УДК 376.3
йО! 10.23951/2307-6127-2018-1-92-97
ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Е. С. Лыкова-Унковская
Московский государственный областной университет, Мытищи
Начальный этап школьного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи тесно взаимосвязан с проблемами формирования у них социально-бытовой компетентности.
Приведены результаты исследования бытовой компетенции, описаны ее особенности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, а также предложен диагностический инструментарий, позволяющий выявить эти особенности. Представленные результаты исследования могут быть использованы при планировании работы, направленной на коррекцию у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи бытовой компетенции, при включении в коррекционную работу модулей, способствующих формированию социально-бытовой компетентности в целом.
Ключевые слова: социально-бытовая компетентность, бытовая компетенция, социальная адаптация, младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность обращения к данной тематике связана с тем, что успех социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи, во многом зависит от их социально-бытовой компетентности, предполагающей готовность личности к проявлению компетенций [1]. С. И. Ожегов понятие «компетентный» рассматривает как «обладающий компетенцией» [2]. Компетенция, по мнению А. Н. Коно-плевой, Т. Л. Лещинской и др., - владение системой жизненно важных знаний, умений и навыков, позволяющих адаптироваться в обществе [3].
В своих исследованиях Д. А. Иванов утверждает, что основанием для компетенций, позволяющих быть успешной личностью в жизнедеятельности в целом, является владение ключевыми компетенциями [4].
Авторы считают, что овладение социальной и бытовой ключевыми компетенциями способствует формированию социально-бытовой компетентности [5].
В данной статье приведены результаты исследования сформированности бытовой компетенции. Бытовой аспект в процессе социальной адаптации привлекает внимание многих исследователей, особенно велика роль отечественного психолога Б. Д. Парыгина, выделившего бытовую адаптацию как отдельный вид социальной. Исследователь отводил центральное место в предметной области социальной психологии социально-психологическим концепциям личности и общения [6].
Известно, что бытовые навыки у детей с нормальным развитием формируются в процессе наблюдения за взрослыми, во время имитационных игр и т. д., а у детей с ограниченными возможностями здоровья в силу ограничений, наложенных дефектом, данные навыки без посторонней помощи не формируются [7]. Как отмечают А. К. Махметова, Н. А. Ноки-на, А. А. Уахитова, Г. Е. Акылбекова и др., одной из ведущих структурных частей воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями является формирование навыков самообслуживания [8, с. 132].
Е. С. Лыкова-Унковская. Особенности сформированности бытовой компетенции.
В октябре 2017/18 учебного года проводился констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 40 младших школьников. Экспериментальную группу (ЭГ) № 1 составили 20 детей с тяжелыми нарушениями речи (с 1-го по 4-й класс, по пять человек из каждого класса). Для сопоставительного анализа изучалась ЭГ № 2 из 20 сверстников с нормальным речевым развитием, также по пять человек из 1-4-го классов.
Для оценки сформированности бытовой компетенции предложены диагностические задания, а также вопросы беседы с воспитателями, наблюдающими детей в естественных условиях (приложение).
Результаты исследования представлены в таблице.
Результаты исследования сформированности бытовой компетенции по ее основным навыкам в экспериментальных группах № 1 и 2, в абсолютных показателях
Навыки ЭГ № 1 ЭГ № 2
Класс
1-й 2-й 3-й 4-й 1-й 2-й 3-й 4-й
Навыки личной гигиены
Моет руки с мылом, умывается 4 5 5 5 5 5 5 5
Чистит зубы 4 4 5 5 5 5 5 5
Расчесывается 3 5 5 5 5 5 5 5
Стирает мелкие вещи 3 3 5 5 4 4 5 5
Самостоятельно посещает туалет 5 5 5 5 5 5 5 5
Навыки одевания/раздевания
Застегивает пуговицы, молнию, кнопки 1 2 4 3 5 5 5 5
Вдевает ремень в брюки 1 2 4 4 5 5 5 5
Самостоятельно переобувается 3 2 5 5 5 5 5 5
Завязывает шнурки 1 2 4 4 3 4 5 5
Самостоятельно переодевается 2 3 5 5 5 5 5 5
Навыки самообслуживания за столом
Наливает воду из бутылки в стакан 1 1 5 5 5 5 5 5
Открывает пачку с печеньем 2 2 5 5 4 5 5 5
Готовит бутерброды 1 1 3 4 5 5 5 5
Намазывает хлеб маслом 1 1 3 4 4 5 5 5
Самостоятельно кушает в столовой 2 2 5 5 5 5 5 5
Хозяйственно-бытовые навыки
Моет посуду 2 2 3 3 5 5 5 5
Вытирает пыль 3 5 5 5 5 5 5 5
Подметает пол 2 3 5 5 5 5 5 5
Протирает пол 2 2 3 3 5 5 5 5
Поливает комнатные растения 3 5 5 5 5 5 5 5
В ЭГ № 1 среди навыков бытовой компетенции наименее сформированными оказались навыки самообслуживания за столом. Среди первоклассников и второклассников всего один ученик из каждого класса самостоятельно смог налить воду из бутылки в стакан, намазать хлеб маслом и приготовить бутерброд (все компоненты заранее нарезаны). Двое из каждого класса могут без посторонней помощи кушать в столовой и открывать пачку с печеньем. Остальные первоклассники и второклассники с заданием не справились. Но в 3-м и в 4-м классах ситуация меняется - все дети самостоятельно кушают в столовой, а также наливают воду, открывают пачку с печеньем. Затруднения вызвали только задания приготовить бутерброд и намазать хлеб маслом - не справились два третьеклассника и один четвероклассник.
В то время как в ЭГ № 2 данные навыки полностью сформированы у всех учащихся 2-4-го классов. Всего один первоклассник не справился с заданиями открыть упаковку с печеньем и намазать хлеб маслом.
Также сложности в ЭГ № 1 вызвали задания застегнуть молнию, пуговицы, кнопки, завязать шнурки, вдеть ремень в брюки, переодеться в сменную обувь и в спортивную форму. Навыки одевания/раздевания сформированы полностью у одного ученика 1-го класса, двух - 2-го, четырех - 3-го и 4-го классов. В ЭГ № 2 только двум первоклассникам и одному второкласснику самостоятельно не удалось завязать шнурки.
При выполнении заданий блока «Хозяйственно-бытовые навыки» помощь взрослого потребовалась только лишь при мытье посуды и пола. В ЭГ № 1 полностью со всеми заданиями справились два первоклассника и два второклассника, три ученика третьего и четвертого классов. В ЭГ № 2 данные навыки сформированы абсолютно у всех детей.
Наименьшие сложности в ЭГ № 1 выявлены при выполнении заданий из блока «Навыки личной гигиены». Данные навыки сформированы у трех первоклассников, трех второклассников и у всех учащихся 3-го и 4-го классов. В ЭГ № 2 затруднения вызвало только задание постирать носовые платочки с помощью мыла у одного первоклассника и одного второклассника.
Следует отметить, что наименьшие количественные показатели сформированности бытовой компетентности выявлены у первоклассников и второклассников с тяжелыми нарушениями речи, а у учащихся 3-х и 4-х классов навыки практически полностью сформированы. Это может свидетельствовать о влиянии возрастных особенностей на формирование компетенции, а также о достаточно качественной работе специалистов образовательной организации. Тем не менее результаты проведенного исследования показывают, что необходима целенаправленная коррекционно-педагогическая помощь в формировании бытовой компетенции младших школьников с тяжелыми нарушениями речи с 1-го класса, при этом особое внимание следует уделить наименее сформированной среди навыков бытовой компетенции группе навыков самообслуживания за столом, а также навыкам одевания/раздевания [9, с. 107].
Приложение
Диагностика сформированности бытовой компетенции
I. Навыки личной гигиены
Задание № 1
Инструкция: «Вымой руки с мылом. Умойся».
Оборудование: полотенце, туалетное мыло.
Задание № 2
Инструкция: «Почисть зубы».
Оборудование: зубная щетка, зубная паста, полотенце.
Задание № 3
Инструкция: «Причешись».
Оборудование: расческа, зеркало.
Задание № 4
Инструкция: «Постирай эти вещи».
Оборудование: хозяйственное мыло, таз с водой, носовой платочек.
II. Навыки одевания/раздевания
Задание № 5
Инструкция: «Застегни пуговицы, молнию, кнопки».
Оборудование: рубашка на пуговицах, кофта на молнии, блузка на кнопках.
Задание № 6
Инструкция: «Вдень ремень в брюки».
Оборудование: ремень, брюки со шлевками.
Е. С. Лыкова-Унковская. Особенности сформированности бытовой компетенции... Задание № 7
Инструкция: «Переобуйся в сменную обувь». Оборудование: сменная обувь. Задание № 8
Инструкция: «Завяжи шнурки». Оборудование: кроссовки со шнурками.
III. Навыки самообслуживания за столом Задание № 9
Инструкция: «Налей воду из бутылки в стакан». Оборудование: стакан, бутылка с водой. Задание № 10
Инструкция: «Открой пачку с печеньем». Оборудование: пачка с печеньем.
Задание № 11
Инструкция: «Приготовь бутерброды». Оборудование: разделочная доска, хлеб, колбаса, сыр. Задание № 12
Инструкция: «Намажь хлеб маслом». Оборудование: масло, ломтик хлеба, нож.
IV. Хозяйственно-бытовые навыки Задание № 13
Инструкция: «Вымой посуду».
Оборудование: посуда, губка, средство для мытья посуды.
Задание № 14
Инструкция: «Вытри пыль».
Оборудование: стол, чистая ветошь, таз с водой.
Задание № 15
Инструкция: «Подмети пол».
Оборудование: веник, совок для мусора, мусорное ведро. Задание № 16 Инструкция: «Протри пол».
Оборудование: швабра, ведро с водой, половая тряпка.
V. Вопросы беседы для воспитателей
1. Самостоятельно ли ребенок посещает туалет?
2. Требуется ли ребенку помощь при переодевании в сменную одежду/спортивную форму?
3. Самостоятельно ли ребенок кушает в столовой?
4. Умеет ли поливать комнатные растения?
5. Умеет ли организовывать свое рабочее место? [10, с. 171].
Список литературы
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php7wordicM1623 (дата обращения: 27.10.2017).
3. Коноплева А. Н., Лещинская Т. Л., Лисовская Т. В. Вопросы трансформации содержания специального образования в контексте компетентностного подхода // Спецыяльная адукацыя. 2009. № 3. С. 3-9.
4. Иванов Д. А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании // Школьные технологии. 2007. № 5. С. 51-60.
5. Лыкова-Унковская Е. С. Технология формирования социально-бытовой компетентности младших школьников с легкой умственной отсталостью // Вестн. МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 2 (32). С. 102-107.
6. Журавлев А. Л., Мироненко И. А. Вклад Б. Д. Парыгина в возрождение отечественной социальной психологии // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 117-124.
7. Ялпаева Н. В. Коррекционная помощь лицам с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра малого города: учеб. пособие. Курск: Изд-во КГУ, 2003. 741 с.
8. Махметова А. К., Нокина Н. А., Уахитова А. А., Акылбекова Г. Е. Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 132-135.
9. Унковская Е. С. Особенности социально-бытовой адаптации младших школьников с нарушениями речи // Развитие системы специального (коррекционного) образования в регионе. Интегрированное обучение, воспитание и оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы региональной научно-практической конференции. Курск: КИНПО, 2008. С. 98-107.
10. Лыкова-Унковская Е. С. Технология формирования социально-бытовой компетентности младших школьников с легкой умственной отсталостью в условиях взаимодействия семьи и школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 219 с.
Лыкова-Унковская Екатерина Сергеевна, кандидат педагогических наук, Московский государственный областной университет (ул. Веры Волошиной, 24, Мытищи, Московская область, Россия, 141014). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 28.10.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2018-1-92-97
PECULIARITIES OF EVERYDAY COMPETENCE FORMATION OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN WITH HEAVY SPEECH DISORDERS
E. S. Lykova-Unkovskaya
Moscow Region State University, Mytishchi, Russian Federation
A detailed theoretical analysis of scientific research in various fields of knowledge allows us to conclude that the initial stage of school education for children with heavy speech disorders is closely interrelated with the problems of formation of their social and everyday competence.
The article presents the results of the study of everyday competence, describes its features in primary schoolchildren with heavy speech disorders, and also offers a diagnostic tasks for children and questions for educators who observe children in natural conditions. Everyday competence includes the possession of personal hygiene skills, dressing / undressing skills, self-service skills at the table and household skills.
The study of the formation of the everyday competence of primary schoolchildren with heavy speech disorders in the process of ascertaining experiment has shown that pupils of the first and second forms need a purposeful formation of this competence. Special attention should be given to the formation of the group of self-service skills at the table and the skills of dressing / undressing. The results of the research presented in this article can be used in planning the work aimed at correcting everyday competence of primary school aged children with heavy speech disorders, with the inclusion in the corrective work of modules that contribute to the formation of social and general competence.
Key words: social and everyday competence, household competence, social adaptation, junior schoolchildren with severe speech disorders.
Е. C. ^uKoea-YnKoecKaH. Ocodennocmu c^opMupoeannocmu Sumoeou KOMnemen^u...
References
1. Zimnyaya I. A. Klyuchevyye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya [Key competences as a performance-target basis of the competence approach in education. Author's version]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2004. 42 p. (in Russian).
2. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar'russkogoyazyka [Explanatory dictionary of the Russian language] (in Russian). URL: http://sl-ovarozhegova.ru/word.php?wordid=11623/ (accessed 28 October 2017).
3. Konopleva A. N. Voprosy transformatsii soderzhaniya spetsial'nogo obrazovaniya v kontekste kompetentnostnogo podkhoda [Questions of the transformation of the content of special education in the context of the competence approach]. Spetsyyal'naya adukatsyya, 2009, no. 3, pp. 3-9 (in Russian).
4. Ivanov D. A. O klyuchevykh kompetentsiyakh i kompetentnostnom podkhode v obrazovanii [About the key competencies and competence approach in education]. Shkol'nyye tekhnologii - Journal of School Technology, 2007, no. 5, pp. 51-60 (in Russian).
5. Lykova-Unkovskaya E. S. Tekhnologiya formirovaniya sotsial'no-bytovoy kompetentnosti mladshikh shkol'nikov s legkoy um-stvennoy otstalost'yu [Technology of formation of social and domestic competence of younger schoolchildren with mild mental retardation]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya "Pedagogika i psikhologiya"- Vestnik of Moscow City Teacher Training University. Pedagogy and Psychology, 2015, no. 2 (32), pp. 102-107 (in Russian).
6. Zhuravlev A. L., Mironenko I. A. Vklad B. D. Parygina v vozrozhdeniye otechestvennoy sotsial'noy psikhologii [Parygin's contribution to the revival of Russian social psychology]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 2015, vol. 36, no. 5, pp. 117-124 (in Russian).
7. Yalpayeva N. V. Korrektsionnaya pomoshch' litsam s ogranichennymi vozmozhnostyami v usloviyakh reabilitatsionnogo tsentra malogo goroda: uchebnoye posobiye [Correctional help for persons with disabilities in the conditions of the rehabilitation center of a small town: a textbook]. Kursk, KSU Publ., 2003. 741 p. (in Russian).
8. Makhmetova A. K., Nokina N. A., Uakhitova A. A., Akylbekova G. Ye. Formirovaniye navykov samoobsluzhivaniya u detey s tyazhelymi i (ili) mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya [The formation of self-service skills in children with severe and (or) multiple developmental disorders]. Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire" [Materials VIII International Scientific Conference "Theory and practice of education in the modern world"]. Saint Petersburg, Svoye izdatel'stvo Publ., 2015. Pp. 132-135 (in Russian).
9. Unkovskaya E. S. Osobennosti sotsial'no-bytovoy adaptatsii mladshikh shkol'nikov s narusheniyami rechi [Peculiarities of social adaptation of younger schoolchildren with speech disorders]. Materialy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Razvitiye sistemy spetsial'nogo (korrektsionnogo) obrazovaniya v regione. Integrirovannoye obucheniye, vospitaniye i okaza-niye ranney pomoshchi detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya" [Materials of the regional scientific and practical conference "Development of a system of special (correctional) education in the region. Integrated training, education and early care for children with disabilities"]. Kursk, KINPO Publ., 2008. Pp. 98-107 (in Russian).
10. Lykova-Unkovskaya E. S. Tekhnologiya formirovaniya sotsial'no-bytovoy kompetentnosti mladshikh shkol'nikov s legkoy umst-vennoy otstalost'yu v usloviyakh vzaimodeystviya sem'i i shkoly. Dis. kand. ped. nauk [Technology of formation of social and domestic competence of junior schoolchildren with mild mental retardation in the conditions of interaction of family and school. Diss. cand. of ped. sci.]. Moscow, 2016. 219 p. (in Russian).
Lykova-Unkovskaya E. S., Moscow Region State University (ul. Very Voloshinoy, 24, Mytishchi, Russian Federation, 141014). E-mail: [email protected]