agogical Education, 2008. P. 10-22.
2. Vilensky M. Ya. Sociocultural Potential of Development of the Student's Identity in Physical Culture /M. Ya. Vilensky //Pedagogical Education and Science. 2008. № 8. P. 4-8.
3. Lyubetsky N.P., Knyazev A.A. Socialization of the Personality in the Conditions of Globalization // Youth and Civil Society in the Modern World: Strategy of Interaction and Models of Education: Materials of I Interdisciplinary Scientific Symposium with the International Participation. Moscow, 2015. P119-131.
4. Lyubetsky N.P., Knyazev A.A. The Forcing-down Factors of Globalization and Socialization of the Personality //Innovative Transformations in the Sphere of Physical Culture, Sport and Tourism: Scientific works of the XVIII International Scientific and Practical Congress Conference. 2015. P. 107-124.
5. Masalova O.Yu. Formations of the Valuable Attitude of Students towards Health and Physical Culture: Textbook for professional retraining of teachers of physical culture of the higher school. M, 2009. P.202.
6. Petrakov M.A. Pedagogical Conditions of Professional and Applied Physical Culture of Future Engineers of Agricultural Production: dissertation for Candidate of Pedagogical Science. Bryansk, 2000.
7. Petrakov M.A. Main Regularities and Methodical Directions of Physical Culture // Vestnik of Bryansk State Agricultural Academy. 2011. № 6. P. 32-38.
8. Pogonyshev V.A., Pogonysheva D.A., Gorneva Е.А. Improvement of IT-training of Future Economists when Adopting Federal State Educational Standards «3+» // Vestnik of Bryansk State Agricultural Academy. 2015. № 3. P. 42-47.
УДК. 377
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Project Activities of Trainees Studying under Secondary Vocational Education Programmes
Кожухова Н.Ю., кандидат технических наук, доцент, [email protected]
Kozhuhova N. Yu.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»
243345 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а
Bryansk State Agrarian University
Реферат. Статья посвящена проблемам получения среднего профессионального образования на базе основного общего образования, осуществляемого с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования, которое влечет за собой обязательное выполнение обучающимися индивидуального проекта. Рассматриваются типы индивидуальных проектов, их цели, задачи педагога при выполнении студентом индивидуального проекта. Особое внимание уделено различным типам проектов, различающихся по характеру доминирующей деятельности обучающихся, это исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, прикладные.
Summary. The article is devoted to the problems of obtaining secondary vocational education on the basis of basic general education, carried out with simultaneous acquisition of secondary general education within the appropriate educational programs of secondary vocational education, which entails mandatory compliance with the students' individual project. The types of individual projects, their purposes, tasks of the teacher at students' fulfilling individual project are considered. Some special attention is paid to various types of the projects
differing in nature of the dominating activity of the trainees. They are research, creative, role, gaming, informative, and applied ones.
Ключевые слова: проектная деятельность, индивидуальный проект, среднее профессиональное образование, среднее общее образование, профессиональные компетенции.
Keywords: project activity, individual project, secondary vocational education, general secondary education, professional competence.
Общий объем научной информации за 10 лет по каждой отрасли науки и техники удваивается. Решить противоречие между возросшим объемом информации и сроками обучения можно только рациональным определением необходимого объема информации и его использования, применение новых технологий и методов при обучении.
В настоящее время нередки случаи, когда обучающемуся дается столько информации, что он не в состоянии все осмыслить, а тем более усвоить. Этим самым нарушаются основные дидактические принципы. Ведь обучаемый должен сначала воспринять содержание, осмыслить его, затем запомнить и, наконец, научиться применять его на практике.
Следовательно, нужно изыскать такие формы и методы учебного процесса, которые могли бы дать достаточно глубокие научные основы предметов данного профиля и обеспечить высокую эффективность усвоения обучаемыми основ наук.
Существует множество дидактических приемов, помогающих решить данную проблему. С введением ФГОС среднего (полного) общего образования появляется один из таких приемов - это метод проектов (индивидуальный проект) [1, п. 11]. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающегося (учебное исследование или учебный проект), который способствует формированию у обучающихся творческого мышления, самостоятельности, способности решать разнообразные проблемы.
Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования, поэтому программа подготовки специалистов среднего звена должна включать в себя выполнение студентами индивидуального проекта [2, с. 40].
Индивидуальный проект должен стать вершиной обучения: выполняя его, обучающийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией. Применение в учебном процессе индивидуальной проектной деятельности способствует формированию у обучающегося профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции — это знания, умения и навыки, которые позволяют учащемуся успешно решать профессиональные задачи.
В зависимости от уровня подготовки аудитории, организация проектной деятельности может быть различна: это как исследование вопроса, предложенного педагогом и представленного в виде стендового доклада (наглядного материала), реферата проблемного характера, так и углубленная разработка научной тематики, представленная в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, инженерного [3, с. 60-61]. Работа над проектом может быть как индивидуальная, так и групповая [4, с. 86, 5, с. 14-15].
Индивидуальная работа над проектом позволяет развить у студента ответственность, инициативность, выполнение же группового проекта развивает чувство коллективизма, навыки сотрудничества.
Индивидуальный проект может выполняться как по отдельной дисциплине, так и являться комплексным, в котором будут рассматриваться вопросы, входящие в тематику нескольких учебных предметов или предметных областей.
По характеру доминирующей деятельности обучающихся проекты могут быть следующих типов:
- исследовательские проекты - этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования;
- творческие проекты - предполагают соответствующее оформление результатов (газета, сочинение, видеофильм, праздник и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома и пр.;
- ролевые, игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные) - этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью;
- практико-ориентировочные (прикладные) - результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (макет, документ, созданный на основе полученных результатов исследования - по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого и прочего характера, проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.).
Задачей педагога при выполнении студентом индивидуального проекта является научить его собирать необходимую актуальную информацию в различных источниках (включая интернет), различать факты, аргументы, целесообразно пользоваться полученной информацией, выдвигать гипотезы, проводить элементарные исследования, делать выводы, умозаключения.
В процессе выполнения индивидуального проекта достигается гармоническое развитие умственных способностей студента. Это одна из самых важнейших, неотложных проблем практической воспитательной работы. Если педагог видит свою задачу в том, чтобы дать определенный объем знаний, и не работает специально над развитием умственных способностей студентов, неизбежны неуспеваемость, отставание студентов.
Мы говорим, что главная задача педагога - это научить студента учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим, неспособным к обучению; воспитывать желание учиться, интерес к знаниям, стремление овладевать духовными богатствами, жить полноценной интеллектуальной жизнью. Для достижения этих целей, прежде всего, обучающегося необходимо научить наблюдать явления окружающего мира; думать; выражать мысль о том, что я вижу, делаю, думаю, наблюдаю [6,
с. 67, 7, с. 8-12, 8, с. 14-16], и все эти знания, наблюдения, умозаключения применить в полной мере при выполнении индивидуального проекта.
Индивидуальный проект позволяет студенту, обучающемуся по программам среднего профессионального образования максимально раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал, проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.
Главная деятельность, которая определяет характер всей атмосферы, всего уклада обучения - это сознательный труд обучающихся, результатом которого являются глубокие, прочные знания. Для этого надо повседневно анализировать умственный труд студентов, проникать в самую сущность процесса познания окружающего мира, изучать многочисленные факты, делать выводы и обобщения, думать над тем, как сделать умственный труд более эффективным, - это и есть самая живая, самая благодарная научная работа педагога.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413).
2. Кожухова Н.Ю. Индивидуальный проект как интенсивный метод обучения. / Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 3. С. 40-42.
3. Семышева В.М., Семышев М.В., Куцебо Г.И., Андрющенок Е.В. Гуманизация профессионального образования средствами психолого-педагогических дисциплин в аграрном вузе в аспекте духовного развития инженерной интеллигенции // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 6. С. 59-63.
4. Семышев М.В., Андрющенок Е.В., Семышева В.М. Обучение в сотрудничестве как часть проектной технологии // Международный научный журнал. 2013. № 6. С. 84-87.
5. Семышева В.М., Семышев М.В., Андрющенок Е.В. Целесообразное общение как процесс формирования мировоззренческой культуры личности // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 1. С. 13-16.
6. Белоус Н.М. Хорошо подготовленные кадры - успех претворения в жизнь национального приоритетного проекта «Развитие АПК» // Первый инвестиционный форум: материалы Форума. Брянск, 2007. С. 66-68.
7. Нуриев Г.Г., Белоус Н.М. Принципы построения систем управления качеством образования в вузе // Качество инженерного образования: материалы 2-й международной научно-методической конференции. Брянск: Изд-во БГТУ, 2005. С. 7-13.
8. Нуриев Г.Г., Белоус Н.М. Внутривузовские системы управления качеством, предпосылки к созданию, особенности разработки и внедрения // Актуальные проблемы повышения качества подготовки специалистов в вузе: материалы международной научно -методической конференции. Брянск, 2005. С. 12-18.
References
1. Federal State Educational Standard of Secondary (Full) General Education (executed by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on May 17, 2012, N 413).
2. Kozhukhova N.Yu. An Individual Project as an Intensive Method of Training. / Vest-nik of Bryansk State Agricultural Academy. 2015. № 3. P. 40-42.
3. Semysheva V.M., Semyshev M.V., Kutsebo G.I., Andryushchenok E.V. Humanization of Professional Education by Means of Psychology and Pedagogical Disciplines in Agrarian Higher Education Institution in Aspect of Spiritual Development of the Engineering Intellectuals / Vestnik of Bryansk State Agricultural Academy. 2015. № 6. P. 59-63.
4. Semyshev M.V., Andryushchenok E.V., Semysheva V.M. Training in Cooperation as a Part of Project Technology //International Scientific Journal. 2013. № 6. P. 84-87.
5. Semysheva V.M., Semyshev M.V. Andryushchenok E.V. Rational Communication as a Process of Formation of the Personality World Outlook Culture // Vestnik of Bryansk State Agricultural Academy. 2015. № 1. P. 13-16.
6. Belous N.M. Well-Prepared Personnel - Success of the National Priority Project "Development of Agrarian and Industrial Complex" Implementation //First Investment Forum. Forum Materials. Bryansk, 2007. P. 66-68.
7. Nuriev G.G., Belous N.M. The Principles of Forming Control Systems of Quality of Education in Higher Educational Institutions //Quality of Engineering Education: materials of the 2nd international scientific and methodical conference. Bryansk: BGTU Publishing House, 2005. P. 7-13.
8. Nuriev G.G., Belous N.M. Interuniversity Systems of Quality Management, and Precondition for Creation, Features of Developments and Deployments //Actual Problems of Quality Improvement of Specialists Training in Higher Educational Institutions: materials of the international scientific methodical conference. Bryansk, 2005. P. 12-18.