Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №11 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/108
УДК 372.881.1.111.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/108/51
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ МЕТОДЕ ОБУЧЕНИЯ
©Калматова Г. М., SPIN-код: 9203-3247, канд. пед. наук, Кыргызско-Узбекский Международный университет им. Б. Сыдыкова, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Тентимишова А. К., ORCID: 0000-0002-9581-0924, SPIN-код: 9475-8655, канд. филол. наук, Кыргызско-Узбекский международный университет им. Б. Сыдыкова, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL SCIENCE IN THE COMMUNICATIVE METHOD OF TEACHING
©Kalmatova G, SPIN-code: 9203-3247, Ph.D., Kyrgyz-Uzbek International University named after
B. Sydykov, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Tentimishova A., ORCID: 0000-0002-9581-0924, SPIN-code: 9475-8655, Ph.D., Kyrgyz-Uzbek International University named after B. Sydykov, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Исследовательские способности студентов педагогического вуза — это интегральное качество личности, которое выражается в признании ценности такой деятельности, во владении методикой следственной работы, в формировании и развитии способности к следственной работе, в решении следственных задач и их использовании в дальнейшей профессиональной деятельности. В статье приводятся доказательства важности развития коммуникативных и исследовательских навыков как залога успешного обучения студентов-педагогов. Авторами приводятся ключевые навыки научно-исследовательского и коммуникативного подхода обучения.
Abstract. Research abilities of students of pedagogical university are an integral quality of personality, which is expressed in the recognition of the value of such activity, in the possession of the methodology of investigative work, in the formation and development of the ability to investigative work, in solving investigative problems and their use in further professional activity. The article provides evidence of the importance of the development of communication and research skills as a guarantee of successful training of student teachers. The authors provide key skills of scientific-research and communicative approach of teaching.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, деловое общение, навыки общения, научно-исследовательские навыки, педагогика, компетенция.
Keywords: communicative skills, business communication, communication skills, research skills, pedagogy, competence.
Компетентностный подход тесно связан с научно-исследовательской деятельностью, которая изначально была направлена на всестороннее развитие личности. Процесс формирования компетенций как приоритетная парадигма образования позволяет использовать различные методы, направлять деятельность обучающихся в определенное русло, а результатом является сформированная компетенция. Большое значение в
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №11 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/108
системообразующем характере профессиональной подготовки будущих педагогов приобретает подготовка студентов к ведению научно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Понятие «исследовательская деятельность» в педагогической науке имеет несколько определений. По мнению Н. В. Бордовской, исследовательская деятельность — это вид педагогической деятельности, направленный на познание и преобразование образовательной действительности на основе достижений педагогической науки с использованием научных методов [1].
Приобретение новых педагогических знаний и опыта, развитие методологической культуры учителя-исследователя являются результатами исследовательской деятельности. Другие ученые считают, что исследовательская деятельность — это процесс профессионального развития личности, в ходе которого формируются способности к проведению научных исследований, самостоятельной работе, работе в команде, проявлению инициативы, развитию критического мышления и творческой самореализации.
Учебно-исследовательская деятельность рассматривается как целенаправленная и упорядоченная система действий, стимулирующая мотивацию и активность обучающихся, способствующая вовлечению их в процесс объективного научного исследования. Преподавание и исследования можно определить как деятельность, основной целью которой является достижение образовательного результата. Исследование Е. Ю. Никитиной показывает, что исследовательская деятельность студентов педагогических вузов развивает их способности средствами проблемно-ориентированного обучения. Автор подчеркивает, что в ходе исследовательской деятельности, решая проблемные ситуации, студенты осознают ценности и смысл своей деятельности. В результате стимулируется развитие профессиональных навыков.
Ссылаясь на модель развития творческого потенциала личности, Н. С. Шумилова рассматривает исследовательскую деятельность как средство развития творческих способностей будущих педагогов [2].
Под исследовательской деятельностью следует понимать вид познавательной деятельности, целью которой является всестороннее изучение объекта познания. Объектом познания может быть любой материальный или идеальный предмет, процесс или явление. Состав, структура и отдельные элементы этих объектов должны рассматриваться как предмет исследовательской деятельности. Результатом исследовательской деятельности следует считать знание научного содержания, имеющее высокую личностную и социальную ценность.
Способность к исследовательской деятельности важна для обучения студентов преподаванию. В то же время изучаемая литература предполагает работу с различными текстами, праксиологический анализ, использование навыков моделирования, оптимизацию и алгоритмизацию фактических и ценностных суждений и другие умения, способствующие гармоничному формированию современного специалиста. С другой стороны, обучение в иноязычной среде или в межгрупповом взаимодействии усложняет этот процесс. Оно требует не только знания языка обучения, но и навыков межкультурной коммуникации, через призму которых должны реализовываться все направления научно-аналитической и коммуникативной деятельности. Между тем, такие навыки межкультурной коммуникации, как умение уверенно и рационально выражать свои мысли и мнения на иностранном языке при общении с иностранцами, зачастую играют решающую роль в конструктивном взаимодействии студентов в студенческих коллективах, в межкультурной научной
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №11 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/108
коммуникации, в том числе с преподавателями-предметниками, а в будущем - в профессиональной среде.
Проблемы общения — необходимая часть профессиональной компетентности специалистов во всех сферах их деятельности, вызывающая большой интерес у людей разных возрастов и профессий. Коммуникативные навыки студентов-педагогов можно назвать "soft skills", которые развиваются с помощью научно-аналитической учебной деятельности. «Мягкие навыки» рассматриваются через коммуникативные и управленческие таланты и включает в себя умение убеждать, руководить, управлять, презентовать, находить правильный подход к людям, умение разрешать конфликтные ситуации, публичные выступления и т.д.» [3].
Структура коммуникативной компетентности педагога включает ряд основных элементов: коммуникативные навыки (умение общаться с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними подходящие с воспитательной точки зрения отношения, наличие воспитательного такта), коммуникативные знания (эти знания приобретаются непосредственно в процессе общения методом проб и ошибок, а также дополняются теоретическими знаниями теории делового общения и смежных наук).
Исследователи выделяют основные взаимокоррелирующие компоненты научно-аналитической и коммуникативной компетенций, которыми необходимо овладеть в процессе обучения в вузе международного формата, что будет способствовать развитию метакогнитивных характеристик студентов. Итак, научно-исследовательские умения включают:
-анализ конкретных коммуникативных ситуаций в научном дискурсе результатов монолога, диалога и полилога;
-сравнение и сопоставление полученной информации, а также поиск в ней несоответствий/искажений;
-умение делать выводы, находить закономерности, адекватные логике рассматриваемых проблем;
-дифференциация научных коммуникативных явлений;
-актуальное восприятие не только концептуального значения языковых знаков, но и их коннотативных смыслов, в том числе имплицитного смысла высказывания;
-продуктивное чтение: умение работать с большим объемом научной информации с последующим аннотированием и реферированием основной мысли прочитанного; -систематизация полученной информации, составление оценок, таблиц; -классификация, конкретизация, обобщение, схематизация данных; принцип научной аргументации: умение формулировать гипотезы, доказывать их, аргументировать свою точку зрения;
-умение конспектировать и обобщать научную информацию, в том числе хорошую; -умение читать научный текст и др. Коммуникативные же умения включают:
-навыки межкультурного общения; толерантность к неопределенности; -умение выявлять мотивы и характеристики общения, коммуникативную эффективность, прогностический анализ последствий общения для адресата и получателя;
-умение выявлять позитивные и негативные аспекты коммуникативных явлений, действий (коммуникативные нормы и отклонения);
-грамотная интерпретация интонации и невербальных знаков общения (проксемика, гаптика, кинесика, окулестека);
-умение устанавливать контакт на вербальном и невербальном уровнях;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №11 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/108
Навыки активного слушания:
-умение слушать и слышать коммуникатора, поддерживать беседу, убеждать;
-навыки повествования: умение кратко и связно излагать свои мысли и мнения;
-навыки самопрезентации, владение стратегиями и тактиками коммуникативного воздействия;
-навыки публичных выступлений, экспромта;
-умение выявлять причины межкоммуникативных барьеров и неудач [5].
Также на семинарском занятии можно инициировать научную коммуникативную научную дискуссию; организовать работу с текстом, в ходе которой необходимо сравнить и сопоставить полученную информацию, а также найти в ней несоответствия или искажения; дать каждому студенту задание представить собственную гипотезу по решению какой-либо проблемы и аргументировать свою точку зрения со ссылками на научную информацию; использовать исследовательский проект по анализу текста как инструмент формирования научно-аналитических умений и т.д. При этом условия каждого задания и изучаемые проблемы должны опираться на область исследования; работа должна осуществляться в межгрупповом взаимодействии, что способствует установлению межкультурной коммуникации, стимулирует развитие научно-аналитических умений и т.д.
Коммуникативные и аналитические игры — это технологии обучения, направленные на моделирование конкретных научных и коммуникативных ситуаций. Они позволяют студентам не только отработать теоретические знания, но и развить информационно-аналитические и аналитико-интерпретационные навыки, научиться работать в межкультурной среде, анализировать вербальное и невербальное поведение участников игры.
Таким образом, критическое мышление, анализ проблем и самостоятельное принятие решений, а также преобразование информации в знания являются одними из основных научно-исследовательских навыков, которые актуальны для учебной и научной деятельности студентов-педагогов. Процесс развития этих навыков будет более эффективным, если использовать активные методы обучения (ролевые игры, мемы, ситуационные упражнения, коммуникативные профессиональные тренинги и активный анализ проблем и ситуаций, ориентируясь на аналитические принципы педагогических исследований.
Список литературы:
1. Булгарова Б. А., Табатабаи С., Елиас Р., Джума К. Формирование научно-аналитических и коммуникативных навыков у студентов-гуманитариев в международном университете (студенты-гуманитарии поколения Z в международном университете) // Litera. 2024. №2. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2024.2.69627
2. Мюллер О. Ю. Сущность и структура понятия «научно-исследовательские умения студентов педагогического вуза» // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. №3. С. 55-59.
3. Бакурова О. Н., Пузанова Е. Д. Формирование навыков «soft skills» у учащихся старших классов с различным уровнем метакогнитивных знаний и навыков // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. №6. С. 84.
4. Потуткова С. А. «Мягкие» коммуникативные навыки (soft skills) сотрудников как фактор повышения качества социального обслуживания // Отечественный журнал социальной работы. 2017. №3(70). С. 110-117.
5. Козилова Л. В. Формирование профессионального мировоззрения у студентов педагогического направления в условиях образовательной среды университета: основные функции // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2019. С. 179-182.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №11 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/108
References:
1. Bulgarova, B. A., Sara, T., Rula, E., & Kayan, D. (2024). Formirovanie nauchno-analiticheskikh i kommunikativnykh navykov u studentov-gumanitariev v mezhdunarodnom universitete (studenty-gumanitarii pokoleniya Z v mezhdunarodnom universitete). Litera, (2), 218229. (in Russian). https://doi.org/10.25136/2409-8698.2024.2.69627
2. Myuller, O. Yu. (2021). Sushchnost' i struktura ponyatiya «nauchno-issledovatel'skie umeniya studentov pedagogicheskogo vuza». Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki, (3), 5559. (in Russian).
3. Bakurova, O. N., & Puzanova, E. D. (2019). Formirovanie navykov «soft skills» u uchashchikhsya starshikh klassov s razlichnym urovnem metakognitivnykh znanii i navykov. Mir nauki. Pedagogika ipsikhologiya, 7(6), 84. (in Russian).
4. Potutkova, S. A. (2017). " Myagkie" kommunikativnye navyki (Soft Skills) sotrudnikov kak faktor povysheniya kachestva sotsial'nogo obsluzhivaniya. Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty, (3), 110-117. (in Russian).
5. Kozilova, L. V. (2019). Formirovanie professional'nogo mirovozzreniya u studentov pedagogicheskogo napravleniya v usloviyakh obrazovatel'noi sredy universiteta: osnovnye funktsii. In Sovremennoe obrazovanie: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovatsii (pp. 179-182). (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 15.10.2024 г. 22.10.2024 г.
Ссылка для цитирования:
Калматова Г. М., Тентимишова А. К. Формирование научно-исследовательских навыков у студентов педагогического направления в коммуникативном методе обучения // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №11. С. 393-397. https://doi.org/10.33619/2414-2948/108/51
Cite as (APA):
Kalmatova, G. & Tentimishova, A. (2024). Development of Research Skills in Students of Pedagogical Science in the Communicative Method of Teaching. Bulletin of Science and Practice, 10(11), 393-397. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/108/51