УДК 159.95
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Феофилатова К. Д., 2016 г.
Московский педагогический государственный университет, магистр психологических наук, Москва
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, включающего констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Описаны результаты экспериментального изучения активного словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР, изложены подходы к применению художественной литературы как одного из средств коррекции ОНР у дошкольников.
Ключевые слова: дошкольник, общее недоразвитие речи, словарный запас, лексика, художественная литература, логопункт.
Введение. В настоящее время происходит бурное развитие компьютерных технологий, которые прочно внедряются в нашу жизнь. Бесспорно, это облегчает наш быт, делает его комфортнее, но нельзя не говорить и о недостатках, одним из которых является отрицательное влияние технических новинок на развитие детей, в частности речевое. К сожалению, сейчас многим родителям проще увлечь ребенка просмотром мультфильма или компьютерной игрой. Родители все меньше общаются со своими детьми, читают с ними книги, тем самым не удовлетворяют их потребность в общении, понимании и узнавании нового.
Сегодня имеются тенденция к увеличению детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). По мнению Т. Б. Филичевой, четвертый уровень ОНР наблюдается практически у всех дошкольников. В исследованиях многих авторов (Т. Б. Филичева, Р. И. Лалаева, Е. Ф. Архипова, С. Н. Шаховская и др.) представлены различные аспекты усвоения лексического строя речи детьми с ОНР.
Основная часть. Нами было проведено исследование, состоящее из трех этапов. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент с применением методик, предназначенных для изучения активного словарного запаса дошкольников Н. В. Нищевой [7] и Е. В. Архиповой [1], в котором приняли участие 12 дошкольников с ОНР в возрасте 5-6 лет. Проведенное исследование по изучению активного словарного запаса показало, что 50% детей из экспериментальной группы имеют низкий уровень развития лексики, 10% очень низкий, и лишь 40% средний уровень. Детей с высоким и очень высоким уровнем словарного запаса выявлено не было. Наибольшие затруднения у детей вызвали задания на подбор синонимаов (улица - «машины»; радостный - «смеяться»), антонимов (тонкий - «маленький», поднимать - «гантели»), образование детенышей животных (у зайчихи -«зайчики»; у бельчихи - «белки»), также было выявлено неумение выделять части тела, части предметов. У детей наблюдались сложности в актуализации всех предлагаемых частей речи: существительных (путали пчелу - осу, стрекозу - комара), глаголов («собака гавкает»; «корова мукает»), прилагательных («косынка треугольник»). Соответственно, данный эксперимент доказывает, что действительно, у детей с ОНР имеются особенности формирования словарного запаса.
Следовательно, вторым этапом нашего исследования стал формирующий эксперимент: поведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Для проведения подгрупповых занятий, по результатам констатирующего эксперимента, дети были разделены на две подгруппы, к первой подгруппе были отнесены дети с низким и очень низким уровнем развития словарного запаса, ко второй - со средним уровнем. Следует отметить, что базой исследования являлся логопункт, поэтому возможности проведения индивидуальных занятий, направленных только на формирование словарного запаса не было, необходимо было разработать план занятий так, чтобы было возможным решить несколько задач. Средством, способствующим развитию словарного запаса, была выбрана художественная литература. При проведении логопедической работы учитывался принцип тематической взаимосвязи в соответствии с возрастом и программой обучения и воспитания детей в ДОУ. На занятиях использовалась художественная литература, рекомендованная для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Н. В. Нищевой [7] и М. А. Васильевой [8]. В работе над формированием словарного запаса средствами художественной литературы дошкольников с ОНР большая роль отводилась наглядности. На занятиях использовалось сочетание разных средств: картинки, сюжетные
картинки, книги, иллюстрации, игрушки, художественная литература, а также дидактические игры и упражнения, конспекты занятий. Занятия строились в доступной и интересной для детей форме с использование художественных произведений разных литературных жанров (стихотворения, сказки, рассказы и др.) и малых жанров фольклора (загадки, пословицы, скороговорки, фразеологизмы и др.), которые подбирались с учетом лексической темы и поставленных задач.
При проведении занятий применялись следующие методы: наглядный, словесный, практический, проблемный, оценочный, создание воспитывающих ситуаций. Использовались следующие приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, проблемные вопросы и ситуации, художественное слово (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки и др.), беседа по прочитанному, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, изобразительная деятельность, коллективная работа детей, тематические динамические паузы, «сюрпризный момент», проблемная ситуация, анализ работы и др. [4].
Основной целью подгрупповых занятий являлось развитие словарного запаса средствами художественной литературы. На индивидуальных занятиях осуществлялась также работа по автоматизации поставленных звуков, при этом использовались загадки, скороговорки, стихотворения и др., подобранные таким образом, чтобы в них встречалось как можно больше слов со звуком, который требует введения в самостоятельную речь. Занятия с обеими подгруппами проводились в один день, по одной теме, но содержания их несколько отличались: разбор и обсуждения некоторых слов, фраз, фразеологизмов с детьми данной подгруппы был более подробный и занимал больше времени. Это связано с тем, что по результатам констатирующего эксперимента у этих детей уровень развития словарного запаса был несколько ниже, чем у дошкольников, которые были отнесены к первой подгруппе. В комплексе индивидуальных и подгрупповых занятий использовались игры и упражнения, разработанные И. В. Баскакиной, М. И Лынской. [3, 2], Е. М. Касиновой [6], Л. А. Комаровой [5], Н. В. Нищевой [8] и др.
Следует отметить, что на подгрупповых и индивидуальных занятиях помимо формирования активного словарного запаса, проводилась работа по развитию и коррекции артикуляционной, мелкой и общей моторики, дыхания, голоса, фонематических процессов, просодической и темпо-ритмической сторон речи, а так же развивались неречевые процессы (память, внимание, мышление), личностные качества, формировалось умение определять жанр литературного произведения. Для более глубокого знакомства детей с литературными произведениями проводилась предварительная работа, на которой читались тексты, организовывались беседы по произведениям, показывались мультфильмы по этим произведениям, на логопедических занятиях осуществлялось закрепление, повторение материала.
Таким образом, в основе реализации данного комплекса занятий лежит одновременное решение многих коррекционно-развивающих задач, что необходимо для проведения логопедической работы в условиях дошкольного логопункта.
Для оценки эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы, был проведен третий этап исследования - контрольный эксперимент. Повторно была проведена диагностика, позволяющая получить информацию об изменениях в формировании активного словаря дошкольников с ОНР. Детей с низким уровнем словарного запаса выявлено не было, тогда, как констатирующий эксперимент показал низкий уровень развития у 55% дошкольников. По результатам контрольного эксперимента 50% имеют средний уровень и 50% испытуемых - высокий.
На этапе контрольного эксперимента не было замечено большого количества ошибок, которые наблюдались при проведении констатирующего эксперимента. В ходе контрольного эксперимента при выполнении задания на обобщение предметов ошибок не наблюдалось, все дети полностью справились с заданием. Задание на выделение составных частей предмета также не вызвало у детей затруднений. При выполнении задания на определение уровня развития глагольного словаря наблюдались единичные ошибки у некоторых детей («корова мукает», «собака гавкает»). При выполнении задания на словообразование сложности у дошкольников с ОНР возникли лишь в образовании слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом от существительного окно (дети отвечали - «окошко»). При образовании детенышей животных затруднение у 2 дошкольников вызвало слово «зайчиха», дети повторяли ошибки, наблюдаемые при проведении констатирующего
эксперимента, и отвечали: «зайчики», «зайчата». При подборе синонимов и антонимов ошибки у детей наблюдались, но их было несколько меньше, чем при проведении констатирующего эксперимента.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости продолжения работы по формированию словарного запаса, в частности навыков словообразования и подбора синонимов и антонимов.
Заключение. Подводя итог, можно сделать вывод об эффективности использования разработанного комплекса занятий, все дети, участвующие в исследовании повысили уровень развития словарного запаса. Анализ проведенной работы показал, что при целенаправленной коррекционно-развивающей работе над лексическим строем речи с использование средств художественной литературы дети дошкольного возраста с ОНР могут овладеть более высоким уровнем развития активного словарного запаса и достичь возрастных норм.
Список литературы:
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: Астрель, 2007. - 331 с.
2. Баскакина, И. В. День рождения. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. -М.: Айрис-пресс, 2015. — 32 с.
3. Баскакина, И. В. Жужжал очка и Шипел очка. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. -М.: Айрис-пресс, 2015. — 32 с.
4. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. Высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской - 3-е изд., - М.: изд.центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
5. Комарова, Л. А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2008. — 32. Комарова, Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.
6. Косинова, Е. М. лексическая тетрадь № 2 для занятий с дошкольниками: Транспорт, профессии, мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 32 с.
7. Нищева, Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7). - СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 560 с.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
УДК 37.01
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ОДАРЕННОСТЬ» И РАЗВИТИЕ «ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
МихалеваЕ. С., 2016
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет», аспирант, Оренбург
Аннотация: в статье рассматривается одаренность в философском контексте. Раскрываются исходные позиции взаимовлияния различных концепций, определяющих понятие «одаренность» на проблему развития потенциала одаренных детей в научной литературе. Одаренные дети употребляется как синоним понятиям, «вундыркинды», «гений» и «талантливые». Исследование проблемы одаренности условно можно разделить на два временных периода: досхоластический и постсхоластический. Развитие потенциала одаренных детей является следствием взаимодействия внутренних (личностных) характеристик и факторов социального окружения в определенный фиксированный момент времени, в направлении выдающихся достижений (интеллектуальные, творческие, психомоторные и практические способности, музыкальность, социальная компетентность).
Ключевые слова: «одаренность», «одаренные дети», «потенциал».