1. Экспериментально подтверждено предположение об эффективности программы развития эмпатии посредством формирования ценностного отношения к другому человеку.
2. Развитию эмпатии у подростков посредством формирования ценностного отношения к другому человеку, способствует теоретически обоснованная теоретико -прикладная программа, в основе которой лежат принципы, механизмы, стратегии и тактики формирующих и развивающих воздействий.
3. Развитию эмпатии у подростков посредством формирования ценностного отношения к другому человеку, способствуют групповые и парные задания, при выполнении, которых они предпринимают совместные действия в различных видах деятельности, получают информацию о том, как их поведение воспринимают другие члены группы, расширяют знание о себе и своих возможностях посредством анализа собственных переживаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности / А.М. Голуб // Социально-педагогическая работа. - 2009. - № 4. - С. 53-57.
2. Ильин, Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия: мастера психологии / Е.П. Ильин. -СПб. : ПИТЕР, 2013. - 304 с.
3. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 208 с.
4. Психология человека от рождения до смерти : психолог. энцикл. / под общ. ред. А.А. Реана. -СПб. : ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
REFERENCES
1. Golub A.M. Formirovanie cennostnyh orientacij molodyozhi v processe dosugovoj deyatelnosti [Formation of value orientations of youth in the process of leisure activities]. Socialno-pedagogicheskaya rabota [Socialpedagogical work], 2009, no. 4, pp. 53-57.
2. Ilin E.P. Psihologiya pomoschi. Altruizm, egoizm, empatiya: mastera psihologii [Psychology of care. Altruism, selfishness, empathy: masters of psychology]. SaintPetersburg: PITER, 2013. 304 p.
3. Lukyanova M.I., Kalinina N.V. Psihologo-pedagogicheskie pokazateli deyatelnosti shkoly: kriterii i diagnostika [Psychological and pedagogical indicators of the school: criteria and diagnosis]. Moscow: TC Sfera, 2004. 208 p.
4. In Reana A.A. (ed.). Psihologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti: psiholog. encikl [The psychology of man from birth to death: a psychological encyclopedia]. SaintPetersburg: PRAJM-EVROZNAK, 2002. 656 p.
УДК 376.1-056.36
Е.С. Неустроева,
студентка 3 курса факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected] Н.А. Охохонина,
студентка 3 курса факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected]
Игровой тренинг, как форма организации взаимодействия
«педагог-родители-дети» по решению задач экологического
воспитания детей с ОВЗ
Статья посвящена рассмотрению проблемы экологического воспитания детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. В ней акцентируется внимание на основные задачи экологического воспитания, реализуемые педагогом в ходе обучения в коррекционно-педагогическом процессе; обозначаются эффективные методы и средства, приемлемые в работе с детьми младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости и апробированные в практическом плане.
Легкая степень умственной отсталости, младший школьный возраст, экологическое воспитание, доверительно-деловой контакт.
Е.S. Neustroeva,
Student of the 3th year of the Faculty of Correctional Pedagogy and Psychology
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected] NА. Ohohonina,
Student of the 3th year of the Faculty of Correctional Pedagogy and Psychology
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia tashikohc@gmail .com Game training as a form of organization of interaction between "pedagogue-parents-children" for solving problems of environmental education of children with disabilities
The article is devoted to the problem of ecological education of children of primary school age with a slight degree of mental retardation. It focuses attention on the main objectives of environmental education, implemented by the teacher in the course of training in the correctional-pedagogical process; indicate effective methods and means that are acceptable in working with children of primary school age with mild mental retardation and tested in practical terms.
Keywords: easy degree of mental retardation, junior school age, environmental education, trust and business contact.
Длительное время довольно остро стоит вопрос о формировании представлений об окружающем мире природы у детей младшего школьного возраста. Основа для этого закладывается на этапе дошкольного и младшего школьного образования.
Особому изучению в этой проблемной области подверглись дети, имеющие легкую степень умственной отсталости. По многочисленным исследованиям таких авторов, как А. М. Косымова, Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева и т.д. дети с нарушением интеллектуальной сферы очень медленно и парциально усваивают основные знания, даже те, с которыми сталкиваются каждый день, знания о природе
[5].
Цель исследования заключается:
1. В поиске эффективных методов и средств экологического воспитания детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, в соответствии с их типичными особенностями;
2. В активизации родителей в решении совместных со школой задач экологического воспитания обучающихся.
Понятие умственная отсталость было введено несколькими учеными, среди которых Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др., оно подразумевает
стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга [2].
В целом, эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем мире. Их жизненный опыт отличается крайней бедностью.
Обучение детей с легкой степенью умственной отсталости экологии является необходимым компонентом системы начального и последующего образования. По мнению Е. А. Екжановой, оно формирует основу для овладения детьми других природоведческих дисциплин, в ходе дальнейшего обучения их в школе [5]. Главное, это способствует зарождению представлений о жизни человека во взаимосвязи с обществом и природой.
В ходе обучения и воспитания младших школьников с легкой степенью умственной отсталости должны быть решены следующие задачи:
— способствовать познанию детьми всего живого, которое находится
рядом с ними;
— учить детей правильно взаимодействовать со средой обитания;
— формировать у детей осознанное, ценностное отношение к
окружающему миру [5].
Дети с легкой степенью умственной отсталости могут получить экологические знания, у них могут быть сформированы представления об окружающей среде, но все это результат плодотворной систематической комплексной и очень длительной работы педагогов и других специалистов, корригирующих дефекты и развивающих способности детей.
Младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости инфантильны, и уступают по зрелости детям с условно нормативным развитием, в этом же возрасте. Это говорит о том, что работа с ними будет строиться, как с дошкольниками, в большей мере, с опорой на игровой вид деятельности с применением наглядности.
В коррекционно-педагогическом процессе, важное место занимает дидактическая игра. Подчеркнем, что данный метод эффективен для совместной работы (педагог-родители-дети). Она реализуется в двух направлениях:
1. Обучающее;
2. Игровое [3].
Больший интерес для детей имеет второе направление, с помощью его они достигают первого, которое преследует учитель. Такой метод может быть обогащен дополнительными средствами, например, экскурсиями на природу, оформлением в классе экологического уголка, чтением и рассказами педагога о жизни животных, о природных явлениях и т.д. Главным образом, дети могут знакомиться с окружающей средой посредством собственной деятельности и ее результатов. Приемлемым в этом плане являются занятия по аппликации, рисованию, лепке и т.д. Такой вид деятельности может быть организован в нетрадиционной форме обучения, например, на классном часу или на уроке по ознакомлению с окружающим миром.
Так, игровой формой обучения детей может стать совместно организованная деятельность с их родителями. Подчеркнем, что при взаимодействии с родителями важно соблюдать ряд принципов делового общения [1,4]:
1. Каждая беседа должна иметь цель;
2. Не критикуй;
3. Самые первые сильные впечатления о человеке зависят от его внешнего вида и доброжелательности общения;
4. Будьте хорошим слушателем;
5. Сначала с родителями устанавливается доверие, затем, на основе этого, деловые контакты.
Нетрадиционная форма обучения для детей младшего школьного возраста, особенно для детей с легкой степенью умственной отсталости является оптимальным условием обучения, т.к. способствует созданию атмосферы комфорта, раскрепощенности и активности детей, но главное их увлеченности и желания выполнять предложенные задания. В этом мы убедились в рамках практического знакомства, присутствуя на детско-родительском игровом тренинге в 1 классе.
В ГКОУ «Шадринская школа-интернат № 16» был проведен детско-родительский игровой тренинг на тему «Экологический час», под руководством Галины Антоновной Брагиной. В мероприятии были задействованы студенты-логопеды, преподаватели начального уровня образования, обучающиеся 1 и 4 класса, родители учащихся.
Цели «Экологического часа»:
1. Закрепление знаний обучающихся о природе родного края (растениях, птицах, животных).
2. Уточнение правил поведения людей в лесу, с объяснением причин такого поведения.
3. Информирование и побуждение родителей к соблюдению правил поведения в
лесу.
Вспомогательное оборудование: мультимедийный проектор, разработанная педагогом презентация по теме «Экология», муляжи деревьев, игрушки, ортопедические коврики, предметные картинки «Лесные животные», воздушный шар, коврики для упражнения «Камень-человек».
Игровой тренинг был объединен одной темой «Путешествие на лесную полянку» и представлял собой нетрадиционную форму взаимодействия в детско-родительской группе. Он включал в себя игры (подвижные, дидактические, на ориентировку в пространстве), двигательные упражнения, интересную наглядную, познавательную информацию и познавательные минутки (загадки, занимательные дидактические упражнения). Такой подход очень заинтересовал и школьников, и родителей, на протяжении всего мероприятия они были активны.
Начало мероприятия предполагало сообщение учителем всем присутствующим о предстоящей деятельности.
Первое задание заключалось в том, чтобы дети вместе с учителем отправились в путь, где необходимо было переступать «ручей по камешкам» - ортопедическим коврикам. Затем предусматривался «привал», дети выполняли упражнение «Камень-человек». Такие упражнения направлены на развитие общей моторной сферы, а упражнение «Камень-человек» способствует нормализации мышечного тонуса, включая в себя элементы расслабления и напряжения мышц всего тела.
Основной этап мероприятия предполагал повторение правил поведения в лесу и проведение дидактических игр. Среди них были «Куда пойдешь?», «Загадки», «Узнай диких животных», «Что изменилось?». Все эти игры преследовали свою цель. Комплексно она проявлялась, в развитии фонематического, зрительного и пространственного восприятия, активизации мыслительных процессов и развитии речи.
Продолжение игрового тренинга предусматривало проведение активной игры «Воздушный шар», где были задействованы обучающиеся 1, 4 класса и родители учащихся.
Заключительная часть мероприятия проводилась в виде подготовленного музыкально-танцевального номера обучающихся 1 класса.
После выполнения всех заданий, детям вновь нужно было вернуться «из похода» в класс. Так, они повторили тот путь, которым добирались «в поход», но в обратной последовательности: «Камень-человек», «Камешки».
В целом, мероприятие прошло успешно. Все участники с большим интересом выполняли задания, которые им предлагал учитель.
Таким образом, можно сделать вывод, что неотъемлемой частью коррекционно-педагогического процесса в школе и в семье, является игра. Она выступает как наиболее эффективный метод для формирования представлений об окружающем мире у таких детей, в чем мы убедились, посетив игровой тренинг в 1 классе. Подготовка, к такого рода взаимодействию «педагог-родители-дети», опирается на подготовительный этап, в котором все участники активизируются под руководством учителя, работающего с классом.
Участие студентов в подготовке игрового тренинга, их наблюдение и анализ способствуют развитию прикладных умений при организации взаимодействия родителей и детей с ОВЗ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Аминов, И.И. Психология делового общения [Текст] / И. И. Аминов. - М. : Омега, 2005. - 303 с.
2. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики [Текст] / Х. С. Земский. - 2 изд. - М. : Просвещение, 2008. - 398 с.
3. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] : кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : БУК-МАСТЕР, 2010. - 191 с.
4. Филютина, Т.Н. Нарушение принципов делового общения специалистов дошкольных учреждений с родителями [Текст] / Т.Н. Филютина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2009. - № 1. - С. 202-208.
5. Экологическое воспитание детей с умственной отсталостью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studwood.ru/1038764/pedagogika/osobennosti_detey_umstvennoy_otstalostyu.
REFERENCES
1. Aminov I.I. Psihologiya delovogo obscheniya [Psychology of business communication]. Moscow: Omega, 2005. 303 p.
2. Zamskij H.S. Istoriya oligofrenopedagogiki [History of oligophrenopedagogy]. 2 izd. Moscow: Prosveschenie, 2008. 398 p.
3. Kataeva A.A., Strebeleva E.A. Didakticheskie igry i uprazhneniya v obuchenii umstvenno otstalyh doshkol'nikov: kn. dlya uchitelya [Didactic games and exercises in teaching mentally retarded preschool children]. Moscow: BUK-MASTER, 2010. 191 p.
4. Filyutina T.N. Narushenie principov delovogo obscheniya specialistov doshkolnyh uchrezhdenij s roditelyami [Violation of the principles of business communication of specialists of preschool institutions with parents]. Vestnik SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Herald of Shadrinsk State Pedagogical Institute], 2009, no. 1, pp. 202-208.
5. Ekologicheskoe vospitanie detej s umstvennoj otstalostyu [Elektronnyi resurs] [Ecological education of children with mental retardation]. URL: https://studwood.ru/1038764/pedagogika/osobennosti_detey_umstvennoy_otstalostyu.
УДК 376.1-058.264
В.В. Пивненко, аспирант 4 года обучения ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия уа1епуа.р1упепко@шаП .ги Н.В.Скоробогатова,