Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умение / научно-исследовательская работа / студент / учащийся / преподаватель / прогнозирование / полиязычное образование / skill / research work / student / learner / teacher / predicting / polylingual education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калматова Г. М., Хасанов Н. Б., Тентимишова А. К.

В современных условиях модернизации, а именно в условиях полиязычного образования значительно повышаются требования к научно-исследовательской деятельности и интеллектуальным потребностям учащихся. Это связано с тем, что интеллектуальный и научный потенциал подрастающего поколения в любом цивилизованном обществе является важнейшим фактором его будущего развития. В условиях перехода к норме нового поколения одним из условий окончания вуза является формирование исследовательских умений. Статья посвящена развитию научно-исследовательской компетенции студентов в условиях полиязычного образования. Авторы проанализировали понятие научно-исследовательских работ, выявили структуру исследовательской деятельности и обосновали важность и необходимость обучения исследовательским умениям и навыкам. Также определено понятие «умение» и его категории, при реализации которых активизируется научно-исследовательский потенциал учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ RESEARCH SKILLS IN THE CONTEXT OF MULTILINGUAL EDUCATION

The requirements to research activity and intellectual needs of students increase significantly in the modern conditions of modernization, namely in the conditions of multilingual education. Because the intellectual and scientific potential of the younger generation represents the main factor of future development of every civilized society. In the process of transition to the norm of the new generation, one of the requirements to graduate university is the formation of research abilities. Development of research skills of students in conditions of multilingual education is the subject of the article. The authors analyze the concept of research work, identify the structure of research activity and substantiate the importance and necessity of teaching of research skills. The authors define the concept of research skills and its categories. The research skills can be used to activate students' research potential.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107

УДК 372.881.1.111.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/107/43

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©Калматова Г. М., SPIN-код: 9203-3247, канд. пед. наук, Кыргызско-Узбекский международный университет им. Б. Сыдыкова, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Хасанов Н. Б., SPIN-код: 9179-7012, д-р пед. наук, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected] ©Тентимишова А. К., ORCID: 0000-0002-9581-0924, SPIN-код: 9475-8655, канд. филол. наук, Кыргызско-Узбекский международный университет им. Б. Сыдыкова, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]

DEVELOPMENT OF STUDENTS' RESEARCH SKILLS IN THE CONTEXT OF MULTILINGUAL EDUCATION

©Kalmatova G., SPIN-code: 9203-3247, Ph.D., Kyrgyz-Uzbek International University named after

B. Sydykov, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Khasanov N., SPIN-code: 9179-7012, Dr. habil., Kyrgyz State University named after I. Arabaev,

Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected] ©Tentimishova A., ORCID: 0000-0002-9581-0924, SPIN-code: 9475-8655, Ph.D., Kyrgyz-Uzbek International University named after B. Sydykov, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. В современных условиях модернизации, а именно в условиях полиязычного образования значительно повышаются требования к научно-исследовательской деятельности и интеллектуальным потребностям учащихся. Это связано с тем, что интеллектуальный и научный потенциал подрастающего поколения в любом цивилизованном обществе является важнейшим фактором его будущего развития. В условиях перехода к норме нового поколения одним из условий окончания вуза является формирование исследовательских умений. Статья посвящена развитию научно-исследовательской компетенции студентов в условиях полиязычного образования. Авторы проанализировали понятие научно-исследовательских работ, выявили структуру исследовательской деятельности и обосновали важность и необходимость обучения исследовательским умениям и навыкам. Также определено понятие «умение» и его категории, при реализации которых активизируется научно-исследовательский потенциал учащихся.

Abstract. The requirements to research activity and intellectual needs of students increase significantly in the modern conditions of modernization, namely in the conditions of multilingual education. Because the intellectual and scientific potential of the younger generation represents the main factor of future development of every civilized society. In the process of transition to the norm of the new generation, one of the requirements to graduate university is the formation of research abilities. Development of research skills of students in conditions of multilingual education is the subject of the article. The authors analyze the concept of research work, identify the structure of research activity and substantiate the importance and necessity of teaching of research skills. The authors define the concept of research skills and its categories. The research skills can be used to activate students' research potential.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107

Ключевые слова: умение, научно-исследовательская работа, студент, учащийся, преподаватель, прогнозирование, полиязычное образование.

Keywords: skill, research work, student, learner, teacher, predicting, polylingual education.

Взаимодействие между человеком и окружающей его действительностью неотделимо от его развития и существования. В результате этого взаимодействия изменяется окружающая среда и человек. При этом, конечно, сам человек является частью природы, которую он активно изменяет посредством своего творчества. Он привносит новые причины и средства для своего творчества. Таким образом, человеческая деятельность становится одной из важнейших эволюционных сил прогресса. Одним из требований к выпускникам высших учебных заведений сегодня является развитие исследовательских компетенций и умений, согласно существующим государственным образовательным стандартам. Польза общего образования заключается в развитии общих учебных навыков, овладение которыми во многом определяет успех всего дальнейшего обучения. Одни авторы определяют умение как готовность сознательно выполнять практические действия на основе приобретенных знаний. Другие определяют умение как способность человека действовать на основе знаний и опыта [1].

Психологический механизм, лежащий в основе умений, очень сложен. Он включает в себя все основные познавательные процессы: интеллект, волю, чувства, проявляющиеся в сознательной, целенаправленной, успешной реализации «системы осязательных, мыслительных, волевых, эмоциональных и других операций». Умения имеют характер осознанности, интеллектуальности, целенаправленности, произвольности, планирования, прогрессивности, практической эффективности, слитности практических и умственных действий. Все эти специфические характеристики раскрывают особую природу умений, их взаимосвязь со способностями обучающегося. Таким образом, умения представляют собой сложнейшее структурное сочетание сенсорных, волевых, чувственных и интеллектуальных качеств личности.

Умения деляться на две категории: практические умения (способность измерять, вычислять, применять источник энергии и т.д.); когнитивные или познавательные умения (способность наблюдать, экспериментировать и работать с источниками). При выполнении исследовательской деятельности активизируются самостоятельные мыслительные реакции. Обучающиеся проводят сравнение, анализ явлений и делают вывод о замеченных закономерностях. Благодаря активному поиску решения задачи, поставленной преподавателем, у студента формируется устойчивый познавательный интерес, который вырастает из его заинтересованности в решении проблемы [2].

В основе исследований лежит потребность в получении новой, необходимой информации, в обретении самостоятельности, в том числе в освоении новых способов работы. Эта потребность направлена на постоянное обогащение и обновление информации, на активизацию роста творческого человека. Новые познавательные потребности, стремление к открытию неизвестного и непознанного на основе генерации информации, возникают в процессе деятельности человека, когда он реализует свои творческие способности, не обращая внимания на практическую направленность исследования, глубже осваивать объекты окружающей действительности.

Структура исследовательской деятельности делится на следующие компоненты: а) формулировка проблемы; б) сравнение имеющихся теорий по выбранной теме; в) создание гипотетической модели и организация экспериментального исследования.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107

На основании проведенного исследования можно выделить главные уровни организации научно-исследовательской деятельности: формулировка проблемы, сравнение имеющихся теорий по выбранной теме, создание моделей гипотез, организация экспериментального исследования. На основе документов, энциклопедических источников и пока еще экспериментов может быть построена деятельность исследования. Учащиеся делают обобщения, ассоциации, выводы. Познавательная деятельность при реализации какого-либо элемента науки становится исследовательской деятельностью. Под научно-исследовательским подходом в обучении нужно понимать сочетание способов, методов и средств учебной деятельности, способствующих повышению познавательной активности учащихся путем приобщения их к научной и творческо-поисковой деятельности. Это постепенное усложнение процесса приобретения знаний через изучение фактов, исследование причинно-следственных связей, отношений между ними [3].

Важной целью исследований в области образования является повышение успеваемости учащихся, как по языковым, так и по неязыковым предметам. Поэтому исследователи заинтересованы в изучении взаимосвязи между результатами обучения и такими факторами, как полиязычие, менталитет роста, стили обучения и стратегии саморегуляции. Эти факторы являются частью стиля обучения студента, который представляет собой «последовательный набор учебных действий, которыми обычно занимается студент, его «представления об обучении и его мотивацию к обучению, что является целостной характеристикой студента в данный момент времени» [4].

Полиязычное образование, отражающее разнообразие языкового фона студентов во многих регионах, в последние годы получило широкое распространение. Последствия этого исследования выходят за рамки когнитивного развития человека и имеют значение для сохранения культуры и развития сообщества. Педагогам, политикам и исследователям крайне важно понимать всю сложность полиязычного образования. Полиязычное образование относится к подходам к обучению, в которых в качестве средства обучения используется более одного языка. Цель этой модели - развивать двуязычие или многоязычие, чтобы учащиеся овладевали более чем одним языком, получая при этом академические знания.

Научно-исследовательская работа студентов в условиях полиязычого образования приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущих специалистов, поскольку эффективность их деятельности зависит от уровня сформированности исследовательских знаний, умений, развития личностных качеств, приобретения опыта творческой и поисковой исследовательской деятельности. Исследования в условиях полиязычного образования подчеркивают его важность для развития когнитивных, социальных и культурных результатов учащихся. Оно развивает у учащихся критическое мышление и навыки решения проблем, а также позволяет понять, как учащиеся взаимодействуют с различными языковыми средами.

Многие ученые-методисты признают необходимость формирования исследовательских навыков в полиязычной среде у учащихся в процессе обучения. Потому, как они необходимы для правильного решения многих жизненных проблем не только на своем языке, но и на иностранном. Например, очень важно обладать способностью анализа ситуации учитывая языковые особенности, разработки путей ее решения и определить цели. А также, становится необходимым понимать иноязычное происхождение определений, научных фактов и уметь применять их в той или иной ситуации, чтобы глубоко разобраться в вопросе. Сегодня проблемы внедрения исследовательского подхода в педагогическую практику решают большинство преподавателей, новаторов и энтузиастов, а также творческие лаборатории и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107

ВУЗы. В силу сложности планирования, урок как исследование очень мало изучен в педагогической практике. Действительно, разработка исследовательского занятия - это пример проблемной ситуации и эффективного поиска решения преподавателем. Для разработки урока-исследования преподавателю необходимо:

1. Формулировать обобщение урока. Что должен усвоить студент на уроке, какое правило или закономерность должен четко осознать преподаватель еще до начала урока.

2. Определить или обосновать материал, который студент должен будет изучить для обобщения.

3. Решить какой тип образовательного исследования целесообразнее разработать в данном конкретном случае.

4. Разработать проблемную ситуацию, которая является мотиватором для студентов. Преподаватель должен разработать задание, которое формирует познавательную потребность и открывает неизвестное.

5. Последний этап - организационный. Преподаватель должен продумать, как распределить материал для изучения между группами, как сформировать рабочие группы и как представить результаты самостоятельного исследования студентов по данной теме [5].

Со своей стороны студент, при реализации исследовательских умений демонстрирует способность говорить все, что он или она знаете о теме, отвечает на провокации, формулирует первые гипотезы, определяет свои мотивы и цели, принимает участие во взаимодействии с группой, участвует в процессах чтения, обсуждения, закрепления а также может корректировать свои цели.

К другим видам научно-исследовательских работ относятся: конспекты, проекты, авторефераты, рефераты, расширенное эссе, отчеты, доклады, кейс исследования, аннотации, научные статьи, лабораторные исследования, научные отчеты, презентации в power point, wiki, google, chat gpt.

Во всех видах деятельности происходит формирование таких исследовательских навыков как прогностическая способность, аналитическое и системное мышление, аргументированный вывод самостоятельная и творческая активность и критическое мышление и др.

Что касается работы с информационными ресурсами (Chat GPT, Google, Wiki), то технологии оказали глубокое влияние на сферу полиязычного образования. Они создали множество возможностей для улучшения изучения языка и обеспечения эффективного общения на нескольких языках. Среди инструментов, которые вносят значительный вклад в процесс обучения также имеются приложения для изучения языка, онлайновые языковые биржи и мультимедийные ресурсы.

Интеграция технологий в исследовательскую деятельность в условиях полиязычного образования способствует персонализации обучения. Учащиеся получают доступ к ресурсам, которые соответствуют их конкретным языковым потребностям и уровню владения языком. Кроме того, учащиеся могут эффективно отслеживать свой прогресс с помощью интерактивных платформ, обеспечивающих обратную связь в режиме реального времени.

Развитие навыков цифровой грамотности - еще одна область, в которой технологии оказывают влияние на полиязычное образование. По мере того как учащиеся ориентируются на различных цифровых платформах, они приобретают важнейшие навыки, которые жизненно необходимы в глобализированном мире. Это готовит их к будущим академическим и профессиональным начинаниям.

В условиях полиязычного образования формирование исследовательских умений учащихся необходимо осуществлять поэтапное с последующим усложнением видов работ.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107

Необходимо повышать степень самостоятельности в исследовании и открытии новых явлений и усложнять выполняемые оперативные действия при решении исследовательских задач. Это может быть реализовано путем выполнение исследовательских заданий. Они стимулируют учебный процесс, повышают мотивацию и активность учащихся.

Также важно понимать различные педагогические методы в рамках полиязычного образования. Эти методы могут быть самыми разными, начиная от программ погружения и заканчивая аддитивными двуязычными моделями, каждая из которых учитывает уникальные потребности учащихся и сообществ, которые они представляют.

В современном образовательном ландшафте научно-исследовательские умения в условиях полиязычного образования показывают его глубокую важность когнитивных навыков, таких как решение проблем и критическое мышление. Это осуществляется благодаря изучению нескольких языков. Эти когнитивные преимущества не только способствуют успеваемости, но и готовят студентов к конкуренции в глобализированном мире.

Для сбора данных, анализа результатов и формулирования значимых выводов в научно-исследовательских работах в условиях полиязычному образованию используются различные методы как количественные и качественные методы, которые включают в себя интервью, фокус-группы, использование опросов и стандартизированных оценок для измерения языковых навыков, академической успеваемости и когнитивных способностей учащихся в многоязычной среде.

Также центральное место в понимании полиязычного образования занимают кейс исследования. Они демонстрируют успешные программы и выявляют проблемы, с которыми сталкиваются многоязычные учащиеся, обеспечивая всесторонний взгляд на конкретные условия. Кейс исследования позволяют студентам выявить эффективные методы и непреднамеренные «подводные камни». Они также вносят свой вклад в постоянный дискурс исследований в области полизычного образования.

Все вышеперечисленные методы, приемы и методические рекомендации могут быть использованы для того, чтобы помочь студентам научиться проводить исследования. Они помогают развивать альтернативные методы обучения, придают творческий характер познавательной деятельности учащихся, повышают уровень самореализации и помогают решить сложную задачу - формирование самосознания. Профессионал, способный к творческому поиску, образованный человек с высоким уровнем морально-этических качеств - конечная цель воспитания в любом современном учебном заведении.

Список литературы:

1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: Университет, 2000. 336 с.

2. Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М.: 1988.

3. Иванова Ж. Г. Организация исследовательской работы студентов // Педагогическое мастерство: материалы международной научной конференции. М.: Буки-Веди, 2012. С. 224226.

4. Calafato R., Simmonds K. The impact of multilingualism and learning patterns on student achievement in English and other subjects in higher education // Cambridge Journal of Education. 2023. V. 53. №5. P. 705-724. https://doi.org/10.1080/0305764X.2023.2206805

5. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. №2. С. 23.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107

References:

1. Gal'perin, P. Ya. (2000). Vvedenie v psikhologiyu. Moscow. (in Russian).

2. Gal'perin, P. Ya., & Talyzina, N. F. (1988). Formirovanie znanii i umenii na osnove teorii poetapnogo formirovaniya umstvennykh deistvii. Moscow. (in Russian).

3. Ivanova, Zh. G. (2012). Organizatsiya issledovatel'skoi raboty studentov // Pedagogicheskoe masterstvo: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moscow, 224-226. (in Russian).

4. Calafato, R., & Simmonds, K. (2023). The impact of multilingualism and learning patterns on student achievement in English and other subjects in higher education. Cambridge Journal of Education, 53(5), 705-724. https://doi.org/10.1080/0305764X.2023.2206805

5. Polat, E. S. (2000). Metod proektov na urokakh inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole, (2), 3-10. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 14.09.2024 г. 22.09.2024 г.

Ссылка для цитирования:

Калматова Г. М., Хасанов Н. Б., Тентимишова А. К. Развитие научно-исследовательских умений студентов в условиях полиязычного образования // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №10. С. 340-345. https://doi.org/10.33619/2414-2948/107/43

Cite as (APA):

Kalmatova, G., Khasanov, N. & Tentimishova, A. (2024). Development of Students' Research Skills in the Context of Multilingual Education. Bulletin of Science and Practice, 10(10), 340-345. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/107/43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.