М. В. Семышев, Е.В. Андрющенок,
кандидат педагогических наук, доцент, Брянская сельскохозяйственная академия
Брянская сельскохозяйственная академия
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
FORMING OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE IN HIGH SCHOOL TRAINING
В статье рассматриваются вопросы формирования информационно-коммуникационной компетенции средствами иностранного языка в процессе подготовки будущих профессионалов. Особое внимание уделяется внедрению современных информационно-коммуникационных технологий.
This article deals with the forming of the information and communication competence by means of foreign language in the training offuture professionals. Special attention is paid to the introduction of modern information and communication technologies.
Изменения в политической, социальноэкономической и культурной жизни давно перешагнули границы отдельных государств. Темпы и масштабы экономической деятельности и свя -занного с ней общения делают практически весь мир местом осуществления профессиональной деятельности, с одной стороны, а с другой — порождают новые требования к процессу подготовки профессионала, отводя особую роль иностранному языку в системе высшего профессионального образования (ВПО) [1].
Владение иностранным языком является не -обходимым условием конкурентоспособности на рынке труда, одним из средств реализации профессиональных амбиций личности. Эффектив-ность профессионально ориентированного иноязычного общения напрямую зависит от умения учитывать культурные особенности страны собеседника, способности изменить тактику коммуникативного поведения в меняющихся условиях ситуации общения и использовать его для реше -ния профессиональных задач [2].
Профессионально ориентированное обще -ние определяется как «такая разновидность об -щения, которое, выступая в качестве основного условия существования международного профессионального сообщества и интеграции в не -го молодых поколений, направлено в первую очередь на обмен профессионально значимой информацией, подлежащей передаче, хранению, воспроизведению, при этом в процессе обмена важную роль играет взаимопознание и взаимопонимание между партнерами по общению — представителями различных профессиональных сообществ» [5. — С. 125].
Способность осуществлять эффективное иноязычное общение в ходе профессиональной
деятельности является важным компонентом профессиональной подготовки будущего специалиста. Дисциплина « Иностранный язык» способствует социализации студентов, развитию творческих способностей, критического мышле -ния, позволяет подготовить профессионала, способного к постоянному самообразованию, самосовершенствованию [3].
Современное образование должно не просто передавать из поколения в поколение данные различных наук, знания, умения и навыки, оно призвано формировать целостную картину мате -риального и духовного мира, передавать куль -турные и нравственные ценности в их нацио-нальном и общечеловеческом понимании. В обучении особый акцент ставится сегодня на собственную деятельность обучающегося по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Преподаватель выступает как организатор процесса обучения, руководитель самостоятельной дея-тельности студентов, тьютор, оказышающий нужную помощь и поддержку.
Иностранный язык выступает источником и средством обмена идеями, профессионально ценной информацией, является важным фактором профессионального совершенствования личности, становления профессионала, исследо-вателя, экспериментатора. Одним из основных условий конкурентоспособности, профессионального и карьерного роста специалиста на рынке труда является участие в международных проектах, конференциях, умение представлять свои идеи и разработки, способность осуществлять профессионально ориентированное ино-языганое общение.
Профессионально важные качества будущего специалиста напрямую связаны с основными ви-
дами и функциями деятельности, необходимыми для плодотворной работы на предприятии [6].
Так, направление подготовки 110800 «Агроинженерия» предполагает подготовку профессионалов по эффективному использованию и сервисному обслуживанию сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, средств электрификации и автоматизации технологиче-ских процессов при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и жи-вотноводства; разработке технических средств технологической модернизации сельскохозяйст-венного производства.
Согласно квалификационным требованиям фе-деральныгх государственный образовательный стандартов (ФГОС) ВПО вытускники данного направления в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой могут осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
- производственно-технологическую;
- организационно-управленческую;
- научно-исследовательскую;
- проектную [8].
Объектами профессиональной деятельности вытускников являются машинные технологии и системы машин для производства, хранения и транспортирования продукции растениеводства и животноводства; технологии и средства мелко -серийного производства сельскохозяйственной техники; технологии технического обслужива-ния, диагностирования и ремонта машин и оборудования; методы и средства испытания машин; машины, установ ки, аппараты, приборы и обо -рудование для хранения и первичной переработки продукции растениеводства и животноводст -ва, а также технологии и технические средства перерабатышающих цехов и предприятий и т. д.
Таким образом, у студентов в процессе обучения формируются общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие вытол -нять следующие функции:
1) технологическую:
эффективное использование сельскохозяйст -венной техники; применение современный тех -нологий технического обслуживания; осуществ -ление производственного контроля параметров технологического процесса;
2) упр авленче скую:
организация работ по применению ресурсосберегающих технологий; управление работой коллективов исполнителей; разработка оперативных планов работы;
3) исследовательскую:
участие в проведении научных исследований, в разработке новых машинных технологий и средств;
4) проектную:
участие в проектировании технологических процессов производств, технического обслужи -вания и ремонта сельскохозяйственной техники на основе современных методов и технических средств .
С учетом требований Болонской конвенции роль иностранного языжа в вынюлнении вышеперечисленный функций представляется существенной, так как создание общеевропейского экономического пространства обусловило тесное взаимодействие членов профессиональный сообществ из разный стран в процессе работы над различныыми совместными проектами и нормативными документами. Отечественные и совместные проекты должны быть вытолнены в соответствии с международными стандартами, а первый этап в вынюлнении любого проекта — изучение и анализ мирового опыта в данной области — невозможен без знания иностранного языша, так как на нем представлен основной массив профессионально ценной информации. Внедрение новых технологий, проектов, рационализация технологических процессов также неосуществимы без ознакомления с опыггом подобного рода деятельности, который можно почерпнуть из специальной литературы, справочный материалов, монографий, сайтов профессиональный сообществ, иноязымнык источников информации и, конечно, в процессе реального или виртуального общения с зарубежныыми коллегами.
Очевидна необходимость активно исполь-зовать в учебном процессе современные обра -зовательные информационно-коммуникацион -ные технологии. Компьютер наилучшим образом вписышается в структуру учебного процесса, максимально приближает процесс обучения иностранному языку к реальным условиям, существенно расширяет возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности студентов. Кажды й студент получает возможность работать в наиболее подходящем для него ритме, выбирая для себя оптимальный объем и скорость усвоения материала. Использование некоторых аспектов обучающих программ на CD в качестве дополни -тельного материала делает занятия эффективны -ми и нестандартными.
В этой связи на базе кафедры иностранных язышов Брянской государственной сельскохозяй-ственной академии быта оборудована и успешно функционирует лингвомультимедийная лаборатория. Современное программное обеспечение SANAKO Study 1200 предназначено для изучения иностранных языков и предполагает проведение расширенного спектра занятий, основан -ны х на прослушивании учебны х программ и практике устной речи. В процессе использования современный информационный технологий усиливается индивидуализация обучения, обеспечивается оперативная обратная связь, прежде всего внутренняя (в системе «учебный материал — обучающийся»). Следует также отметить, что у студентов формируется конструктивное мышле -ние, развивается самостоятельность, происходит эффективное обучение самоконтролю, самоуправлению и коррекции учебной деятельности. Студенты не испытышают страха при неправиль -ном ответе, а в процессе учебной познавательной
деятельности происходит естественная релакса-ция, что само по себе активизирует мышление и усвоение изучаемого материала.
Широкие возможности программного обеспечения SANAKO Study 1200 позволяют не толь -ко дать задание студенту, но и постоянно корректировать его работу. Преподаватель может слы-шать, как студенты работают с предложенным аудиоматериалом, видеть, что отображено на экранах их компьютеров, со своего рабочего места управлять мышью и клавиатурой студента, помогая вытолнить поставленную задачу, и при этом разговаривать с ним.
На наш взгляд, включение современных ин -формационнык технологий в образовательный процесс создает реальные возможности для формирования информационно-коммуникационной компетенции будущих профессионалов и повы -шения качества образования. Использование программного обеспечения SANAKO Study 1200 позволяет учитышать индивидуальные особенности студентов и ориентироваться на мировые тенденции в области образования: интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышле-ния, умение работать с различными массивами иноязыганой информации и принимать самостоятельные решения.
Иностранный язык, таким образом, становится значимым компонентом процесса подготовки высококвалифицированного профессионала, а главной задачей высших учебный заведений является подготовка вытускников к профессиональной творческой деятельности, в том числе и за рубежом.
В процессе обучения иностранному язышу помимо формирования лингвистической компетенции воспитышается стремление личности к самообразованию, самосовершенствованию и самостоятельной творческой деятельности, ака-демической, квазипрофессиональной, профессиональной.
Сегодня основой организации самостоятель -ной работы студентов является не только тради -ционная учебная литература, но и все возможные виды электронных баз знаний: обучающие и тес -тирующие программные комплексы на CD-ROM и DVD-ROM, разработанные учеными-
специалистами, педагогами-предметниками. Ин -формационно-коммуникативные технологии вы -ступают здесь как инструмент исследования, как источник дополнительной информации, как способ самообразования.
Необходимость использования образовательных , развивающих информационно-ко-
ммуникационнык технологий, возможность их интеграции с основным образовательным процессом сегодня уже ни у кого не вызываю т сомнений. Информационно-методические умения педагога должны отражать неразрышное единст -во эффективной методической деятельности с использованием информационно-коммуника -
ционных технологий в предметной методике [9].
Образовательный процесс, интегрирующий компьютерные и педагогические технологии, обеспечивает формирование информационно -коммуникационной компетенции будущих профессионалов, способствует раскрытию возможностей мультимедийных технологий для преподавания учебных предметов, обеспечивает не только обучение, но и самостоятельную деятель -ность по овладению знаниями, формирование осознанны х мотивов учения.
Следует отметить, что использование со -временны х информационно-коммуникативны х технологий на занятиях по иностранному язы -ку позволяет сделать процесс обучения инте-ресным, наглядным, развивает творческую де -ятельность студентов, их абстрактное и анали -тическое мы1шление; позволяет осуществлять поиск востребованной информации на электронных носителях и в сети Интернет, прохо -дить online тестирование, что является эффек -тивным средством формирования информаци-онно-коммуникационной компетенции обу -чающихся [8].
Будущий профессионал должен обладать способностью аккумулировать полученные знания, модифицировать их, анализировать, синте-зировать, превращая их в профессиональный опы1т. Поэтому происходит переход от чисто академического варианта обучения иностранному язышу к системе, в которой иностранный язык способствует подготовке не просто квалифици -рованного специалиста, а творческой личности, способной видеть свою профессиональную деятельность во всем ее многообразии и принимать нестандартные решения. Методы интерактивно -го обучения (проектные, проблемные, эвристические), принципы1 контекстного, личностно -деятельностного, компетентностного, коммуникативного подходов, используемые на занятиях по иностранному языку, вносят весомый вклад в формирование такой личности [4].
Следует отметить, что иностранный язык, обладая воспитательным потенциалом, способствует формированию образованной личности с высоким уровнем общей культуры. Наряду с другими дисциплинами он вносит свой вклад в воспитание таких важны х профессиональных качеств, как ответственность, инициативность, креативность, поликультурность, гибкость, знание психологии людей, умение найти выход из конфликтной ситуации, достичь взаимопонимания.
Для решения данной задачи на кафедре иностранных языков ежегодно проходят стажировку практиканты, преподаватели-филологи из Г ер-мании, которые проводят занятия со студентами академии по программе АПОЛЛО (Ассоциация по сотрудничеству в области сельского хозяйст -ва, экологии и развития села в Восточной Европе), выступают перед студентами всех факульте -тов с докладами страноведческого характера, знакомят их с экономикой Г ермании и Евросою-
за, а также обмениваются мнениями по различным проблемам, что также способствует разви -тию позитивной мотивации к изучению иностранного языка.
Мотивация студентов академии к изучению иностранного языка усиливается также благода -ря возможности участия в конкурсе для прохож -дения производственной практики за границей. Уже более 20 лет студенты 2—4-х курсов пред -ставляют нашу академию на производственной практике в Г ермании.
Реализация данного проекта проходит при поддержке Министерства защиты потребите -лей, питания и сельского хозяйства Федера-тивной Республики Г ермания (БМБЬУ). Наши студенты посещают ведущие перерабатываю -щие и сельскохозяйственные предприятия, участвуют в дискуссиях об аграрной политике Европейского союза. В конце практики каж-дый студент пишет отчет и сдает экзамен на немецком языке. По результатам практики вы -пускники получают сертификат Министерства защиты потребителей, питания и сельского хозяйства ФРГ и свидетельство АПОЛЛО, ко -торые, как показывает практика, являются до -полнительным плюсом при трудоустройстве после окончания вуза.
Студенты, прошедшие курс делового общения по иностранному языку, во время прохожде -ния практики за границей не испытывают трудностей при общении с зарубежными специали-стами, так как обладают необходимыми компетенциями и достаточным минимумом специальных терминов.
Все сказанное выше относительно изменения роли иностранного языка в процессе подготовки будущих профессионалов позволяет сделать вы -вод, что цели обучения профессионально ориентированному иностранному общению меняются под влиянием изменений, происходящих в обществе. Обучение иностранному языку стало обязательным компонентом модели подготовки профессионалов и соотносится со всеми аспектами формирования профессионального мастерства. Модель мастерства охватывает весь спектр профессиональных и личностных качеств, опыта, знаний и способностей, необходимых каждому специалисту для эффективного общения на ино-
странном языке .
Особо следует подчеркнуть важность вла-дения иностранным языком в каждой состав -ляющей модели профессионального мастерст-ва. Уровень квалификации профессионала в современном постиндустриальном обществе в свете тенденций глобализации не может считаться высоким, если он не решает проблем эффективного международного обмена про -фессионально значимой информацией, конст-руктивного профессионально ориентированно -го общения.
ЛИТЕРАТУРА
1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.: Постановле-ние Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751.
2. О реализации положений Болонской дек -ларации в системе высшего профессионального образования РФ: Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2005 г. №40.
3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностей подход. — М.: Высш. шк., 2005. — 216 с.
4. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому язышу. — Мн.: ТетраСи-стема, 2007. — 352 с.
5. Макар Л. В. Обучение профессионально ориентированному общению на английском язы -ке студентов неязыкового вуза: дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2000. — 257 с.
6. Сальная Л. К. Обучение профессионально ориентированному иноязыганому общению. — Таганрог: Изд-во Технолог. ин-та Южного фе-дер. ун-та, 2009. — 195 с.
7. ФГОС ВПО по направлению подготовки «Агроинженерия» от 9 ноября 2009 г. № 552.
8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции
как компонент личностно-ориентированного
образования // Народное образование. — 2003. —№ 2. — С. 58—64.
9. Цатурова И. А., Петухова А. А. Компьютерные технологии в обучении иностранным язышам. — М.: Высш. шк., 2004. — 95 с.