УДК 376.42
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ СРЕДСТВАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ
© 2019 М. В. Каменева
обучающаяся 4 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Психология лиц с ОВЗ e-mail: mari. kameneva. 98 @ mail. ru
Научный руководитель - Е. А. Репринцева, док. пед. наук, профессор кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики e-mail: lab. game @ mail. ru
Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
В статье рассматривается развитие социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости средствами психогимнастики. Приведены результаты эмпирического исследования развития социально-бытовых навыков у детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста, а также предложена серия отобразительных игр, выступающих как приемы психогимнастики, по формированию данных навыков.
Ключевые слова: социально-бытовые навыки, психогимнастика, самостоятельность, дети с легкой степенью умственной отсталости.
Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Самостоятельность - одно из главных качеств личности. Отличительными чертами самостоятельного человека является умение поставить конкретную цель, упорно достигать её совершения не с помощью других лиц, а собственными силами, серьезно выполнять свою деятельность, действовать при этом разумно и предприимчиво как в знакомой, так и в новой обстановке, умение принимать нетипичные решения. Ребенок не появляется на свет уже самостоятельным. Независимость развивается на каждом возрастном этапе детей и имеет свою специфику.
Проблема изучения самостоятельности как ключевого качества личности на разных этапах онтогенеза, поиск ресурсов и эффективных путей развития этого качества у человека является очень важной в психолого-педагогической науке. О самостоятельности детей младшего школьного возраста в процессе жизнедеятельности говорили в своих трудах Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.Р. Кондратьев, А.И. Леонтьев, А.Р. Лурия, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Г.И. Щукина и другие.
Изучением самостоятельности детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной занимались такие ученые, как И.П. Акименко, Д.Н. Граборов, И.И. Данюшевский, Г.М. Дульнев, М.И. Кузьмицкая, М.И. Рябцева, В.Н. Тарасова и др.
Формирование бытовой самостоятельности у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости - процесс длительный и сложный, он требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны как самих детей, так и педагогов и особенно родителей.
Ребенок с интеллектуальными нарушениями уже с раннего возраста кардинально отличается от нормально развивающихся сверстников. У такого ребенка
Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
моторика и навыки самостоятельности формируются медленно. Он позднее начинает сидеть, стоять, передвигаться, позднее научается пользоваться ложкой, пить из чашки. Самостоятельное одевание, застегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков представляют большую трудность для детей с интеллектуальными нарушениями. Для них характерно легкость внушения, противодействие всему новому и незнакомому, отсутствие инициативы, активности, непроизвольные реакции на внешние впечатления, безрассудные поступки [Лебединская 2002].
В развитии самостоятельности главным является фиксирование и доведение до механического выполнения полученных социально-бытовых навыков. Для младшего школьника существенной обязанностью является умение самостоятельно, без напоминания, следить за внешним видом, приводить себя в порядок (почистить одежду, пришить пуговицу), уметь обнаружить непорядок во внешнем виде одноклассника и обратить на него внимание. Самостоятельность дисциплинирует и самоорганизует ребенка.
Обретение бытовой независимости и формирование у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости социально-бытовых навыков, необходимых им в повседневной жизни, является важной задачей трудового воспитания. Эта задача является общей в воспитании любого ребенка, но для детей с легкой степенью умственной отсталости имеет особенное значение [Дульнев 2003].
Овладение простейшими социально-бытовыми навыками сокращает зависимость ребенка от окружающих, дает веру в свои силы, содействует психомоторному развитию и дает толчок другим видам деятельности.
Прежде чем приступить к разработке коррекционной программы по развитию социально-бытовых навыков у детей с легкой степенью умственной отсталости, нами был проведен диагностический срез. Целью этого среза было выявление уровня сформированности социально-бытовых навыков у данной категории детей. Диагностика проведена на базе Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании принимали участие обучающиеся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости в количестве 8 человек.
С целью изучения сформированности социально-бытовых навыков и уровня самостоятельности выполняя их нами было организовано наблюдение за деятельностью детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной степени в условиях образовательной организации.
Проанализировав полученные результаты мы сделали вывод, что у 25% обучающихся отмечается высокий уровень развития социально-бытовых навыков. Они показали высокие результаты по всем критериям (ежедневный туалет, поддержание надлежащего вида, пользование и уход за обувью, пользование и уход за одеждой). Средний уровень развития социально-бытовых навыков продемонстрировали 50% исследуемых. Наибольшие трудности у них вызывают поддержание надлежащего внешнего вида, пользование и уход за обувью и пользование и уход за одеждой. Низкие показатели сформированности социально-бытовых навыков выявлены у 25% испытуемых. У них наблюдаются плохие навыки аккуратности, ухода за одеждой и обувью, несоблюдение норм гигиены. Обобщенные данные представлены на диаграмме.
Каменева М. В. Развитие социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Низкий
Высокий
уровень самостоятельности
25% 25%
Средний уровень самостоятельности
50%
Результаты диагностики уровня сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости
Из полученных результатов видно, что у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости действительно возникают трудности в процессе формирования базовых социальных навыков и самостоятельного их выполнения. Большинство обучающихся показали достаточный уровень сформированности навыков. Это свидетельствует о том, что у этих детей социально-бытовые навыки еще формируются и отмечается необходимость в коррекционной работе по их развитию.
У детей младшего школьного возраста необходимо формировать следующие социально-бытовые навыки: одевания, культуры еды, культурного и бережного обращения с вещами, культурно-гигиенических навыков, навыков поддержания порядка в окружающей обстановке, культурного поведения и вежливых взаимоотношений.
На основании полученных результатов нами была разработана программа коррекции недостатков развития навыков самостоятельности у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Одним из основных методов коррекции самостоятельности детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости является психогимнастика. Психогимнастика - метод, при котором участники показывают себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, позволяющее обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. В рамках коррекционной работы с помощью психогимнастики работе по формированию данных навыков должны предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями и отобразительные игры [Осипова 2002].
Формирование навыков одевания происходит в играх «Назови предметы», «Я надену...» и «Одень игрушку». Дети учатся применять разные виды одежды, разграничивать ее по сезону, застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.
Формирование навыков культуры еды происходит в таких играх, как «Кухня», «Посуда», «Накорми игрушку», «Съедобное - несъедобное». Дети получают правильные представления о столовых приборах; продуктах питания; о том, что можно, а что нельзя есть; навыки приготовления пищи; подогревания ее, а затем мытья за собой посуды.
Формирование навыков культурного и бережного обращения с вещами происходит в играх «Почистим обувь», «Я положил в стиральную машину.», «Игрушки». Дети учатся быть аккуратными, следить за своей одеждой, осторожно относиться к своим и чужим игрушкам, чистить обувь щеткой.
Формирование культурно-гигиенических навыков происходит в играх
Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
«Гигиена», «Водичка-водичка», «Умой игрушку». Дети получают знания о правилах гигиены, об элементарных гигиенических принадлежностях, их применении, о том, что всегда нужно перед едой мыть руки и умываться.
Формирование навыков поддержания порядка в окружающей обстановке происходит в таких играх, как «Уборка», «Убери со стола», «Большая стирка». Дети учатся подметать и мыть пол; собирать разброшенные игрушки; убирать крошки и грязную посуду со стола; стирать, развешивать и гладить одежду.
Формирование навыков культурного поведения и вежливых взаимоотношений происходит в играх «Продавец», «Поход в магазин», «Идем в гости», «Доктор и больной», «Вечерняя прогулка». Дети получают навыки межличностного общения, правильного поведения в общественных местах, соблюдения правил этикета (при встрече всегда здороваться, прощаться, быть вежливыми).
Воспитание ребенка с легкой степенью умственной отсталости происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в процессе умывания, кормления, одевания и раздевания. Для этого создаются специальные условия, которые позволяют успешно формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Чтобы дети смогли овладеть определенными навыками, взрослый сначала осуществляет действия руками ребенка, координируя его усилия таким образом, чтобы он мог совершить их с минимальной помощью. Индивидуальная работа с ребенком является опорной формой развития самостоятельности на данном возрастном этапе.
Таким образом, психогимнастика является одним из основных методов коррекции самостоятельности детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Библиографический список
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 2003. 68 с.
Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости. М.: Просвещение, 2002. 225 с.
ОсиповаА.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие. М.: Сфера, 2002. 510 с.