4. Streljnikova, G.Ya. Blez Paskalj. - M., 1979.
5. Vilenskiyj, M.Ya. Fizicheskaya kuljtura i zdorovihyj obraz zhizni studenta. - M., 2012.
6. Solovjev, G.M. Zdorovjesberegayuthaya sistema v obespechenii kachestva obrazovaniya, zdorovjya i formirovaniya kuljturih zdorovogo obraza zhizni uchatheyjsya molodezhi: monografiya. - M., 2009.
7. Solovjev, G.M. Fizicheskaya kuljtura lichnosti (teoriya i tekhnologiya formirovaniya): ucheb. posob. / G.M. Solovjev, S.N. Kashin. - M., 2014.
8. Solovjev, G.M. Tekhnologicheskiyj podkhod v obespechenii kachestva obrazovaniya uchathikhsya vihssheyj shkolih v oblasti fizicheskoyj kuljturih / G.M. Solovjev, S.N. Kashin // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - №3 (46).
9. Petrenko, D.A. Opredelenie ponyatiya professionaljnoyj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskikh kadrov dlya organov vnutrennikh del Rossii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 3(46).
Статья поступила в редакцию 12.09.14
УДК 159.9
Yurovskikh S.S. THE CORRECTION OF EXPRESSION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF MENTALLY HANDICAPPED ELEMENTARY SCHOOL PUPILS. The work describes a correction program focused on children of the primary school age with a mild degree of mental deficiency, on their parents and teachers. The implementation of this correction program contributes to reducing children's aggressive behavior.
Key words: aggression, mentally deficient children, parents, teachers, correction, exposure.
С.С. Юровских, аспирант каф. коррекционной педагогики и специальной психологии Шадринского гос. педагогического института, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
КОРРЕКЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье описана коррекционная программа, ориентированная на детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, их родителей и педагогов, реализация которой способствует снижению агрессивного поведения детей.
Ключевые слова: агрессивность, умственно отсталые дети, родители, педагоги, коррекция, воздействие.
Нет сомнений, что детская агрессивность в современном обществе - очень важная и трудноразрешимая проблема. На основании проведенных исследований мы пришли к выводу, что среди умственно отсталых детей агрессивность является более распространенной формой поведения, чем среди их нормально развивающихся сверстников.
Целью нашей работы является снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. При составлении коррекционной программы нами были выделены следующие задачи:
- формирование социально-приемлемого поведения;
- развитие социальной перцепции;
- обучение детей социально-приемлемой форме снижения эмоционального и физического напряжения;
- обучение детей навыкам общения.
Коррекционная программа направлена на работу с детьми, с педагогами и родителями.
Данная программа разработана для стабилизации эмоционально-волевой и аффективной сферы, снятия агрессивных проявлений, сплочения участников группы младших школьников с умственной отсталостью. Она была апробирована на базе учреждения ГКСКУ VIII вида «Школа-интернат №16» г. Шадринс-ка. В формирующем эксперименте принимало участие 10 детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной
Таблица 1
Этапы коррекционной программы
Этап Цель Задачи
Ориентиров очный этап (с 1 по 5 занятия) Создание благоприятной атмосферы, настрой на совместную работу. - установление позитивного эмоционального контакта с детьми; - знакомство с участниками группы и установление первичных взаимоотношений; - уточнение причин и форм проявления агрессии; - создание интереса к занятиям.
Конструктивно-формирующий этап (с 6 по 35 занятия) Коррекция агрессивных проявлений в поведении детей. - обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме; - выработка умения эффективного общения; - формирование мотивационно-потребностной сферы; - расширение сферы чувств и переживаний; - развитие осознание себя и своих возможностей; - развитие психических функций.
Обобщающе-закрепляющ ий этап (с 36 по 40 занятия) Закрепление полученных знаний, умений и навыков; подведение итогов. - обобщение и закрепление сформированных на предыдущем этапе знаний и умений; - формирование и закрепление доверительных отношений между участниками группы; - перенос нового позитивного опыта в реальных жизненные ситуации.
Таблица 2
Блоки конструктивно-формирующего этапа
Блок Занятия Методы и приемы воздействия
1 блок С 6 по 11 Бумаготерапия
2 блок С 12 по 17 Изотерапия
3 блок С 18 по 23 Лепка из пластилина, глины, соленого теста
4 блок С 24 по 29 Рисование цветным рисом
5 блок С 30 по 35 Сочинение историй
отсталости. Было проведено 40 занятий в течение 3 месяцев, при частоте встреч - 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Форма работы - групповая и индивидуальная.
Коррекционная программа состоит из трех основных этапов: ориентировочного, конструктивно-формирующего и обоб-щающе-закрепляющего. Подробнее эти этапы представлены в таблице 1.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
Вводная часть (3-5 минут) занятия включает в себя ритуал знакомства, приветствия, создание положительного настроя на занятие, установление эмоционального контакта с детьми и планирование деятельности занятия.
Основная часть (25-30 минут) занимает большую часть занятия, отвечает главной цели и выполняет основные коррекцион-но-развивающие задачи. Она ориентирована на расширение сферы осознания эмоций и переживаний, нахождение конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях и осознание собственных мотивов поведения, развитие творческого воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.
Заключительная часть (3-5 минут) направлена на подведение итогов, снятие эмоционального и мышечного напряжения, закрепление выработанных в течение занятия знаний и умений, условия для переноса этих знаний и умений в реальные отношения.
На этапе формирующего эксперимента использовались разнообразные методы и приемы, оказывающие влияние на эмоциональную сферу детей и снижающие проявления агрессивности: игротерапия, бумаготерапия, изотерапия, лепка, рисование цветным рисом, сочинение историй, музыкотерапия, рефлексия, методы вербального и невербального общения, релаксационные упражнения, психогимнастика.
На ориентировочном этапе основной метод, который мы использовали, - это игротерапия, так как игра является наиболее доступным и интересным видом деятельности детей данной категории. Этот метод помогает детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для них образом - через игру Так же игры способствуют развитию произвольного поведения, эмоционально-волевой и интеллектуальной сторон. Для повышения эффективности программы эти игры должны быть интересны по своему содержанию, значимы для детей и касаться всех сторон их жизни. Так же здесь использовались игры на мимическое и пантомимическое самовыражение. Метод игротерапии использовался в большей степени на ориентировочном и обобщающе-закрепляющем этапах, на конструктивно-формирующем этапе он применялся в вводной и заключительной частях занятий.
Конструктивно-формирующий этап был разбит на блоки (5 блоков по 6 занятий). В каждом новом блоке мы использовали новый метод работы с детьми. Это отражено в таблице 2.
Бумаготерапия является достаточно доступным и увлекательным методом, даже для умственно отсталых детей. Плюс ее в том, что с основным материалом - бумагой - можно совершать множество действий: мять, рвать, склеивать, резать и т.д. По мере освоения действий задания усложняются и не перестают заинтересовывать детей.
Изотерапия в работе с агрессивными умственно отсталыми детьми ценна тем, что дает возможность детям выражать в невербальной форме свои эмоции и переживания, что для детей более доступно. Кроме того, рисование позволяет ребенку выплеснуть агрессию на бумагу. Как считает А. И. Захаров, рисование - это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях [1]. Много может сказать так же и характеристика рисунка - сила нажима на карандаш, цветовая гамма.
Метод лепки (из пластилина, глины, соленого теста) очень важен для выплеска эмоционального и физического напряжения. Он способствует повышению уверенности в себе, формированию интереса к исследовательской деятельности и стимулированию познавательной потребности.
Рисование цветным рисом представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка. Этот метод позволяет избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствует снятию напряжения, тревожности и фобий. Цветной рис является необычным, ярким красочным материалом, тем самым привлекая детей к деятельности и проявлению творческих способностей. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии ребенка (рассказ о готовом рисунке, сочинение истории, раскрывающий смысл рисунка). С помощью данного материала мы создавать целые картины на подносе с рисом, а затем и самим рисом, приклеивая его на основу (бумагу).
Данный метод позволяет:
- проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне;
- отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;
- изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;
- способствует регрессу ребенка к прошлому опыту с целью повторного переживания определенных жизненных ситуаций и освобождения.
Сочинение историй способствует освобождению от многих переживаний и осознанию внутреннего конфликта, побуждает к самоизменению и самореализации. Вербализация внутренних переживаний ребенка во многом ведет к освобождению от этих переживаний. На начальном этапе работы экспериментатор начинал историю, а дети продолжали ее, затем для каждого ребенка давалось начало новой истории. На последующих занятиях дети сами создавали рассказы от начала до конца. Если окончание истории ребенка оказывалось отрицательным, содержащим агрессивные элементы, мы спрашивали других детей о том, какой могла бы быть еще данная часть истории, или предлагали свой ответ, содержащий альтернативные решения. Истории предлагалось начинать со слов: «Однажды...», «Давным-давно...», «Когда-то...», «Далеко-далеко...». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него напряжение.
Так же в качестве дополнительных методов использовались: релаксационные упражнения, которые способствовали уменьшению гиперактивности, внутренней и эмоциональной напряженности, физической разгрузки, как предпосылок агрессивных актов; рефлексия - отработка навыков реакции собственных эмоциональных состояний с целью обучения детей дифференциации, рефлексии, фиксации, контролю и вербализации эмоциональных состояний; психогимнастика способствовала овладению навыками контроля за двигательной и эмоциональной сферами, положительному настою на занятия и положительным взаимоотношениям между участниками группы.
Во время реализации ориентировочного этапа с целью создания благоприятной атмосферы, настроя на совместную работу использовались такие игры и упражнения, как: «Клубочек», «Гусеница», «Серебряное копытце», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Я грустный когда...», «Сиамские близнецы», «Погоняй хлопки по кругу», «Липучка», «Путаница» и другие.
Во время реализации конструктивно-формирующего этапа с целью коррекции агрессивных проявлений детей, снятия
Таблица 3
Этапы работы с родителями и педагогами
Этап Цель Задачи
Информац ионный этап Информирование об индивидуально-психологических особенностях детей младшего школьного возраста, проблеме агрессивности, ее причинах. - установление положительного контакта с родителями и педагогами; - знакомство с особенностями младшего школьного возраста; - ознакомление с определением агрессивности и ее причинами.
Конструктивно-формирующий этап Обучение навыкам эффективного общения с агрессивными детьми. - создание психологических условий для преодоления ограничений общения и приобретение родителями и педагогами нового опыта взаимодействия с детьми; - ознакомление с методикой контакта с агрессивными детьми; - обучение взаимопониманию и взаимоуважению в общении между детьми и взрослыми - овладение родителями и педагогами способами саморегуляции и расслабление.
эмоционального и мышечного напряжения мы использовали следующие упражнения: «Корм для птиц», «Снежки», «Аппликации», «Бумага стерпит все», «Попади в мишень», «Агрессия -в клочки», «Маски», «Я рисую свой гнев», «Закончи рисунок», «Нарисуй конфликт», «Групповой портрет», «Вылепим проблему», «Лепим человека», «Лепим раздражающего вас человека», «Рисовая фантазия», «Раскрашиваем рисом», «Злой человек», «Однажды...», «Продолжи историю» и другие.
На обобщающе-закрепляющем этапе с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков использовались такие упражнения: «Ассоциации», «Я люблю», «Поссорились два петушка», «Зеркала», «Художник», «Комплимент», «Добрые пожелания» и другие.
Основная цель коррекционной работы с родителями и педагогами - это исключение таких факторов в общении взрослого с ребенком, которые могут провоцировать ребенка на ответное агрессивное поведение.
Мы выделили такие основные задачи работы с родителями и педагогами:
- переключить внимание взрослого с фиксации на негативном поведении ребенка на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния;
- помочь педагогам и родителям овладеть приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей;
- расширить знания взрослых об эмоциональной сфере детей, особенностях и причинах проявления агрессивного поведения детей с умственной отсталостью.
Работа с родителями и педагогами проводилась в два основных этапа: информационный и конструктивно-формирующий. Подробнее данные этапы представлены в таблице 3.
Важное значение в коррекции агрессивности детей отводилось методической работе с родителями, так как часто одной из ее причин бывает агрессивное поведение самих родителей, их безразличное или жестокое отношение к своим детям, равнодушие к эмоциональному миру ребенка. На первом этапе работы
Библиографический список
с родителями - информационном - были проведены две лекций для родителей по темам: «Что такое агрессивность и каковы ее причины?», «Основные виды общения с агрессивными детьми». Оформлены и предоставлены родителям брошюры: «Рекомендации, которые можно использовать при общении с агрессивными детьми», «Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей», «Рецепты избавления от гнева», «Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения», «Игры и упражнения на снятие физического напряжения».
Второй - конструктивно-формирующий - этап состоял из трех практических занятий, содержащих элементы социально-психологического тренинга: одного - для родителей и двух - для родителей с детьми.
Так же родителям была рекомендована литература по решаемой проблеме, желающим давались книги для чтения дома: РКэмпбелла «Как справляться с гневом ребенка» [2], Ю.Б. Гип-пенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» [3].
Работа с педагогами также имела большое значение. На информационном этапе были проведены четыре лекции на следующие темы: «Психологические особенности агрессивного ребенка», «Агрессивность: опасность для окружающих или защитная реакция?», «Виды агрессивности детей младшего школьного возраста», «Особенности агрессивности у детей с умственной отсталостью». Были оформлены брошюры для педагогов «Характерологические особенности агрессивных детей» и «Способы речевого воздействия и эффективного реагирования в ситуациях агрессивного поведения детей».
Итак, разработанная и апробированная нами коррекцион-но-развивающая программа способствует снижению агрессивных проявлений в поведении детей, формированию приемлемых форм поведения, развитию социальной перцепции, приобретению навыков общения с детьми и взрослыми, повышению уровня познавательных процессов и может быть рекомендована педагогам и психологам для работы с агрессивными детьми.
1. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособ. для специалистов и дилетантов. -СПб., 2004.
2. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб., 2000.
3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2008.
Bibliography
1. Breslav, G.Eh. Psikhologicheskaya korrekciya detskoyj i podrostkovoyj agressivnosti: ucheb. posob. dlya specialistov i diletantov. - SPb., 2004.
2. Kehmpbell, R. Kak spravlyatjsya s gnevom rebenka. - SPb., 2000.
3. Gippenreyjter, Yu.B. Obthatjsya s rebenkom. Kak? - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 21.07.14