Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод проектов / научно-исследовательская работа / образование / компетенция / технологии / когнитивные способности / умения / project method / research work / education / competence / technology / cognitive abilities / skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калматова Г. М., Хасанов Н. Б.

В настоящее время роль науки среди студентов в процессе их обучения возрастает. Это связано с тем, что в последние годы увеличился объем научно-исследовательской работы и произошла смена образовательной парадигмы, в которой базовые академические знания уже не являются единственным необходимым капиталом, что ведет к усилению саморазвития в профессиональной деятельности. Студенческая научно-исследовательская работа является одним из важнейших средств повышения качества образования и подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески применять на практике новейшие достижения научно-технического и культурного прогресса в современных условиях. Проектные технологии развивают когнитивные навыки студентов, их способность самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве и критического и творческого мышления. В статье авторы определяют важность использования метода проекта для развития научно-исследовательской деятельности студентов. Также приводятся этапы и шаги реализации данного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калматова Г. М., Хасанов Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT TECHNOLOGIES IN THE PRACTICAL COURSE OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE FORMATION OF RESEARCH QUALITIES OF UNIVERSITY STUDENTS

Nowadays, the role of science in the learning process of students is becoming more and more important. This is due to the fact that in recent years there has been an increase in the volume of research work, and there has been a change in the educational paradigm, in which the basic academic knowledge is no longer the only necessary capital, which leads to an increase in self-development in professional activities. Research work of students is one of the most important means of improvement of quality of education and training of specialists with higher education, capable of creative application in practice of the latest achievements of scientific, technical and cultural progress in modern conditions. Project technologies develop cognitive skills of students, their ability to independently construct their knowledge, ability to navigate in the information space, critical and creative thinking. In the article the authors define the importance of the use of the project method for the development of research activity of students. The stages and steps of implementation of this method are also given.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107

УДК 378.14.015.62 https://doi.org/10.33619/2414-2948/107/49

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА

©Калматова Г. М., SPIN-код: 9203-3247, канд. пед. наук, Кыргызско-Узбекский международный университет им. Б. Сыдыкова, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]

©Хасанов Н. Б., SPIN-код: 9179-7012, д-р пед. наук, Кыргызский государственный университет им. И.Арабаева г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]

PROJECT TECHNOLOGIES IN THE PRACTICAL COURSE

OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE FORMATION OF RESEARCH QUALITIES OF UNIVERSITY STUDENTS

©Kalmatova G., SPIN-code: 9179-7012, Ph.D., Kyrgyz-UzbekInternational University named after B. Sydykov, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Khasanov N., SPIN-code: 9179-7012, Dr. habil., Kyrgyz State University named after I. Arabaev, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. В настоящее время роль науки среди студентов в процессе их обучения возрастает. Это связано с тем, что в последние годы увеличился объем научно-исследовательской работы и произошла смена образовательной парадигмы, в которой базовые академические знания уже не являются единственным необходимым капиталом, что ведет к усилению саморазвития в профессиональной деятельности. Студенческая научно -исследовательская работа является одним из важнейших средств повышения качества образования и подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески применять на практике новейшие достижения научно-технического и культурного прогресса в современных условиях. Проектные технологии развивают когнитивные навыки студентов, их способность самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве и критического и творческого мышления. В статье авторы определяют важность использования метода проекта для развития научно-исследовательской деятельности студентов. Также приводятся этапы и шаги реализации данного метода.

Abstract. Nowadays, the role of science in the learning process of students is becoming more and more important. This is due to the fact that in recent years there has been an increase in the volume of research work, and there has been a change in the educational paradigm, in which the basic academic knowledge is no longer the only necessary capital, which leads to an increase in self-development in professional activities. Research work of students is one of the most important means of improvement of quality of education and training of specialists with higher education, capable of creative application in practice of the latest achievements of scientific, technical and cultural progress in modern conditions. Project technologies develop cognitive skills of students, their ability to independently construct their knowledge, ability to navigate in the information space, critical and creative thinking. In the article the authors define the importance of the use of the project method for the development of research activity of students. The stages and steps of implementation of this method are also given.

Ключевые слова: метод проектов, научно-исследовательская работа, образование, компетенция, технологии, когнитивные способности, умения.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107

Keywords: project method, research work, education, competence, technology, cognitive abilities, skills.

В настоящее время одним из ведущих направлений в области развития образования является формирование личности, отвечающей современным требованиям. В результате значительно возрастает потребность в современном, самостоятельном, активном человеке, способном принимать решения и гибко приспосабливаться к изменениям условий жизни. Главная задача современного образования — сформировать человека свободно мыслящего, обладающего широким кругозором, хорошо образованного.

Следует признать, что в настоящее время мы недостаточно уделяем внимания развитию учебных и творческих навыков учащихся для полноценного развития этих самых современных личностей. Поэтому возможным решением этой проблемы является внедрение в современный образовательный процесс передовых образовательных технологий. Метод проектов, который мы относим к передовым технологиям, способен не только дать учащимся готовые знания, но и научить их искать и находить информацию, которой они могут овладеть самостоятельно. Это, на наш взгляд, и есть задача современного образования.

Под влиянием современной тенденции технологизации педагогики проектные технологии развились из метода проектов Джона Дьюи и получили название метода проектов в отечественной педагогической литературе и в исследованиях по истории педагогики. Основная идея метода проектов заключается в том, что вместо того, чтобы просто получать знания от преподавателя, студенты должны быть активными участниками исследований, экспериментов и творческой деятельности [1].

Метод проектов в обучении русскому языку позволяет эффективно воздействовать на различные аспекты развития молодежи, формирования творческой и социальной активности, развития навыков, обеспечивающих успешное развитие, обучение и воспитание личности.

Применение проектных технологий на практическом курсе русского языка способствует повышению интеллектуального и научного потенциала студентов. Многие проблемы можно решить, совершенствуя формы и содержание образовательного процесса в вузе, активно внедряя инновационные методы обучения. Представление знаний с использованием новейших технологий и учебных пособий в форме проектного процесса -одна из главных целей достижения эффективности обучения. Отличие проектного обучения от проблемного в том, что деятельность студента носит характер проекта, который предполагает получение определенного результата и его публичную презентацию.

В настоящее время проектные технологии как метод обучения очень популярны среди педагогов, которые занимаются как теоретическими исследованиями, так и практической реализацией в различных образовательных учреждениях. П. И. Образцов считает, что проектирование имеет вполне конкретное назначение - создание учителем специальной учебной среды, позволяющей организовать учебное взаимодействие с учащимися, что гарантирует достижение поставленных образовательных целей. Мы же считаем, что метод проектов основан на развитии когнитивных навыков и умении самостоятельно формировать свои знания, умении ориентироваться в информационном пространстве, развитии критического и творческого мышления. Овладение методом проектов — показатель высокого мастерства преподавателя, прогрессивной методики обучения и развития учащихся [2].

Научно-исследовательская деятельность студентов — это становление будущего специалиста средствами индивидуальной познавательной деятельности, целью которой является приобретение новых знаний, самостоятельное решение теоретических и практических задач, самообразование и самореализация своих исследовательских

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107

возможностей и навыков. На нынешнем этапе развития системы высшего профессионального образования значение научно-исследовательской работы студентов продолжает возрастать, становясь одной из важнейших составляющих подготовки будущих специалистов. Это обусловлено прежде всего тем, что ее эффективность во многом определяется уровнем сформированности исследовательских знаний, умений, навыков, развития личностных качеств и накопления опыта профессиональной деятельности. На сегодняшний день наиболее применяемыми видами научно-исследовательсих работ среди студентов являются дипломные работы, рефераты, доклады, презентации, научные статьи, эссе, курсовые, работа в секциях, проекты. Индивидуальность, творческие способности, готовность к личностному развитию могут быть развиты через исследовательскую деятельность учащихся. Следует отметить, что процесс исследования индивидуален и ценен как с образовательной, так и с личностной точки зрения. Можно выделить следующие компетенции научно-исследовательской деятельности:

— Информационно-коммуникативные компетенции (умение находить, выбирать, готовить, анализировать и передавать информацию; умение понимать и воспроизводить структуру текстов; умение представлять тексты в виде вторичных документов (планы, тезисы, резюме, обзоры, аннотации, конспекты), умение цитировать, умение оформлять сообщение с учетом различных жанров, научный стиль речи, умение участвовать в научных диалогах, спорах, дискуссиях, умение приобретать собственные знания и применять их в творческом ключе);

— Методические компетенции (умение обозначать проблему, наметить пути ее решения, предложить основную идею исследования и структуру работы, определить объект и тему, цель и задачи, выдвинуть гипотезу исследования);

— Теоретические компетенции (умение анализировать и синтезировать, умозаключать и выводить, сравнивать и сопоставлять, абстрагировать и конкретизировать, классифицировать и систематизировать, аналогизировать и обобщать, теоретическое моделирование);

— Эмпирические компетенции (способность к опросу, тестированию, наблюдению и изучению данных, способность изучать и делать обобщения на основе опыта, способность организовать и провести эксперимент, способность интерпретировать результаты исследования) [3].

Основными целями исследовательской деятельности выступают: активное участие каждого студента в процессе обучения и творчества, защита своих взглядов и идей, обучение применению полученных знаний в новых ситуациях и обстоятельствах, формирование навыков взаимодействия и сотрудничества учащихся в процессе совместной работы, развитие способности ориентироваться в информационном пространстве и умения эффективно фильтровать, анализировать и использовать информацию. Эти цели совпадают с целями проектной деятельности.

Метод проектов - это способ организации работы, направленный на решение конкретной задачи или достижение конкретной цели в рамках проекта.

В начале XX века российские педагоги заинтересовались методом проектов. С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер и А. У Зеленко пропагандировали этот метод в преподавании. Однако в 30-е годы был введен официальный запрет на использование этого метода. Метод проектов вновь обрел свое значение лишь спустя несколько десятилетий. Его возрождению на практике способствовали Е. С. Полат, Т. А. Воронина, И. Е. Брусникина, А. И. Савенков. Е. С. Полат разработала теоретические основы метода проектов в России. По мнению Е. С. Полат: «Метод проектов включает в себя определенный набор педагогических и познавательных

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107

приемов и действий учащихся, которые позволяют решить определенную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагают представление этих результатов в виде определенного продукта деятельности». Говоря о методе проектов как об образовательной технологии, подразумевают набор исследовательских, проблемно-ориентированных методик, которые по своей сути являются творческими [4].

Основные элементы работы по методу проектов обычно включают этапы, представленные на Рисунке.

Проектирован ие Поиск информации Продукт

Проблема

Презентация

Рисунок. Этапы реализации проекта

Чтобы спланировать задание, целью которого является развитие научно-исследовательских качеств студента на уроке русского языка, преподавателю необходимо знать следующие шаги:

Подготовка: 1. Определение темы проекта, цели и отправной точки; 2. Обсуждение темы проекта с преподавателем и при необходимости получение дополнительной информации; 3. Определение цели проекта.

Планирование: 1. Определение ресурсов требуемой информации; 2. Определение, как будет собираться и анализироваться информация; 3. Определение формы представления результатов (форма проекта); 4. Определение процедур и критериев оценки результатов проекта; 5. Распределение задач и обязанностей.

Исследование: 1. Сбор и уточнение информации (основные механизмы: интервью, анкетирование, наблюдение, эксперимент и т.д.); 2. Определение и обсуждение альтернативных вариантов, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта; 3. Выбор наилучшего способа реализации проекта; 4. Постепенное внедрение исследовательских задач.

Презентация проекта и анализ результатов. Представление отчета о проделанной работе, описывающий результаты проекта Отчет может быть устным в виде презентации в Power Point, в виде доклада, письменным или демонстрационным. Анализ процесса реализации проекта, полученных результатов (успехи и неудачи) и их причины [5].

Таким образом, основными условиями организации работы над проектом являются: знание преподавателем особенностей методики проекта, понимание обширных возможностей развития студентов в ходе проектной деятельности; обучение студентов технологиям проектной деятельности (умение ставить цель, задачи, объект исследования, гипотезу, планировать свою деятельность и деятельность своих одногруппников); умение четко, системно осуществлять предлагаемую деятельность, необходимую для развития учащихся, участвующих в реализации деятельности, и достижения цели; наличие определенного знания по предмету и общие интеллектуальные навыки, а также желание участвовать в проектной работе.

® I

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №10 2024

https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/107

По окончании проекта, преподавателю неоюходимо дать обратную связь каждому студенту, возможно индивидуально, и предложить возможные улучшения для следующего проекта. Преподавателю также необходимо иметь соответствующие навыки (например, навыки работы с цифровыми технологиями или опыт работы с цифровыми медиа в классе) для оценки групповой работы в рамках проектного обучения.

Список литературы:

1. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-пресс, 2000. 382 с.

2. Образцов П. Профессионально ориентированная технология обучения: особенности проектирования и конструирования // Alma mater: Вестник высшей школы. 2003. №10. С. 1417.

3. Десяева Н. Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога. М.: Academia, 2003. 189 с.

4. Полат E. C. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. №6. С. 43-47.

5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2009. 107 с.

References:

1. D'yui, D. (2000). Demokratiya i obrazovanie. Moscow. (in Russian).

2. Obraztsov, P. (2003). Professional'no orientirovannaya tekhnologiya obucheniya: osobennosti proektirovaniya i konstruirovaniya. Alma mater: Vestnik vysshei shkoly, (10), 14-17. (in Russian).

3. Desyaeva, N. D., Lebedeva, T. A., & Assuirova, L. V. (2003). Kul'tura rechi pedagoga. Moscow. (in Russian).

4. Polat, E. C. (2006). Metod proektov: istoriya i teoriya voprosa. Shkol'nye tekhnologii, (6), 43-47. (in Russian).

5. Pakhomova, N. Yu. (2009). Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 15.09.2024 г. 20.09.2024 г.

Ссылка для цитирования:

Калматова Г. М., Хасанов Н. Б. Проектные технологии на практическом курсе русского языка при формирование исследовательских качеств студентов вуза // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №10. С. 387-391. https://doi.org/10.33619/2414-2948/107/49

Cite as (APA):

Kalmatova, G. & Khasanov, N. (2024). Project Technologies in the Practical Course of the Russian Language in the Formation of Research Qualities of University Students. Bulletin of Science and Practice, 10(10), 387-391. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/107/49

® I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.