательно, для развития активного словарного запаса дошкольников с ОНР мы предлагаем активно использовать потешки, поговорки, загадки, стихотворения; включать инсценировки сказок, обсуждать фразеологизмы. Для более глубокого знакомства детей с произведением необходимо проводить предварительную работу, на которой читаются тексты, проводятся беседы по произведениям, показываются мультфильмы по этим произведениям, на логопедических занятиях должно осуществляется закрепление, повторение материала. Для проведения индивидуальных логопедических занятий необходимо подбирать такие средства художественной литературы, которые позволили бы не только развить активный словарь, но и решить другие коррекционно-развивающие задачи, такие как автоматизация отдельных звуков, развитие фонематических процессов, дыхания, голоса, мелкой, общей и артикуляционной моторики и др.
Таким образом, переход на инклюзивное образование подразумевает создание оптимальных условий для развития ребенка с ОВЗ, разработку специальных средств, форм и методов логопедического воздействия. Одним из эффективных средств для развития лексики и обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи выступает художественная литература.
Библиографический список
1. Богатырева, Е.С. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок) // Логопедия сегодня: научно-методический журнал. - 2012. - №1 (35). - С. 20-21.
2. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О. С. Орлова, Т.В. Туманова и др. -Москва: Эксмо, 2015. - 320 с.
3. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е. Левиной / Репринтное воспроизведение издания 1967 г. - М.: Альянс, 2013. - 368 с.
4. Тишина, Л.А., Маник, С.Н. Использование малых фольклорных форм в педагогической и коррекционной работе с дошкольниками // Логопедия: научно-методический журнал. - 2014. - № 3(5). - С. 18-21.
LITERATURE AS A TOOL FOR DEVELOPMENT VOCABULARY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH
K.D. Feofilaktov, graduate student Moscow state pedagogical university (Russia, Moscow)
Abstract. The article presents the results of an experimental study of the active vocabulary of preschool children with the NRO, and also indicated his wife some approaches to using fiction as a means of correction of OHP.
Keywords: preschool, general underdevelopment of speech, vocabulary, lexi-ka, fiction, inclusive education.