Научная статья на тему 'Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью'

Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8085
682
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / SOCIAL SKILLS / PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH MODERATE TO SEVERE MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зак Галина Георгиевна, Нугаева Ольга Георгиевна, Шульженко Наталья Владимировна

Описана методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Представлены уровни сформированности социально-бытовых навыков и их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зак Галина Георгиевна, Нугаева Ольга Георгиевна, Шульженко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SKILLS SURVEY PROCEDURE FOR JUNIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH MODERATE TO SEVERE MENTAL RETARDATION

The technique for examination of social skills for children of preschool age with moderate to severe mental retardation is described. The levels of formation of social skills and their characteristics are discussed.

Текст научной работы на тему «Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

УДК 3 76.42-053«456.00/. 06»

ББК 74.550.91 ГСНТИ 14.29.21

Код ВАК 13.00.03

Г. Г. Зак

Екатеринбург, Россия

О. Г. Нугаева Екатеринбург, Россия Н. В. Шульженко

Ижевск, Россия

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. Описана методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Представлены уровни сфор-мированности социально-бытовых навыков и их характеристика.

Ключевые слова: социально-

бытовые навыки; дети младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Сведения об авторе: Зак Галина Г еоргиевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Контактная информация: 620017, к. 120.

E-mail: [email protected].

Сведения об авторе: Нугаева Ольга Георгиевна, кандидат психологических наук, профессор.

Место работы: кафедра специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

G. G. Zak

Ekaterinburg, Russia

O. G. Nugaeva Ekaterinburg, Russia N. V.Shulzhenko

Izhevsk, Russia

SOCIAL SKILLS SURVEY PROCEDURE FOR JUNIOR

PRESCHOOL CHILDREN WITH MODERATE TO SEVERE MENTAL RETARDATION

Abstract. The technique for examination of social skills for children of preschool age with moderate to severe mental retardation is described. The levels of formation of social skills and their characteristics are discussed.

Key words: social skills; preschool age children with moderate to severe mental retardation.

About the author: Zak Galina Georgievna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26,

About the author: Nugaeva Olga Georgievna, Candidate of Psychology, Professor.

Place of employment: Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

Контактная информация: 620017, к. 120.

E-mail: [email protected].

Сведения об авторе: Шульженко Наталья Владимировна, старший преподаватель.

Место работы: кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики Удмуртского государственного университета, г. Ижевск.

Контактная информация: 426034, корп. 6, к. 114.

E-mail: [email protected].

г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26,

About the author: Shulzhenko Natalia Vladimirovna, Senior Lecturer.

Place of employment: Department of Special Psychology and Correctional Pedagogy, Udmurt State University, Izhevsk.

г. Ижевск, ул. Университетская, 1,

В теории и практике олигофренопедагогики трудовая деятельность рассматривается как обязательное средство преодоления недостатков и становления личности ребенка. С середины XIX — начала XX в. идеи трудового воспитания и обучения умственно отсталых детей занимают важное место в трудах зарубежных (Ж. Демор, Б. Мен-нель, Э. Сеген и др.) и отечественных (А. Н. Граборов, Е. К. Грачева, В. П. Кащенко и др.) олигофрено-педагогов. Широкое развитие исследования в области трудовой подготовки указанных детей получили в 50—80-х гг. XX в. Существенный вклад в это направление внесли работы Г. М. Дульнева, Е. А. Ковалевой, С. Л. Мирского

и др. Большое внимание трудовой подготовке умственно отсталых детей с учетом потребностей Уральского региона уделяется в работах В. В. Коркунова. Он разработал научные подходы, принципиальные положения, организацию и содержание социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида [1; 6;

7], конкретизировал содержание и организацию внеклассных форм социально-трудовой деятельности учащихся специальных (коррекционных) школ [3; 4], теоретически обосновал необходимость формирования произвольных движений у детей с нарушением интеллекта как средства их социализации [5].

В своей последней работе В. В. Коркунов отмечает, что «эффективность коррекционно-развивающей работы и усвоение школьниками новых двигательных действий, совершенствование произвольных движений напрямую зависит от качественных характеристик двигательной функции ребенка»[5, с. 6]. Наличие у детей с нарушением интеллекта большого количества двигательных расстройств негативно отражается на продуктивности всех видов деятельности, в том числе и трудовой.

Актуальным направлением исследований в специальной педагогике является изучение и формирование у младших дошкольников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью социально-бытовых

© Зак Г. Г., Нугаева О. Г., Шульженко Н. В., 2014

навыков как основы для дальнейшего трудового обучения. Особенности дошкольного возраста как наиболее сенситивного в развитии социально-бытовых навыков, с одной стороны, и недостаточная разработанность технологий и научно обоснованных методик обследования социально-бытовых навыков у данной категории детей, с другой, определяют актуальность настоящего исследования.

Формирование навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью — процесс очень сложный, отличный от формирования навыков у детей с нормальным интеллектуальным развитием. В работах по изучению своеобразия формирования навыков у детей с нарушением интеллекта выделялись факторы, оказывающие на них влияние, а именно: отсутствие знаний и умений для формирования нового навыка (двигательного — Б. И. Пинский); особенности физического развития (Р. Д. Бабенкова, Т. Н. Головина, Н. А. Козленко, Е. Н. Правдина-Винарская, Г. Е. Сухарева); особенности восприятия, процессы внимания и памяти, анализа и сравнения (Л. Н. Занков, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев,

Ж. И. Шиф); нарушения программирования и контроля над действием при выполнении навыка, а также затруднения при выполнении координационных двигательных действий (Н. П. Вайзман).

Под социально-бытовыми навыками детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под-

разумеваются навыки социального (навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки) и бытового (навыки, необходимые в быту, например, умение вешать одежду на стульчик или убирать одежду в шкаф) характера.

Поскольку формирование каждого навыка сопряжено со включением ребенка в определенную жизненную ситуацию, с неизбежностью овладения предметными действиями, с необходимым для их осуществления уровнем развития двигательной сферы (мелкой моторики), внимание авторов было обращено на изучение социально-бытовых навыков, знаний детей о себе и о предметах окружающего мира, а также изучение мелкой моторики рук.

В настоящей статье описана методика проведения обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Методика включала:

I. Изучение знаний детей о себе и о предметах окружающего мира.

Для решения задачи изучения знаний детей о себе и о предметах ближайшего окружения предлагается обследование возможности ребенка соотносить предметы ближайшего окружения с их названиями, выявление знаний по темам: «Части тела», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель»,

«Предметы, необходимые для

удовлетворения естественных потребностей». В соответствии с темами детям предлагаются задания.

1. Части тела:

— «Покажи, где руки (ноги, пальчики, рот)». Если ребенок осуществляет связь между предметом и его наименованием, то дополнительно в задании требуется показать правую руку (ногу), левую руку (ногу).

2. Одежда и обувь:

— «Покажи, где футболка (брюки, ботинки, сандалии)».

3. Посуда:

— «Покажи, где чашка (ложка, тарелка, салфетка)».

4. Мебель:

— «Покажи, где стол (стул, шкаф)».

5. Предметы, необходимые для удовлетворения естественных потребностей:

— «Покажи, где мыло (полотенце, горшок)».

Критерии оценивания:

— соотносит предметы ближайшего окружения с их названиями;

— не соотносит предметы ближайшего окружения с их названиями.

II. Изучение развития двигательной сферы (мелкой моторики).

Для изучения двигательной сферы (мелкой моторики) обследуются умения детей застегивать и расстегивать «липучки», молнии, пуговицы.

Ребенку предлагается на специальном полотне застегнуть и расстегнуть сначала «липучки», потом молнии, затем пуговицы. Полотно лежит перед ребенком на столе. В ходе выполнения заданий оценивается уровень развития двигатель-

ной сферы (мелкой моторики) с учетом следующих оснований для анализа: понимание инструкции и выполнение задания в соответствии с инструкцией; уровень самостоятельности выполнения задания (самостоятельно или с помощью педагога, после демонстрации или в ходе подражания, выполнение «рука в руке»); владение двигательным навыком. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной шкале:

0 — ребенок инструкции не понимает, в задании не ориентируется, самостоятельно задание не выполняет, двигательный навык не сформирован;

1 — ребенок инструкцию понимает, ориентируется в задании, но не достигает цели (двигательный навык не сформирован, однако ребенок знает о предназначении предметов), или двигательные навыки слабо сформированы, ребенок выполняет действия только с помощью взрослого («рука в руке»);

2 — ребенок инструкцию понимает, ориентируется в задании, задание выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, владеет двигательными навыками.

Дополнительно в изучении двигательной сферы младших дошкольников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут быть использованы пробы на прак-сис позы пальцев и пробы на динамический праксис [2].

Проба на праксис позы пальцев.

Ребенку предлагается поиграть в «ловкие пальчики»: последовательно повторять каждое из указанных положений пальцев руки

(вытянуть по одному второй, пятый, второй и третий, второй и пятый пальцы; сложить пальцы в кольцо, положить пальцы друг на друга). Поочередно обследуют обе руки.

Пробы на динамический праксис.

Ребенку предлагается поиграть в «ловкие ручки». Взрослый показывает различные последовательности движений кисти («кулак — ребро», «ладонь — кулак»), ребенок повторяет.

Критерии оценивания:

0 баллов — невозможность выполнения проб;

1 балл — для выполнения пробы необходима помощь в виде вербальной регуляция и сопряженного выполнения;

2 балла — проба выполняется с небольшими ошибками, ребенок либо самостоятельно исправляет ошибку, либо после замечания взрослого;

3 балла — безошибочное и плавное выполнение пробы.

III. Изучение сформированно-сти социально-бытовых навыков.

Для изучения сформированно-сти социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используется метод наблюдения за повседневной жизнью.

Любая деятельность осуществляется на базе умений и навыков, поэтому в основу нашего исследования положена методика обследования социально-бытовых навыков, которые являются доступными для

усвоения детьми младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и имеют простейший характер. К таковым было решено отнести три группы навыков:

Навыки приема пищи

— сесть за стол;

— пользоваться ложкой;

— пользоваться чашкой;

— вытирать рот салфеткой;

— убирать за собой посуду и задвигать стул.

Навыки удовлетворения естественных потребностей

— проситься в туалет;

— сидеть на горшке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ходить в горшок;

— открывать кран с водой;

— брать мыло и намыливать руки, и тереть их друг о друга;

— смывать мыло;

— закрывать кран;

— вытирать руки полотенцем. Навыки пользования одеждой и обувью

— надевать брюки;

— надевать футболку;

— надевать куртку;

— застегивать молнию на куртке;

— надевать ботинки;

— снимать брюки;

— снимать футболку;

— снимать куртку;

— расстегивать молнию на куртке;

— снимать ботинки;

— убирать одежду в шкаф (вешать на стульчик).

Состояние каждого навыка

оценивается в баллах, количество баллов варьируется от 0 до 5.

0 баллов — навык отсутствует, все действия выполняются взрослым.

1 балл — навык отсутствует, но при этом ребенок сотрудничает со взрослым или пытается с ним сотрудничать для демонстрации того или иного умения, т. е. выполняет действия, незначительно облегчающие уход за ним. Например, при кормлении сам открывает рот или пытается его открыть, пытается взять в руки ложку; при одевании просовывает или пытается просунуть руки в рукава.

2 балла — ребенок сотрудничает со взрослым, реализация навыка проходит в партнерстве со взрослым, осуществляется «рука в руку» с ребенком, сопровождается пошаговой инструкцией или комментарием к действию.

3 балла — выполнение навыка при незначительной помощи взрослого (например, педагог начинает действие вместе с ребенком, а продолжает и заканчивает его ребенок самостоятельно при контроле взрослого, или ребенок надевает одежду, а взрослый ее поправляет).

4 балла — навык у ребенка сформирован, но пользуется им ребенок в зависимости от ситуации, т. е. ему нужны постоянные указания, где и как использовать тот или иной навык.

5 баллов — навык сформирован. Самостоятельное выполнение навыка без напоминания в любой ситуации.

На основе анализа полученных данных в соответствии с описанными выше критериями оценки были выделены следующие уровни

сформированности социально-бытовых навыков.

I уровень — социальнобытовые навыки полностью сформированы. Дети самостоятельно выполняют все операции по блокам «навыков приема пищи», «навыков удовлетворения естественных потребностей», «навыков пользования одеждой и обувью».

II уровень — социально-бытовые навыки частично сформированы. Дети выполняют все действия самостоятельно, но нуждаются в напоминании и подсказке со стороны взрослых при выполнении отдельных операций (например, намылить руки, вытереть насухо руки полотенцем, убрать в шкафчик одежду, промокнуть рот салфеткой и т. д.).

III уровень — социально-бытовые навыки находятся в стадии формирования, реализация навыка происходит при незначительной помощи взрослого (например, педагог начинает действие вместе с ребенком, а продолжает и заканчивает его ребенок самостоятельно при контроле взрослого). Дети, у которых формирование навыков находится на этом уровне, могут самостоятельно выполнять некоторые операции (снимать или надевать отдельные части одежды, использовать столовые приборы), но при этом отмечается неаккуратность в выполнении действия (во время еды ребенок может испачкать рот и одежду, во время испражнения — намочить белье).

IV уровень — социальнобытовые навыки формируются. Де-

ти нуждаются в значительной помощи взрослого, сотрудничают со взрослым, реализация навыка проходит в партнерстве со взрослым, осуществляется «рука в руку» с ребенком, сопровождается пошаговой инструкцией или комментарием к действию. Также в эту группу входят дети, которые при осуществлении того или иного навыка пытаются помочь взрослому (например, снять или надеть отдельные части одежды, прилагают усилия, чтобы держать столовые приборы, сидят на горшках, если на них посадят, и т. д.).

V уровень — социально-бытовые навыки отсутствуют. В эту группу входят как дети, которые при выполнении навыка со взрослым не сотрудничают, не понимают цели задания, могут вести себя неадекватно по отношению к нему, так и дети, которые пытаются сотрудничать со взрослым при выполнении того или иного навыка, т. е. выполняют действия, незначительно облегчающие уход за собой. Например, при кормлении ребенок сам открывает рот или пытается его открыть, пытается взять в руки ложку; при одевании просовывает или пытается просунуть руки в рукава. Все дети данной группы полностью зависят от посторонней помощи, самостоятельно никаких действий выполнить не могут.

Таким образом, представленная методика позволяет обследовать социально-бытовые навыки у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. На основе

анализа полученных результатов возможна разработка системы корректирующих мероприятий по повышению уровней сформированно-сти социально-бытовых навыков у указанной категории детей. Варианты разработок будут представлены в последующих публикациях.

Литература

1. Брызгалова, С. О. Разработка муниципальной модели интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями на основе системно-комплексного подхода : дис. ... канд. пед. наук / С. О. Брызгалова ; науч. рук. В. В. Коркунов ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2007. — 175 с.

2. Глозман, Ж. М. Нейропсихологи-ческая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева.— СПб. : Питер, 2006.— 80 с.

3. Дашевская, Е. Ю. Развитие у детей с умеренной умственной отсталостью умения ориентироваться в выполнении заданий социально-бытового характера : дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Дашевская ; Урал.гос. пед. ун-т ; науч. рук. В. В. Коркунов. — Екатеринбург, 2007. — 152 с.

4. Зак, Г. Г. Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития : дис. ... канд. пед. наук / Г. Г. Зак ; Урал. гос. пед. ун-т ; науч. рук. В. В. Коркунов, О. В. Алмазова. — Екатеринбург, 2001. — 194 с.

5. Изучение произвольных движений и их коррекция у детей с ограниченными возможностями здоровья: монографическое издание / В. В. Коркунов, К. Ю. Крохалев, Т. Е. Моги-

левская, И. А. Филатова и др. ; под ред. В. В. Коркунова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013. —

204 с.

6. Нигаев, Ш. Н. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ : принципиальные положения, организация и содержание / под ред. Ш. Н. Нигаева ;

сост. В. В. Коркунов. — Свердловск, 1990. — 36 с.

7. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта : мо-ногр. / В. В. Коркунов, С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак, А. А. Г натюк ; под ред. В. В. Коркунова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2012. — 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.